Кабира 12: Риба (проценты, ростовщичество)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кабира 12: Риба (проценты, ростовщичество)



Всевышний Аллах сказал:

{Те которые пожирают риба становятся похожими на одержимых от прикосновения щайтана} [аль-Бакъара 275]

А также:

{О те которые уверовали, не пожирайте риба в многократных размерах. И бойтесь Аллаха, Это ближе к тому, чтобы вы достигли успеха.} [Али ‘Имран 130]

{похожими на одержимых…} т.е. в Ямуль Къияма они поднимутся из могил как одержимые, поражены щайтаном. И это происходит с ними потому:

{И это потому что они говорят: Поистине торговля подобна риба} [аль-Бакъара 275]

Т.е. они считают это дозволенным для себя. И они сделали харам халялем. А когда Аллах воскресит людей, то они будут выбираться из могил в спешке. Они будут падать и подниматься словно бешенные. Потому что всё ростовщичество, которое они пожрали в дунье – отяготит этим Аллах их животы в Яумуль Къияма. И будут они стараться успеть за людьми, но не смогут этого сделать.

Катада, ح, сказал: ‘Поистине пожирающий риба воскреснет в Яумуль Къияма одержимым. И так будут узнавать пожирающих риба и будут они известны как остановленные люди.’

Пророк, ص, сказал:

“В одну из ночей я увидел как прохожу мимо народа, животы которых свисали перед ними. И были их животы огромны как большой дом. Их положат животами вверх плотными рядами на прохожей дороге семейства фараона. А семейство фараона ввергают в огонь по утрам и вечерам. И они встречают их (т.е. семейство фараона, которое будет прохаживаться по их животам) подобно ревущим верблюдам, не разумеющим и не слышащим. После этого они поднимутся и будут гнуться под тяжестью своих животов до тех пор, пока семейство фараона не поведут в огонь вечером, а этих снова положат на спину животом вверх. И это их наказание в барзахе[52] между дуньей и ахъира. Я спросил6 О Джибриль, кто это? Он ответил: это пожиравшие риба, становятся подобны тем, кого поразил щайтан от прикосновения.” [аль-Байхакъи ад-Даляиль 390/2 очень слабый]

Ибн Мас‘уд, ض, сказал:

“Когда в селение распространяется зина[53] и риба – Аллах разрешает их уничтожение.”

‘Умар ибн аль-Хъаттаб, ض, передаёт, что пророк, ص, сказал:

“Когда люди скупятся своими динарами и дирхамами и торгуют между собой используя процентные долги и идут вслед за коровьими хвостами и оставляют джихад на пути Аллаха – Аллах посылает на них трудное несчастье и не снимает его с них, пока они не вернуться к своей религии.” [Ахмад 42/2 Абу Дауд 3462 достоверный]

Сказал пророк, ص:

“Когда в народе появляется риба – появляются вместе с ней враги (войны). Когда в народе появляется зина − появляются вместе с ней внезапные смерти. А если народ обвешивает в мере и весах – Аллах преграждает рост зелени (растений).” [Ибн Маджа хороший]

Также приходит в длинном хадисе, что пророк, ص, сказал:

“воистину пожирающий риба будет наказываться после наступления смерти до Яумуль Къияма тем, что он будет плавать в красной реке подобно кровавой и будет ловить ртом (бросаемые в него) камни, а это харамные деньги, которые он собрал, и теперь они поставили его в затруднительное положение. И будет он ловить ртом камни из огня подобно, тому, как глотал он харам, который он собрал в дунье. Таково его наказание в барзахе до Яумуль Къияма вместе с проклятьем Аллаха для него.” [аль-Бухари 7047]

Также пророк, ص, сказал:

“Четверо – обязанностью на Аллахе лежит не вводить их в Рай и не дать им вкусить его прелестей: Пьяница, ростовщик, пожирающий имущество сироты не по праву и ослушник родителей, кроме как они покаются.” [Хадис уже приводился]

Сообщается что ростовщики будут воскрешены в образе собак и свиней из-за того, что ухищрялись подобно ослушника субботы из сынов Исраиля, когда они ухищрялись вытащить рыбу, которую запретил Аллах ловить по субботам. Они выкопали для неё водоём, в который она попадала субботним днём и вытаскивали её в воскресение. И когда они совершили это, Аллах превратил их в обезьян и свиней. И тоже самое происходит с теми, кто ухищряется в пожирании процентов различными хитростями, ни одна из которых не укроется от Аллаха.

