Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валентин бубукин из «локомотива» в составе сборной СССР в 1960 году

Поиск

Ответная игра в Будапеште состоялась… только через год – 27 сентября 1959 года. Сборная СССР выиграла в Будапеште у сборной Венгрии и второй матч одной восьмой финала. Единственный гол забил полузащитник киевского «Динамо» Юрий Воинов.

А вот свой четвертьфинальный матч с командой Испании советские футболисты выиграли… с помощью политиков.

Первый матч со сборной Испании должен был состояться 29 мая 1960 года в Москве, ответный – 9 июня в Мадриде. Тренер сборной Испании знаменитый Эленио Эррера даже прилетал в Москву, чтобы осмотреть стадион Лужники и отель, где должны были жить испанские футболисты. Но в последний момент диктатор Франко запретил испанским футболистам выезжать в СССР. Отношения двух стран со времен Гражданской войны в Испании были весьма напряженными. В СССР диктатуру Франко считали фашистской, а у диктатора были свои взгляды на советскую действительность…

Федерация футбола СССР выступила тогда с заявлением, осуждающим произвол Франко, сорвавшего встречу советских и испанских футболистов. Но советские футбольные начальники были, несомненно, очень довольны, когда сборную Испании исключили из розыгрыша Кубка Европы, как не явившуюся в назначенный срок на игру. Ведь испанская сборная была едва ли не сильнейшей в Европе, основу ее составляли футболисты мадридского «Реала», который пять лет подряд, начиная с 1956 года, выигрывал Кубок европейских чемпионов.

Так, обойдясь без четвертьфинальных матчей, сборная СССР сразу вышла в финальную часть Кубка Европы, которая проходила во Франции.

Полуфинал команда Гавриила Качалина сыграла 6 июля в Марселе со сборной Чехословакии. Как быстро выяснилось, советские футболисты оказались лучше подготовленными физически и превосходили соперников в скорости. На 35‑й минуте Валентин Иванов разыграл мяч с центральным нападающим Виктором Понедельником и открыл счет. В начале второго тайма Иванов забил второй гол. Вскоре Виктор Понедельник довел счет до разгромного – 3:0. Расстроенные чехословацкие футболисты не сумели даже реализовать одиннадцатиметровый удар, назначенный в ворота сборной СССР, – нападающий Войта послал мяч мимо ворот…

Между тем, в Париже в это же время разворачивались драматические события второго полуфинала. Хозяева чемпионата французы в матче со сборной Югославии в середине второго тайма вели в счете с преимуществом в два мяча – 4:2, однако в течение трех минут пропустили три мяча.

Наконец, Юиюля 1960 года, в дождливый день, на парижском стадионе «Парк де Пренс» в финальном матче первого Кубка Европы встретились старые противники – сборные СССР и Югославии. В Мельбурне советские футболисты взяли реванш за поражение в Хельсинки, в Париже уже югославы жаждали взять реванш за поражение в Мельбурне.

В отчете о первом финальном матче Кубка Европы во французской спортивной газете «Экип» можно найти такие строки: «Стиль и манера игры обеих команд проявились не сразу. Виной тому – плохое состояние поля и нервное возбуждение игроков перед ответственной встречей. Особенно оно чувствовалось в югославском лагере. Немалую роль сыграло и то, что игра носила атлетический характер, благодаря плотной опеке, применяемой командами. Встреча была острой, беспощадной, волнующей. Овладев нервами, югославы первыми показали, на что они способны. Поражала их исключительная подвижность. Что касается русских, то пришлось ожидать второй половины игры, чтобы убедиться в их качествах. Особенно яркой у них стала игра обоих краев. Это были не люди, а стрелы, пронизывающие грудь обороны».

Югославы, как писал французский журналист, и в самом деле «первыми показали, на что они способны». За две минуты до конца первого тайма Еркович обманул защитника Анатолия Масленкина, прошел по краю и сделал точную передачу Галичу, который и забил гол с линии вратарской площадки.

Но сборная СССР отыгралась уже в самом начале второго тайма. Валентин Бубукин нанес сильный удар метров с тридцати, и вратарь югославов Видинич отбил его прямо на Славу Метревели. Тот сразу же нанес точный удар, и счет сравнялся – 1:1.

