Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Серебряный век Русской культуры (1880–1920 гг. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Комментарии 1. Происходит дальнейшее усложнение, дифференциация культуры, ее различных отраслей. Функционируют классические и реальные гимназии, духовные и другие училища, появляются многочисленные кружки, школы, курсы для самообразования. В науке возникло множество школ, направлений. К 1917 г. наряду с 300 государственными научными учреждениями большую работу проводили 300 научных обществ. 2. Намечается демократизация культуры, то есть постепенное приобщение к ней все более широких народных масс. С 1908 г. реализовалась программа введения всеобщего начального обучения, одобренная Государственной думой. К 1913 г. имелось 13,9 тыс. массовых библиотек, 213 музеев, 177 профессиональных театров. Число вузов и студентов увеличилось к 1913 г. вдвое. 3. В связи с демократизацией появились и такие явления, как коммерциализация и омещанивание культуры. В просвещении непрерывно росли вложения государства, частных предприятий и физических лиц, общественных объединений. Женщины получили доступ к высшему образованию, но в России женское высшее образование было только платным. В средних учебных заведениях также преобладало платное обучение. Министерство торговли создало коммерческие училища (наряду с реальными и классическими). Печать и книгоиздательство находились в основном в частных руках и стали достаточно прибыльным делом. В 1913 г. Россия занимала второе место в мире после Германии по количеству издаваемых книг. Газета, книга, билет на выставку и даже в театр в городах не были предметом роскоши. Отнюдь не дороговизна была причиной того, что расходы на культурные нужды в бюджете рядовых граждан редко превышали расходы на потребление алкогольных напитков. Демократизация и коммерциализация культуры как в России, так и в других странах породили весьма характерные и типичные для XX в. последствия: вульгаризацию (огрубление), примитивизацию (упрощение) явлений культуры, ее приспособление (адаптацию) к весьма неразвитым и примитивным эстетическим и нравственным запросам и вкусам основной массы населения. 4. Общественно-политическое размежевание в стране, обострение политической борьбы, приверженность творцов культуры, различных групп интеллигенции к тем или иным путям развития страны предопределили поляризацию и политизацию в культурной среде, внутри научно-педагогической, художественной и иной интеллигенции. Многие крупные деятели искусства называли предреволюционное время «полетом над бездной», чувствовали приближение потрясений и отразили это в своем творчестве.
Формирование многоукладной экономики Советской России
Комментарии Декретом о земле от 26 октября 1917 г. земля, леса, воды, недра были национализированы, то есть стали общегосударственной, общенародной собственностью. Все собственники земли потеряли юридическое право распоряжаться своей бывшей землей. С осени 1917 г. в сельской местности, на огромных просторах России, развернулся грандиозный черный передел, перераспределение собственности, о котором веками мечтали крестьяне. Большевики и крестьянские комитеты были зачастую не в состоянии контролировать ситуацию. Крестьяне часто творили произвол: из 30 тыс. помещичьих усадеб 26 тыс. были разграблены и сожжены. Крестьянство получило 150 млн. га земли, распределило между собой рабочий и продуктивный скот, орудия, другое имущество, ранее принадлежавшее помещикам. Помещики как класс крупных землевладельцев прекратили существование. Были списаны долги крестьян банкам. Многие столыпинские «укрепленцы» (хуторяне и отрубники), ставшие собственниками земли, были насильственно возвращены в общину. На основе некоторых лучших помещичьих хозяйств были созданы советские (государственные) хозяйства (совхозы). В ноябре 1917 г. был введен рабочий контроль над производством, куплей-продажей сырья и готовой продукции, финансовой деятельностью предприятий. Решающую роль на предприятиях стали играть фабрично-заводские местные комитеты. Сопротивление предпринимателей, потребности нового государства обусловили переход уже в декабре 1917 г. к национализации частных банков и отдельных предприятий. С лета 1918 г. национализировались целые промышленные отрасли, практически все крупные, средние, а затем и мелкие предприятия. Для руководства национализированными предприятиями был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). В руки государства перешел практически весь транспорт, а также телеграф и телефон. Лишились своей собственности не только российские, но и зарубежные инвесторы и акционеры. Ведение внешней торговли было объявлено государственной монополией. Государственные предприятия, собственность правящего дома Романовых также перешли в распоряжение Совета народных комиссаров. В городах проводилось переселение рабочих в квартиры более состоятельных слоев населения, которых «уплотняли». Государственный или социалистический уклад возник в течение короткого периода и занял ведущее место в новой системе экономических отношений.
Капиталистическая индустриализация в России: источники, содержание, особенности
Комментарии В мире в последние тридцать лет XIX в. развернулась вторая техническая революция. В металлургии и машиностроении были механизированы загрузка доменных печей и разливка чугуна, передел чугуна и железа в сталь. Замена пара электричеством, электрификация повысила производительность труда в промышленности. Стали освещаться улицы, общественные здания, получил развитие городской и пригородный транспорт. Стали производиться искусственные красители, минеральные удобрения, бумага из целлюлозы, а не из тряпичного сырья. Появились автомобиль, телефон, телеграф, радио. В сельское хозяйство пришли машины – сеялки, жнейки, тракторы, механические двигатели с электроприводом. Во многих странах было введено обязательное начальное обучение. Возникли картели, синдикаты, тресты, которые монополизировали производство и сбыт отдельных видов продукции. Соединение промышленных монополий и банковского капитала усиливало позиции буржуазии. Преимуществом российской экономики была возможность использовать западные достижения. Инженерная мысль и подготовка специалистов в России находились на должном уровне. В страну ввозились машины, целые заводы, приглашались кадры. Первая в мире ТЭЦ была построена в Нью-Йорке в 1882 г., а в Петербурге – в 1883. В России происходил процесс концентрации производства и капитала. К концу XIX в. на предприятиях с более чем 1000 работающих были заняты более 50% всех рабочих. Возникали конвенции, пулы, синдикаты, тресты. К 1900 г. действовало 140 монополистических объединений в 45 отраслях. За 90-е гг. XIX в. промышленное производство выросло в 2 раза, ежегодно строилось 2,5 тыс. км железных дорог. Россия при Витте стала широко привлекать иностранные капиталы, которые к 1914 г. составляли до 40% всех капиталовложений в экономику страны. Дешевые рабочие руки оставались важным преимуществом отечественной промышленности. Несмотря на высокие темпы промышленного роста, экономического развития, Россия оставалась «догоняющей» страной, относилась ко «второму эшелону» в мировом модернизационном процессе. Страны-лидеры – США, Германия, Италия, Франция, Англия, Япония – развивались не менее быстро и мощно. Россия оставалась аграрной страной с неразвитым сельским хозяйством, которое тормозило развитие страны. Средняя урожайность зерновых в 1900 г. составляла (в пудах с десятины): Россия – 44, США – 64, Франция – 91, Германия – 134. Отсталость политической системы, засилье государства, бюрократии не позволяли реализоваться энергии, предприимчивости населения в полной мере.
СССР в 20-е годы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.007 с.) |