ТОП 10:

Виды экономического анализа и их роль в управлении



Хозяйственной деятельностью

В аналитической практике используются различные виды экономического анализа в зависимости от объектов и субъектов исследования, сроков проведения, содержания и задач аналитических программ.

По роли в управлении выделяют:

· управленческий (внутренний) анализ, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство организации;

· финансовый анализ, обеспечивающий внешних и внутренних пользователей информацией о состоянии организации;

 

По периодичности анализ может быть:

· перспективным (прогнозным);

· оперативным;

· текущим.

 

В зависимости от характера объектов управления анализ может быть:

· по отраслям экономики;

· уровням общественного производства и управления;

· стадиям процесса расширенного воспроизводства ( производство, обмен, распределение, потребление);

· по составным элементам производства ( трудовым, материальным и финансовым ресурсам).

 

По содержанию и полноте изучаемых вопросов экономический анализ делят на:

· полный ;

· локальный (анализ деятельности отдельных подразделений);

· тематический (анализ отдельных функциональных систем экономики).

 

По методам изучения объекта:

· системный;

· функционально -стоимостный;

· сравнительный;

· факторный;

· диагностический;

· маржинальный ;

· экономико -математический и другие.

 

 

Пользователи экономической информации

Аналитическая экономическая информация представляет интерес для внешних и внутренних пользователей.

Внешние пользователи подразделяются на две группы.

Первая группа пользователей непосредственно заинтересована в информации:

· существующие и потенциальные собственники средств организации;

· кредиторы;

· поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей;

· государство в лице налоговых органов;

· служащие с точки зрения заработка и перспектив работы.

 

Ко второй группе относятся внешние пользователи, опосредованно заинтересованные в аналитической информации:

· аудиторские службы;

· консультанты по финансовым вопросам;

· биржи ценных бумаг;

· законодательные органы;

· пресса и информационные агентства;

· профсоюзы.

 

Внутренние пользователи - руководство предприятия, менеджеры различных служб и т.д.

 

Информационное обеспечение экономического анализа

Для целей экономического анализа в практике используется широкий круг информации различного рода и характера. Информационная база экономического анализа включает в себя нормативно -законодательные документы, плановые, оперативные, статистические сведения, данные первичной бухгалтерской документации, аналитическую информацию различных информационных агентств.

Основные виды информации для целей экономического анализа:

1) официальные документы и нормативно -плановые:

· государственные законы;

· указы Президента;

· Постановления правительства и местных органов власти;

· приказы вышестоящих организаций;

· хозяйственно -правовые документы;

· решения собрания акционеров;

· прейскуранты;

· справочники;

· бизнес -план;

· бюджеты предприятия.

2) Учетные источники информации:

· финансовая отчетность;

· данные управленческого учета и отчетности;

· данные синтетического и аналитического учета;

· налоговая отчетность.

3) Внеучетные источники информации:

· материалы, акты, заключения внутреннего и внешнего аудита, ревизий, проверок деятельности налоговыми органами, врачебно -санитарного контроля, профессиональных консалтинговых фирм, региональных отделений статистики и т.д.;

· техническая и технологическая документация;

· данные специальных обследований;

· переписка с контрагентами ;

· информация СМИ, интернета, рейтинговые оценки специальных служб и т.д..

 

 

Взаимосвязь производственного и финансового анализа.

 

Анализ хозяйственной деятельности включает два крупных раздела:

1) финансовый анализ;

2) управленческий производственный анализ.

 

Подразделение экономического анализа на финансовый и управленческий вызвано практикой разделения учета операций на предприятиях на бухгалтерский (финансовый) и управленческий и является весьма условным, так как внутренний (управленческий ) анализ можно интерпретировать как продолжение внешнего анализа и наоборот.

Организация, объекты и методы решения задач финансового и управленческого анализа имеют свою специфику, но взаимосвязаны между собой.

 

Финансовый анализ может быть внешним и внутренним.

Внешний финансовый анализ осуществляется на основе данных публичной бухгалтерской отчетности.

Внутренний финансовый анализ осуществляется на основе данных бухгалтерского учета и отчетности.

Управленческий (внутрихозяйственный) анализ может осуществляться на основе данных бухгалтерского учета и отчетности , а также данных управленческого учета.

 

В процессе финансового анализа дается оценка:

· абсолютных показателей прибыли, выручки, издержек;

· показателей рентабельности;

· показателей рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности организации;

· показателей эффективности использования собственного капитала;

· показателей эффективности использования заемных средств;

· показателей эффективности авансирования капитала (инвестиционный анализ);

· показателей финансового состояния организации и рейтинговой оценки организации -эмитента.

 

Особенности финансового анализа:

· широкий круг пользователей информации;

· разнообразие целей и интересов пользователей аналитической информации;

· наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

· максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.

 

В процессе управленческого анализа осуществляется:

· обоснование бизнес -плана;

· комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;

· оценка технико -организационного уровня и других условий производства;

· оценка эффективности использования производственных ресурсов;

· оценка объемов производства и реализации продукции, ее качества;

· устанавливается взаимосвязь себестоимости, объема продукции, прибыли.

 

К особенностям управленческого учета относятся:

· ориентация результатов анализа на руководство организации;

· отсутствие регламентации анализа;

· комплексность анализа;

· интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

· закрытость результатов анализа с целью сохранения коммерческой тайны.

Контрольные вопросы по теме:

1) Каковы цели и задачи экономического анализа?

2) Какие задачи стоят перед аналитиком, осуществляющим оценку финансового состояния организации и прогнозирования ее деятельности в условиях неопределенности и риска?

3) В чем сущность экономического анализа? Какова роль экономического анализа в системе управления финансово –хозяйственной деятельностью организации?

4) Дайте характеристику различных видов экономического анализа.

5) Назовите основных пользователей экономической информации.

6) Какие стандартные приемы используются в процессе экономического анализа?

7) Какие Вы знаете источники информации для целей экономического анализа?

8) В чем заключается активная роль информации в управлении бизнесом?

9) Какие основные требования предъявляются к экономической информации ее пользователями?

10) В чем состоит усложнение задач экономического анализа в современном бизнесе?

 

 

Методологические основы экономического анализа

 

Основные вопросы темы:1. Этапы и стандартные приемы экономического анализа 2. Качественные и количественные методы экономического анализа. 3. Методы факторного анализа.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.013 с.)