После этого продолжалась упорная, равная борьба, и ничейный счет сохранился до конца второго тайма. Пришлось продолжать игру в дополнительное время. Наконец, на 113‑й минуте Михаил Месхи прошел по левому краю и навесил мяч в центр штрафной площадки. В высоком прыжке его достал головой Виктор Понедельник и точно послал в ворота. Этот мяч оказался победным: со счетом 2:1 финальный матч выиграла сборная СССР, и ее капитан Игорь Нетто поднял над головой Кубок Европы.

Грандиозный праздник для всех четырех сборных, участвующих в финальной части чемпионата, прошел высоко над Парижем, в одном из ресторанов Эйфелевой башни, но чествовали, конечно, главным образом победителя – сборную СССР. А в Шереметьеве футболистов, тренеров и всю советскую футбольную делегацию встречали, словно народных героев. Стоит, конечно, назвать все имена футболистов, участников того исторического матча…

Вратарь – московский динамовец Лев Яшин, защитники Гиви Чохели из тбилисского «Динамо» и московские спартаковцы Анатолий Крутиков и Анатолий Масленкин. В полузащите играли киевский динамовец Юрий Воинов и Игорь Нетто из московского «Спартака». Пятерку нападения составляли торпедовцы Слава Метревели и Валентин Иванов, Виктор Понедельник из ростовской команды СКА, Валентин Бубукин из «Локомотива» и тбилисский динамовец Михаил Месхи. По такой расстановке, кстати, можно судить, что советская сборная тогда играла еще по системе «дубль‑ве».

Никто из встречавших, никто из прилетевших тогда из Парижа не поверил бы, конечно, скажи ему, что победа в чемпионате Европы так и останется единственной в истории сборной СССР..

Правда, сборная СССР вышла в финал и следующего чемпионата Европы, который проводился в Мадриде в 1964 году. Но здесь хозяева финальной части турнира – сборная Испании – были сильнее, победив со счетом 2:1.

 

ГОД

«ДИНАМО» ТБИЛИСИ – «ТОРПЕДО»

КУБОК СССР

 

В советском футболе 1960 год стал звездным для московского «Торпедо». Долгое время команда московского автозавода ЗИЛ пребывала как бы в тени первенствовавших армейцев, московских динамовцев и спартаковцев, играла «на вторых ролях», хотя не раз побеждала чемпионов. Но уже в 1954 году, когда в «Торпедо» появился совсем юный Эдуард Стрельцов, от команды стали ожидать многого. Быстро сложившийся торпедовский тандем Иванов – Стрельцов заиграл ярко и мощно. Команда год от года набирала силы. На время ее ход, правда, притормозила беда, случившаяся со Стрельцовым в 1958 году, когда он был «отлучен» от футбола на несколько лет.

Но через два года автозаводский клуб наконец вышел на первые роли. Многие знатоки футбола полагают, что лучшей команды в Советском Союзе, чем «Торпедо» образца 1960 года, не было. Тренеру Виктору Маслову удалось создать великолепный ансамбль из молодых футболистов, играющих артистично, слаженно и мощно. Тогда впервые зазвучали имена Валерия Воронина, Славы Метревели, Геннадия Гусарова, Виктора Шустикова, Бориса Батанова, Николая Маношина, Александра Медакина, Олега Сергеева, но истинной душой команды был ее капитан Валентин Иванов, ведущий атаку.

«Торпедо» на одном дыхании прошло дистанцию к званию чемпиона, первому в своей истории, завоевав его за матч до последнего тура. В той «золотой» игре торпедовцы одержали победу над киевским «Динамо» на его поле – 2:1. Последняя игра с московским «Локомотивом» уже ничего не значила. Маслов выставил на нее дублирующий состав, решив поберечь силы основных игроков. «Торпедо» продолжало вести борьбу – теперь за Кубок СССР.

В полуфинальном матче, проходившем в Москве в густом сыром тумане, автозаводцы легко одолели команду из низшего дивизиона – одесский СКА – со счетом 4:0. Теперь впереди был финальный матч с тбилисским «Динамо». В случае победы «Торпедо» сделало бы «золотой дубль».

