Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституция экономической политикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конечной целью политики является... всеобщее равенство перед законом, максимально возможная свобода, экономическое благосостояние и мирное сотрудничество всех людей. Кнут Виксель. Чем больше проблем решает государство, тем больше разрастается бюджет и растет власть бюрократии. Если же государство, стремясь расширить сферу своей деятельности, выходит за рамки, оговоренные в социальном договоре, то существует опасность превращения его в мифологического монстра — Левиафана. На самом деле любая правительственная организация склонна без удержу тратить деньги граждан. Чем большее значение чиновники придают своим обязанностям, тем больше средств они требуют на их выполнение. Если же общество пытается ограничить прямое бюрократическое вмешательство, то чиновники находят множество предлогов, чтобы вмешаться в управление предприятиями1. 1.Корнай Я. Путь к свободной экономике. — М.: Экономика, 1990. - С. 36. В итоге аппарат, призванный, по своей сути, осуществлять контроль над расходованием государственных средств, превращается в механизм, поглощающий в колоссальных размерах эти средства. Дж. Бьюкенен приходит к выводу: для того, чтобы вернуть государство к его первоначальным целям, и прежде, чем критиковать результаты деятельности политиков, необходимо разработать «конституцию экономической политики» и выявить те правила и ограничения» в рамках которых принимаются политические решения2. 2Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии / Нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бьюкенен. — М.: Таурус Альфа, 1997. — С. 104-105. В частности, по его мнению, политические принципы и система обеспечения соблюдения закона должны быть выработаны до возникновения явных нарушений, а правила должны носить всеобщий характер, то есть распространяться на всех членов общества. Способом разрешения противоречия между рациональностью и эффективностью становится конституционный выбор — выбор самых общих правил политической жизни. Поскольку все участники политической жизни заинтересованы в эффективности политического процесса, они могут сообща выработать дееспособный регламент, свод правил политической жизни (конституцию). Так как на стадии конституционного выбора еще не известны конкретные вопросы, по которым в парламенте в дальнейшем будут идти дискуссии, то эгоистические интересы не мешают выбору эффективных правил, законов политической «игры» (например, запрета принимать дефицитный госбюджет). При этом чем меньше известен круг вопросов, которые будут обсуждаться после принятия конституции, тем выше вероятность выработки действительно эффективной конституции. Один из главных выводов теории общественного выбора заключается, по словам Дж. Бьюкенена, именно в том, что для того, «чтобы улучшить политику правительства, мы больше должны заботиться не о выборе хороших людей, а об изменении структуры законов, которым они должны следовать». Иначе говор я, в политике выбор «правил игры» многократно важнее, чем выбор конкретных «игроков». Соглашаясь с утверждением Дж. Бьюкенена о важности конституционного выбора, Ф. Хайек обращает особое внимание на принципы, положенные в основу конституции. Ф. Хайек оценивает группы лоббистского давления более критически. Он указывает, что организация влиятельных групп особых интересов невозможна без помощи правительства: поскольку в принципе невозможно организовать все интересы, организация определенных групп ведет при помощи правительства к постоянной эксплуатации неорганизованных и не поддающихся организации групп. Жертвами при этом оказываются такие группы, как потребители в целом, налогоплательщики, женщины, старики и многие другие. Такая негативная оценка групп особых интересов позволила Ф.Хайеку критично взглянуть и на само демократическое правительство. «Ограничена должна быть любая власть, но особенно демократическая. — писал он. — Всемогущее демократическое правительство именно вследствие неограниченности своей власти становится игрушкой в руках организованных интересов, ибо должно угождать им, чтобы обеспечить себе поддержку большинства*.1 Исходя из этого, Ф. Хайек делает вывод, что главное назначение конституционных правил — строжайшее ограничение прав центральной власти, какой бы демократический курс она ни проводила. Ф. Хайек предложил четко разграничить законы как универсальные правила. Только стабильная и общепризнанная система законов может ограничить возможность «легализованной коррупции» — инициирования под давлением разных лобби парламентских (или президентских) директив, раздающих «во имя политического единства» особые привилегии. 1 Hayek F. The Constitution of Liberty. Chicago, 1960.