Сказал Аюб ас-Сахтияни, ح: ‘Они обманывают Аллаха как обманывают ребёнка. Если бы они делали это в открытую, то это бы было легче для них.’

Сказал посланник Аллаха, ص:

“Ар-Риба – 70 дверей, самая лёгкая из которых подобна совокуплению человека со своей матерью, а самое тяжёлое ростовщичество – это когда человек превозносится над честью своего брата муслима.” [Ибн Маджа 2275 аль_хаким 37/2 достоверный]

Также Анас, ض, говорил, что пророк Аллаха делая хутбу о риба указал на её великую пагубность сказав:

“Дирхам, который приобретает человек от риба, хуже чем 36 зина в исланме.” [аль-Байхакъи ащ-Ща‘б достоверный]

Также пророк, ص, сказал:

“В риба входит 70 преступлений, самое лёгкое из которых подобно покрыванию человеком своей матери.” [Ибн Маджа 2274 достоверный]

Абу Бакр, ض, передаёт, что посланник Аллаха, ص, сказал:

“Тот кто берёт и тот кто даёт (т.е. под проценты) – оба в Огне.” [Ибн Аби Щайба 397/4 достоверный]

Просим у Аллаха здравия.

Тафсир кабиры 12:

Смысл слова риба − либо прибавление, рост, либо промедление, отсрочка. Всевышний Аллах Могуч Он и Велик прояснил нам решение на счет риба и дал нам Свои увещевания. Так же это пришло и в сунне нашего посланника, ص.

И поведал наш пророк, ص, какая бывает риба и упомянул, что бывает она в золоте, в пшенице, в финиках, в серебре, в ячмене, и в соли.

И если человек продает что-либо из этого, то он обязательно должен соблюдать два условия: равноценность взвешивания, взаимный расчет (покупатель получает товар, продавец − деньги) до того как они разойдутся.

Если он продает золото за золото он должен соразмерить точно на весах и произвести взаимный расчет с обеих сторон, до того как они разойдутся. Тоже самое обязательно для серебра, пшеницы, ячменя, фиников и соли. Если продается один вид за тот же самый, например: золото за золото, серебро за серебро, ячмень за ячмень и т.д., то на одну и на другую чашу весов кладут одинаковый вес, чтобы исключить риба, и производят взаимный расчет (т.е. кладут на весы допустим 200 г. серебра с одной стороны и 200 г. серебра с другой стороны и продают его за эту цену, а случай когда ты продаёшь 200 г. серебра за 220 г. серебра – уже является ростовщичеством)

Если же товар продаётся за другой товар, то здесь условием является только взаиморасчёт, а равноценность веса в условие не входит. Например: когда 2 кг. ячменя покупают за один 1 кг. пшеницы – нет проблем. Однако взаиморасчет должен быть произведен до расхождения. Также дело обстоит с остальными видами: золотом, серебром, финиками, и солью.

Вот так дело обстоит с тем, о чем упомянул посланник, ص, в хадисе. Это касается всего, с чем можно провести аналогию – на него распространяется такой же хукм[54]. Таков исламский щари‘ат, он не различает между двумя похожими вещами, так же как и не уравновешивает две разные вещи.

Что же касается положения риба в исламе, то посланник Аллаха, ص, упомянул его среди семи смертных грехов. И совершающий риба уподобляется иудеям, а они самые позорные рабы Аллаха, потому что пожирают сухт[55] и риба. И кто будет практиковать это дело, тот уподобляется иудеям, упаси Аллаха от этого.

Угрожая и увещевая Своих рабов Всевышний говорит:

{Те которые пожирают риба становятся подобными одержимым от прикосновения щайтана}, т.е. щайтан овладевает этим человеком, упаси нас Аллаха от этого, и он становится похожим на маджнуна[56].

Ученные, да помилует их Аллах, разделились в следующем вопросе: подразумевается ли в этом аяте то, что они восстанут из могил в Яумуль Къйяма подобно одержимым от прикосновения щайтана или же имеется в виду, что они ведут себя подобно этому образу в дуньи, когда пожирают риба? Т.е. из-за жадной устремленности, скупости и равнодушия, при совершении ростовщичества, они ведут себя как бесноватые.

И правильным будет отметить, что когда аят собирает в себе два значения, то оба они являются верными. Следовательно они в дунья, при пожирании риба, ведут себя как сумасшедшие и в Яумуль Къйяма восстанут из могил в таком же состоянии, просим у Аллаха здравия.

