Советская социалистическая индустриализация



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советская социалистическая индустриализация



Комментарии

В годы первых пятилеток (1928–1932, 1933–1937, 1938–1941) проводилась социалистическая индустриализация страны, целью которой было превращение страны из аграрно-индустриальной в мощную промышленную державу. В эти годы было построено более 9 тыс. крупных предприятий, созданы десятки новых отраслей (производство тракторов, самолетов, автомобилей, синтетического каучука и т. д.), осуществлялась электрификация страны. СССР к концу 30-х гг. по объему промышленной продукции обогнал Англию, Германию, Францию, занял первое место в Европе, а в мире уступал лишь США.

Источниками этого прогресса были внутренние займы, сохранение низ­кого уровня жизни большинства населения, трудовой энтузиазм, продажа леса, нефти, продовольствия, мехов и даже произведений искусства за рубеж. Все средства вкладывались в развитие тяжелой промышленности, за счет продукции которой предполагалось осуществить техническую реконструкцию всех остальных секторов экономики. Все более широкое применение получало внеэкономическое принуждение, то есть использование труда заключенных исправительно-трудовых лагерей. К концу 30-х гг. они осваивали около 10% всех капиталовложений, вели строительство в труднодоступных районах, заготавливали древесину.

В первую пятилетку было закуплено много зарубежной техники, которая успешно осваивалась. В СССР работали десятки тысяч иностранных инженеров, техников и рабочих, которые устанавливали новое оборудование. Резко расширилась сеть высших технических учебных заведений, большинство которых стали отраслевыми вузами и хорошо финансировались. Во второй пятилетке новые предприятия стали производить широкий спектр станков, механизмов, машин разного назначения. СССР стал сокращать закупки зарубежной техники. Так страна добилась технико-экономической независимости от Запада. Большое значение имело стахановское движение. Шахтер А.Г. Стаханов в 1935г. многократно превысил нормы добычи угля с помо­щью отбойного молотка. Смыслом стахановского движения было максимально возможное использование преимуществ новой техники. Мощное промышленное строительство велось в восточных районах страны и на национальных окраинах, что было важно для укрепления обороноспособности страны. Индустриализация обеспечила качественное обновление материально-технической базы экономики страны. Многие специалисты считают, что до войны индустриализацию завершить не удалось. Во многих отраслях переоснащение только началось, большой оставалась доля ручного труда. Техника больше служила государству в целом, чем конкретным людям.


Коллективизация сельского хозяйства

 

Цели   Результаты   Последствия
   
Налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации   В течение длительного периода сельское хозяйство, село служили источником решения социально-эконо­мических проблем страны   Отвлечение огромных средств от развития собственно сельско­хозяйственного производства и инфраструктуры села
   
Ликвидация кулачества как класса     Уничтожение слоя само­стоятельных, зажиточных крестьян, желавших работать без диктата со стороны государства   Укрепление социальной базы сталинской диктатуры на селе, устранение реальной конкуренции как важного стимула для развития
   
Укрепление влияния государства на частный сектор в сельском хозяйстве     Полное огосударствление сельскохозяйственного производства, подчинение всех сторон сельской жизни партийно-государственному руководству   Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда; исчезновение достаточных экономических стимулов для крестьянского труда и развития колхозного производства
   
Ликвидация «аграрного перенаселения»   Перемещение массы крестьян в промышленность и города   Дефицит квалифицированной рабочей силы, молодежи на селе; возникновение различных социальных проблем в результате форсированной урбанизации стран

Комментарии

Массовая коллективизация, проведенная в основном в 1930–1932 гг., пред­ставляла собой объединение крестьянских хозяйств, основных средств про­изводства (орудий труда, рабочего и продуктивного скота) в коллективные хозяйства. Все виды кооперации, кроме производственной (колхозы) и про­мысловой (рыболовецкие, охотничьи и другие артели), были ликвидированы. Колхозы, как и дореволюционные общины, были удобны для осуществления командно-административного руководства сельским хозяйством, фактически превращали крестьян в зависимых, бесправных работников. Передовая тех­ника сосредоточивалась в машинно-тракторных станциях (МТС), которые с 1928 по 1958 гг. принадлежали государству.

В январе-марте 1930 г. в результате мощного давления в колхозы вступило 60% крестьянских дворов. Кулачество ликвидировалось «как класс». У зажи­точных крестьян отбирались земля, рабочий скот, средства производства, личное имущество, а сами они выселялись в другие места. Во многих местах произошли крестьянские выступления. Сталин обвинил в «перегибах» местных руководителей. Многие крестьяне ушли из колхозов. С осени 1930 г. вовлечение крестьян в колхозы возобновилось. Государство обещало колхозам поддержку, освобождение от налогов. К осени 1932 г. в колхозах было 60% крестьян, а к 1937 г. – более 90%. С 1935г. жизнь в колхозах регламентировалась уставом.