Проблема коррупции Развитие теории коррупции представляет собой пример нового подхода к вопросу о роли государства в экономической сфере и в то же время демонстрирует опасность прямолинейных выводов из опыта, не осмысленного на теоретическом уровне. Лишь в 1970-х гг. было осознано, что коррупция — это экономическая проблема. Причем коррупция — это проблема не только стран с развивающейся экономикой, но и стран с рыночной экономикой и демократической системой. С институциональной точки зрения, институт коррупции следует рассматривать как процесс формирования постоянно воспроизводящихся устойчивых неформальных отношений в обществе, которые влияют на рост трансакционных издержек и снижение эффективности экономической системы в целом. Причем эти отношения получают повсеместное распространение как на микроуровне — взятка мелкому чиновнику, так и на макроуровне — взятка высокопоставленному государственному чиновнику, депутату или члену правительства. Таким образом, можно говорить об институционализации коррупции. Процесс институционализации коррупции фактически означает синтез административной и политической коррупции, когда решения принимаются коррумпированными политиками не в интересах частных компаний, но в интересах коррумпированных бюрократических структур. Институционализация коррупции становится возможной еще и потому, что центральная власть не в состоянии полноценно контролировать все сферы экономической жизни1. В табл. 7.1 представлен индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, или CPI), рассчитываемый Transparency International — ведущей неправительственной организацией в сфере противодействия коррупции. Специалисты Transparency International подчеркивают, что индекс отражает не уровень коррумпированности общества как таковой, а лишь его восприятие мировой общественностью и деловыми кругами. Поэтому они призывают не переоценивать его при принятии практических решений, например, при определении кредитного рейтинга, а также при инвестиционной разработке кредитной политики в отношении какой-либо страны. Несмотря на это, индекс CPI играет большую роль для оценки делового климата той или иной страны. Важным фактором для Transparency International является поддержание внимания к проблеме коррупции, исследование динамики изменений коррупционных процессов и разработка наиболее эффективных способов борьбы с ней. Индекс восприятия коррупции рассчитывается ежегодно, начиная с 1993 г., на основе данных, полученных в ходе 17 опросов, проведенных независимыми исследовательскими центрами, и учитывает мнение предпринимателей, аналитиков, специалистов по оценке рисков, проживающих как в самих странах, так и за их пределами. 1.Административные барьеры в экономике: институциональный анализ. Ha результаты опросов влияют следующие факторы: прозрачность юридических канонов, зрелость ведомственных структур, степень либерализации, трудность получения лицензий и регистрации, эффективность судопроизводства, уровень компетентности бюрократии, эффективность и прозрачность фискальной системы, эффективность работы таможни и т.д. По 10-бальной шкале Transparency International — 10 баллов — коррупция практически отсутствует, 0— 1 — очень высокий уровень коррупции. В табл. 7.1 представлен индекс восприятия коррупции по отдельным странам в 2003 г. Таблица 7.1 Индекс восприятия коррупции
Источник: http://www.transparency.org/cpi/index.html В 2003 г. в шестерку стран с наименьшим уровнем восприятия коррупции (более 9 баллов) вошли Финляндия, Исландия, Дания, Новая Зеландия и Сингапур. Самой коррумпированной страной, как и в 2002 г., был признан Бангладеш (1,3 балла), которому лишь немного уступила Нигерия — 1,4 балла. По словам Питера Айгена, председателя правления Transparency International, неожиданно высокие показатели коррупции среди менее коррумпированных стран в США (18 место — 7,5 балла), Израиле (21 место — 7,0 балла), Люксембурге и традиционно благополучной Канаде (11 место — 7,0 балла). Вызывает тревогу высокий уровень коррупции в таких европейских странах, как Греция (50 место — 4,3 балла) и Италия (35 место — 5,3 балла) и в таких потенциально богатых нефтью странах, как Нигерия (132 место — 1,4 балла), Ангола и Азербайджан (124 место — 1,8 балла), Индонезия (122 место — 1,9 балла), Ливия (118 место — 2,1 балла), Казахстан и Венесуэла (100 место — 2,4 балла) и Ирак (113 место — 2,2 балла). Всего же более 70% стран, где проводилось исследование Transparency International, набрали менее пяти баллов. В развирающихся странах эта цифра еще выше — 90 %. По сравнению с 2002 годом улучшилась ситуация в Австрии, Бельгии, Колумбии, Франции, Германии, Ирландии, Малайзии, Норвегии и Тунисе. Наилучшая ситуация из стран СНГ с коррупцией отмечена Transparency International в Белоруссии (53 место — 4,2 балла), наихудшая — в Таджикистане, Грузии и Азербайджане (124 место — 1,8 балла). В промежутке между ними оказались Армения (78 место — 3 балла); Казахстан, Молдова и Узбекистан (замкнули первую сотню — 2,4 балла); Украина (106 место — 2,3 балла); Киргизия (118 — 2,1 балл). Россия с рейтингом 2,7 балла поделила вместе с Мозамбиком 86 место, если считать уровень некоррумпированности, и 47 место в списке самых коррумпированных стран. Соседние с Россией строчки с уровнем коррупции 2,8 балла (то есть немного ниже) занимают Малави, Индия и Румыния. С другой стороны в компанию с Россией попали Алжир, Мадагаскар и Никарагуа.
