Когнитивное обусловливание отвращения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Когнитивное обусловливание отвращения



Принципы

 

Обусловливание отвращения — это форма жесткого опровер­жения, в которой терапевт учит клиента наказывать свои соб­ственные иррациональные убеждения. Теория состоит в том, что неприятные стимулы ассоциируются с ложными убеждениями, и клиенты с меньшей вероятностью будут думать о них, а мысли с меньшей вероятностью будут вызывать условные реакции. Это нечто противоположное подкреплению рационального убежде­ния — вместо конфетки за разумные мысли клиенту дают кас­торку за негативные.

Многие стимулы могут негативно влиять на иррациональ­ные мысли, это могут быть негативные убеждения, эмоции, образы, неприятные физические ощущения (такие, как удар током), тошнота, мышечный спазм, неприятные действия. Если таких стимулов достаточно и если они довольно неприят­ны, связанные с ними мысли также будут восприниматься с отвращением.

 

Метод 1.

Самонаказание

 

1. Используйте основной список убеждений клиента.

2. Запишите основные типы ситуаций, в которых убеждения проявляются. Каждая ситуация должна быть достаточно де­тально описана конкретной сценой так, чтобы клиент мог ее четко визуализировать.

3. Пусть клиент представит одну из сцен с сопутствующими иррациональными мыслями; когда это будет сделано доволь­но отчетливо, дайте ему следующую инструкцию: «Хорошо. Теперь представьте, пожалуйста, наихудшие воз­можные последствия от подобных иррациональных мыслей. Что плохого может произойти из-за такого образа мыслей? Какую боль он вам приносит? Что хорошего вы из-за него упустили и что так и не случилось? Какой урон был нанесен вашему самоуважению? Что произошло с вашими взаимоот­ношениями? Как это отразилось на вашей жизни? Вообразите себе, что все это случилось только благодаря вашим ирра­циональным мыслям. Не просто думайте обо всем плохом, а представляйте это до тех пор, пока оно не будет отчетливым настолько, что вы начнете испытывать негативные эмоции».

4. Повторите неприятную сцену как минимум три раза для каж­дой иррациональной мысли. Если хотите, ваш клиент может комментировать вслух то, что он воображает, — это поможет сделать сцены как можно более отталкивающими.

5. Сделайте аудиозапись упражнения и проинструктируйте клиента слушать ее по три раза в неделю в течение несколь­ких недель.

 

 

Метод 2.

Стандартные отталкивающие образы

 

1. Можно использовать такие стандартные образы, как рвота, яма со змеями, пауки или презирание всеми. Переплетите образы с иррациональными идеями так, чтобы между ними возникла тесная ассоциация. Например, у одной клиентки было заниженное самоуважение, она часто впадала в депрес­сию, потому что была зависима от других. Она манипулиро­вала другими так, что они распоряжались ее финансами, пла­нировали ее отпуск, направляли жизнь. Мы использовали следующий неприятный сценарий.

Представьте себе, что в вашей жизни существует масса про­блем, которые необходимо исправить. Ваша машина слома­на, раковина засорилась, вам три года не повышали зарпла­ту, на банковском счете — овердрафт. Три года вы встреча­лись с мужчиной, который говорил, что жениться еще не готов.

Вы начинаете думать: «Кто-то должен обо мне позаботиться. Мне нужен человек, который смог бы решить все эти проб­лемы. Я слишком хрупкая женщина, чтобы справиться с ними». Когда вы подумали об этом, вы почувствовали, как у вас сводит живот. Вас затошнило. Пища поднимается к гор­лу, во рту горечь. Вы сглатываете это.

Вы начинаете думать о том, кто бы мог вам помочь, кто бы позвонил в банк или нашел сантехника. От этих мыслей вас тошнит еще больше. Глаза слезятся. Сопли и слизь текут из носа. Вас выворачивает. Вы думаете о том, чтобы позвонить вашему бывшему мужу, чтобы он позаботился о вас, о том, чтобы попросить маму пожаловаться вашему боссу, что вам не повышают зарплату, но от этого вам становится совсем мерзко. У вас начинается рвота. Рвотные массы уже везде вокруг вас. Они стекают на пол с ваших ног. Вы опять начи­наете думать о ком-то, кто должен вам помочь, но вас выво­рачивает еще больше. Ваша одежда покрылась желто-корич­невыми полосами.

Вам уже нечем рвать, но позывы не прекращаются. Вам ка­жется, что ваши внутренности сейчас вывалятся наружу. 2. Лучшие образы, вызывающие омерзение, — это те, которые выбирают сами клиенты, исходя из собственных идиосинк­разических страхов и неприязней. Пусть клиент опишет вам свои представления о самом омерзительном, отталкивающем опыте, который у него может быть. Вы можете составить не­большую иерархию- Затем, используя метод переплетения, как это описано выше, свяжите эти неприятные вещи с его иррациональными мыслями.

 

 

Метод 3.

Физическое отрицательное подкрепление

 

Пусть клиент представит себе свою иррациональную идею. Когда он отчетливо ее воспроизведет у себя в мыслях, проассо-циируйте его с каким-либо внешним неприятным стимулом, на­пример электрическим током умеренной силы или ударом рези­новой дубинки. Другие варианты — напрячь мышцы живота, задержать дыхание, почувствовать противный запах, например серы, выполнить трудное, болезненное физическое упражнение. Мысль и неприятные ощущения должны неоднократно связы­ваться, чтобы сама мысль стала противной.

