Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпическое и лирическое: страх перед развоплощениемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если задачи, стоящие перед человеком, столь велики, то с полной уверенностью можно заявить, что ни старое, ни новое искусство для их решения не подходят. В чём же дело? И почему вообще возникает искусство? Ответить на этот вопрос невозможно, если не держать во внимании творца. Но в данном случае я поведу речь о авторской культуре. Ибо только конкретная личность может быть творцом нового Бытия. Это творение автора. Что мы знаем о авторе? Авторская культура, как таковая, возникает впервые в Древней Греции. То есть на смену традиционным анонимам приходят конкретные творцы, о которых что-то в большей, что-то в меньшей степени известно и которым, вероятнее всего, принадлежат те или иные произведения. С них начинается культ искусства самого по себе и, как следствие, культ творца. Более того, возникает некий процесс культурной инициации творца как личности в иерархию мироздания. И это есть великое достижение, даже, пожалуй, самое величайшее из событий Древней Греции. Собственно, с этого и начинается время, начинается наш мир. Гесиод и Гомер личности не мифические, но исторические. По крайней мере наделённые историческими чертами. Гесиод и Гомер появляются в истории культуры Древней Греции как страх перед неоформленностью, развеществлённостью Космоса. Это показатель мифологической структуры мышления Древней Греции. Показатель необходимости героев Бронзового века в Железном веке. Но герои Бронзового века были в общем-то полубогами. А герой Железного века — человек. Лина или Орфея нельзя назвать авторами. Прежде чем состояться автору как событию, мир древнего грека был «простым и целым». Осознания истории, то есть осознания изменения, не было, всё было включено в единый цикл бытия. Но наступает осознание изменения и, как следствие, появляется автор. Основная черта начальной авторской культуры — перфектность. Перфектность есть систематизация и упорядочивание наличествующего в том, что было прежде. Это ясное аполлоническое искусство, искусство статуарное, пустившее свои корни в миф. Перфектное понимание мира есть эпическое сознание. Разумеется, это было глубоко мужское творчество. И вовсе не из-за неравноправного положения женщин. Женщины во времена Гесиода и Гомера обладали определённой свободой, которой не знала более поздняя Греция — Греция времен Архилоха и Анакреонта. Так что всё дело именно в самом эпическом переживании Бытия. Эпос есть страх перед развоплощением настоящего, укоренённого в прошлом. Эпос статичен, неподвижен. Всё, что совершается в эпическом произведении — совершается всегда. Эпос — замкнутое бытие. Мифотворчество эпоса состоит в мужественном сохранении актуального континуума при помощи редукции последнего к перфекту. Причины создания эпических произведений близки по духу причинам создания египетских пирамид. Мир, в его эпическом восприятии, представляет собой замкнутую иерархическую систему, вечно пребывающую в перфекте. Человек эпический находит свои координаты в настоящем, опираясь на прошлое. Когда чувство связи времён теряется в более значительной степени — утрачивается эпичность сознания и возникает прогрессивизм. Появляются такие фигуры, как Алкей, Сапфо, Архилох, Анакреонт. Это женское, дионисическое понимание мира. Мир одного дня, заполняющий всё, — вот необходимая почва для появления континуумального понимания. Континуумальность есть утверждение момента дискретного, но продолженного от самого себя как целостного континуума. Лирика есть страх перед развоплощением настоящего в будущем. Лирика тоже мифотворна по своей сущности. Мифотворчество в одинаковой степени присутствует как в эпосе, так и в лирике. Но мифотворчество лирики состоит в женственном сохранении континуумального в дискретном, вырванном из бытия по слабости творца. Лирика есть безусловно прогрессистское явление (то есть принципиально отрицательное). Лирика не помнит прошлого, а если и помнит, то выхватывает из него только то, что ей самой нужно. Лирика довольствуется отрывком, тогда как эпос представляет собой в известной степени законченное целое. Эпос стремится понять, оценить, оформить, связать. Лирика старается лишь воплотить мгновенное переживание. Она вопиёт: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно...» Таким образом, искусство всегда есть страх перед развоплощением. Минутного ли, вечного ли — не суть важно. Всё равно искусство в любом случае есть слепок