Методы борьбы с коррупцией Проблеме борьбы с коррупцией бюрократического аппарата уделяется много внимания в материалах различных международных организаций, в том числе и Всемирного банка. На рис. 7.3 представлены основные мероприятия по борьбе с бюрократией и повышению дееспособности государственных институтов. Основные пункты этой программы: - принятие эффективных норм и ограничений; - усиление конкуренции в сфере государственных служащих, а также государственного и частного сектора; - приближение государства к людям: усиление взаимодействия граждан и государства, учет мнений граждан; - установление зависимости между заработной платой, карьерным ростом чиновников и эффективностью их работы; - создание внутренних встроенных стабилизаторов роста бюджета, например контроля над исполнительной, законодательной и судебной властями, за тем, кто устанавливает, принимает и проводит решения. Рис. 7.3. Диапазон механизмов, способствующих укреплению возможностей государства в области борьбы с коррупцией1 Данная программа связана с изменением мотивации, лежащей в основе функционирования государства и государственных институтов. Ее реализация предусматривает введение правил и норм, способствующих созданию стимулов для государственных чиновников действовать в коллективных интересах и одновременно ограничивающих возможность произвольных действий. 1 Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии. — М.: Прайм- ТАСС, 1997. - С. 9. В России создан свой Национальный антикоррупционный комитет (НАК), основной целью которого является «консолидация сил гражданского общества для противодействия коррупции в российской Федерации»1. Для реализации основной цели НАК выполняет следующие задачи: - сбор, анализ и распространение данных о коррупции по всей стране и во всех сферах жизни; - разработку и внедрение предложений по совершенствованию правоприменительной практики; - разработку и внедрение предложений в сфере антикоррупционных программ; - пропаганду среди населения правовых знаний и методов противодействия коррупции; - мобилизацию сил гражданского общества для совместного противодействия коррупции; - способствование созданию благоприятных условий для инвестиций в российской экономике. Рост коррупции в России и других странах с переходной экономикой во многом обусловлен изменением существующей системы институтов. Создание условий для распространения коррупции (снижение уровня дохода государственных чиновников, отсутствие законодательно закрепленных «правил игры» и т.д.) наряду с ослаблением институтов, сдерживающих развитие института коррупции, в частности системы наказания, приводит к повсеместному ее распространению. Среди ключевых факторов, определяющих коррумпированность того или иного общества, выделяются, прежде всего, материальная и служебная уязвимость госчиновников и низкий уровень оплаты их труда. Пример В силу своего автономного институционального положения (пожизненный статус, несвязанность размеров вознаграждения с содержанием выносимых решений и т.д.), судьи оказываются свободны от давления групп со специальными интересами, то есть, если они и имеют возможность повысить благосостояние той или иной конкретной группы, то только через повышение благосостояния всего общества в целом. Подобный характер судопроизводства, присущий системе общего права, приводит к образованию своего рода рынков судебных прецедентов. В ходе конкуренции на нем выживают наиболее эффективные правовые нормы и правила, тогда как неэффективные отмирают и перестают применяться. Таким образом, решение проблемы установления зависимости между заработной платой и карьерным ростом чиновников и эффективностью их работы является необходимым в настоящих условиях. Возрастание роли государства в трансформационный период объясняется, прежде всего, тем, что проведение широкомасштабных реформ во всех сферах общества невозможно без государственного участия. Причем это утверждение справедливо и в том случае, когда реформы направлены на демонтаж централизованной командной системы и последующее формирование рыночной экономики, в которой государственному регулированию отводится значительно меньше места, чем в командной. Однако проблема состоит в том, что лишь эффективно работающий государственный механизм способен провести эти трансформации. Попытки создания более эффективного государства свидетельствуют о том, что отдача от небольших улучшений высока даже в промышленно развитых странах. Опыт показывает, что даже самое незначительное увеличение эффективности государства с течением времени существенно повышает качество жизни людей, так как реформы обычно создают свой собственный благотворный цикл. Так, по результатам исследований, проведенных Всемирным банком, установлено, что в странах с низким потенциалом государства и невысоким качеством проводимой политики доход на душу населения увеличивался примерно на 0,4 % в год, в то время как в странах с сильным государством и рациональной политикой — в среднем на 3 % в год1. 1.Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии 1997. — М.: ПРАЙМ-ТАСС, 1997. - С. 39. Наличие эффективного государства в переходной экономике гарантирует формирование прозрачных «правил игры», адаптация которых в институциональной системе становится основным направлением политики правительства. Существует несколько основных путей повышения эффективности государственных институтов: - совершенствование законодательной и нормативной базы; - совершенствование судебной системы; - изменение системы государственного надзора и контроля.