В том году в Москве рано выпал снег. 31 октября, в день финала, вокруг поля в Лужниках белели сугробы. Погода была не лучшей для тбилисцев, но они готовы были дать бой новому чемпиону Для торпедовцев команда из столицы Грузии всегда была очень неудобным соперником, матчи между этими командами всегда проходили в острейшей борьбе. Несмотря на то что «Торпедо» весь сезон показывало великолепную игру, исход финального матча трудно было предсказать. В любом случае, все ожидали от финалистов захватывающей, напряженной борьбы. И этот матч не обманул ожиданий, его помнят до сих пор.

В этой игре было все, чем прекрасен футбол: острейшая интрига и неожиданная развязка, необыкновенный накал, вдохновенная командная игра и блестящий «бенефис» одного из футболистов – капитана «Торпедо» Валентина Иванова.

На эту игру он вышел не только чемпионом страны, но и чемпионом Европы, завоевав это звание в составе сборной СССР в финальном матче в Париже со сборной Югославии. За плечами капитана «Торпедо», кроме того, была и победа четырехлетней давности в футбольном турнире мельбурнской Олимпиады. В финальном матче с тбилисским «Динамо» на Кубок СССР Валентин Иванов вновь показал, что равных ему в советском футболе того времени было мало…

Не зря острые на языки болельщики дали Валентину Иванову прозвище «балерина» – игра форварда «Торпедо» и в самом деле поражала непривычным в ту пору изяществом, легкостью и артистизмом. Великолепно подготовленный технически, Иванов запутывал оборону соперника тем, что мгновенно менял направление движения и ритм. Действия его были всегда неожиданны и хитры. Он прекрасно владел искусством обводки и был очень силен в индивидуальных действиях, но вместе с тем с удовольствием взаимодействовал с партнерами, снабжая их острыми передачами или открываясь, чтобы получить мяч для острого продолжения атаки.

В финальном матче Иванов успевал всюду. Он то сам угрожал воротам тбилисцев, то неожиданными пасами бросал вперед своих товарищей – правого крайнего Славу Метревели, центрального нападающего Геннадия Гусарова, левого инсайда Бориса Батанова, левого крайнего Олега Сергеева. Однако и тбилисцы, казалось, ничуть не уступают торпедовцам, и это подтверждал сам напряженный «сюжет» матча.

Счет должен был бы открыть Слава Метревели, бивший по воротам с десяти метров, но защитник тбилисцев Хочолава сыграл по‑вратарски, в прыжке отбив мяч рукой. В наше время за подобные действия судья удалил бы его с поля, назначив, само собой, в ворота тбилисцев 11‑метровый удар. Тогда, в 1960 году, судья ограничился одним только пенальти. Его точно пробил Гусаров. Так на 25‑й минуте счет стал 1: О в пользу «Торпедо».

Тбилисцы сравняли счет уже в следующей атаке, разыграв быструю комбинацию, которую сильным ударом завершил Баркая. Со счетом 1:1 и закончился первый тайм.

Через 9 минут после начала второго тайма атака, начатая Ивановым, закончилась вторым голом в ворота тбилисских динамовцев. Его автором снова стал Геннадий Гусаров. Футболисты «Торпедо», как и зрители на трибунах, большая часть которых болела за московскую команду, ликовали. Но вскоре тбилисцы снова сравняли счет. На этот раз для этого им понадобились 4 минуты: Калоев забил мяч головой, получив передачу с правого фланга.

Дальше долго продолжалась красивая равная борьба. Всего за три минуты до конца второго тайма Валентин Иванов, запутав своими неожиданными перемещениями защиту динамовцев, неожиданно пробил по воротам, и мяч оказался в сетке. Казалось бы, «Торпедо» уже не отдаст победу. Тем не менее на последней минуте динамовец Мелашвили вновь сравнял счет.

