Тренер сборной СССР М.И. Якушин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренер сборной СССР М.И. Якушин



Победа со счетом 3:0 в ответном матче четвертьфинала со сборной Венгрии вывела сборную СССР в решающую стадию чемпионата Европы, которая на этот раз проходила в Италии. Местом полуфиналов были назначены Неаполь и Флоренция. Сборной СССР предстояло играть со сборной Италии. И хотя после вдохновенной победы над венграми прошло меньше месяца, состав советской команды, приехавшей в Неаполь, по вынужденным причинам заметно обновился.

Всего за четыре дня до полуфинального матча чемпионата Европы, сборной СССР пришлось играть в Остраве со сборной Чехословакии в отборочном турнире XIX Олимпиады. Мало того, что матч был вчистую проигран – 0:3, так еще защитник хозяев поля нанес тяжелую травму колена Игорю Чис ленко, от которой он так никогда уже не оправился. Травму получил также Виктор Аничкин (кстати, в московском матче со сборной Чехословакии, сыгранном 21 мая 1968 года, как раз Численко и Аничкин уже под конец матча забили два гола, позволившие сборной СССР одержать победу – 3:2).

В том же матче в Остраве травмирован был и Муртаз Хурцилава – футболисты сборной Чехословакии играли в тот день беспримерно грубо. Но объяснить происходящее тогда нетрудно: май 1968 года – это как раз разгар «пражской весны», вызвавшей решительное недовольство советского руководства и закончившейся тем, что СССР и другие страны Варшавского договора ввели в Чехословакию свои войска. Футболисты Чехословакии в том матче демонстрировали свою неприязнь советским футболистам, которых считали представителями оккупационного режима…

Потеряла сборная СССР и великого полузащитника Валерия Воронина, да еще при трагических обстоятельствах. После московского матча со сборной Чехословакии в отборочном олимпийском турнире Михаил Якушин отчислил Воронина из сборной СССР за частые нарушения режима и дисциплины – увы, в конце 60‑х годов торпедовец не мог служить образцом для подражания. И почти сразу же Воронин попал в страшную автокатастрофу – «Волга» футболиста на полном ходу врезалась в автокран. От гибели на месте Воронина спасло лишь то, что его сиденье не было должным образом закреплено и в момент удара сдвинулось с места. Как бы то ни было, врачам буквально пришлось сшивать его заново.

Не играл больше в сборной и Эдуард Стрельцов – с ним Якушин расстался по той же, чего греха таить, причине, что и с Ворониным, – все более частые нарушения режима…

Поэтому в Неаполь на матч со сборной Италии приехало немало футболистов, не игравших в московском матче с венграми – торпедовец Александр Ленёв, спартаковец Геннадий Логофет, минский динамовец Эдуард Малофеев, армеец Юрий Истомин.

Нетрудно представить, что 75 тысяч зрителей, собравшихся на стадионе «Сан‑Паоло», бурно болели за сборную Италии. Тем не менее футболисты сборной СССР играли достойно. С первых же минут именно они захватили инициативу. Несколько опасных быстрых проходов совершил Геннадий Еврюжихин, завершая их подачами в центр штрафной площадки итальянцев. Но в тот день в воротах сборной Италии великолепно сыграл Дино Дзофф, всегда успевая выйти на перехват.

Уже к середине первого тайма ход игры прибрали к рукам итальянцы. Теперь они вели настоящий штурм ворот Юрия Пшеничникова. В эти минуты огромная нагрузка выпала на капитана сборной СССР, центрального защитника Альберта Шестернева. Он успевал справляться не только с собственными обязанностями, но и успевал вовремя придти на помощь другим защитникам, если это было нужно. Несколько раз команду спасал Юрий Пшеничников.

Уже во втором тайме вратарь сборной СССР в последний момент успел снять мяч с ноги Джанни Риверы, готового пробить с линии вратарской площадки. Однако к концу второго тайма итальянцы, похоже, подустали, и инициатива снова перешла к сборной СССР. Несколько раз по воротам Дзоффа опасно бил Александр Ленёв, мастер точных дальних ударов. Именно таким ударом в 1965 году он забил «золотой» гол в ворота одесского «Черноморца», после победы над которым московское «Торпедо» во второй раз за свою историю стало чемпионом СССР..

Казалось, вот‑вот сборной СССР удастся наконец забить гол. Хорошие моменты для этого были у Геннадия Еврюжихина и Геннадия Логофета, но защитники сборной Италии тоже играли великолепно. Основное время так и закончилось со счетом 0:0.