7.7.1. Совершенствование законодательной и нормативной базы Умножение законов, правил и норм в первой половине 1990-х гг. привело к такому их росту, что были созданы условия, при которых экономическим субъектам стало невозможно соблюдать их в полном объеме (например, все статьи Налогового кодекса), не теряя при этом большей части или всей прибыли. Кроме этого, следование установленным правилам было осложнено трудностями в определении их полного перечня. Таким образом, у контролирующих органов появилось множество причин для того, чтобы найти нарушение и призвать к ответственности «нерадивого» экономического субъекта по какой-либо из статей. Можно выделить три принципиальных изменения в механизме государственного регулирования: - переход к максимально возможному упрощению доступа хозяйствующих субъектов на рынок при одновременном повышении ответственности (прежде всего, экономической) всех участников рынка (в том числе и государства) за результаты своей деятельности; - перемещение акцентов с контроля наличия и правильности оформления документов, необходимых для ведения той или иной деятельности, реализации тех или иных товаров, на контроль самой деятельности, реального качества товаров, реального поведения предпринимателей на рынке.
7.7.2. Совершенствование судебной системы Одну из основных причин неформальной институционализации хозяйственной жизни большинство экономистов видит в неспособности российских институтов принуждения заставить функционировать новые формальные правила. Отсутствие механизмов, способных обеспечить выполнение формальных норм автоматически, а не в зависимости от желания отдельных государственных чиновников, обладающих достаточной властью и которые, в конечном определяют – запускать, заблокировать на время или навсегда данные механизмы принуждения. Необходимость применения силового подхода, суть которого состоит в совершенствовании механизмов законного принуждения также выходит на передний план. Усиление ответственности всех хозяйствующих субъектов за реальные результаты деятельности предполагает не просто введение более жестких норм административной, гражданско-правовой. уголовной и другой ответственности, а создание принципиально новых механизмов. При этом ответственность должна наступать не только перед государством, а, прежде всего, перед реально пострадавшими (потребителями, конкурентами и т. д.). Так, предполагается расширение механизмов экономической ответственности за реализацию небезопасных товаров. Законодательно устанавливаются запрет на ввоз в страну и реализацию продукции без информации о производителе и организации, уполномоченной представлять производителя на территории Российской Федерации; административная и гражданская ответственность продавца за реализацию такой продукции. Эти требования позволяют избежать ситуации, когда при обнаружении опасного или некачественного товара на территории России отсутствует организация, к которой потребитель может предъявить претензии. В законопроектах содержится четкое описание процедуры отзыва с рынка опасных товаров и механизма ее запуска по инициативе не только контролирующего государственного органа, но и других рыночных субъектов. Механизм отзыва товаров является важнейшим элементом усиления экономической ответственности, поскольку издержки недобросовестного предпринимателя, вызванные отзывом товаров, существен но превышают размеры налагаемых штрафов.