Пришлось играть дополнительное время. Команды явно устали, дело явно шло к переигровке – послематчевых пенальти тогда еще не били. И все‑таки за минуту до финального свистка Иванов совершил еще один из своих индивидуальных проходов, дошел почти до правого угла вратарской площадки и точно послал мяч в противоположный дальний угол. На этот раз отыграться тбилисцы уже не успели…

К завоеванным уже золотым медалям московское «Торпедо» добавило еще и Кубок СССР. Год стал для команды вдвойне золотым.

Увы, сохранить блестящую команду «Торпедо» образца 1960 года не удалось. В 1961 году она лидировала почти до самого конца чемпионата, но в последних турах сдала.

Кульминационным стал осенний матч в «Лужниках» с киевским «Динамо». Победа была бы «золотой» для «Торпедо». Торпедовцы открыли счет, но потом пропустили мяч. Чемпионами в том году впервые стали киевляне, а «Торпедо» заняло лишь второе место. Больше того, в финальном матче на Кубок СССР с донецким «Шахтером», где «Торпедо» считалось явным фаворитом, автозаводцы тоже умудрились проиграть – 1:3.

Так «Торпедо» в сезоне 1961 года стало дважды «второй» командой. Для любой другой команды это был бы великолепный результат, но руководство ЗИЛа посчитало иначе. Тренер Виктор Маслов был уволен, и уже в следующем году изумительно сыгранный торпедовский ансамбль распался – многие игроки разошлись по другим командам. Правда, капитан «Торпедо» Валентин Иванов, надежный защитник Виктор Шустиков и некоторые другие футболисты остались в родном клубе. И через несколько лет последовал новый взлет обновленного «Торпедо».

 

ГОД

«БЕНФИКА» – «БАРСЕЛОНА»

КУБОК ЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕМПИОНОВ

 

Пять раз подряд мадридский «Реал» выигрывал Кубок европейских чемпионов, но рано или поздно даже этот великий клуб должен был оступиться. Так и случилось в сезоне 1960/1961 года. Причем и для болельщиков «Реала», и для самих футболистов обиднее всего было то, что в первом же раунде (от предварительного раунда мадридский клуб был освобожден, как действующий обладатель Кубка) «Реал» оказался выбитым из дальнейшей борьбы его главным соперником и злейшим врагом в чемпионате Испании – «Барселоной».

 

Эмблема клуба «Бенфика»

Первый матч между «Реалом» и «Барселоной» в Мадриде закончился вничью – 2:2. Но в Барселоне каталонский клуб взял верх над Мадридцами – 2:1 и продолжил борьбу. А великая и с тех пор никем не превзойденная и даже не повторенная серия «Реала» – пять побед подряд в Кубке европейских чемпионов! – прервалась.

Но это поражение на европейской арене словно бы подстегнуло «Реал» в борьбе с «Барселоной» в чемпионате Испании. Весной 1961 года мадридский клуб отобрал у каталонцев звание чемпиона страны и после этого выигрывал этот титул пять сезонов подряд! Зато «Барселона» в сезоне 1960/1961 годов не только выбила «Реал» из Кубка европейских чемпионов, но дошла до финала, который 31 мая 1961 года прошел в Берне, на стадионе «Ванкдорф».

В тот день в составе «Барселоны» на поле вышли два игрока, которым бернский стадион был особенно памятным – по финальному матчу чемпионата мира 1954 года. Но воспоминания не были приятными: сборная Венгрии, в которую тогда входили нынешние футболисты «Барселоны» Шандор Кочиш и Золтан Цибор, проиграла в памятном драматическом матче сборной ФРГ – 2:3. Однако и финальный матч на Кубок европейских чемпионов сложился для них не менее драматично.

Соперником «Барселоны» была лиссабонская «Бенфика». В ту пору этот клуб был почти неизвестен за пределами Португалии, поэтому его считали явным аутсайдером. Но португальцы уверенно прошли весь турнир, а в двух полуфинальных матчах обыграли сильный клуб «Рапид» из Вены – 3:0 и 1:1. Для «Барселоны» полуфинальные матчи с немецким «Гамбургом» сложились труднее. На своем поле каталонцы выиграли – 1:0, но в Гамбурге проиграли 1:2, и вышли в финал лишь потому, что сумели забить мяч на чужом поле. Тем не менее перед финальным матчем, на который пришли 33 тысячи зрителей, фаворитом считалась «Барселона».

