Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпизодическое доказательствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мнение о том, что один бесконтрольный случай может служить доказательством более широкой закономерности. • «Я знаю одного человека, который...» Аргументация ad hominem1 Нападение на оппонента, а не на его аргументы, «критика источников» или «указание на чужие ошибки». • «Чтобы давать мне советы, вам нужно было быть там и делать это». • «Вы не можете понимать то, о чем говорите, потому что у вас нет высшего образования». • «Чтобы помочь наркоману, вам самим нужно быть наркоманом». Ipse dixit2 Утверждение истинности чего-либо только на том основании, что так говорит авторитетное лицо, апелляция к авторитетам. «Фрейд говорил... Скиннер говорил... Эллис говорит... Бек говорит... Мак-Маллан говорит...» • «Известный профессор колледжа Айви Лиг уверен в том, что...» • «Четверо из пяти наших докторов утверждают...»
Конкуренция Суждение о собственной ценности исключительно путем сравнения себя с другими людьми. • «Я не искусен в этом, потому что есть множество людей, которые делают это лучше меня». • «Победа — это все». М истиф и кация Объяснение физических явлений метафизическим или эзотерическим образом. 1 «Аргумент к человеку» (лат.) — о доводах, которые, в противоположность объективным доводам, имеют целью не доказательство правильности выдвинутого положения, а воздействие на чувства собеседника, побуждение у него сочувственного и отрицательного отношения к рассматриваемому положению. (Прим. перев.) 2 «Сам сказал» (лат.) — выражение, характеризующее бездумное преклонение перед чьим-либо авторитетом. (Прим. перев.) • «Воспоминания о прошлых жизнях, полученные при гипнозе возрастной регрессии, являются доказательством предшествующей жизни». • «Многие события, зафиксированные в Ветхом Завете относительно исхода евреев из Египта, были вызваны кометой, которая позднее стала планетой Венерой». • «Внетелесные переживания доказывают то, что жизнь продолжается после смерти». • «Металлический сплав нитинол может быть получен при помощи психической энергии». • «Люди могут обозревать объекты на больших расстояниях, даже если они не могут их видеть непосредственно (дальнее видение)». • «Полосы в Перу были взлетными площадками космических кораблей, переносивших древних астронавтов». • «Голубизна неба, мерцание звезд, северное сияние и солнечная активность вызваны энергией оргона, основной жизненной движущей силой». • «Переживания матери после самого дня зачатия оставят свой отпечаток на подсознании плода». Корреляции, равные причинным связям Предположение о том, что если две переменные коррелируют, то одна является причиной другой. • «Подсознательный гнев на себя является причиной любой депрессии». • «Самолеты порождают страх, потому что страх появляется у меня только в самолетах». • «Гром вызывает молнию». Игнорирование опровергающих доводов Предположение о том, что все, что нужно для доказательства теории, — это подтверждающие ее доводы. (Этого недостаточно, необходимо показать, что аргументы в пользу теории сильнее аргументов против нее.) • «Поскольку в психологических исследованиях некоторые субъекты показали высокий коэффициент успешности поиска, экстрасенсорное восприятие можно считать доказанным». • «Поскольку ингибиторы моноамина оксидазы, трициклики и алпразолам снижают некоторые панические реакции клиентов, все панические расстройства имеют исключительно биологическую основу, и психотерапия любого рода оказывается ненужной». Сверхсоциализированное мышление Излишне конформные по отношению к своей культуре люди бездумно и некритично принимают превалирующие социальные установки и основные убеждения, характерные для их культуры. Этот вид ошибок называется «аргументация ad populum» и подразумевает вынесение суждений, апеллирующих к распространенным ■ общественным предрассудкам. • «Место женщины — в доме». • «Моя страна или права, или не права». • «Брак должен длиться до тех пор, пока смерть не разлучит нас». • «Ты можешь доверять любому, кто старше 30». • «Пожалеешь розгу — испортишь ребенка». • «Низкое самоуважение лежит в основе всех психологических проблем». Уверенность в своей праведности Убежденность в том, что хорошие намерения важнее конечных результатов. • «Но я всего лишь хотел вам помочь». • «Экстремизм в борьбе за свободу не порок». • «Жестокость добродетельна, если она нацелена на искоренение несправедливости». • «Это справедливо, потому что у меня были добрые намерения».
