Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советская социалистическая индустриализацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Комментарии В годы первых пятилеток (1928–1932, 1933–1937, 1938–1941) проводилась социалистическая индустриализация страны, целью которой было превращение страны из аграрно-индустриальной в мощную промышленную державу. В эти годы было построено более 9 тыс. крупных предприятий, созданы десятки новых отраслей (производство тракторов, самолетов, автомобилей, синтетического каучука и т. д.), осуществлялась электрификация страны. СССР к концу 30-х гг. по объему промышленной продукции обогнал Англию, Германию, Францию, занял первое место в Европе, а в мире уступал лишь США. Источниками этого прогресса были внутренние займы, сохранение низкого уровня жизни большинства населения, трудовой энтузиазм, продажа леса, нефти, продовольствия, мехов и даже произведений искусства за рубеж. Все средства вкладывались в развитие тяжелой промышленности, за счет продукции которой предполагалось осуществить техническую реконструкцию всех остальных секторов экономики. Все более широкое применение получало внеэкономическое принуждение, то есть использование труда заключенных исправительно-трудовых лагерей. К концу 30-х гг. они осваивали около 10% всех капиталовложений, вели строительство в труднодоступных районах, заготавливали древесину. В первую пятилетку было закуплено много зарубежной техники, которая успешно осваивалась. В СССР работали десятки тысяч иностранных инженеров, техников и рабочих, которые устанавливали новое оборудование. Резко расширилась сеть высших технических учебных заведений, большинство которых стали отраслевыми вузами и хорошо финансировались. Во второй пятилетке новые предприятия стали производить широкий спектр станков, механизмов, машин разного назначения. СССР стал сокращать закупки зарубежной техники. Так страна добилась технико-экономической независимости от Запада. Большое значение имело стахановское движение. Шахтер А.Г. Стаханов в 1935г. многократно превысил нормы добычи угля с помощью отбойного молотка. Смыслом стахановского движения было максимально возможное использование преимуществ новой техники. Мощное промышленное строительство велось в восточных районах страны и на национальных окраинах, что было важно для укрепления обороноспособности страны. Индустриализация обеспечила качественное обновление материально-технической базы экономики страны. Многие специалисты считают, что до войны индустриализацию завершить не удалось. Во многих отраслях переоснащение только началось, большой оставалась доля ручного труда. Техника больше служила государству в целом, чем конкретным людям. Коллективизация сельского хозяйства
Комментарии Массовая коллективизация, проведенная в основном в 1930–1932 гг., представляла собой объединение крестьянских хозяйств, основных средств производства (орудий труда, рабочего и продуктивного скота) в коллективные хозяйства. Все виды кооперации, кроме производственной (колхозы) и промысловой (рыболовецкие, охотничьи и другие артели), были ликвидированы. Колхозы, как и дореволюционные общины, были удобны для осуществления командно-административного руководства сельским хозяйством, фактически превращали крестьян в зависимых, бесправных работников. Передовая техника сосредоточивалась в машинно-тракторных станциях (МТС), которые с 1928 по 1958 гг. принадлежали государству. В январе-марте 1930 г. в результате мощного давления в колхозы вступило 60% крестьянских дворов. Кулачество ликвидировалось «как класс». У зажиточных крестьян отбирались земля, рабочий скот, средства производства, личное имущество, а сами они выселялись в другие места. Во многих местах произошли крестьянские выступления. Сталин обвинил в «перегибах» местных руководителей. Многие крестьяне ушли из колхозов. С осени 1930 г. вовлечение крестьян в колхозы возобновилось. Государство обещало колхозам поддержку, освобождение от налогов. К осени 1932 г. в колхозах было 60% крестьян, а к 1937 г. – более 90%. С 1935г. жизнь в колхозах регламентировалась уставом. Партия и государство через председателей колхозов всесторонне регламентировали проведение всего цикла сельскохозяйственных работ. Колхозная система позволяла произвольно устанавливать цены, меры наказания и поощрения колхозников. Минимальный прожиточный минимум для большинства колхозников обеспечивался работой в личном подсобном хозяйстве. Гарантированная помесячная оплата труда и пенсии в колхозах появились лишь во второй половине 60-х гг. По трудодням зачастую крестьяне ничего не получали. С 30-х гг. крестьяне перестали быть хозяевами земли, продуктов своего труда, утратили стимулы к труду и превратились в фактических крепостных государства. Колхозный строй был удобной формой изъятия максимальных объемов сельскохозяйственной продукции, перекачки средств из деревни в промышленность, другие отрасли экономики. Такая «эффективность» советского аграрного строя обусловливалась многочисленностью крестьянства, его терпением и жестким административным режимом. До 1960-х гг. колхозники не имели паспортов, были фактически прикреплены к месту жительства. Недаром ВКП(б) в крестьянской среде расшифровывали как «второе крепостное право большевиков».