Атаками каталонского клуба и начался этот матч. Футболисты «Барселоны» хорошо держали мяч, острыми передачами выводя кого‑нибудь на ударную позицию. Опасные моменты у ворот «Бенфики» чаще создавали как раз венгерские «каталонцы». Наконец, на 20‑й минуте Шандор Кочиш с близкого расстояния головой послал мяч в сетку.

Но малоизвестные португальцы оказались стойкой командой. Выдающихся исполнителей, равных по футбольным талантам Кочишу и Цибору, в их составе не было, но «Бенфика» умело вела командную игру. Пропустив гол, португальцы заиграли еще сплоченнее. Они отодвинули игру от своих ворот и все чаще угрожали чужим.

Прошло 10 минут, и счет сравнялся: Жозе Агуаш, получив мяч на линии вратарской площадки, в борьбе с защитником сумел нанести точный удар. И почти сразу же, на 32‑й минуте, ошибку совершил вратарь «Барселоны» Антони Рамальетс. После дальнего удара кого‑то из португальцев мяч попал в перекладину, отскочил от нее и ударился в боковую стойку. Все произошло молниеносно, но стоявший рядом со штангой вратарь еще мог бы его отразить. Однако Рамальетс сделал какое‑то неловкое движение, потерял драгоценную долю секунды и сумел выбить мяч в поле уже после того, как он пересек линию ворот.

На перерыв команды ушли при счете 2:1 в пользу «Бенфики». Во втором тайме «Барселона» пошла вперед, но прошло десять минут, и счет стал уже 3:1. Гол, забитый Колуной, оказался очень красивым. Португалец приближался к линии штрафной площадке. Мяч, посланный ему партнером, летел на высоте груди. Остановить его и опустить вниз для удара ногой португальцу не дали бы каталонские защитники. Но Колуна, пригнувшись, сразу же ударил по мячу головой, послав его точно в нижний угол ворот, правый от вратаря. Рамальетс, вероятно, мог бы его отбить, но вновь чуть‑чуть замешкался, и мяч оказался в сетке.

Остаток второго тайма прошел в атаках «Барселоны». На 75‑й минуте Золтан Цибор дальним неожиданным ударом из‑за штрафной площадки отквитал один мяч – 3:2 в пользу «Бенфики». И все‑таки удача в тот день отвернулась от каталонцев. Еще дважды они могли забить гол, но мяч попадал не в ворота, а в штанги. Наконец прозвучал финальный свисток…

«Барселона» потерпела поражение, а для двух венгров на стадионе «Ванкдорф» повторилась драма 1954 года, хотя оба они забили «Бенфике» по мячу.

А победе «Бенфики» наверняка в тот день 31 мая 1961 года радовались не только сами португальские футболисты и их поклонники, но и футболисты мадридского «Реала», раз уж клуб из Лиссабона сумел наказать их «обидчиков» – «Барселону». Но в уже следующем финале Кубка европейских чемпионов «Реалу» предстояло встретиться как раз с «Бенфикой», и этот матч тоже вошел в число футбольных легенд.

 

ГОД

«БЕНФИКА» – «РЕАЛ» МАДРИД

КУБОК ЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕМПИОНОВ

 

Мадридский «Реал» в начале 60‑х годов переживал определенный спад – время лидеров команды, великих футболистов аргентинца Альфреда ди Стефано и венгра Ференца Пушкаша, увы, уже уходило. Когда в 1962 году «Реал» в шестой раз за последние семь лет вышел в финал Кубка европейских чемпионов, одному было тридцать шесть лет, другому – тридцать пять.

А вот слава безвестной еще совсем недавно лиссабонской «Бенфики», которую в 1959 году возглавил замечательный венгерский тренер Бела Гутман, прежде работавший в Бразилии, напротив, только‑только начиналась. В 1961 году «Бенфика» впервые в своей истории выиграла Кубок европейских чемпионов. Многим, правда, этот успех показался тогда случайным. Но весной 1962 года португальцы вновь вышли в финал, чтобы сразиться с «Реалом», и вышли вполне заслуженно. Теперь в клубе была своя футбольная звезда, и она определяла всю игру лиссабонского клуба.