Бытия, оформленный символически. И чем качественнее этот слепок, тем меньше страха перед развоплощением, тем больше подобного в мире отображённом тому, что находится в мире, который необходимо любыми усилиями удержать от развеществления. Старое искусство есть условное спасение реального бытия, закрепления его в знаках, трактуемых по-разному, но отражающих суть подобного. Это членение, впервые предложенное в «Поэтике» Аристотеля, будет довлеть и впоследствии, на дальнейших этапах развития искусства. Ситуация эта будет повторяться во всех случаях конфликта стилей. Так, классицизму более соответствует эпическое понимание мира, а романтизму — лирическое. Также противопоставлены друг другу реализм и модернизм. Синтезом эпического и лирического является драма. Драма есть отношение эпического к лирическому. Разумеется, здесь следует иметь в виду классическую драму. Драма подчинена закону единства места, времени и действия. В этом она эпична. Но по протеканию своему, то есть благодаря исполнению hic et nunc, актерской игре, воплощённости в индивидуальных мгновениях, она лирична. При этом драма ещё не есть теургия. Хотя изначально она и мыслилась исключительно как жертвоприношение, как ритуальное действо, вызывающее очищение, катарсис, но по мере десакрализации космоса такое понимание уходило. В Риме трагедия быстро деградирует, разбавляется мимами, а также другими специфически римскими жанрами, затем вовсе сходит на нет. Да и в лучшие свои времена драма не изменяла сам мир. Она была не божественной магией, сотворчеством Богу, теургией, а религиозным культом. Драма поставлена в жёсткие рамки условности. Ею правит закон. Театр есть символическое отображение застывшего мира при помощи континуумального. Но хорошо. Это старое искусство. Что же происходит сегодня? В постмодернизме невозможно обнаружить ни лирического, ни эпического понимания мира. Исчезли все связи конкретных произведений с универсалиями. Во главе угла — индивидуализм. Что же произошло? А случилось вот что: пропал страх перед развеществлением. Пропал потому, что пропала вера в возможность сохранения мира, ускользающего мира, каким бы то ни было путём. Человек устал. Вот каким образом наши Пушкин, Гоголь и Достоевский сподобились быть выброшенными за борт корабля современности. Воцарилась анархия и повсюду лежат руины, принимаемые при детальном рассмотрении за произведения искусства. Страх был преодолён, однако благодаря этому самобытное творчество оказалось исчерпанным, больше ненужным. Лети всё к чёртовой матери! Где рука утверждающегося в творчестве человека, всемогущего антропоса, сотворца Богу? Ничуть не бывало! Стоим на развалинах. Экспериментируем. Кто во что горазд: чертим всё новые и новые чёрные, белые, красные квадраты, пишем «лапшевидную» прозу и «лапшевидную» поэзию, насквозь центонную, цитатную, играем центонную музыку, перемежающуюся настройкой инструментов, экзотическими звуками и прочими шумами, идеально выражающими этот Хаос, окружающий нас со всех сторон. У нас была культура и была иллюзия. Теперь у нас нет ни культуры, ни иллюзий. ТЕУРГИЯ Если когда-нибудь человек очнётся от своей захлёбывающейся безбожной радости, если ещё в нём останется хоть какое-то воспоминание о творчестве, он неизбежно обратится к теургии. Нет, не той теургии, которой посвящали свою жизнь неоплатоники, а совершенно иной, новой, по-настоящему преображающей реальность. Мне могут возразить с христианских позиций: ну, разве литургия не является православной теургией? Разве не теургичны таинства, иконы? Может быть, и теургичны, но это теургия самого Бога. А если это так, то прикладывать сюда это понятие бессмысленно. Не силою священника хлеб и вино претворяются в плоть и кровь Христовы, а силой Духа Святого. Да и кощунственным было бы предположить, что человек может это сделать. Так что литургию теургией назвать нельзя. Литургия для спасения человека необходима. А теургия — нет. Но полное умолчание в Новом Завете о творчестве (а что такое теургия, как не высшее проявление творчества?) наводит на мысль о том, что Бог ждёт от человека, как и тогда, в Эдеме, свободного волеизъявления. Только теперь ситуация противоположная. Тогда Бог запретил то, чего нельзя. Теперь же умолчал о том, что… Какое слово здесь подобрать? «Можно»? «Необходимо»? «Желательно»? Все слова неверны! Теургия — решение человека. Не примет его человек — и спасётся. Примет — спасётся и станет сотворцом Богу. Теургия есть непосредственно антропологическое откровение. В теургии движение образа должно повторять