7.7.3. Изменение системы государственного надзора и контроля Изменение принципов регулирования хозяйственной деятельности предполагает и изменение системы государственного надзора и контроля, который должен дополнять рыночные механизмы обеспечения прав хозяйствующих субъектов, а не дублировать их. Возможный комплекс мер включает в себя: - установление исчерпывающего перечня государственных контролирующих органов, четкого определения функций, прав и обязанностей каждого органа в целях недопущения избыточного дублирования; - максимальную регламентацию проверочной деятельности с целью затруднения использования контрольных и надзорных механизмов как способа давления на предпринимателей, а также уменьшения возможностей для вымогательства; - установление обязательного осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе; - создание процедуры обжалования хозяйствующими субъектами порядка проведения и результатов проверок; - минимизацию количества проверок, осуществляемых по инициативе контролирующих органов. Причиной проведения проверок должны стать обоснованные жалобы потребителей или иных хозяйствующих субъектов. В качестве альтернативных гарантов могут и должны выступать организации саморегулирования. В их рамках возможен негосударственный контроль за соблюдением членами ассоциации требований законодательства и внутренних стандартов организации. Таким образом, сокращается «поле» государственного контроля, что при соответствующем развитии саморегулирования в России может способствовать существенной экономии государственных средств. Приложение Из работы Т. Веблена «Теория праздного класса»1 Институциональные причины консерватизма государственных чиновников, их «нежелание» проводить какие бы то ни было коренные изменения в обществе были описаны еще американским экономистом и социологом Т.Вебленом в работе «Теория праздного класса», опубликованной впервые в 1899 г. Праздный класс в значительной мере находится в выгодном положении, не испытывая на себе давления тех экономических потребностей, которые господствуют в любом современном обществе с его высокоорганизованным промышленным производством. Потребности, выдвигаемые борьбой за средства к существованию, являются для него менее настоятельными, чем для любого другого, и в качестве следствия такого привилегированного положения мы вправе ожидать, что он окажется одним из наименее податливых тем требованиям по дальнейшему развитию и реорганизации институтов, которые выдвигаются изменившейся производственно ситуацией. Праздный класс — консервативный класс и его функция в развитии общества заключается в том, чтобы препятствовать движению, сохраняя то, что устарело... Причем, по утверждению Т. Веблена, речь не идет о том, что любые нововведения представляют угрозу для закрепленного законом права на собственность (что является недостойной материальной заинтересованностью в сохранении существующих условий), а сопротивление переменам является инстинктивным и не основывается на корыстном подсчете материальных выгод—всякая перемена в образе жизни «образе мыслей вызывает раздражение. Представители богатого класса не так легко подчиняются требованию нововведения, как другие люди, потому что их ничто к этому не принуждает. Вследствие такого усиленного нежелания перемен, а также в результате сплоченности социальных институтов каждое нововведение, прокладывая себе путь, требует больших затрат нервной энергии, чем было необходимо в противном случае. Процесс перестройки общепринятого представления о жизни требует известных умственных усилий—усилий более или менее длительных, — чтобы не растеряться в изменившихся обстоятельствах. Этот процесс требует определенного расхода сил и предполагает для его успешного осуществления приложения дополнительных сил сверх того, что поглощаются в ежедневной борьбе за существование. Отсюда следует, что недоедание и чрезмерно тяжелая физическая работа мешают прогрессу ничуть не меньшим образом, чем роскошная жизнь. Люди нищенски бедные и те, чьи силы поглощает повседневная борьба за пропитание, консервативны потому, что не могут позволить себе позаботиться о послезавтрашнем дне; точно так же, как очень богатые люди консервативны потому, что у них мало оснований быть недовольными той ситуацией, которая имеется на сегодняшний день. Из этого утверждения очевидно, что институт праздного класса способствует тому, чтобы низы стали консервативными, лишая их, насколько возможно, средств к существованию и уменьшая таким образом их потребление, а следовательно, и потенциальную энергию до такой степени, что они становятся неспособными к напряжению, чтобы научиться новому образу мысли и усвоить его как привычку. К этому следует добавить, что у праздного класса есть и материальная заинтересованность в том, чтобы все оставалось так, как есть. При обстоятельствах, получающих широкое распространение в какой-либо конкретный момент времени, этот класс оказывается в привилегированном положении, и при всяком отходе от существующего порядка можно ожидать нанесение ущерба именно ему, а не наоборот. Корыстный мотив занимает свое место в качестве дополнения сильных инстинктивных пристрастий класса, таким образом делая его влияние еще более консервативным, чем могло бы быть в противном случае. Позиция праздного класса является тормозом социальных нововведений и выражается в афоризме: «Все, что ни есть, все правильно», тогда как закон естественного отбора в приложении к социальным институтам подводит к аксиоме: «Все, что ни есть все неправильно». Институты являются результатом до некоторой степени неполного приспособления системы общественной жизни к экономической ситуации, существовавшей в какой-то момент в прошлом; и поэтому погрешность в степени их приспособленности несколько больше того промежутка, который отделяет настоящую ситуацию от прошлой. Учебно-методические материалы План семинарского занятия 1 занятие (2 часа) Теория общественного выбора как одно из направлений неоинституциональной теории. Теория бюрократической организации. Теория рациональной бюрократии М. Вебера. Теория поиска ренты. Бюрократия, бюрократическая (политическая) рента, поиск ренты. Принятие решений государственными чиновниками (политиками). Экзогенные и эндогенные факторы. 2 занятие (2 часа) Коррупция. Индекс восприятия коррупции. Проблема борьбы с коррупцией. Коррупция и эффективность экономической системы. Коррупционная ловушка.
