Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 12. Барьерный характер государственного регулированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В переходной экономике
Институциональные причины «барьерного» характера Российской экономики Особенностью российского государственного регулирования стал его «барьерный» характер, то есть деятельность государственных чиновников направлена на установление многочисленных административных барьеров. Административные барьеры в экономике — это установленные решениями государственных органов правила, соблюдение которых является обязательным условием ведения деятельности на рынке, вводящее платежи за прохождение бюрократических процедур, которые обычно не попадают в бюджет.1 Административные барьеры в России присутствуют в самых разных сферах экономической деятельности, в различных формах и практически на всех стадиях производства и решения: 1.Административные барьеры на входе предприятий на рынок: - лицензирование; - разрешения; - регистрация; - согласование проектной документации. 2.Административные барьеры, связанные с допуском товаров на рынок: - сертификация; - идентификация; - маркирование. 3.Барьеры, связанные с административными издержками предпринимателей в процессе текущей деятельности: - инспекционная деятельность, контроль и надзор, в том числе лицензионный надзор; - делопроизводство, документооборот, многочисленные формы обязательной отчетности. Следует отметить, что в России преобладают барьеры рентного типа, то есть направленные на получение административной (бюрократической) ренты (см. тема 7). Широкому распространению и укоренению в российской институциональной среде именно этого типа барьеров способствовал целый ряд причин больше институционального характера: — высокая зависимость принятия решения от интересов отдельных групп; — приоритет неформальных «правил игры» в обществе над формальными; — криминализация общества и экономики; — институционализация коррупции и многие другие. Рассмотрим более подробно существующие в настоящее время в России административные барьеры. Их можно сгруппировать следующим образом: — при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение в аренду помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);
— при получении права на осуществление хозяйственной деятельности (лицензирование деятельности, регистрация товаров и услуг и т.п.); — при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушения установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот)1. Последствия «барьерного» регулирования рассматриваются в целом ряде работ, в том числе и опубликованных результатах эмпирических исследований. Классическими стали следующие примеры ограничений предпринимательской деятельности: Примеры 1.Регистрация юридических лиц не является, по оценкам самих предпринимателей, непреодолимым барьером для входа на рынок. Однако уже на стадии регистрации можно говорить о непроизводительных потерях предпринимателей, составляющих достаточно существеннную сумму в масштабах страны. В 2000г. в России ежемесячно регистрировалось около 30000 предприятий. Таким образом, совокупные издержки по регистрации предприятий составляли в 2000 г. от 138 до 300 млн. руб. ежемесячно. В Яковом исчислении это составило от 1500 до 3500 млн. руб. При этом официальная ставка регистрационного сбора варьировалась по регионам от 0,12 до 24 млн. руб., то есть менее 10 % от общих издержек, связанных с регистрацией2. Главный недостаток такой системы — наличие избыточных требований к предприятиям, что порождает длительные сроки регистрации и завышенную стоимость посреднических услуг. В то же время действующий порядок не обеспечивает нормального учета предприятий. Тем более, что учетная информация необходима не только государственным органам, но и другим участникам рынка. Проблемы с регистрацией предприятий были порождены отсутствием единой системы законодательства на территории страны (до 50 различных нормативных актов — законов, указов, постановлений). Введение единого порядка на всей территории страны возможно только посредством принятия федерального закона о государственной регистрации юридических лиц, основанного на положениях Гражданского кодекса РФ. 2.Обязательная сертификация товаров и услуг, под которую подпадало около 80 % товарной номенклатуры, являлась еще одним административным барьером. По минимальным оценкам, рассчитанным по рекомендациям Госстандарта России, плата за сертификацию «перекачивала» из промышленности и торговли суммы, эквивалентные 3500-4200 млн. руб. в год (это только прямая плата за сертификацию, без учета внутренних трансакционных издержек импортеров и производителей)1.
