ТОП 10:

О каком владычестве людей над Землей говорится в текстах Быт.1:26-28?



Библейское слово «владычество» образовано от еврейского глагола рада. Это слово указывает на право и обязанность управлять. В данном контексте оно указывает на иерархию власти и авторитета, в которой человеческая раса находится выше остальной природы. Глагол рада., судя по его употреблению в других местах Ветхого Завета, сам по себе не определяет, каким образом осуществляется владычество: в доброжелательной манере или агрессивной. Однако контекст безгрешного состояния творения указывает на то, что владычество должно было быть доброжелательным.

Аналогичные выводы можно сделать относительно повеления об обладании землей в тексте Быт.1:28. Глагол «обладать» (евр. каваш) также указывает на иерархические взаимоотношения, в которых люди имеют власть над землей и обитающим на ней животным миром. В Ветхом Завете глагол каваш выразительнее, чем рада, передает идею покорения и даже принудительного подчинения (см. Числ.32:22,29; Есф.7:8; Неем.5:5; Иер.34:11,16). В некоторых из приведенных случаев налицо злоупотребление властью, и Бог выражает Свое недовольство этим фактом. Но опять же, принимая во внимание историю Творения и жизни безгрешной четы, созданной по образу Бога, обладание землей можно охарактеризовать исключительно как благородное служение творению по поручению Творца. О безжалостной эксплуатации тогда не могло быть и речи.

Дополнительный аспект концепции владычества мы находим в тексте Быт.2:15, где описано, как Бог поселил Адама в саду, чтобы тот возделывал землю (евр. авад - обрабатывать, ухаживать) и хранил ее (евр. шамар - ограждать, беречь, защищать, сторожить).

Поэтому мы можем сделать вывод, что владычество представляет собой заботливое, исполненное любви руководство или управление. В своих отношениях с Богом наши прародители имели все необходимые ресурсы и полномочия для осуществления своего владычества, которое отражало любовь Господа к Своему творению.

Хотя сегодня слово «владычество» может иметь негативный опенок, первое упоминание в Библии о владычестве определенно было лишено такого опенка. Какие уроки мы можем извлечь, зная, в каком значении использовалось это понятие до грехопадения? Учитывая все сказанное, как нам следуем относиться к тем, над кем простирается наше «владычество»?

 

Вторник. Границы

Означает ли владычество человека «Над всею землею» (Быт.1:26), что его власть была безгранична? Библейская история показывает, что это владычество (или управление) имело пределы.

Например, Бог сказал Адаму, что людям запрещено есть плоды с дерева познания добра и зла (см. Быт.2:15-17). Следовательно, первый грех можно рассматривать в контексте управления. Адам и Ева перешагнули границы собственного владычества, установленные Богом. Все творение до сих пор продолжает страдать от этого превышения полномочий (см. Рим.8:20- 22).

Прочитайте Исх.20:1-17. Какие «границы» установлены для нас в Божьем Законе? Что Закон сообщает нам о пределах человеческого господства?

В течение всей истории человечества вплоть до конца времени (см. Откр.13) контролируемые сатаной деспотичные люди (например, фараон - Исх.1-14; Ирод - Матф.2) пытаются незаконно господствовать над тем, что им не принадлежит. Они подражают сатане, который захватил власть и сделал себя «князем мира ceгo» (Иоан.12:31). Подлинное владычество было подменено угнетением.

С другой стороны, некоторые люди отказываются принять контроль над тем, что было доверено им в управление (см. Матф.25:14-30; Лук.19:12-27).

И хотя грех привел к тому, что человечество частично утратило данное ему при творении господство, наше изначальное владычество не было полностью утеряно вследствие греха. Многое продолжает оставаться в зоне нашей ответственности, например, самообладание в личной жизни при помощи Христа (см. 1Кор.9:25-27; Гал.5:22-23). Сюда же входит забота о Земле и ее обитателях, а также распоряжение всем, что было дано нам Богом (см. Иак.1:17; Матф.25:14-30). Мы, христиане, должны понять границы своих полномочий и трудиться в их рамках, чтобы быть верными управителями.

Какие конкретные границы нужно соблюдать в отношениях с другими людьми: членами семьи, друзьями, коллегами? Какие принципы помогают нам определять эти границы (см., например, Матф.7:1,12)?

 

Среда. Забота о земле

«И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Какие изложенные в этом тексте принципы определяют наше отношение к планете и заботу о ней?

До грехопадения Адам и Ева получили право владычествовать над всем, что Бог доверил им. Они имели власть над растениями и животными. Тем не менее создается впечатление, что после грехопадения природа восстала против них в той же степени, в какой они восстали против Бога. Люди стали бессильны перед лицом природных факторов.

«Среди всех земных творений Адам был как царь, и пока он оставался верным Богу, вся природа признавала его правление. Но когда он согрешил, это владычество было утрачено. Мятежный дух, которому он сам открыл вход, распространился и на животных. Таким образом, не только жизнь человека, но и мир животных, лесные деревья, полевая трава, сам воздух, которым он дышал, - все свидетельствовало о печальном уроке познания зла» (Э.Уайт. Воспитание, с. 26-27).

Сегодня мы по-прежнему страдаем от стихийных бедствий и ухудшающихся условий окружающей среды, по крайней мере, в некоторых местах. Мы прилагаем большие усилия, чтобы использовать современные научные технологии и промышленность для своей защиты. И хотя наука и промышленность помогают нам защитить себя, именно они зачастую и наносят вред нашей планете. Проблемы экологии являются моральными, этическими и богословскими вопросами, особенно когда эксплуатация земли может осложнить жизнь людей.

