Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техники с использованием воображенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Принципы
Образы используются в трансформации и других аспектах когнитивного реструктурирования; около трети техник, перечисленных в этой книге, задействуют ту или иную форму воображения. В то время как методики оспаривания являются попыткой модификации в большей степени языка клиента, нежели его представлений, трансформация в основном базируется на образах и визуализациях. Образы лучше показывают, что именно необходимо изменить клиентам, чтобы лучше себя чувствовать, так как они выявляют более общие сдвиги в паттернах, в то время как чисто лингвистические техники нацелены на изменение более специфических мыслей. Тем не менее даже чисто лингвистические техники можно адаптировать в процедуры визуализации образа. Для многих клиентов лучшим подходом является переплетение лингвистических и образных техник, поскольку такая комбинация приводит к более значительным изменениям, чем каждый из этих методов в отдельности. Однако, если клиент особенно сведущ в визуализации или кажется особенно отзывчивым к образным модификациям, терапевт может предпочесть работу с образами.
Метод
1. Для того чтобы превратить языковые техники в трансформирующие, проделайте первые три шага КРТ: определите центральные метафизические идеи клиента (Guidano, 1991; Guidano and Liotto, 1983), объективно проанализируйте их достоверность или ложность и придумайте серию контраргументов или замещающих рациональных идей (Me Mullin and Giles, 1981). Несмотря на то что и на этих трех этапах можно с успехом использовать визуализацию, мы обнаружили, что на начальных стадиях КРТ язык обычно является более гибким, чем визуализация, инструментом, по большей части из-за испытываемых клиентами в процессе визуализирования своих убеждений трудностей. Сложно, к примеру, представить себе образы, сопровождающие такую идею, как: «Я чувствую, что у меня нет цели в жизни». Мы рекомендуем использование лингвистических техник на ранних стадиях терапии по причине их простоты и эффективности. 2. Определите способности клиента к воображению, используя одну из шкал, разработанных Лацарусом (Lazarus, 1977, 1981, 1982, 1989, 1995, 1998). Эти шкалы помогут определить общую способность клиента к визуализации и укажут области, нуждающиеся в развитии. Шкалы исследуют способность клиента воссоздавать образы себя и других, прошлого, настоящего и будущего, приятного и неприятного и многих других. 3. Если клиент показывает низкие значения по своей способности к визуализации, вы можете попробовать описанные Лацарусом техники построения образа (Lazarus, 1982). 4. Для того чтобы помочь своему клиенту перейти от иррациональных убеждений к рациональным, отберите конкретные образы. Поскольку представление не задействует язык, клиентам зачастую удается более быстро изменить восприятие, используя только визуальные образы, а не семантику. Для создания таких перцептивных сдвигов вы можете использовать множество различных типов образов. Ниже приводится список основных типов.
5. Попросите клиента практиковаться в визуализации до тех пор, пока выбранный образ не станет четким. 6. После того как клиент закончит работать с образами, повторно обратитесь к лингвистическому компоненту, попросив его суммировать изменения в системе его убеждений. («Теперь, когда при помощи этих образов вы изменили эмоции, к каким вы пришли выводам? Каким иррациональным мыслям вы были подвержены? Какие рациональные мысли у вас есть сейчас?») Пример Как утверждалось выше, для того чтобы осуществить когнитивные изменения, специфические образы связываются со специфическими иррациональными идеями. Ниже приводятся визуализации, которые использовались нами при коррекции различных иррациональных идей клиентов. Центральное убеждение: люди должны всегда меня любить, иначе я буду чувствовать себя несчастным. Корригирующие образы: представление постепенного преодоления. Предложите клиенту образы совладания, которые показывали бы ему: а) любовь всех и каждого; б) любовь всех из его окружения, кроме одного человека; в) любовь большинства людей; г) любовь половины из тех, кого он знает; д) любовь лишь нескольких человек из его окружения; е) любовь только одного человека. Преподнесите эти образы так, чтобы клиент мог успешно справиться со все уменьшающимся числом любящих его людей. Центральное убеждение: делать ошибки ужасно. Корригирующие образы: можно использовать неприязненные образы. Клиенты связывают отталкивающие образы с попытками быть совершенными все время. («Представьте себе ту убийственную скуку, которую принесло бы совершенство».) Центральное убеждение: ужасно, когда что-то идет не так. Корригирующие образы: нивелирующие и нулевой реакции. Пусть клиент представит себе, что, когда все идет наперекосяк, ничего не происходит вообще. Центральное убеждение: я не могу контролировать свои эмоции. Корригирующие образы: представления о вознаграждении. Научите клиента представлять все позитивные последствия свободы и спонтанности своих эмоций. Центральное убеждение: достигнуть самодисциплины чрезвычайно тяжело. Корригирующие образы: образы достижения совершенного мастерства. Клиент воображает исключительную самодисциплину в различных ситуациях. Центральное убеждение: я должен всегда зависеть от других. Корригирующие образы: идеализирующие образы. Клиенты визуализируют сцены свободы, независимости и отсутствия привязанности. Центральное убеждение: мое неблагоприятное детство, должно быть, делает мою взрослую жизнь несчастной. Корригирующие образы: моделирующие образы. Клиент представляет целую серию людей, кто был счастлив, несмотря на ужасное детство. Центральное убеждение: я убежден, что для моих проблем существует правильное, корректное и совершенное решение, и все, что я должен сделать, — это найти его. Корригирующие образы: образы подетального совладания. Пусть клиент представит необходимые, но мелкие шаги, которые он должен проделать для решения каждой конкретной проблемы. Центральное убеждение: я — исключительный человек (принц в маске или Кларк Кент, разыскивающий телефонную будку). Я требую особых благ и привилегий, поэтому я не должен подчиняться законам и ограничениям обыкновенных смертных. Корригирующие образы: эмпатические образы. «Если бы вы были кем-то другим, захотели бы вы с собой дружить? Понравилось ли бы вам находиться около себя?» Комментарий
Некоторые виды когнитивной терапии выделяют главным образом применение лингвистических техник, а другие в то же время акцентируют использование образов. Мы обнаружили, что в когнитивном реструктурировании гораздо более эффективной является комбинация, а не отдельное применение того или иного рода техник. Дополнительная информация
Литература по использованию воображения огромна. Читатель может обратиться к основным по этой теме работам: Kosslin (1980); Kosslin and Pomerantz (1977); Lazarus (1977, 1982, 1989, 1995, 1998); Lazarus and Lazarus (1977); Richardson (1969); Sheikh (1983a, 1983b); Singer (1974, 1976, 1995); Singer and Pope (1978). Воображение также является главным компонентом двух других видов терапии, которые часто используются совместно с когнитивным реструктурированием: схема-центрированная терапия (McGinn & Young, 1996) и фокус-ориентированная психотерапия (Gendlin, 1996a, 1996b).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.200 (0.015 с.) |