1.Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи // Вопросы экономики. — 2001. — № 5. — С. 73—75. г 2.Исследование, проведенное группой специалистов экономического факультета МГУ под руководством В.Л.Тамбовцева по заказу ИНП «Общественный договор», 2001 3.Лицензирование отдельных видов деятельности за последние 10 лет превратилось в одну из крупнейших проблем для участников рынка. Количество лицензий нарастало лавинообразно. На основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ от 25.09.1998 г. видов деятельности, на осуществление которых требовалось получение лицензии, насчитывалось более 500. (Для сравнения: в Австрии лицензируется 28 видов деятельности, в Великобритании — 38, в Японии — 39, в Испании — 75, во Франции — 140)2. Создание при лицензирующих органах различных лицензионных, экспертных и других центров превратило лицензионную деятельность в источник дополнительного извлечения доходов и пополнения региональных и ведомственных бюджетов. В результате необоснованного расширения перечня документов, необходимых для ее получения, в том числе различного рода заключений инспекций, надзорных и контрольных органов, значительно увеличивается и плата за лицензию. Лицензирование зачастую введено там, где достаточно иных методов существующего государственного контроля и надзора, в том числе задействованы системы сертификации, стандартизации, а также установлены меры ответственности за ненадлежащее выполнение субъектами хозяйственной деятельности установленных правил и условий. Можно привести расчет, сделанный специалистами Министерства экономического развития и торговли, по одному из видов лицензий. Так, процедура получения лицензии на производство хлеба включает в себя посещение до 8 инстанции, оформление более 20 документов, затраты до 15 тыс. руб. и около 270 часов времени. Себестоимость единицы продукции при этом возрастает на 3 %. В годовом исчислении это составляет более 2500 млн. руб. дополнительных издержек населения. При этом наличие лицензии не является показателем качества продукции: контроль над качеством и безопасностью хлебопекарной продукции осуществляется на основании Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»3. 1.http://www.inp.ru/lib/dokiad 1.html 2.Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ от 25.09.1998. — АКДИ «Экономика и жизнь» btfp;//wwTvcakdLni/pravo/news/licence.htm 3.Исследование, проведенное группой специалистов экономического факультета МГУ под руководством ВЛ. Тамбовцева, по заказу ИНП «Общественный договор». 2001. 4.Еще одним административным барьером, для которого проводились расчеты трансакционных издержек, является маркирование продукции знаками соответствия, защищенными от подделок, введенное на основании Постановления Правительства РФ № 601 от 17.05.1997г. Расчеты, Доведенные специалистами Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) по заказу ИНП «Общественный договор», показали, что приблизительный объем рынка знаков соответствия и учетных марок 2000 г. составил порядка 4200-5000 млн. руб. Сверх того, затраты торговых организаций по нанесению знака составили порядка 1200-2000 млн. руб.
5.Серьезной проблемой для предпринимателей является запредельное число проверок их деятельности со стороны бесчисленных контрольных органов. При этом зачастую наблюдается дублирование и пересечение полномочий различных органов, а также нечеткое определение сферы и объектов контроля. Это создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны сотрудников контролирующих органов. В качестве первого примера можно привести анекдотичную историю про пожарного и милиционера, контролирующих розничный магазин. Милиционер, осуществляя проверку, требует наличия решетки но первом этаже здания. Пожарный (со ссылкой на пункт 1.3.2.8 Правил пожарной безопасности ППБ — 01— 93) утверждает, что с целью обеспечения удобной документации в случае возгорания решеток быть не должно. Второй пример: согласно пункту 3.8 «Правил пожарной безопасности В Российской Федерации» ППБ—01 —93 все прибывающие в гостиницу, кемпинг, мотель, общежитие граждане должны быть ознакомлены (под роспись) с правилами пожарной безопасности. (Для справки — эти правила составляют роено 100 страниц). Если говорить о потерях экономики в результате текущего контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны различных контролирующих ведомств, то он складывается из двух частей: прямые затраты на уплату штрафов и «отступных» и непроизводительные затраты времени. Данные опроса малых предприятий, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в 1999 г., показали, что издержки, связанные с «теневыми» выплатами контролирующим органам и непроизводительными затратами времени, сопоставимы с платежами рэкету. Этот список можно продолжать и дальше, однако перечисленных выше ограничений достаточно, чтобы представить сложившуюся в России ситуацию. Как видно из вышеизложенного, административные барьеры тяжелым бременем ложаться на экономику России. Прохождение всех барьеров связано с большими дополнительными расходами для предпринимателей и потребителей. Следует выделить прямые издержки (платежи за выдачу разрешений, согласования. экспертизу сертификацию я т.п.. которые в подавляющем большинстве не становятся источниками пополнения бюджета) и косвенные издержки (непроизводительные трудозатраты).
По расчетам экспертов потери населения от завышения розничных иен на товары и услуги вследствие таких дополнительных издержек составляют 500-550 руб. в месяц в расчете на каждую российскую семью. С макроэкономической точки зрения общие расходы населения на оплату административных барьеров за 9 мес. 2000 г. (около 162 млрд. руб.) почти достигли суммы расходов государства на обслуживание государственного долга за тот же период (около 166 млрд. руб.).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.163.23 (0.009 с.) |