движение идеи. Творение будет создаваться в тот же момент, что и идея. И если процесс творения прекращается, а сотворенное перестаёт быть идентичным идее сотворенного, так значит жизнь, сама жизнь должна претвориться в свою идею, становиться вместе с идеей! Это вечное творчество и вечный гнозис, диалектика личностного континуума, где снимаются все противоречия, а жизнь говорит вечное «да» идее. Перфект перестанет существовать, обратится в становление целиком и полностью. Будет твориться идея человека и сам человек. Будет твориться идея творчества и само творчество. Теургия есть андрогинат эпоса и лирики. Мужского и женского. Аполлонического и дионисического. Солнечного и лунного. Самоисточающего свет и отражающего свет. Космического и хаотического. Теургия есть богодеяние, продолжение божественного творения. Теургия — именно творение, а не творчество. Теургия континуумальна по мгновенному, настоящему воспроизведению, и теургия перфектна, солярна по всеохватности творения, хотя прошлое, как время, уже и отомрёт, став абсолютным настоящим, где не будет зазора между идеей и её воплощением. На пороге теургии стояли Вагнер и Скрябин, однако для богодеяния необходимо творение в настоящем. Теургия есть импровизация, экспромт. Это раскрепощение мистических потенций антропоса. Теургия — не просто синкретизм искусств, архаический или модернистический — без разницы. Искусство искусственно, каким бы оно ни было искусным. Теургия — жизнь. Теургия творит Бытие. Теургия — в процессе становления. А синкретическое действо — застывшее, прекрасное, но застывшое изваяние. Ибо где мы сейчас можем видеть его? Если оно когда-либо состоялось, то оно уже не теургия, не связь, не континуумальное, то есть продлённое и всеохватно закруглённое в самом себе. Но что такое теургия на практике? Как старые искусства могут стать теургией? Все искусства делятся на динамические и статические. Так, например, архитектура статична, а музыка динамична. Теург должен жить в динамичном до тех пор, пока смерть не прервёт путь его. И перед статическим искусством здесь встают совершенно новые задачи. Музыка или театральное действо могут излиться в саму жизнь, где мотив и жест подхватят другие музыканты и актёры, но литературное произведение имеет свои границы, как имеют его архитектура и живопись. Так значит всё творчество писателя должно обратиться в одну нескончаемую книгу, содержащую в себе разные части, которые при желании можно было бы считать отдельными произведениями, но взаимопроникающие, переплетающиеся между собой и с произведениями других писателей. Холстом для живописца станет весь мир. Он будет класть слои за слоями, расписывать камни и волны воды. Платоновскому государству философов я противопоставляю землю художников. Весь мир превратится в прекрасный город-парк, полный творчества и любви. Любое произведение, в зависимости от рода искусств, также может быть либо творимым, либо исполняемым. Творимое является самоисточающим свет, тогда как исполняемое — отражающим его. Но, с другой стороны, творимое континуумально, а исполняемое — статично. И это противоречие лишь кажущееся. Статичное ещё не есть перфект. Исполняемое (как было показано на примере с драмой в предыдущей главке) сочетает в себе и континуумальное и перфектное. Теургия есть чаша, что ныне лежит разбитой. Никогда не разбивавшаяся чаша Грааль. Человеческий Грааль. Один из героев горенштейновского романа «Псалом» говорил, что чаша была проста (имелась в виду религия Ветхого Завета, где все сферы Бытия были монополизированы в деснице Господней), но чаша была разбита (при этих словах сей персонаж нещадно хватал подвернувшуюся посуду об пол) и единое распалось на множественное. Прекрасное и целое обратилось в дурные осколки мандалы смысла. Теургия должна, однако, не просто составить сосуд сей по кусочкам, теургия не синкретизм, но создать новую Чашу, новый Храм в Духе Третьего, Наиновейшего Завета. Теург должен одновременно быть и творцом и исполнителем. Но в конечном итоге теургия есть творчество мистическое, а не культурное строительство Бытия вместе с Богом. Поэтому рано или поздно старые искусства отомрут и только мысль будет преображать Мироздание. От мысли будут зачинаться новые миры. Первоначально Бог был Един Творец в Мироздании. Но теперь у него есть великий подмастерье. Человек должен проявить свои скрытые мистические способности, чтобы стать соприродным Богу. И теургия есть Путь. 18–22. 03. 95 МАГИЯ ЧЕРЕЗ ТЕКСТ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.012 с.) |