Затем Могучий и Великий сообщает, что эти люди провели извращенное сравнение и сказали: {…воистину торговля подобна ростовщичеству}, т.е. нет разницы: что ты продаёшь барана за 200 рублей, что продашь за 100 рублей, за 150 рублей – это одно и то же. И их сравнение – это сравнение щайтана, когда Аллах повелел ему пасть ниц перед Адамом: {Он сказал: Я лучше него. Ты создал меня из огня, а его из глины} [Сод 76]

И Аллах Всевышний явствовал, что их порочное сравнение ни чем не схоже с истиной щари‘атского закона и сказал:

{И дозволил Аллах торговлю и запретил риба}, тем самым Всевышний провел границу меж ними из-за великой разницы несхожестей. Однако сердце порочного видит ложь истиной, а истину ложью, упаси Аллах. Как говорит Аллах Всевышний:

{Когда читают ему аяты Наши, он говорит: Это легенды прежних поколений} [аль-Мутаффифин 13] Почему же они говорят такие великие своей мерзостью слова? Потому что:

{Но нет! Однако покрылись ржавчиной их сердца от того, что они приобрели} [аль-Мутаффифин 14]

Затем Аллах, Могуч Он и Возвышен, указал этим пожиральщикам риба на таубу[57]. И это является одним из Его славных обычаев, Возвышен Он и Высок. Он указывает на таубу грешниках, чтобы они побыстрее покаялись ему, ведь поистине Аллах любит раскаивающихся и любит очищающихся. Притчу об этой любви приводит любимец Аллаха Мухаммад, ص, который не говорил от себя, но лишь по внушению Господа Своего, а смысл её в следующем:

Один человек путешествовал по суши вместе со своим верховым животным, на котором были его еда и питьё. И тут он теряет его и вместе с ним еду и воду, и остается один в пустынной местности. И нет никого, у кого он мог бы что-либо попросит. И нет ничего, где бы он смог это найти. И он улегся под деревом дожидаюсь того, когда Аллах заберет его душу и прибывая в подобном положении, он неожиданно замечает узды своей верблюдицы подвешенные на этом дереве, а он между жизнью и смертью и берет её за узды и восклицает: О Великий Аллах! Ты мой раб, а я твой Господь, − перепутал слова от сильной радости. И посланник Аллаха, ص, сказал, что Аллаха радуется таубе раба Своего больше, чем этот человек своей верблюдице.

Всевышний Аллах говорит:

{А тот кому пришло увещевание и он прекратил, то ему будет прощено то, что было прежде и его дело будет в распоряжении Аллаха} [аль-Бакъара 275], т.е. прощается пожиравшему риба все, что предшествовало и за это он не понесет ответа, а его дело у Аллаха. Если же у него остались долги с процентами, то проценты должны быть аннулированы. В связи с этим пророк, ص, внес ясность на своем прощальном хадже, которая будет прибывать с людьми до Яумуль Къйяма: “Риба джахилии аннулируется”

У посланника, ص, были родственники, которые во время джахилии давали деньги под проценты в долг. И когда встал вопрос об их долговых процентах, пророк, ص, сказал: “И первая риба, которая аннулируется – это проценты аль-‘Аббаса ибн ‘Абдаль-Мутталиба.” А это его родной дядя. Вот как должно приниматься решение. И вот как должно поступать правителю. Первыми с кого должен начинать правитель – это его родственники, перед тем как он обратится ко всему народу. В наши же времена родня правителя имеет дипломатическую неприкосновенность и делают они и позволяют себе всё, что взбредет в голову. Однако во времена посланника, ص, первым с кого начинали практиковать этот хукм был дядей пророка, ص, аль-‘Аббас.

Тому пример также отрывок из жизни ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ض: Когда он запрещал что-то людям, он собирал свою семью и своих родственников и говорил им: Я запретил людям поступать так-то и так-то и они смотрят на вас как хищные птицы на мясо. Клянусь Аллахом, если до меня дойдет, что кто-то из вас совершил подобное, я увеличу наказание которому его подвергнут два раза.

Аллаху Акбар! Вот как правили востоком и западом, и вот из-за чего смирялись перед ними общины, которые не имели таких обычаев, на родственников, которых ничего подобного не распространялось. Однако первыми на кого распространяли хукм халифы ислама – это их родня.

Чтобы никто не мог сказать, что хукм не работает над родственниками правителя или судьи.