Уход в сторону Замена предмета обсуждения на неуместный, не относящийся к делу разговор с целью маскировки слабости собственной позиции. Эти стратегии больше известны как «отвлекающие маневры». 1. Нечестные вопросы. Внезапно задать серию вопросов, так что оппонент вынужден отвечать на них, и прекратить аргументацию. «Почему вы критикуете меня за опоздание? У вас был трудный день? Почему это так важно для вас? У вас опять проблемы из-за ПМС? Вы обращались к доктору по этому поводу? Что еще вас на самом деле сердит?» 2. Указание на чужие недостатки. «Если вы обвиняете меня в том, что я толстая, то что делает этот утягивающий пояс вокруг вашей талии?» 3. Археологические обвинения. Раскапывание прошлых грехов. «Вы сказали, что я был груб на прошлой вечеринке. А что вы скажете о том прошлогоднем новогоднем празднике, когда вы чуть не заставили меня умереть со стыда?» 5. Эмоциональный язык. Попытки вывести другого человека из себя при помощи эмоционально перегруженных фраз. «Ты такой дурак, урод и тупица, что вряд ли имеешь хоть малейшее представление о чем-либо, черт возьми!» 6. Подход «дзюдо». Излишнее соглашательство с недовольством другого человека, так что тот вынужден забрать его обратно. «Ты права! Я был недобр с тобой и жесток. И ты имеешь полное право так сердиться. У меня действительно трудный характер. Я не представляю, как ты со мной уживаешься». 7. Приступ ярости. Попытка увести людей в сторону, рассердившись на них. Большинство людей отреагируют на гнев и бросят свои позиции. «Да как ты смеешь меня критиковать! У тебя нет никакого права на это!» 8. Невинное неведение. Полное отрицание того, что вообще есть какие-либо проблемы. «Не имею понятия, о чем ты говоришь. Я ничего не пил весь вечер». Предупрежденное несогласие Перефразирование чьей-либо точки зрения таким образом, что не согласиться с ней было бы сложно или стыдно. • «Каждый должен знать, что...» • «Любой дурак может понять...» • «Это очевидно для всех, у кого есть мозги, что...» • «Поскольку ты ничего об этом не знаешь, понятно, что...»
Испытанное и верное Утверждение о том, что убеждение верно просто потому, что представляет традиционные взгляды (похоже на сверхсоциализи-рованное мышление, но апеллирует к традиции, а не к тому, что популярно на данный момент). ' • «Что было хорошо для моего отца, то хорошо и для меня». • «Не меняй лошадей на середине реки». • «Это наша политика». • «Так делали всегда».
Впечатлить большими цифрами Предположение о том, что мысль верна, если многие люди в нее верят. • «Пятьдесят миллионов американцев не могут ошибаться!» • «Консультации не помогают, потому что я могу назвать десять человек, которые ходили к психотерапевту и ни одному не стало лучше». • «Согласно последнему исследованию, сотни врачей рекомендуют...» • «Иди в ногу со временем! Все, кто хоть что-нибудь собой представляют, верят в это».
Решенный вопрос Предложение, которое звучит так, как будто оно утверждает причинно-следственные связи, но на самом деле просто перефразирует суждение в другой форме (вид тавтологии, при которой любой вопрос понимается как само собой разумеющееся). • «Я не летаю самолетами, потому что я трус» (в определение «труса» входит избегание тех или иных вещей без особой необходимости). • «Все, кто так сильно тревожится, должно быть, сумасшедшие» (в определение клиентом сумасшедшего попадал любой человек, которым владели неконтролируемые эмоции). • «Нарциссическая личность обусловлена эгоцентризмом».