Мир знает этого великого футболиста «Бенфики» только как Эйсебио, однако его полное имя втрое длиннее. Когда он только‑только начинал играть, никому и в голову не приходило величать полуграмотного негритянского паренька Эйсебио де Сильвой Ферейрой, – тем более что начинал он в далекой африканской глуши. А поскольку в большой футбол он ворвался совсем юным, то так и остался для всех просто Эйсебио.

Родина Эйсебио – Мозамбик, страна на африканском побережье, лежащая напротив Мадагаскара. Еще в XVIII веке эти благодатные места стали колонией Португалии. Так продолжалось и в годы юности Эйсебио, родившегося в нищей семье, где кроме него самого были еще восемь сыновей. Однако в середине XX века португальцы вывозили в метрополию уже не только золото и слоновую кость, но и талантливых черных футболистов, игра которых приносила ведущим клубам Португалии огромные доходы.

У «Бенфики», «Спортинга», «Порту» в Мозамбике и в другой португальской колонии, Анголе, были даже свои «филиалы» – футбольные клубы, служившие им своеобразными селекционными фермами. «Филиал» лиссабонского «Спортинга» в столице Мозамбика Лоренсу‑Маркише так и назывался – «Спортинг Лоренсу‑Маркиш». В нем‑то и оказался Эйсебио, проявлявший свои футбольные дарования чуть ли не с пеленок и очень надеявшийся, что именно футбол поможет ему обеспечить свою многочисленную голодную семью.

 

«Золотой мяч», который Эйсебио получил в 1965 году как лучший футболист Европы

Все шло к тому, что он действи тельно вскоре окажется в столице Португалии и будет играть в «Спортинге». Однако Эйсебио попал в другой лиссабонский клуб – «Бенфику», извечно соперничающую со «Стортингом». История тут случилась почти детективная.

В 1960 году бразильская команда «Ферровиарио», совершавшая коммерческое турне по Африке, побывала и в Мозамбике, где сыграла со «Спортингом Лоренсу‑Маркиш». Игра юного Эйсебио произвела на тренера бразильцев большое впечатление. Но забирать его в Бразилию он не собирался – там был переизбыток собственных черных талантов. Однако обратный путь команды лежал через Лиссабон, где тренер навестил своего старого товарища, тренера «Бенфики» Белу Гутмана…

Словом, когда в следующем 1961 году «Спортинг» в самом деле вызвал Эйсебио на просмотр, люди из «Бенфики» похитили юного африканца буквально с трапа самолета, приземлившегося в лиссабонском аэропорту. Некоторое время, пока не улеглись страсти, клуб скрывал его в надежном потайном месте. Наконец, Эйсебио начал тренировки в «Бенфике», которая в мае того года уже успела в первый раз выиграть Кубок европейских чемпионов.

Ядро лиссабонского клуба составляли именно африканцы с португальскими именами – голкипер Кошта Перейра, центральный нападающий и капитан команды Жозе Агуаш и еще два нападающих – Жоакин Сан‑тана и Марио Колуна. Но величайшим из всех футболистов‑африканцев «Бенфики» суждено было стать Эйсебио.

Он пришел в команду, не только владея всеми футбольными премудростями, но и отлично и разносторонне подготовленным физически. Баскетбол, которым он увлекался помимо футбола, научил его пластично передвигаться по полю без мяча. Увлекался он также легкой атлетикой и пробегал стометровку за 10,8 секунды.

Один из первых матчей 19‑летнего Эйсебио сразу же стал легендарным. На «выставочном» турнире в Париже «Бенфика» встречалась с «Сантосом», где играл сам Пеле. Поначалу Эйсебио был в запасе. После первого тайма португальцы проигрывали 0:3. Пеле, как все и ожидали, творил чудеса…

Во втором тайме на поле вышел Эйсебио и в течение 20 минут забил «Сантосу» три мяча. Правда, в конце концов «Сантос» все‑таки вырвал победу – 6:3, но игра Эйсебио поразила футбольный мир. Осенью 1961 года его уже пригласили в сборную Португалии, хотя в национальном первенстве он успел сыграть за «Бенфику» лишь какой‑то десяток матчей.