Последние полчаса прошли в равной борьбе. На соперников явно подействовала неаполитанская жара, чаще стали ошибаться защитники, но и нападающие действовали не лучшим образом. Анатолий Бышовец грешил индивидуальной игрой, не спеша отдавать мяч партнерам, даже находящимся в хорошей позиции. Еврюжихин, набрав большую скорость, наоборот, быстро терял мяч.

Правда, под самый конец дополнительного времени именно Еврюжихин мог решить судьбу матча. Прорвавшись по флангу, он нанес издали мощный удар. Дзофф не успел на него среагировть, но мяч пролетел в метре от штанги. А буквально через мгновение итальянцы ответили своим выпадом: теперь Домингини бил по воротам Пшеничникова. Вратарь сборной СССР вряд ли смог бы его отразить, однако мяч с огромной силой ударился в штангу. Так со счетом 0:0 закончилось и дополнительное время матча.

Теперь судьбу матча пришлось определять жребием. В судейской комнате собрались капитаны команд – защитники Альберт Шестернев и Джачинто Факетти, три судьи, работавшие на матче, и представитель УЕФА испанец Агустин Пухоль. Сумел в ней оказаться также и тренер сборной СССР Михаил Якушин. О том, что происходило, позже он вспоминал так:

«Я всеми правдами и неправдами тоже пробрался в это помещение. Иностранные участники жеребьевки недоуменно посматривали на меня, но, так и не догадавшись, кто я такой, приступили к официальной процедуре.

Сначала определили, какой монетой бросать жребий – итальянской или французской. Выбрали французскую. Пухоль спрашивает у Шестернева, какую сторону монеты выбирает он. Я за это время успел внимательно осмотрел монету и заметил, что одна ее сторона, называемая „фигурой", чуть выпуклая. Поскольку в детстве я увлекался игрой „орел или решка", то сообразил, что шансов на то, что монета упадет вверх выпуклой частью, значительно больше.

Подсказываю Шестерневу: „Выбирай фигуру!". Он стоит отрешенный. Я ему: „Фигуру!". А он находится в состоянии прострации и ничего не слышит. Пухолю надоело ждать, и он обратился к Факетти – выбирай, мол, ты. Итальянец сразу смекнул, в чем дело, и произнес: „Фигура!". Пухоль подбросил монету, она упала на пол, и раздался торжественный крик Факетти: „Фигура!". Итальянцы вышли в финал чемпионата Европы».

Счастливый Факетти вернулся на поле, чтобы выкрикнуть во весь голос: «Италия!» И стадион «Сан‑Паоло» взорвался криками восторга. Сборная Италии вышла в финал чемпионата Европы 1968 года.

А сборная СССР, увы, стала единственной за всю историю чемпионатов Европы командой, которой было засчитано поражение с помощью монеты, выпавшей не той стороной…

8 июня 1968 года сборной СССР пришлось играть матч за третье место со сборной Англии, которая проиграла в другом полуфинале от сборной Югославии. В том матче югославский нападающий Драган Джаич забил единственный мяч за 5 минут до конца игры.

Но в матче за третье место, состоявшемся на римском стадионе «Олимпико», англичане, действующие чемпионы мира, без особого труда победили сборную СССР со счетом 2:0. Голы забили Бобби Чарльтон и Джеффри Херст. Справедливости ради надо сказать, что советские футболисты были, конечно, выбиты из колеи поражением, которое принесла им монетка, подброшенная представителем УЕФА Августином Пухолем.

Результаты той жеребьевки, кстати, оказались несчастливыми и для тренера сборной СССР Михаила Якушина. После возвращения команды домой советское футбольное руководство признало результат ее выступления на чемпионате Европы неудачным и сняло Якушина с его поста.

Через несколько часов после поражения сборной СССР от англичан на поле того же римского стадиона вышли сборные Италии и Югославии, чтобы решить, кому стать новым чемпионом Европы. Игра после основного и дополнительного времени завершилась вничью – 1:1. Но в финальном матче по регламенту судьбу команд решала уже не монетка, а переигровка. Дополнительный матч был сыгран через день, 10 июня 1968 года, и теперь безоговорочно выиграли итальянцы – 2:0.

Это был первый крупный успех сборной Италии после чемпионата мира 1938 года. Тогда, ровно 30 лет назад, они во второй раз стали чемпионами.