Апелляция к незнанию Предположение о том, что если ты не понимаешь что-либо, то и никто не сможет этого понять. • «Не могу себе уяснить, почему я впадаю в депрессию. Это, должно быть, злой рок». • «Вся эта ерунда с обусловливанием — такая чушь. Все, что нужно для преодоления страхов, — это взять быка за рога и проявить немного силы воли и смелости». Дополнительная информация У ошибок может быть множество источников. Некоторые — это просто некстати сказанные слова, два можно найти у Эллиса (Ellis, 1985), но большинство из них находятся в учебниках по логике (Fearnside & Практикум по когнитивной терапии Holther, 1959). Некоторые примеры взяты из Gardner (1957, 1981, 1991), Randi (1989, 1995), Carl Sagan (1995), Sprague de Camp (1983), Taylor (1963). ПОИСКИ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ
Принципы
Существует еще один тип заблуждений, который настолько универсален и так вреден, что заслуживает отдельного упоминания. Большинство клиентов совершают одну ошибку, которая засоряет ясность их мышления. Она называется «поиск уважительной причины». Она основана на том факте, что клиенты имеют привычку придумывать вещи просто для того, чтобы чувствовать себя хорошо. Не важно, что мысль неверна или у клиента нет достаточных доказательств, чтобы верить в нее. Многие клиенты принимают ее в качестве основного и простого довода, заключающегося в том, что от веры в ту или иную их идею им становится хорошо. Эта ошибка может быть определена как «защита позиции при помощи наиболее приятного, а не логического или рационального, аргумента». Проще говоря, это значит, что клиенты сначала чувствуют, потом рассуждают. Выбранную ими рационализацию они рассматривают в качестве единственной причины для своих убеждений. Эти объяснения никак не связаны с тем, почему клиенты верят в то, во что они верят. Они просто придумывают логику, чтобы поддержать свои эмоции. Их чувства — это водитель, а логика — попутчик, который путешествует автостопом. Поиск благовидной причины — крайне деструктивное заблуждение. Оно разрушает восприятие правды и подразумевает, что одна сторона верна, в то время как другая бесполезна. Но наибольший вред заключается в том, что клиенты вообще перестают искать правду. Вместо этого они тратят время на то, чтобы отыскать наиболее убедительный способ продемонстрировать то, что они правы. После этого остается мало времени на выяснение того, правы ли они были с самого начала. Для некоторых клиентов ошибка может быть фатальной. Следование этому заблуждению может привести клиента к личной катастрофе, которая будет постоянно разрушать его жизнь. Поиск уважительных причин для симптомов ограждает симптомы от изменения. Это похоже на строительство стены вокруг патологии, так что ничто не может ее достать. Наркоман, у которого есть оправдание вдыханию кокаина, будет продолжать его употреблять, суицидальная личность, которая чувствует себя вправе ненавидеть мир, может совершить удачную попытку, семейный человек, обвиняющий во всем своего супруга, может закончить расстроенным браком. Поиск уважительной причины сажает все проблемы за замок и уводит людей от их разрешения. Пример
Клиенты-наркоманы великолепно пользуются данным заблуждением. Когда бы они ни пили или ни употребляли наркотики, они ищут лучшие объяснения тому, почему они это делают. Из всех возможных причин они выбирают оправдание, от которого они себя прекрасно чувствуют и которое представляет их в самом выгодном свете. Некоторые говорят, что заслужили небольшой кутеж, потому что всю неделю вкалывали. Иные жалуются, что к выпивке их подтолкнула супруга. Другие утверждают, что алкоголь им необходим, чтобы успокоиться, и так далее, до бесконечности. Извинением всегда становится самый лестный довод, который они только могут придумать для оправдания своего пристрастия к алкоголю или наркотикам. Этим заблуждением пользуются и другие клиенты. Тревожные клиенты объясняют свои страхи тем, что они не несут ответственности за то, что чего-то боятся. «Это, наверное, из-за того, что со мной в детстве случилось что-то ужасное». Их «уважительная причина» дает им ощущение того, что они благородные жертвы, героически сражающиеся с непреодолимым прошлым. Бояться клиентов заставляет то, что они говорят себе в настоящем, а не произошедшие в прошлом события. Обозленные клиенты считают оправданными свои горькие чувства. «Мир — настолько нечестное, несправедливое место, что я вправе прийти в ярость». Их объяснение подразумевает, что они превосходят других, поскольку обладают высшим, по сравнению с остальным человечеством, чувством справедливости. Почти все клиенты, имеющие проблемы в браке, обвиняют своих супругов. «Отношения оставались бы прежними, если бы он (или она) не был таким эгоистом». Подтекст таков: поскольку они совершенные супруги, то им не повезло, что они связались с неполноценным партнером.