Итак, возвращаясь к нашей теме повторим, что Аллах из Своей Благожелательности, Великодушия, Милосердия и Сострадания указывает на таубу грешникам:

{А к кому придёт увещевание от его Господа и он остановится, то ему прощается то, что было прежде и его решение у Аллаха. Но тот же кто вернётся…} к греху риба после того, как ему стало ясно решение его Господа на счет этого {… то они обитатели Огня в котором прибудут вечно} [аль-Бакъара 275]

Это наказание в ахъира. Что же касается дуньи: {Стирает Аллах риба…} т.е. губит, уничтожает. И гибель бывает двух видов:

Гибель ощущаемая: Это когда его деньги навлекают на него различные беды. Например, он заболевает и нуждается в разных дорогих лекарствах, либо заболевает его семья, либо их у него их воруют, либо они сгорают и т.д. В любом случаи он их теряет.

Гибель осознаваемая: т.е. его деньги копятся, копятся, но он всё равно ощущает нужду и они ему пользу не приносят, нет в них благословение Всевышнего и от них одно беспокойство и тревога. Говорят ли на таких, что они богачи? Никогда! Потому что они в самой крайней нищете (т.е. душевно), а все их накопления растратят их наследники.

И сказал Аллах Всевышний:

{Уничтожает Аллах риба и дает рост садакъа[58]} т.е. удваивает и приумножает воздаяние за него.

Посланник Аллаха, ص, сказал: “Кто даст саадаку хотя бы в один финик из лучшего имущества, а ведь не принимается ничего кроме лучшего (тоййб[59]), то Аллах возьмет это Своей Правой Рукой и Взрастит это подобно тому как взращивает один из вас своего жеребенка”

Всевышний также сказал:

{Пример тех, которые расходуют свои богатства на пути Аллаха как пример зерна, с которого произрастало семь колосьев, на каждом из которых по сто зерен. Аллах воздает многократно кому пожелает, Аллах Щедрый Знающий} [аль-Бакъара 261]

Садакъа – это ихсан[60] и поклонение Аллаху. Когда человек делает пожертвование – Аллах увеличивает его награду и ниспосылает баракат[61] на оставшееся богатство.

Как сказал об этом посланник Аллаха, ص: “Богатства не уменьшается от выплаты садакъа”

В приведенном ранее аяте Аллах упоминает садакъа рядом с риба, потому что риба – это не справедливость, и состоит она в том, что он лживо приобретает богатство. А саадака – это добродеяние и благо. И упомянуты они рядом, чтобы стала ясно разница между добродетелем и несправедливостью.

Затем Всевышний сказал:

{Поистине те, которые уверовали и совершали праведные дела и выстаивали молитву и выплачивали закят, им награда у их Господа и нет над ними страха и не будут они опечалены} [аль-Бакъара 227]

Затем Всевышний сказал:

{О те которые уверовали, бойтесь Аллаха и покончите с тем, то что осталось из риба} т.е. оставьте и не берите проценты. И здесь Всевышний упомянул частное после общего, ибо приказ боятся Аллаха включает в себя оставление всего запретного и совершение всего обязательного, частным же является приказ: {…покончить с тем, что осталось от риба}

{И если вы этого не сделаете, то знайте что Аллах и Его посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо и с вами не поступят не справедливо.} [аль-Бакъара 279]

Некоторые люди искушаются ростовщичеством и говорят: Мы ложим свои деньги в иностранные банки − американские, английские, французские и забираем деньги с процентами, а проценты раздаём садакъой. Пречист Аллах! Человек идёт и окунает свою руку в кровь и наджас, а потом он её моет. Почему же он не побрезговал грязью прежде чем её мыть? Это порочное мышление и неправильное рассуждение, о котором мы говорили толкуя вышеприведённые аяты. Если тебе дают их, скажи: Нет! Наши законы запрещают нам брать их. А эти люди возражают: Если мы не будем брать их, то их потратят на строительство церквей и войну с мусульманами. Их оговорки нелепы и необоснованны. Если тебе надо положить куда-либо деньги, то положи их в исламский банк, если же таковых нет, то заключай с джахилийскими банками беспроцентный договор.

<А заявления на счёт я потрачу их садакъой рассматривались в аяте {Стирает Аллах риба и даёт рост садакъа.} Как ты можешь давать садакъой то, что Аллах уничтожает, ведь она даётся из лучшего имущества. А нечистое, испорченное, добытое харамным путём, как же примет его Аллах?!