Темы докладов 1.«Веберовская» бюрократия и современное общество. 2.Идея Дж. Бьюкенена «совершенствование структуры законов важнее выбора «хороших» людей в состав правительства» и возможность ее реализации в России (возможные препятствия, последствия и т.д.). 3.Механизм принятия решений государственными чиновниками на конкретных примерах мероприятий экономической политики. 4.«Парадокс голосования» и его использование на практике. 5.Анализ изменения индекса CPI с 1997 по 2005 гг. по различным странам или группам стран. 6.Развитие института коррупции в России. 7.Эффективность мер по борьбе с коррупцией в странах с развитой рыночной системой институтов и в России. 8.«Вебленовский праздный класс» в современной России. (Сравнительная оценка поведенческой мотивации «американского праздного класса» к. XIX — н. XX вв. и класса «новых русских» к. XX — н. XXI вв.)
Рекомендуемая литература 1.Нуреев P.M. Теория общественного выбора. Курс лекций. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 2.Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики / Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1 / Фонд экономической инициативы. — М.: Таурус Альфа, 1997. - С. 15-30. 3.Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии / Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. / Фонд экономической инициативы. — М.: Таурус Альфа, 1997. — С. 31—206. 4.Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. — М.: Фонд экономической инициативы, 1995. 5.Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под. ред. Г. Сатарова. - М.: РА СПАС, 2004. 6.Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — М.: Прогресс, 1984.
Вопросы для повторения 1.Что изучает теория общественного выбора? Какая модель поведения положена в основу теории общественного выбора? 2.Дайте определение «бюрократии». Чем отличается концепция рациональной бюрократии (М. Вебер) от концепции бюрократии как рентоискателя (Э. Крюгер)? 3.Что такое политическая рента? Какие факторы влияют на поведение бюрократа (политика)? 4.Опишите ситуацию, когда возникает так называемый «парадокс голосования»? 5.Сформулируйте теорему о невозможности К. Эрроу. 6.Раскройте сущность «лоббизма» и «логроллинга». 7.Что представляет собой «конституция экономической политики»? 8.Что такое «институционализация коррупции»? 9.Является ли коррупция чисто российской проблемой? Как рассчитывается индекс восприятия коррупции (СР1)? 10.Как влияет эффективность государственного регулирования на экономические результаты? 11.Каковы основные меры борьбы с коррупцией?
Тесты и задания 1.Представительная демократия по отношению к прямой демократии обладает следующими преимуществами: а) более простым процессом голосования; б) отсутствием возможности лоббирования; в) отсутствием возможности логроллинга; г) более низками издержками принятия решения. 2.В соответствии с теорией общественного выбора на принятие решений государственными чиновниками в меньшей степени влияют: а) частные интересы; б) общественные интересы; в) «правила игры»; г) институциональная переменная. 3.К факторам, которые приводят к принятию решений не в интересах большинства членов общества помимо воли политиков, относятся: а) временные лаги; б) ошибки и заблуждения политиков; в) лоббизм; г) логроллинг. 4.Модель «рационального поведения политика» предполагает: а) MR = TR; б) МС = АС; в) МС = MR; г) МС = ТС. 5.Учитывая «парадокс голосования», определите последовательность целей и помогите Малышу выполнить его заветное желание иметь собаку при условии, что в голосовании должны участвовать поочередно все желания. Рассмотрите все возможные ситуации.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.018 с.) |