 

Метод 4.

Проволочка

 

Метод отсрочки позволяет клиентам погружаться в негатив­ный образ мыслей, но только после того, как они выполнят мно­жество различных неприятных действий. Выберите убеждение, которым поглощен клиент, например такое: «Я болен и всех не­достоин». Объясните, что им можно думать об этом, но только после того, как они заслужат на это право. Чтобы заработать право, они должны сделать следующее: проделать 15-минутную зарядку, выпить три стакана воды, записать время и место, где они разрешат себе уйти в свои мысли или записать все свои раз­мышления за последние 20 минут, но лишь те из них, которые не относились к навязчивому убеждению. Только после выпол­нения этих заданий им разрешается окунуться в свою любимую мысль на 10 минут. Если им нужны еще 10 минут, они должны пройти через всю рутину снова. 10-минутное удовольствие ста­новится настолько дорогим, что большинство клиентов предпо­читают лишний раз его пропустить.

Метод 5.

Устранение позитивных стимулов

 

Другая форма негативного обусловливания представляет со­бой устранение чего-либо позитивного. Эффект аналогичен ассо­циированию убеждения с неприятными стимулами. Смещенной позитивной переменной может стать многое: необходимая ре­лаксация, приятный образ, позитивная эмоция или позитивное убеждение — что-то одно или все вместе может быть ликвидиро­вано, когда клиент поддается иррациональной идее. В литера­туре эта техника обычно называется ценой скрытой реакции (covert response cost) или негативным наказанием.

Подобно другим процедурам скрытой сенсибилизации, в этой' необходимо большое число повторений. Клиенты практикуются с терапевтом и дома, прослушивая запись упражнения.

Метод 6.

Негативные ярлыки

 

Слова — это символы более широких понятий, и эти симво­лы часто имеют негативный подтекст, который вызывает непри­ятную эмоциональную реакцию. Ассоциируя негативные назва­ния с иррациональными мыслями клиента, терапевт может по­мочь ему сформировать отрицательную реакцию на сами мысли.

Каждый раз, когда клиент думает или выражает иррацио­нальные мысли, он должен говорить себе следующие слова: ту­пой, беспочвенный, птицеголовый, бессмысленный, глупый, абсурдный, ребяческий, идиотский, скучный, монотонный, бес­полезный, смехотворный, убогий, бестолковый, ослиный, безмозглый, дурацкий, нескладный, недоделанный, наивный, не­сообразный, нелепый, пустой, неуместный, смешной, плоский, лепет, бред.

Время от времени вы можете попросить клиента дать своим мыслям негативное определение, например: «Моя вчерашняя мысль была идиотской, но зато она не была убогой». Или: «Я опять расстроилась из-за этой надоедливой мысли, будто другие лучше меня». Как и в любом другом негативном обусловлива­нии, важно, чтобы клиенты навешивали ярлыки на свои мысли, а не на себя, например: «Я умный, но эта мысль идиотская».

 

Комментарий

 

Используя техники негативного обусловливания для изме­нения мыслей, терапевт каждый раз рискует, что негативные чувства у клиента закрепятся не только за целевыми перемен­ными. Клиенты могут начать испытывать негативные эмоции по отношению к терапии, терапевту, консультационной технике или к себе. Важно, чтобы терапевт провел тренинг четкой диск­риминации, чтобы предотвратить генерализацию неприятных ассоциаций на другие стимулы.

Как в случае позитивного подкрепления положительных мыслей, негативное связывание в случае с отрицательными дол­жно соразмеряться с этими неприятными мыслями. У клиентов не должно создаться впечатления, что они должны отрубить себе руку за сравнительно небольшой проступок.

Наиболее неприятные техники используются в сочетании с техникой обусловленного отстранения. Пояснения смотрите в следующем разделе.

Дополнительная информация

 

Немалая доля исследований была проделана по негативному обус­ловливанию. Несмотря на то что многие из них не были когнитивно ориентированы, читатель легко сможет их адаптировать, где это не­обходимо. Когнитивные техники негативного обусловливания могут успешно использоваться в лечении навязчивых мыслей (Hoogduin, de Haan, Schaap, & Arts, 1987), хотя многие исследования показывают смешанные результаты относительно эффективности бихевиоральных процедур. Особое внимание обратите на следующие работы: Barlow, Agras, Leitenberg, Callahan, and Moore (1972), Barlow, Leitenberg, and Agras (1969), Barlow, Remold, and Agras (1973), Brownell, Hayes, and Barlow (1977), Cautela (1966, 1967, 1971a, 1971b), Hayes, Brownell, and Barlow (1978), Singer (1974), Thorpe and Olson (1997), O'Donohue (1997). Некоторые авторы утверждают, что всегда существуют техники, пред­почитаемые обусловливанию отвращения (Lavigna, 1986).

Первоначально я называл описанную технику «самонаказание» (Casey & McMullin, 1976, 1985; McMullin, & Casey 1975).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.009 с.)