 

ГОД

«МИЛАН» – «АЯКС»

КУБОК ЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕМПИОНОВ

 

В 1969 году финальный матч Кубка европейских чемпионов был сыгран в Мадриде, на стадионе «Сантьяго Бернабеу». 28 мая на поле вышли футболисты итальянского «Милана» и голландского «Аякса». Футбольные судьбы обоих клубов были довольно схожи, хотя Милан и Амстердам находятся в противоположных концах Европы.

Начать с того, что даже образованы эти клубы были практически одновременно – дата рождения «Милана» 1899 год, дата рождения «Аякса» – 1900 год. До 60‑х годов XX века оба клуба не добивались больших успехов у себя на родине, но примерно в одно и то же время начали свой взлет.

Однако здесь уже начинались различия. В «Милане», богатом клубе, наряду с прекрасными итальянскими футболистами, какими были, например, Джанни Ривера, Пьерино Прати, Анджело Сормани, играли легионеры, хотя бы немецкий защитник Карл‑Хайнц Шнеллингер и шведский нападающий Курт Хамрин. Вдобавок «Милан» быстрее добился первых европейских успехов. К 1969 году он успел уже дважды выиграть Кубок европейских чемпионов – в 1963 и в 1965 годах, причем победив в обоих финалах одного и того же соперника – португальскую «Бенфику».

А амстердамский «Аякс» в 1969 году впервые вышел в финал европейского клубного турнира, и любители футбола пока мало что о нем знали. Да и весь голландский футбол тогда еще оставался в тени футбольного мира, хотя Голландия – одна из старейших «футбольных» стран Европы. Национальная футбольная ассоциация была основана здесь еще в 1899 году. В 1904 году Голландия входила в семерку европейских стран, учредивших ФИФА (вместе с Францией, Испанией, Швецией, Данией, Бельгией и Швейцарией).

Однако голландские клубы очень долго оставались любительскими. Неудивительно, что сборная страны, формировавшаяся из тех же любителей, терпела частые поражения. Только в 1957 году лучшие из голландских клубов были переведены на профессиональную основу. Для сравнения – итальянские футболисты задолго до этого уже успели дважды стать чемпионами мира…

Но первый выход «Аякса» в финал Кубка европейских чемпионов был предвестником уже близкого ослепительно яркого взлета этого клуба во всем европейском футболе. Взлет этот был связан с именем Ринуса Михелса – великого тренера, привнесшего в игру идею «тотального футбола». За образец Михелс взял принцип действий баскетбольной команды, где при владении мячом все участвуют в атаке, а при потере мяча всей командой обороняются.

«Аякс» Михелса поражал огромной скоростью и слаженностью игры, футболисты прекрасно взаимодействовали на поле. Постоянно меняясь местами, они быстро освобождались от опеки соперника в атаке и вовремя страховали друг друга в обороне своих ворот. Когда защитники шли в атаку, в оборону оттягивались нападающие. Поэтому атака могла начинаться с любой точки поля и развиваться самым неожиданным для противника образом.

Особенно трудно было противостоять «тотальному футболу» командам, исповедующим тактику «персональной опеки». В этом случае защитник был постоянно «прикреплен» к своему нападающему и не отходил от него ни на шаг. Поэтому, когда нападающие «Аякса» отходили назад, защитники следовали за ними. А в освободившуюся таким образом зону выходили подключившиеся к атаке защитники «Аякса».

Зрелищно игра амстердамской команды получалась очень красивой и таила в себе много неожиданных коллизий. Но, разумеется, такой футбол требовал от игроков универсальной технической оснащенности и прекрасных физических данных. И амстердамский «Аякс» прославился еще и тем, что за редчайшим исключением не покупал «готовых» футболистов за рубежом, а готовил своих собственных. При клубе была создана прекрасная футбольная школа, воспитавшая не один десяток прославленных впоследствии игроков. В ней и начиналась футбольная карьера великого Йохана Кройфа.

Можно сказать, что он был связан с амстердамским клубом чуть ли не с рождения. В детстве он не знал достатка, потому что рано потерял отца. Мать же была прачкой, но не где‑нибудь, а именно в клубе «Аякс». Она стирала красно‑белые майки, а малыш Йохан нередко наблюдал за тренировками футболистов. Неудивительно, что он и сам рано начал гонять мяч на пустырях амстердамского предместья, где жила семья. Когда же ему исполнилось 12, мать попросила тренеров принять Йохана в школу «Аякса».