{Не доходит до Него ни кровь, ни мясо жертвенных животных, но доходит ваша богобоязненность.} Всевышний не принял её у Кабиля из-за того, что продукты были порченные. А что может быть хуже риба, если один дирхам из неё хуже чем 36 зина в исламе?! Человек дающий садакъу пытается совместить две противоположные вещи, но Аллах Всевышний говорит: {Не равны чистое и скверное, даже если тебя обольщает многочисленность скверного.}>

{Если вы покаетесь, то вам ваш капитал. Вы не поступите несправедливо и с вами не поступят несправедливо.} Т.е. берите капитал, а всё что приросло – оставьте, ибо это харам, это не прибыль и не доход. И как же расстраивают нас те, кто разрешают брать риба и давать её садакъой. И если бы они призадумались, то им стало бы ясно как они ошибаются. Человек настаивает: Если я не возьму, то они будут строить церкви и воевать с мусульманами. Мы отвечаем: Если ты даже заберёшь у них все проценты, они всё равно будут строить церкви и воевать с мусульманами. Это похоже на наущения щайтана: Если вы не будете брать риба, то я буду строить церкви и воевать с мусульманами. Но клянусь Аллахом, следуем мы не наущениям сатаны, а аятам Аллаха: {Если вы покаетесь, то вам ваш капитал. Вы не делаете несправедливость и вам её делать не будут.} И мы не вдаёмся в извращённые рассуждения и щайтанские сравнения: {поистине торговля подобна риба.}

Затем всевышний говорит:

{Если должник находится в тяжёлом положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать садакъу будет лучше для вас, если бы вы только знали!}

Например я дал ему в долг 10 000 рублей. Прошёл год, а он не может отдать их. Стоит ли мне ждать ещё год или же стоит сказать ему: В следующем году ты должен будешь мне 15 000 рублей. Нет! Этот бедный человек в затруднительном положении, не может расплатиться, обязательно подожди: {…то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится.} Кто говорит эти слова? Аллах Могуч Он и велик. Он Тот, Кто даровал тебе эти богатства и разрешил тебе их использовать и сказал: Если твой должник несостоятелен, то стоит тебе подождать. А ты же говоришь ему: Я тебя ждать не собираюсь! Посадить его в тюрьму! Или: Возвращай позже, но с процентами. Где же иман? Где же рабство перед Аллахом, искренностью и подлинностью которого являются слова: {Мы слышали и повинуемся} Так не будь же рабом денег, на которого пророк, ص, призвал несчатье, гибель и бесконечные проблемы.

Если ты узнал, что должник твой обременён тяжестью, отдай ему всё садакъой, весь долг. О человек, ведь добродетель, который будет записан для тебя лучше чем этот долг. Так не упускай же его. Неужели ты вышел из чрева своей матери с мешком золотых и серебряных монет или же с гардеробом разных платьев и обуви? Нет, ты вышел голым, ничего не имеющим. Кто же тот, кто приготовил для тебя и дал тебе в пользование твоё богатство? Аллах Могуч Он и Велик. И Он говорит тебе: Поступай с этим богатством так-то и так-то. Ты же отвечаешь: Слушаю и повинуюсь! {И сделать садакъу будет лучше для вас, если бы вы только знали.}

Затем Аллах завершает эти слова аятом:

{И бойтесь того дня когда вы будете возвращены к Аллаху. Затем воздастся каждой душе за то, что она приобрела и сними не поступят неспрведливо.} [аль-Бакъара 281]

Бойтесь этого Великого Дня, когда вы предстанете перед Аллахом Могучим, Великим. Предстанете нагими, босыми, необрезанными. {В тот День человек будет убегать от своего брата, от своей матери и отца, от своей супруги и детей, потому что у каждого, потому что у каждого из них будет положение,(при котором) ему будет ни до кого} [‘Абаса 34-37] И страх перед этим Днём, страх перед его злом и бедами проявляется в послушание Аллаху могуч Он и Велик.

Во всяком случае риба – харам, не имеет значения делается ли это открыто или прибегают к хитрости и обману. Если имеют место хитрость и обман, то это ещё больше своей мерзостью.

Конец тафсира.

Раздел.

Ибн Мас‘уд, ض, сказал: “Если твой должник делает тебе подарок, не бери, ибо это риба!”

Аль-Хасан аль-Басри, ح, сказал: Если ты пришёл в дом твоего должника и поел у него, то это сухт. И это из слов посланника, ص: “Всякий заём из которого пытаются извлечь выгоду – риба!” [аль-Байхакъи, слабый]

Ибн Мас‘уд, ض, сказал: “Кто похадатайствовал за человека в чём-то, а затем тот подарит ему подарок, то это сухт”

И это подтверждается словами посланника, ص:

“Кто походатайствовал за человека ходатайством и тот одарил его за это и он принял его дары, то он уже подошёл к великой двери из дверей риба.” [Ахмад 261/5 Абу Дауд 3524 ат-Табарани 7853 хороший]

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.013 с.)