Ну а 2 мая 1962 года Эйсебио в составе «Бенфики» вышел на поле Олимпийского стадиона в Амстердаме, чтобы в финальном матче Кубка европейских чемпионов сыграть против прославленного мадридского «Реала».

Конечно, футболисты «Реала», пятикратные победители Кубка европейских чемпионов, горели желанием реабилитироваться перед своими болельщиками за провальное выступление в прошлом сезоне клубного европейского турнира, когда команда уже в первом раунде выбыла из борьбы, да еще уступила при этом не кому‑нибудь, а своему главному сопернику по чемпионату Испании – «Барселоне». «Реал» сразу же повел мощнейшие атаки на ворота «Бенфики». В этот день неудержим был великий Ференц Пушкаш.

Уже на 17‑й минуте в быстрой контратаке он один промчался к чужим воротам от центра поля, и вратарь «Бенфики» Коста Перейра достал из сетки своих ворот первый мяч. Прошло 6 минут, и Пушкаш красивым дальним ударом из‑за пределов штрафной площадки забил второй гол. Для вратаря мяч оказался трудным: сначала он ударился о землю, а потом влетел в ворота. Начало складывалось для лиссабонцев катастрофически. Однако прошло всего 2 минуты, и Жозе Агуаш в сутолоке у ворот «Реала» отквитал один гол, добив мяч, отскочивший от штанги после штрафного удара. Теперь уже «Бенфика», воодушевленная первым успехом, повела атаки на воротам «Реала», и на 34‑й минуте Кавим сравнял счет. Он подхватил мяч, выбитый из штрафной площадки, и сразу нанес точный удар.

Казалось, в игре наступил перелом. Но прошло еще 4 минуты, и неудержимый Пушкаш, получив мяч на линии штрафной площадки прямо против ворот «Бенфики», вновь вывел «Реал» вперед – 3:2. С таким счетом и закончился первый тайм.

Всего через 6 минут после начала второго тайма португальцы сравняли счет – теперь отличился Марио Колуна, пославший мяч в ворота «Реала» дальним ударом из‑за штрафной площадки. И после этого игра «Реала» стала заметно тускнеть. На видеозаписи этого матча отчетливо видно, что футболисты мадридского клуба уже устали, в их действиях появилась обреченность, они стали чаще терять мяч, атаки их затухали, едва начавшись. Теперь всю игру вела «Бенфика», а точнее, Эйсебио, на которого играли его партнеры. Раз за разом Эйсебио совершал блистательные индивидуальные проходы, с которыми до поры до времени защитники «Реала», правда, справлялись.

Окончательный перелом в игре наступил в середине второго тайма. На 65‑й минуте Эйсебио забил гол с 11‑метрового штрафного удара – 4:3 в пользу «Бенфики». И через 3 минуты он же забил последний мяч в этом напряженном, драматичном матче, когда все очень быстро менялось и ничего нельзя было предсказать заранее. Португальцы били штрафной удар прямо против ворот «Реала». Колуна откатил мяч вправо на Эйсебио, и тот мощным ударом послал его в сетку. Победив со счетом 5:3, «Бенфика» во второй раз подряд завоевала Кубок европейских чемпионов.

Увы, после этого и в игре «Бенфики» последовал определенный спад. В 1963 году «Бенфика» вышла в финал Кубка европейских чемпионов в третий раз подряд, но теперь последовала неудача: проигрыш «Милану» – 1:2. Единственный мяч португальской команды тем не менее записал на свой счет Эйсебио. В 1965 году «Бенфика» еще раз пробилась в финал Кубка чемпионов и снова проиграла со счетом 0:1– теперь миланскому «Интеру». Но зато Эйсебио в том же 1965 году получил «Золотой мяч» как лучший футболист Европы.

А впереди у него был чемпионат мира 1966 года, где ярко блеснула сборная Португалии, пусть и занявшая лишь третье место.

…Весной того 1966 года Кубок европейских чемпионов выиграл, наконец, уже в шестой раз мадридский «Реал», заметно обновивший свой состав.

 

ГОД



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.015 с.)