Четыре года спустя, в 1963 году, он подписал первый в своей жизни профессиональный контракт. В 17 лет впервые сыграл в матче основной команды. Вскоре выяснилось, что Йохан Кройф не только прекрасно подходит под тактическую концепцию Ринуса Михелса, но способен вести всю игру команды.

Легкий и грациозный Кройф постоянно маневрировал по всему полю. Его перемещения то и дело становились полнейшей неожиданностью для противника. Именно поэтому впоследствии он получил свое знаменитое прозвище – «Летучий голландец». Соперников неимоверно запутывала его игра не только с мячом, но и без мяча – так, как он, в ту пору больше не играл никто. Сам он однажды объяснил смысл своих действий так: «Современный футбол по сути своей – футбол опережения и предвосхищения. Быстро ставьте перед соперником трудные задачи своими перемещениями после того, как отдали мяч. Принимайте решения на ходу стараясь довести игровую идею до конца. Отвлекайте вратаря и держите его в напряжении, вызывайте неразбериху в обороне соперника, отвлекайте защитников ложными маневрами, словом, влияйте своим авторитетом на ход поединка».

У Кройфа была великолепная скорость – 30 метров с места он пробегал за 3,8 секунды. Он мог «включить» ее в любой момент, но так же мгновенно остановиться. На полном ходу он был способен изменить направление движения.

Если он прекрасно играл без мяча, то не менее изумительно управлялся и с ним. Отобрать его у Кройфа было очень сложно. Несмотря на свою легкость, он крепко держался на ногах и, закрывая мяч корпусом, опять‑таки неожиданно менял направления движения. Но столь же мгновенно Кройф мог, получив пас от партнера, одним коротким касанием изменить направление полета мяча, опять‑таки поставив соперника в тупик.

Одним из знаменитых приемов Кройфа была подкрутка мяча внешней стороной стопы. Так он подавал угловые и бил штрафные, причем нередко придавал мячу столь кривую траекторию, что он оказывался перед партнером, обогнув по пути защитников.

Но под стать Кройфу были и другие футболисты‑универсалы «Аякса». Они все вместе закручивали у ворот противника головокружительные комбинации с совершенно неожиданными передачами мяча…

И все‑таки дебют «Аякса» в Кубке европейских чемпионов оказался неудачным – команде попросту не хватило международного опыта.

С первых же мгновений было видно, что молодые голландские футболисты теряются перед хорошо организованной, мастеровитой игрой «Милана». Неожиданные перемещения голландцев зачастую оказывались бесполезными: итальянцы успевали перехватить мяч, прежде чем кто‑то из футболистов «Аякса» мог сделать острую передачу. Далеко не все получалось и у Кройфа.

А у «Милана» в тот день великолепную игру показал Пьерино Прати. Уже на 7‑й минуте, получив навесную передачу с левого фланга, он головой перекинул мяч через вышедшего далеко вперед вратаря Балса и попал точно в левую «девятку». За пять минут до конца второго тайма Прати забил второй гол.

Во втором тайме у голландцев опять‑таки игра не шла, пока в ворота «Милана» не был назначен 11‑метровый за снос Кройфа. Его пробивал защитник Велибор Васович, единственный легионер «Аякса», перешедший в амстердамский клуб из белградского «Партизана». Он обманул вратаря «Милана» Фабио Кудичини, бросившегося в другой угол, и счет стал 2:1.

После этого голландцы смогли наконец показать свой непредсказуемый тотальный футбол. «Милан» был прижат к своим воротам, но все‑таки выстоял, а на 67‑й минуте забил третий гол. Атака «Милана» развивалась вроде бы неспешно, но все тому же Пьерино Прати дали возможность пробить с линии штрафной площадки, и он точно послал мяч в правый от вратаря нижний угол.

Последний гол в этом финале получился курьезным. Голландцы увлеклись атакой, и Прати, опередив защитников, один мчался к штрафной площадке. Но бить не стал, а сблизился с вратарем, вышедшим навстречу. Подоспел и один из голландских защитников, оттеснивший Прати к углу вратарской площадки. Однако Прати не потерял мяч, а хладнокровно навесил его на голову набежавшему Сормани, которого не держал никто из защитников, и тот с близкого расстояния послал его в ворота.

С этим счетом – 4:1 – матч и закончился. «Милан» уже в третий раз выиграл Кубок европейских чемпионов. Выиграл он его и на следующий год.

Ну а в 1971 году пришла наконец пора «Аякса»…

 

ГОД



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.046 с.)