«Церковь адвентистов седьмого дня отстаивает принципы простого и здорового образа жизни, при котором люди не погружаются в пучину необузданного потребления, производства товаров и накопления отходов. Мы призываем к уважительному отношению ко всему творению, к экономному использованию природных ресурсов, к переоценке своих потребностей и подтверждению достоинства сотворенных существ» (Официальное заявление Церкви адвентистов седьмого дня по охране окружающей среды, 1995 г.).

Как нам научиться правильно относиться к земле, дабы быть хорошими управителями данного нам дома и избежать опасности поклонения земле как божеству? Какое предупреждение содержится в тексте Рим.1:25?

 

Четверг. Восстановление владычества

Вследствие грехопадения мы, люди, многое утратили, в том числе и господство, которое наши прародители имели в Едеме. Христос пришел для того, чтобы восстановить потерянное нами.

Понимая, что Христос совершил ради нас, мы также осознаем наше призвание помочь другим людям обрести во Христе спасение и власть, утраченную в результате грехопадения. Хотя этот процесс будет длиться до и после Второго пришествия Иисуса, уже сейчас мы можем помочь тем, кто терпит нужду, потерян и угнетен в мире. Бог может использовать нас, чтобы начать это восстановление уже сейчас и помочь тем, кто в нем нуждается.

Согласно приведенным стихам, что может помочь отчасти вернуть господство, утраченное вследствие грехопадения?

Втор.15:7-12.

Лук.14:12-14.

Петр.3:15.

Иак.1:27.

Ис.58:7

Фес.3:10.

Как Церковь мы многое можем, должны и при званы сделать, чтобы оказать помощь нуждающимся. Иногда эта помощь сводится к простому делу - обеспечению неимущих продуктами, одеждой или кровом. Облегчить страдания необходимо, однако, помимо этого, важно помочь людям восстановить владычество в их собственной жизни.

Будучи всегда готовы поделиться нашей надеждой, мы должны, удовлетворяя физические потребности людей, направлять их к лучшей жизни.

Хотя ситуации и нужды бывают разными, Бог призвал нас стать светом, источником исцеления и надежды в обществе. Это неотъемлемая часть свидетельства миру о любящем и спасающем Боге, Которому мы служим. С Божьей помощью мы должны сделать все возможное, чтобы быть маяком света и надежды для тех, кто в них нуждается. Как христиане, мы не должны удовлетворяться меньшим. Совершая данное служение, мы помогаем людям узнать, каков Бог. Удовлетворяя их материальные нужды, мы готовим в j их сердцах путь для Святого Духа. Так поступал Иисус, так призваны поступать и мы.

 

Пятница. Для дальнейшего исследования:

Прочитайте указанные главы из книг Э. Уайт:

Воспитание - «Воздержание и диета» (с. 202-206),

«Дисциплина» (с. 287-290);

Основы здорового питания - «Потребность в самообладании» (с. 73, 74);

Советы по управлению ресурсами - «Принципы управления» (с. 111-113),

«Разделяя радость спасенных» (с. 348-350).

Сегодня очень сложно, находясь в греховном мире, осознать масштабы того, что мы утратили в результате грехопадения. Злой мир - это все, что мы знаем, и если бы Слово Божье не открывало наши истоки и происхождение греха, смерти и зла, мы принимали бы зло как неотъемлемую часть жизни. Однако история грехопадения показывает нам, что Божий замысел в действительности был совершенно другим.

Книга Бытие сообщает, что Адам и Ева должны были управлять миром, однако сразу после грехопадения их взаимоотношения с миром изменились, потому что изменились как они сами, так и физический мир; Внезапно они утратили власть, которой обладали, и это имело огромные последствия. «Терние и волчцы (Быт.3:17-18), последствия всемирного потопа (Быт.7:12), пустыни и солончаки, земля, стенающая об избавлении (Рим.8:19-22), - вот некоторые из тех словесных картин, которые использует Библия для описания воздействия греха на наш мир. Волнующееся море, содрогающаяся земля, наводнения и засухи, голод и мор изначально не входили в Божий замысел для нашей земли». (Настольная книга по теологии, т. 12, с. 193).

Насколько признательными мы должны быть за План спасения, благодаря которому будет восстановлено все утраченное и который представляет нам будущее, намного прекраснее, чем прошлое или настоящее!

Вопросы для обсуждения:

1. Хотя непосредственный контекст стихов Исх.23:10-12; Втор.11:11-12; 20:19-20 не имеет отношения к экологии в современном понимании, какие они содержат принципы, которые помогут лучше понять наш долг быть хорошими управителями окружающей среды? Кроме того, как мы можем узнать, не пересекли ли мы границу и вместо того, чтобы быть управителями природы, не поклоняемся ли ей?

2. Поразмышляйте о мире природы. Чем природа является для нас: другом или врагом? Аргументируйте свой ответ.

3. Обсудите вопрос, заданный в конце урока за воскресенье о смысле и цели человеческой жизни. Что бы вы ответили человеку, задавшему такой вопрос? Как наши ответы должны отличаться от ответов тех, кто не верит в Бога и спасение?

4. Как вернуть слову «владычество» его первоначальный положительный смысл?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.176.189 (0.015 с.)