ТОП 10:

Расчет маржинального дохода, порога рентабельности



 

Одним из важнейших этапов планирования деятельности организации является рассмотрение вариантов возможных изменений рыночной ситуации и возможностей деятельности организации в этих условиях.

Одним из наиболее доступных методов управления предпринимательской деятельностью и финансовыми результатами деятельности является операционный анализ, осуществляемый по схеме: издержки - объем продаж - прибыль. Этот метод позволяет выявить зависимость финансового результата от изменения издержек, цен, объема производства и реализации продукции.

С помощью операционного анализа можно :

1. оценить прибыльность хозяйственной деятельности;

2. прогнозировать рентабельность организации;

3. оценить предпринимательский риск;

4. выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;

5. оценить прибыльность инвестиций;

6. разработать наиболее выгодную для организации ассортиментную политику в сфере производства и реализации.

 

Ключевыми элементами операционного анализа следующие показатели:

- критический объем производства и реализации продукции;

- порог рентабельности;

запас финансовой прочности.

 

Анализ безубыточности бизнеса является одним из главных инструментов решения большого класса управленческих задач. Посредством такого анализа можно определять точку безубыточности и запас финансовой прочности (зону безопасности), планировать целевой объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболее эффективных технологий производства, принимать оптимальные производственные планы.

Точка безубыточности (порог рентабельности) – это минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, ни убытков.

Если предприятие производит только один вид продукции, точка безубыточности рассчитывается по формуле:

ТБ = ПЗ / (Ц –Пер.З.уд.),

Где:

ТБ – точка безубыточности, ед.

ПЗ – постоянные затраты, руб.;

Ц – цена единицы продукции, руб./ед.;

Пер.З.уд. – переменные затраты на единицу продукции, руб./ед.;

( Ц –. Пер.З.уд ) – маржинальный доход на единицу продукции, руб./ед.

В стоимостном выражении порог рентабельности определяется следующим образом:

ТБ = ПЗ / Кмд,

ТБ – критическая величина выручки, руб.

Кмд – коэффициент маржинального дохода;

Кмд = МД / N

N – выручка от продаж, руб.

МД = N – Пер.З.

При наличии более одного вида продукции точку безубыточности можно определить по бизнесу в целом либо по отдельным видам продукции.

Разность между фактической либо планируемой выручкой от продажи (Nфакт,- Nплан) и критической величиной выручки (ТБ) характеризует запас финансовой прочности (ЗФП):

ЗФП = Nфакт – ТБ

или ЗФП = Nплан – ТБ

Организация без риска убытков может понизить объем выручки от продажи на величину ЗФП. Запас финансовой прочности можно определить не только в абсолютном выражении, но и относительном:

КЗФП = ЗФП / Nфакт * 100%

или КЗФП = ЗФП / Nплан * 100%

Коэффициент запаса финансовой прочности отражает процент допустимого снижения выручки от продажи без риска убытков.

Показатель безопасности часто используется для оценки операционного риска: чем выше показатель, тем безопаснее ситуация, так как риск снижения точки равновесия меньше.

 

Контрольные вопросы по теме

1. Какова роль экономического анализа в планировании деятельности организации?

2. В чем смысл бюджетного планирования в организации?

3. Назовите основные методы, используемые при разработке бизнес –плана?

4. Каким образом разрабатывается бюджет продаж?

5. Что представляет бюджет производства?

6. Как составляется смета прямых материальных затрат?

7. Каким образом составляется смета расходов на оплату труда и общепроизводственных расходов?

8. Каким образом осуществляется сметный расчет себестоимости продукции?

9. Какие затраты относятся к постоянным и к переменным?

10. С помощью какого метода можно общие затраты разделить на постоянные и переменные?

11. Каким образом рассчитывается маржинальный доход?

12. Каким образом рассчитывает порог рентабельности?

 

Тесты

1. Совокупная потребность в оборотном капитале определяется:

а) структурой собственного капитала

б) рентабельностью производства данного вида продукции

в) масштабами производства и временем оборота текущих активов

 

2. При снижении переменных затрат порог рентабельности организации:

а) остается на прежнем уровне

б) повышается

в) понижается

 

3. Как повлияет увеличение постоянных расходов на запас финансовой прочности организации:

а) увеличится

б) уменьшится

в) останется неизменным

 

4. Как повлияет рост постоянных расходов на критический объем продаж?