Метод
Вероятно, наилучший метод пресечь эту ошибку — сказать клиенту, чтобы он признал человеческую склонность отыскивать уважительные причины и компенсировал это активными поисками неблаговидных причин. Часто я говорю клиентам: «Идите и найдите самую неблаговидную причину своей убежденности и сопоставьте это с вашей лучшей уважительной причиной. Затем, когда обе причины будут у вас в голове, вам будет легче увидеть действительный источник ваших проблем». Пример
Ниже приводятся самые благовидные и неблаговидные причины, созданные моими клиентами для различных позиций. Позиция: страдает алкоголизмом. Благовидная причина: «У меня было бедное несчастное детство». Неблаговидная причина: «Я пьяница, который не признается себе в этом». Позиция: страдает фобией. Благовидная причина: «Я эмоционально чувствительный человек, замечающий такие опасности, которые другие просто не видят». Неблаговидная причина: «Я трус, которому не хватает дерзости взглянуть в лицо своим страхам». Позиция: проблемы с браком. Благовидная причина: «Мой супруг безразличен к моим нуждам». Неблаговидная причина: «Я избалованный ребенок, который не хочет вносить свой вклад в развитие отношений».
Комментарий 1
Очевидно, что не только клиенты подвержены этому заблуждению. Все мы совершаем эту ошибку. Вот примеры этому. Позиция: оштрафован за превышение скорости. Благовидная причина: «Этим ментам больше нечего делать, как изводить бедных честных граждан». Неблаговидная причина: «Я самонадеянный сукин сын, который думает, что законы к нему не относятся». Позиция: политический консерватизм. Благовидная причина: «Я патриот, желающий осуществления лучшей политики, для создания которой моей стране понадобились десятилетия». Неблаговидная причина: «Я хочу сохранить все деньги, которые я заработал при старой системе, и не хочу, чтобы кто-то получил от них хоть толику». Позиция: политический либерализм. Благовидная причина: «Я хочу улучшить общество со всех сторон, так чтобы оно отвечало интересам и потребностям всех людей». Неблаговидная причина: «У меня нет ни умений, ни трудолюбия, ни смелости их приобрести в мире конкуренции, поэтому мы должны все изменить, чтобы у меня появился шанс в новой системе». Позиция: психотерапевт фрейдистского толка. Благовидная причина: «Это единственная система для работы с глубинными причинами эмоциональных проблем, все остальные работают над поверхностными симптомами». Неблаговидная причина: «Клиентам потребуются годы, чтобы пройти полный курс терапии. Подумайте, сколько денег я могу получить». Позиция: психотерапевт когнитивно-бихевиорального направления. Благовидная причина: «Это наиболее тщательно исследованный и точный с научной точки зрения метод». Неблаговидная причина: «Не выношу неопределенности, эмоции и чувства смутны и приводят в замешательство, мне нужно, чтобы все было ясно и упорядоченно». Позиция: психотерапевт нового времени. Благовидная причина: «Я убежден, что нам нужно обращаться с человеком как с целым — и с духовным, и с эмоциональным, и с поведенческими его аспектами, — а не расчленять его на мелкие части». Неблаговидная причина: «Я никогда не смогу пройти курсы научной терапии. Моя теория настолько неопределенна и зыбка, что никто не определит, знаю ли я что-либо вообще или нет». Комментарий 2
«Поиск уважительной причины» похож на понятие «рационализация», которое долгое время употреблялось в психологии. Мы используем это понятие больше как самоподкрепляющуюся когницию; человек верит в ту или иную идею просто потому, что от веры в нее ему становится лучше. Мы противопоставляем это значение более старым психодинамическим взглядам на рационализацию как на защитный механизм или психологическую стратегию, которая позволяет избежать поступления в сознание нежелательной подсознательной информации. Дополнительная информация
Это заблуждение всем хорошо известно (смотрите The True Believers, Bowler, 1986). Наилучшие опровержения для него исходят не от психологов, психиатров, философов, логиков или ученых вообще, а от юмористов. Мы смеемся над их произведениями именно потому, что они поражают нас проникновением в подноготную поверхностных объяснений, которые придумывают люди. Без сомнения, у читателей есть свой список, но моими любимыми юмористами являются Дэйв Барри (Barry, 1994, 1996, 1997) и, конечно же, классик жанра — Марк Твен (Twain, 1906, 1916, 1962, 1972а, 1972b, 1980).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.33 (0.016 с.) |