Партия и государство через председателей колхозов всесторонне регламентировали проведение всего цикла сельскохозяйственных работ. Колхозная система позволяла произвольно устанавливать цены, меры наказания и поощрения колхозников. Минимальный прожиточный минимум для боль­шинства колхозников обеспечивался работой в личном подсобном хозяйстве. Гарантированная помесячная оплата труда и пенсии в колхозах появились лишь во второй половине 60-х гг. По трудодням зачастую крестьяне ничего не получали. С 30-х гг. крестьяне перестали быть хозяевами земли, продуктов своего труда, утратили стимулы к труду и превратились в фактических крепостных государства. Колхозный строй был удобной формой изъятия максимальных объемов сельскохозяйственной продукции, перекачки средств из деревни в промышленность, другие отрасли экономики. Такая «эффективность» советского аграрного строя обусловливалась многочисленностью кре­стьянства, его терпением и жестким административным режимом. До 1960-х гг. колхозники не имели паспортов, были фактически прикреплены к месту жительства. Недаром ВКП(б) в крестьянской среде расшифровывали как «второе крепостное право большевиков».

 

Культурная революция в СССР

 

Цели   Социальные последствия
     
Утверждение марксистской идеологии в качестве государственной («революция в умах»)     Преследование всех других идейных течений и установление монополии сталинизма в духовной жизни общества; идеологическая автаркия
     
Создание государственной системы образования; обеспечение всеобщего начального образования     Ликвидация неграмотности населения; идеологическая унификация и прагматизация образования
     
Формирование социалистической интеллигенции     Создание многочисленной советской интеллигенции, работающей под жестким партийно-государственным контролем; невостребованность значительной части творческого потенциала интеллигенции
     
Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве     Унификация и стандартизация творчества художественной интеллигенции; подавление других литературно-художественных направлений
     
Развитие науки и техники     Использование крупнейших достижений фундаментальной науки в интересах ВПК; неравномерность в развитии различных отраслей науки и техники

 

 

Комментарии

С 1920-х г. культурную революцию стали называть «третий фронт» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Целью культурной революции считалось формирование нового человека, нового типа личности.

Главными тенденциями культурного развития в этот период были следующие.

1. Полное огосударствление сферы культуры. Все в этой области финансировалось государством, контролировалось и направлялось им. Важнейшим инструментом контроля была цензура. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (семилетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. К середине 30-х гг. в учреждениях народного образования был установлен строгий внутренний распорядок, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.

2. Политизация и идеологизация культурной жизни заключались в ее подчинении идейному контролю ВКП(б). В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг. и в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции стала навязываться идейно-творческая платформа социалистического реализма. Формалисты, модернисты и другие течения подверглись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Большое значение придавалось системе политического просвещения, образования, через которую происходило распространение марксистско-ленинской идеологии, а фактически – сталинизма.

3. Демократизация культуры проходила под лозунгами «Культуру – в массы!», «Искусство принадлежит народу» и т. д. В стране массовыми тиражами издавались произведения признаваемых классиков русской и зарубежной литературы. В столичных театрах бронировались места для рабочих промышленных предприятий («рабочая полоса»). В областных центрах в Средней Азии, на Кавказе открывались вузы, театры, спортивные сооружения. К середине 1930-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. Получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. д.).

4. Развертывание советской индустрии, экономики в целом на основе само­достаточности, автаркии обусловливало действие такой тенденции, как усложнение, дифференциация. Мощное развитие получила наука. Для обслуживания десятков новых отраслей создавались учебные заведения, готовились специалисты по десяткам новых специальностей для работы на производстве и в научных учреждениях.


 

Советский рабочий класс

 

 

Комментарии

Словом «пролетарий» в Древнем Риме называли бедняков, у которых не было «ничего, кроме детей». Марксизм утверждал, что только пролетариат, лишенный каких-либо средств производства, частной собственности, может создать справедливое общество, экономика которого будет построена на общенародной собственности на средства производства и сознательном труде без эксплуатации человека человеком.

До революции Ленин доказывал, что сам по себе пролетариат способен выдвигать лишь экономические требования и нуждается в политическом руководстве со стороны Коммунистической партии, которая выступает выра­зителем воли пролетариата.

После октября 1917 г. пролетариат России получил 8-часовой рабочий день, контроль над производством через фабрично-заводские местные коми­теты (ФЗМК), улучшил жилищные условия за счет буржуазии.

В ходе социалистического строительства и особенно индустриализации пролетариат превратился в советский рабочий класс, в самую многочисленную социальную группу советского общества. Если в 1940 г. численность рабочих по всем отраслям народного хозяйства составляла 23,9 млн. человек, то к 1986 г. она выросла до 82,1 млн.

В предпочтительном положении находились рабочие военно-промышлен­ного, топливно-энергетического и транспортного комплексов. Их в первую очередь обеспечивали государственным жильем, более высокой заработной платой, качественным медицинским обслуживанием, бесплатными путевками в санатории, местами в детских садах и т. д. Большая часть интеллигенции, не говоря о колхозниках, отставала по своему социально-бытовому статусу от рабочего класса.

Рабочих в первую очередь принимали в КПСС, награждали орденами и медалями, выбирали в Советы и сажали в президиумы различных собраний. В советском искусстве и литературе рабочий человек был бесспорным героем, производственная тематика была ведущей. В крупных промышленных цен­трах не всегда было благополучно со снабжением продовольствием и потре­бительскими товарами, но алкоголя хватало.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.008 с.)