Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы и стандартные приемы экономического анализа

Поиск

 

Практикой финансового анализа выработаны основные правила (методика) анализа финансовых отчетов. Условно их можно разделить на четыре типа анализа:

1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых показателей;

3. трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем;

4. анализ финансовых коэффициентов - расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

 

Широкое применение имеют сравнительный и факторный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей фирмы с показателями других подразделений, фирм - конкурентов и т.д.

Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Эти методы могут быть использованы на всех этапах анализа и формирования обобщающих показателей финансово –хозяйственной деятельности организации.

 

 

Основные этапы финансового анализа можно представить следующим образом:

  1. Оценка структуры и динамики имущества и финансовых ресурсов организации;
  2. оценка ликвидности баланса и активов организации;
  3. оценка финансовой устойчивости организации;
  4. оценка финансовых результатов деятельности организации;
  5. оценка эффективности деятельности организации;
  6. оценка деловой активности организации;
  7. оценка денежных потоков организации.

 

Внутренний управленческий анализ предполагает более глубокое изучение всех аспектов финансово –хозяйственной деятельности организации. Основными направлениями внутреннего анализа являются:

1. анализ технико –организационного уровня и других условий производства;

2. анализ использования основных производственных средств;

3. анализ использования материальных ресурсов;

4. анализ использования труда и фонда заработной платы;

5. анализ объема, структуры и качества продукции;

6. анализ себестоимости продукции;

7. анализ прибыли, ее динамики и качества;

8. анализ величины, структуры авансированного капитала (внеоборотного и оборотного);

9. анализ оборачиваемости капитала;

10. анализ рентабельности финансово – хозяйственной деятельности;

11. анализ финансового состояния организации.

 

Качественные и количественные методы экономического анализа

Метод экономического анализа – это прием, подход, способ изучения хозяйственных процессов в статике и динамике.

Метод экономического анализа предполагает:

  • Использование системы показателей;
  • Изучение причин изменения экономических показателей;
  • Выявление и измерение взаимосвязи между экономическими показателями.

 

Методы экономического анализа можно разделить на две группы: качественные и количественные.

Качественные методы позволяют сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия; уровне его ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности.

Количественные методы нацелены на то, чтобы в процессе анализа оценить влияние факторов на результативный показатель, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.

Количественные методы подразделяются на:

· статистические;

· бухгалтерские (метод двойной записи и балансовый метод);

· экономико -математические.

 

Способы и приемы количественного анализа включают следующие традиционные методы:

· абсолютных, относительных и средних величин;

· сравнение;

· группировка;

· индексный метод;

· метод цепных подстановок;

· интегральный метод.

К статистическим методам экономического анализа относятся:

· статистическое наблюдение - запись информации по определенным принципам и с определенными целями;

· расчеты средних величин;

· ряды динамики - абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;

· сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;

· сравнение показателей - с показателями конкурентов, с нормативами, с показателями предыдущих периодов;

· расчет индексов;

· детализация показателей;

· графические методы.

При решении конкретных аналитических задач применяются экономико -математические методы:

· методы элементарной математики;

· классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

· методы математической статистики;

· эконометрические методы: производственные функции, межотраслевой баланс народного хозяйства, национальное счетоводство;

· методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование,блочное и динамичное программирование;

· методы исследования операций: управление запасами, теория игр, теория расписаний, методы экономической кибернетики;

· эвристические методы.

 

Метод исследования тесно связан с методикой исследования. Методика анализа - это совокупность правил, методов, приемов целесообразного проведения аналитической работы.

При разработке методики экономического анализа определяются:

  • цели и задачи экономического анализа;
  • критерии оценки;
  • совокупность показателей;
  • методы анализа;
  • периодичность и сроки выполнения аналитических процедур;
  • источники информации для целей анализа;
  • последовательность проведения анализа;
  • средства обработки информации;
  • порядок оформления результатов анализа.