а)критический объем уменьшится

б) критический объем не изменится

в)критический объем возрастет

 

5. В состав операционного бюджета организации входит:

а) бюджет прямых затрат на оплату труда;

б) бюджет потока денежных средств;

в) инвестиционный бюджет.

6. Прогнозный отчет о движении денежных средств разрабатывается на основе:

А)долгосрочного прогноза объема продаж

Б)бюджета общехозяйственных накладных расходов

В)бюджета капитальных вложений

г) прогнозного отчета о прибылях и убытках

 

7. Финансовые показатели бизнес –плана должны быть сбалансированы:

а)с показателями капиталоемкости

б)с показателями объема производства и реализации продукции

в) с показателями рентабельности

 

8. Порог рентабельности продукции (точка критического объема продукции) определяется отношением:

а)постоянных затрат к выручке от реализации продукции

б)постоянных затрат к переменным

в) постоянных затрат к маржинальному доходу на единицу продукции

 

9. В состав операционного бюджета предприятия входит:

а)бюджет прямых затрат на оплату труда

б)бюджет потока денежных средств

в)инвестиционный бюджет

 

10. Процесс бюджетирования "сверху вниз":

а)осуществляется работниками, непосредственно участвующими в процессе производства

б)требует наличия генеральных бюджетных директив

в) характеризуется позитивным отношением менеджеров на более низких уровнях управления

г) лучше отражает организационные цели

 

11. Зона безопасной или устойчивой работы организации характеризуется:

а) разностью между маржинальным доходом и постоянными расходами

б) разностью между маржинальным доходом и прибылью от реализации продукции

в) разностью между фактическим и критическим объемом реализации

 

12. Элементами затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) являются:

а)сырье, материалы, топливо, энергия, заработная плата, амортизация

б) амортизация, материальные затраты, заработная плата, общехозяйственные расходы.

 

13. Одним из методов составления финансового плана является:

а) метод процента от реализации

б) метод цепных подстановок

 

14. Бюджет организации – это:

а) прогнозный баланс

б) количественный план в денежном выражении, показывающий планируемую величину доходов и расходов

 

 

Практические задания

1. Определить порог рентабельности продаж новой продукции (ПР). Предполагаемая цена единицы продукции(Ц) – 500 руб. Переменные затраты на единицу продукции (ПерюЗ.ед.) – 60%. Годовая сумма постоянных затрат (ПЗ) – 200 тыс. руб.

 

2. Определить величину запаса финансовой прочности, если:

выручка от реализации (N) составляет 600 т.р., переменные затраты (Пер.З) – 300т.р., постоянные затраты (ПЗ) – 150 т.р.

3. . Удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж составляет 30%; объем продаж в точке безубыточности - 600 тыс. рублей. Какова сумма постоянных расходов?

 

4. Определить критический объем продаж (ТБ) , если:

-постоянные расходы (ПЗ) – 200т. рублей

-переменные расходы на единицу продукции(Пер.З.ед) – 800 рублей

-цена единицы продукции - 1800рублей.

 

5. Каково значение маржинального дохода, если:

-выручка от реализации – 120000 руб.

-постоянные затраты – 30000 руб.

-переменные затраты - 70000руб.

6. Определить точку критического объема продаж (ТБ), если:

-выручка от реализации (N) – 6000т.руб.

-постоянные затраты (ПЗ) – 1000 т.руб.

-переменные затраты (Пер.З) – 2000 т.руб.

 

7. Определить величину прибыли (П), если:

-Маржинальный доход (МД) – 3000т.р.

-постоянные затраты (ПЗ) – 1500т.р.

-выручка от реализации (N) –8200т.р.

8. На отчетную дату организация имеет следующие показатели:

 

На начало периода На конец периода

-запасы материалов: 2 750 3 250

- затраты в незавершенном производстве 4 800 4 000

- готовая продукция 2 500 1 250

В течении отчетного года были сделаны следующие затраты:

-на материалы – 20 000 руб.

-на оплату труда – 11 000 руб.

-общепроизводственные расходы – 16 500 руб.

Рассчитать: а) себестоимость произведенной продукции и б) реализованной продукции.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.180.108 (0.011 с.)