ТОП 10:

И новое обострение мировых противоречий



Во внешнеполитической сфере период «застоя» (1964–1985 гг.) характеризуется: «разрядкой международной напряженности» (конец 1960-х – первая половина 1970-х гг.) и очередным обострением конфронтации между Западом и Востоком (конец 1970-х – первая половина 1980-х гг.).

К приоритетным направлениям внешней политики СССР (изложенной в Программе мира, принятой XXIV съезде КПСС весной 1971 г.) в данное время можно отнести: 1) борьбу за прекращение гонки вооружений и начало разоружения. В рамках этого курса в январе 1967 г. СССР, США и Великобритания заключили Договор о принципах исследования и использования космического пространства, который включал соглашение об отказе от размещения в космосе оружия массового уничтожения. 1 июля 1968 г. СССР, США и Великобритания подписали одобренный ООН Договор о нераспространении ядерного оружия. Его участники обязались не передавать другим странам ядерного оружия, не помогать в его производстве, а не имеющие его – не принимать его от других. В 1971 г. был подписан Договор о неразмещении ядерного оружия на морском дне, в 1972 г. – Конвенция о запрещении бактериологического оружия. 26 мая 1972 г. в Москве Л.И. Брежнев и президент США Р.М. Никсон заключили соглашения о контроле над стратегическими вооружениями (ОСВ-1) и ограничении систем противоракетной обороны (договор по ПРО). В 1974 г. и 1976 г. СССР и США подписали два договора об ограничении подземных ядерных испытаний. 18 июня 1979 г. в Вене Л.И. Брежнев и президент США Дж.Э. Картер заключили Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Однако с приходом к власти в СССР Ю.В. Андропова (1982–1984 гг.) мирные договоры оказались под угрозой. В 1983 г. Советский Союз провел модернизацию своих тактических ракет, размещенных на территории СССР и Чехословакии. В ответ на это США разместили в ФРГ и Италии свои крылатые ракеты и модернизированные ракеты «Першинг-2». Ракетный кризис разразился в непосредственной близости от границ СССР; 2) расширение экономического, политического и культурного сотрудничества с несоциалистическими странами. Контролируемый Советским Союзом СЭВ начал развивать отношения за своими пределами. Помимо принятия новых членов, СЭВ заключил договоры об экономическом сотрудничестве с Финляндией (1973 г.), с Ираком и Мексикой (1975 г.). Урегулированы были отношения с ФРГ. В 1970 г. СССР, Польша и ФРГ подписали договор о неприменении силы и признании послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе. В 1972 г. канцлер ФРГ В. Брандт подписал такой же договор с ГДР и Чехословакией, были установлены дипломатические отношения между ГДР и ФРГ.