Методы факторного анализа

 

В процессе управления финансово –хозяйственной деятельностью организации для принятия эффективных решений необходимы знания о резервах повышения эффективности деятельности, увеличения объема продаж, причинах изменения результативных показателей деятельности организации. Для получения подобной информации используются приемы факторного анализа.

Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на результативный показатель. При этом соблюдается следующая последовательность:

1. на первом этапе - выделяют факторы, определяющие уровень анализируемого показателя;

2. на втором этапе - устанавливают функциональную зависимость между показателем и выделенными факторами;

3. на третьем этапе - измеряют влияние изменения каждого фактора на изменение анализируемого показателя.

 

Для оценки влияния факторов на результативный показатель могут использоваться следующие методы:

· дифференциального исчисления;

· индексный;

· цепных подстановок;

· интегральный.

 

Метод дифференциального исчисления предполагает, что общее приращение результативного показателя разлагается на слагаемые, где значение каждого определяется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вычислена данная производная. Так называемый неразложимый остаток интерпретируется как логическая ошибка метода дифференцирования и просто отбрасывается.

 

Метод цепных подстановок

Наиболее распространенным методом факторного анализа является метод цепных подстановок. Сущность этого метода заключается в последовательной подстановке в исходную формулу определения результативного показателя отчетных значений исследуемых факторов.

Оценка влияния отдельных факторов на результативный показатель предполагает осуществление ряда расчетов.

  1. В исходную базовую формулу для определения результативного показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора и вычисляется первое промежуточное значение результативного показателя.

2. Полученный результат сравнивается с базовым значением результативного показателя. Это позволяет оценить величину влияния первого фактора.

  1. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора и рассчитывается следующее промежуточное значение результативного показателя.

4. Полученный результат сравнивается с предыдущим и устанавливается влияние второго фактора на результативный показатель.

5. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель.

Существует правило подстановки факторов: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности,а затем - качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественные факторы ложится весь неразложимый остаток.

 

Пример.

Представим объем продукции как произведение производительности труда (качественный интенсивный фактор) и численности производственных работников (экстенсивный количественный фактор).

Базовое значение объема продукции равно:

No = Пто * Чо

Где:

No - базисное значение объема продукции;

Пто - базисное значение производительности труда;

Чо - базисное значение численности работников.

 

Таким образом, на величину объема продукции оказывают влияние два фактора: интенсивный – изменение производительности труда производственных рабочих и экстенсивный – изменение численности производственных рабочих.

Оценим влияние каждого из этих факторов.

1.Подставим в формулу фактическое значение количественного фактора - численности работников:

Nч = Ч1 * Пто

Где:

Ч1 – фактическое значение численности производственных рабочих.

Влияние изменения численности работников, или экстенсивного фактора, на абсолютное изменение объема продукции определяется по выражению:

DNэст = Nч - Nо

В процентах к общему изменению объема продукции:

DN общ = N1 – N0

DN отн. экст = (DNэст / DNобщ) * 100%

Этот показатель характеризует долю экстенсивных факторов в общем изменении анализируемого показателя.

2. Осуществляем подстановку качественного фактора – производительности труда:

Nпт = Ч1 * Пт1

Доля интенсивного фактора в общем изменении объема продаж составит:

D N отн. инт = (D Nинт / DNобщ) *100%

 

Задача 1.

На основе данных о деятельности организации (таблица № 1) дать оценку влияния экстенсивных и интенсивных факторов на изменение объема реализованной продукции.

 

 

Таблица № 1

 

Показатели Усл. Базовый Отчетный Темп роста

обозн. период период %


Объем продукции, т.р. N 90 000 95 000 105,5

 

Производственный персо-

нал, чел. Ч 200 202 101

 

Производительность

труда, т.р./чел Пт=N/Ч 450 470,3 104,5

 


1) Оценка влияния экстенсивного фактора – изменения численности производственных рабочих:

 

Nч = 202 * 450 = 90900 т.р.