Культурная революция в СССР
Комментарии С 1920-х г. культурную революцию стали называть «третий фронт» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Целью культурной революции считалось формирование нового человека, нового типа личности. Главными тенденциями культурного развития в этот период были следующие. 1. Полное огосударствление сферы культуры. Все в этой области финансировалось государством, контролировалось и направлялось им. Важнейшим инструментом контроля была цензура. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (семилетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. К середине 30-х гг. в учреждениях народного образования был установлен строгий внутренний распорядок, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д. 2. Политизация и идеологизация культурной жизни заключались в ее подчинении идейному контролю ВКП(б). В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг. и в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции стала навязываться идейно-творческая платформа социалистического реализма. Формалисты, модернисты и другие течения подверглись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Большое значение придавалось системе политического просвещения, образования, через которую происходило распространение марксистско-ленинской идеологии, а фактически – сталинизма. 3. Демократизация культуры проходила под лозунгами «Культуру – в массы!», «Искусство принадлежит народу» и т. д. В стране массовыми тиражами издавались произведения признаваемых классиков русской и зарубежной литературы. В столичных театрах бронировались места для рабочих промышленных предприятий («рабочая полоса»). В областных центрах в Средней Азии, на Кавказе открывались вузы, театры, спортивные сооружения. К середине 1930-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. Получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. д.). 4. Развертывание советской индустрии, экономики в целом на основе самодостаточности, автаркии обусловливало действие такой тенденции, как усложнение, дифференциация. Мощное развитие получила наука. Для обслуживания десятков новых отраслей создавались учебные заведения, готовились специалисты по десяткам новых специальностей для работы на производстве и в научных учреждениях.
Советский рабочий класс
Комментарии Словом «пролетарий» в Древнем Риме называли бедняков, у которых не было «ничего, кроме детей». Марксизм утверждал, что только пролетариат, лишенный каких-либо средств производства, частной собственности, может создать справедливое общество, экономика которого будет построена на общенародной собственности на средства производства и сознательном труде без эксплуатации человека человеком. До революции Ленин доказывал, что сам по себе пролетариат способен выдвигать лишь экономические требования и нуждается в политическом руководстве со стороны Коммунистической партии, которая выступает выразителем воли пролетариата. После октября 1917 г. пролетариат России получил 8-часовой рабочий день, контроль над производством через фабрично-заводские местные комитеты (ФЗМК), улучшил жилищные условия за счет буржуазии. В ходе социалистического строительства и особенно индустриализации пролетариат превратился в советский рабочий класс, в самую многочисленную социальную группу советского общества. Если в 1940 г. численность рабочих по всем отраслям народного хозяйства составляла 23,9 млн. человек, то к 1986 г. она выросла до 82,1 млн. В предпочтительном положении находились рабочие военно-промышленного, топливно-энергетического и транспортного комплексов. Их в первую очередь обеспечивали государственным жильем, более высокой заработной платой, качественным медицинским обслуживанием, бесплатными путевками в санатории, местами в детских садах и т. д. Большая часть интеллигенции, не говоря о колхозниках, отставала по своему социально-бытовому статусу от рабочего класса. Рабочих в первую очередь принимали в КПСС, награждали орденами и медалями, выбирали в Советы и сажали в президиумы различных собраний. В советском искусстве и литературе рабочий человек был бесспорным героем, производственная тематика была ведущей. В крупных промышленных центрах не всегда было благополучно со снабжением продовольствием и потребительскими товарами, но алкоголя хватало.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.43.194 (0.009 с.) |