Важнейшим достижением мирового сотрудничества стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, целью которого являлось подтверждение нерушимости итогов Второй мировой войны. Совещание проходило с 3 июля 1973 г. по 30 июля 1975 г. Подписание Заключительного акта Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе состоялось в 1 августа 1975 г. в Хельсинки. Этот акт стал сводом принципов межгосударственных отношений, отвечающих требованиям политики мирного сосуществования. В июле 1975 г. в русле развития научного сотрудничества состоялся совместный советско-американский космический полет в рамках программы «Союз»-«Аполлон»; 3) поддержание лидерства в мировом социалистическом лагере. Экономический и социально-политический кризис, существовавший в СССР, отражался и на всех странах социалистического лагеря. Росло общественное недовольство. В связи с этим в компартии Чехословакии (КПЧ) зародилось реформаторское движение. В январе 1968 г. первым секретарем КПЧ был избран А. Дубчек, а президентом ЧССР – Л. Свобода. В апрельской программе КПЧ провозглашалось «построение социализма с человеческим лицом» – расширение демократии, экономические реформы. К управлению страной стали привлекаться представители других партий и движений, признавалось право на существование оппозиции, отменялась цензура. Эти события получили название «пражская весна». Радикальные перемены в Чехословакии вызвали крайне негативную реакцию со стороны руководства СССР. В июле 1968 г. руководители компартий СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши предупредили лидеров Чехословакии, что проводимые ими реформы чреваты «контрреволюцией». На советско-чехословацкой встрече, проходившей с 29 июля по 2 августа 1968 г. в Чиерна-над-Тисой, советское руководство потребовало от А. Дубчека свернуть процесс реформ. Но, так как политическое давление не дало ожидаемых результатов, 21 августа 1968 г. на территорию Чехословакии были введены войска пяти стран – членов Варшавского договора. Руководство КПЧ было арестовано и доставлено в Москву. По подписанному там соглашению на территории Чехословакии размещались на постоянной основе советские войска. По возвращении в Прагу Дубчек в течение некоторого времени сохранял свой пост, но постепенно он и его сторонники были отстранены от власти. Началась чистка рядов КПЧ. В дальнейшем многие реформаторы и представители творческой интеллигенции вынуждены были эмигрировать. Насильственно прерванная «пражская весна» положила конец каким-либо иллюзиям в отношении возможного реформирования социализма. События в Чехословакии породили появление доктрины «ограниченного суверенитета» (на Западе ее называли «доктрина Брежнева»). Советское руководство называло отход от «социалистических норм» угрозой суверенитету страны, а значит – и угрозой всему «социалистическому содружеству». Поэтому СССР прямо приписывал себе право определять внутреннюю и внешнюю политику социалистических стран. Эта твердая позиция СССР привела к углублению советско-китайских противоречий. Формальным поводом являлись территориальные претензии КНР. В марте 1969 г. на острове Даманский (р. Амур) китайские войска обстреляли советский пограничный наряд и захватили остров. В ответ советская сторона применила систему залпового огня «Град», практически уничтожив Даманский и занявших его китайцев. В сентябре 1969 г. начались затяжные переговоры по пограничным вопросам между делегациями СССР и КНР. В 1972 г. переговоры были прерваны, конфликты на границе продолжались; 4) расширение своего влияния в мире. В 1965 г. США, оказывавшие военную помощь правительству Южного Вьетнама, распространили военные действия на ДРВ, подвергнув ее бомбардировкам. Не желая открытого конфликта с США, Советский Союз предпочитал организовывать поставки оружия для армии Хо Ши Мина и направлял во Вьетнам своих военных советников. После вывода американских войск из южного Вьетнама (1973 г.) вся территория страны была объединена под властью просоветского руководства ДРВ. В 1976 г. провозглашена Социалистическая республика Вьетнам. В 1979 г. СРВ вступила в СЭВ.

В 1967 г. разразился конфликт между Израилем и Египтом, Сирией и Иорданией. СССР в этом конфликте поддержал арабские страны, США – Израиль.

В 1979 г. Советский Союз ввел свои войска в Афганистан, что резко усилило антисоветские настроения в мире. Не желая открытого конфликта с СССР, США предпочитали организовывать поставки оружия для отрядов моджахедов и направляли в Афганистан своих военных советников. Для СССР началась затяжная и изматывающая Афганская война. Однако новый виток гонки вооружений наша страна выдержать уже не могла, так как военно-экономический и научно-технический потенциал Запада намного превышал потенциал стран ОВД. К середине 80-х гг. страны СЭВ производили 21,3 % промышленной продукции мира, а развитые капиталистические страны – 56,4 %. Гонка вооружений могла только разорить страну. Необходимо было искать новые пути для ослабления международной напряженности

 

СССР во второй половине 80-х гг.

Экономические реформы

Первая половина 1980-х гг. проходила в СССР под знаком углубляющегося экономического, социально-политического и культурного кризиса. Руководители, сменившие Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, – Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.) и К.У. Черненко (1984–1985 гг.) не могли решить проблем, стоящих перед страной. Избрание в марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК самого молодого члена Политбюро – М.С. Горбачева (1985–1991 гг.) породило в обществе надежду на то, что он в отличие от престарелых руководителей прежних лет с энергией возьмется за необходимые преобразования.

На Апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. М.С. Горбачев объявил, что партия берет курс на ускорение социально-экономического развития общества. В экономической сфере это означало, в частности, создание смешанной экономики и сильную социальную политику государства. При этом первоначально не предполагалось системной реорганизации хозяйства. Не давалось объективной оценки экономическому состоянию страны. М.С. Горбачев предпочитал использовать термин «предкризисная ситуация». Не произошло и отказа от идеи централизованного планирования – в 1985 г. был принят план XII пятилетки (1985–1990 гг.).

Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. На второе место по приоритетности было выдвинуто сельское хозяйство. Для руководства этими отраслями были созданы Государственные комитеты Совмина СССР по машиностроению и сельскому хозяйству. Эти гигантские бюрократические структуры получали значительные государственные средства, что привело к очередному росту дефицита потребительских товаров. Сказалось на ситуации и падение мировых цен на нефть – в 1985–1986 гг. доходы от ее экспорта упали на 32%. Возрастание темпов производства оказалось кратковременным, так как не хватало сырья, энергетических ресурсов, запчастей, квалифицированных кадров.

Важной составляющей ускорения М.С. Горбачев называл «человеческий фактор». В ход снова пошли лозунги об оживлении рационализаторской инициативы и повышении стимулов к труду. Но материальных ресурсов на претворение этих идей в жизнь не имелось.

Делался упор на укрепление производственной и исполнительской дисциплины. В мае 1985 г. вышло Постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». В соответствии с ним резко сокращалась продажа алкогольных напитков. Сокращение числа магазинов (в 10–15 раз) привело к многочисленным очередям. Бурно выросла спекуляция винно-водочной продукцией. Только в 1986 г. на самогоноварение было израсходовано более 400 тыс. тонн сахара, из которого произведено 500 млн. литров спиртного, что на 80% восполнило сокращение продажи водки. Кроме того, в Крыму, в Молдавии, на Дону и на Кавказе планомерно уничтожались виноградники элитных сортов. Огромный ущерб госбюджету страны нанесло сокращение получения «водочных» денег – с 1985 по 1988 гг. казна недосчиталась 135 млрд. рублей.

Повышения качества продукции также планировалось достичь за счет административных мер. В 1986 г. появилась госприемка на предприятиях. В государственные органы госприемки переводились лучшие инженеры и технические специалисты заводов, что вело не к подъему, а к снижению качества продукции.

Преодолеть криминализацию экономики и пополнить госбюджет М.С. Горбачев пытался с помощью Постановления ЦК «О борьбе с нетрудовыми доходами». Усиливались наказания за спекуляцию, выпуск неучтенной продукции и т.д. Однако крупный теневой бизнес, давно сросшийся с органами власти, кампания затронуть не могла и нанесла удар только по мелкой негосударственной торговле, в частности, продукции подсобных хозяйств.

Страшным ударом стала произошедшая 26 апреля 1986 г. авария на Чернобыльской АЭС. В первые дни, по сложившейся традиции, власти старались замолчать катастрофу, что только увеличило площадь и интенсивность радиационного заражения. Чернобыльская трагедия стала показателем кризиса советской экономики (к ее причинам можно отнести изношенность основных фондов и недостаток квалифицированных специалистов — главные беды хозяйства в целом), и одновременно, пробила еще одну брешь в бюджете (первичные затраты на преодоление последствий аварии составили десятки миллионов рублей).

К концу 1986 г. стало ясно, что стратегия «ускорения» провалилась. Бюджетный дефицит составил около 18 млрд. рублей. Более 13% предприятий являлись убыточными. Но это было только началом спада производства, который все более резко проявлялся в дальнейшем.