DN общ = 95000 – 90000 = 5000 т.р.

DNэст = 90900 - 90000 = 900 т.р.

Таким образом, за счет роста численности рабочих объем реализованной продукции увеличился на 900 тыс. рублей.

DNотн.экст = 900/ (95000 - 90000) = 900/5000 * 100= 18%

Доля экстенсивного фактора в общем изменении объема продукции составила 18 %.

 

2) Оценка влияния интенсивного фактора:

Nпт = 202 * 470,3 = 95000,6 т.р.

DN инт = 95000,6 - 90900= 4100,6 т.р.

За счет роста производительности труда рабочих объем продукции увеличился на 4100,6 тыс. рублей.

D Nотн.инт = 4100,6/5000 * 100= 82%

Доля влияния интенсивного фактора на изменение объема продаж составила 82 %.

 

При выполнении расчетов методом цепных подстановок можно использовать не только абсолютные значения факторов, а их приращения. При этом сразу получают величину изменения результативного показателя.

При использовании данного метода руководствуются следующими правилами:

1. При определении влияния количественного фактора приращение этого фактора умножается на величину базового качественного фактора.

2. При определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное значение количественного фактора.

 

D Nч= (Ч1 -Чо) * Пто = DЧ * Пто

DNпт = (Пт1 - Пто) *Ч1 = DПт * Ч1

 

В нашей задаче:

1. Изменение объема продукции под влиянием изменения численности (экстенсивного фактора) равно:

DNч = (202 - 200) * 450 = 900 т.р.

2. Изменение объема продукции под влиянием изменения производительности труда (фактора интенсивности) равно:

DNпт = (470,3 - 450) * 202 = 4100,6т.р.

Суммарное влияние факторов равно:

DN,o = 900 + 4100,6 = 5000,6 т.р.

 

Оценку влияния интенсивных и экстенсивных факторов можно осуществлять на основе относительных изменений исходных и расчетных параметров.

Доля влияния экстенсивного фактора определяется как произведение темпов изменения количественного фактора на темпы изменения результативного показателя. Умножением полученного показателя на общее изменение результативного показателя определяют его изменение под влиянием экстенсивного фактора. Доля влияния интенсивного фактора - равна разности между общим изменение показателя и полученной величиной.

В нашей задаче:

1. оценим влияние количественного фактора:

DNотн.экст = (1 / 5,5) * 100 =18,2%

DNэкст = 0,18 * (95000 - 90000) = 900т.р.

2. Влияние интенсивного фактора буде определяться:

DN отн.инт = 100% - 18,2% = 81,8%

DNинт = 5000 - 900 = 4100 т.р.

 

Этот метод удобно использовать в тех случаях, когда количественный фактор является сам по себе сложным показателем, полученным в результате взаимодействия ряда других частных характеристик. Например, фонд оплаты труда изменяется под воздействием изменения численности работников и их средней заработной платы.

 

Интегральный метод факторного анализа

 

При использовании интегрального метода расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений (неразложимый остаток) распределяется между факторами поровну.

Оценка количественных и качественных факторов проводится по формулам:

D Nч = DЧ * Пто + (DЧ *DПт) /2

 

DNпт = DПт * Чо + (DЧ *DПт)/2

 

Осуществим оценку влияния экстенсивного и интенсивного фактора на основе данных предыдущих примеров.

 

1. Оценка влияния изменения численности работников:

 

DNч = DЧ *Пто + (DЧ *DП)/2 = (202 - 200) * 450 + ((202 - 200) *(470,3 - 450))/2

= 920,3 т.р.

2) Влияние изменения производительности труда:

 

DNпт = DПт *Ч0 + (DЧ*DП)/2 = (470,3 - 450) * 200 + ((202 - 200) * (470,3 - 450))/2 = 4080,3т.р.

Общее влияние факторов: 4080,3 + 920,3 = 5000,6

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.13 (0.01 с.)