В январе 1987 г. Пленум ЦК признал нарастание кризисных явлений в обществе. М.С. Горбачев провозгласил продолжение реформ, которые теперь получили название «курс на перестройку». Новым популярным лозунгом стал: «Больше демократии, больше социализма!». Применительно к экономике это означало расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, превращение их в субъекты рыночной конкуренции. В 1987 г. был принят (вступил в действие в 1988 г.) Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи, не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

В 1988 г. приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Огромные налоги на индивидуальную предпринимательскую деятельность (до 90%) приводили к тому, что создаваемые кооперативы старались утаить реальные доходы от государства, способствовали продолжению криминализации бизнеса. К тому же в отсутствии системы кредитов и инфраструктуры, при резкой нехватке сырья кооперативы предпочитали заниматься не производством, а торговлей, часто просто перекупая у государственных предприятий дешевую продукцию и продавая ее в коммерческих магазинах по чрезвычайно высоким ценам.

Создание смешанной экономики выразилось и в фактическом снятии государственной монополии на внешнюю торговлю, и создании предприятий с участием иностранного капитала. Большинство иностранных инвесторов предпочитало, не тратя деньги на развитие убыточных советских предприятий, сворачивать производство, чтобы вытеснить их с рынка.

Чтобы пополнить дефицит государственного бюджета М.С. Горбачев обратился к западным кредиторам, что привело к стремительному увеличению государственного долга – если в 1985 г. он составлял 27 млрд. долларов, то в 1988 г. – 41 млрд., а к 1991 г. – более 57 млрд.

С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. Началось и реформирование колхозно-совхозной системы. В 1989 г. был принят закон об аренде, по которому земля передавалась колхозам и совхозам в аренду на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией. В том же 1989 г. Пленум ЦК принял решение о содействии фермерскому хозяйству. Но фермеры не получали собственности на землю, не могли купить технику и т.д. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений.

В результате резкого сокращения сельскохозяйственного и промышленного производства начался тотальный дефицит всех товаров, вводилось нормированное распределение продовольствия – так называемых «визитные карточки покупателя». С лета 1989 г. начались массовые стачки шахтеров важнейших угольных бассейнов страны. Появилась безработица.

Летом 1990 г. взамен «ускорения» был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., т. е. к концу XII пятилетки. Законом были допущены разные формы собственности. Крупные чиновниками становились директорами компаний, за бесценок получая бывшую государственную собственность. В этих условиях правительство во главе с Н.И. Рыжковым разработало, наконец, программу реформ. Ее суть состояла в том, что переход к рыночной системе экономики должен был произойти постепенно – в течение нескольких лет, а регулирующая роль государства сохранялась.

В противовес ей группа молодых экономистов (Г.Я. Явлинский, М.М. Задорнов и др.) подготовила программу «500 дней», нацеленную на «быстрый прорыв» в рыночных отношениях. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонопольного законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля цен, допущение спада в базовых отраслях экономики, а также регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Однако М.С. Горбачев отказался принять программу Явлинского – Задорнова, опасаясь непредсказуемых социальных последствий и под давлением партийно-хозяйственной номенклатуры. Премьер-министром был назначен В.С. Павлов – противник рыночных реформ. Ситуация продолжала ухудшаться. В конце 1990 г. появилось понятие «договорные» или «плавающие» цены – реально расценки в государственных магазинах повысились в несколько раз. К 1991 г. Советский Союз подошел не только без плана, но и без утвержденного бюджета. В январе 1991 г. произошла денежная реформа – в трехдневный срок граждане должны были обменять купюры образца 1961 г. на новые, кроме того, замораживалась выдача денег со счетов (свыше 500 рублей). В феврале правительство объявило о готовящемся повышении цен (в апреле они повысились в 3–4 раза). «Сильная социальная политика» выразилась в компенсации малоимущим в сумме 60 рублей.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.008 с.)