Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институциональные причины теневой экономики

Поиск

Среди основных, однако взаимосвязанных причин сущест­вования теневой экономики следует выделить следующие:

• высокие трансакционные издержки легального бизнеса;

• отсутствие эффективной системы защиты прав собствен­ности;

•подчиненис системы государственных институтов опреде­ленной группе интересов.

В целом эти факторы определяют величину трансакционных издержек отдельных экономических агентов и влияют на выбор степени легализации их деятельности.

8.7.1. Высокие трансакционные издержки легального бизнеса

Высокие трансакционные издержки легального бизнеса являются одной из основных институциональных причин сушествования нелегального сектора. В данном контексте инте­ресно рассмотреть подход перуанского экономиста Э. де Сото, который по сути можно назвать трансакционным, поскольку основой выбора участия в легальной или нелегальной деятельности служат издержки обмена.

По мнению Э. де Сото, теневая1 экономика — это «прибежище для тех, для кого издержки соблюдения существующих законов при ведении обычной хозяйственной деятельности (трансакционные издержки) превышают выгоды от достижения своих целей» 1.

Высокие трансакционные издержки влияют на степень конкурентоспособности легального бизнеса по сравнению с тене­вым бизнесом. Участники теневого сектора не платят налогов и на соблюдение установленных законов и нормативов, что дает им «неоправданные» конкурентные преимущества перед теми, кто работает легально.

1 Несмотря на то, что Э. де Сото не проводит разграничения между теневой и неформальной экономикой, его подход применим для анализа обеих сфер.

К трансакционным издержкам в данном случае относятся затраты, связанные с организацией легальной предпринимательской деятельности, а именно:

- получение лицензии на предпринимательскую деятель­ность;

- покупку права на владение или аренду земли;

- знание и соблюдение соответствующих законов и норма­тивов;

- получение информации о ценах, качестве и количестве конкретных товаров и услуг, о потенциальных клиентах;

- получение кредита;

- подключение к электросети и телефонной станции, даль­нейшее использование этих услуг;

- оплата налогов;

- система контроля за выполнением условий договоров и т.д.

Ключевым фактором, определяющим трансакционные из­держки в каждой отдельной стране, является правовая система, то есть «правила игры», которые регулируют экономическую деятельность. Эффективная правовая система дает предпри­нимателю возможность работать в рамках предсказуемости и предоставляет ему необходимую информацию по цене, которая позволяет ему соблюдать правовые требования и оплачивать услуги соответствующих правовых институтов. Слабая правовая система требует от предпринимателя соблюдения обремени­тельных требований и нормативов, заставляет его обращаться в эффективные, коррумпированные учреждения и мало что предлагает взамен. Подобная система увеличивает трансакци­онные издержки, плохо стимулирует предпринимателей к соб­людению установленных правил и препятствует их вовлечению в экономическую деятельность.

1.Э. де Сото. Иной пуп»: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N. Y., 1989.) - M.: Catallaxy, 1995. - C. 25.

У предпринимателей со средними доходами, не имеющих политической поддержки, просто нет достаточного количества ресурсов или стимулов для соблюдения дорогостояших законов и требований, включая приобретение законных прав собствен­ности, получение разрешения на предпринимательскую деятель­ность или ведение предусмотренной законом бухгалтерской отчетности.

Предприниматели, работающие в теневом секторе («теневи­ки») не только занимаются различными видами деятельности, но и в разной степени либо обходят, либо частично соблюдают правила, требования и законы. Для включения в официальную экономическую деятельность требуется: 1) зарегистрировать свое предприятие и 2) затем соблюдать установленные требования (по налогам, найму рабочей силы и т.д.). Предприниматели анализи­руют ситуацию и решают, какие правила они будут соблюдать, ка­кие — нет, исходя из возможных расходов и прибыли, связанных с нарушением закона. Так, например, если процесс получения лицензии на предпринимательскую деятельность достаточно прост, не требует больших затрат, строго контролируется и обес­печивает возможность пользоваться государственными услугами, большинство предпринимателей, скорее всего, зарегистрируется. Если соблюдение правил безопасности и требований по бухгал­терскому учету приводит к обременительным расходам, плохо контролируется и приносит мало пользы, предприниматели, вероятнее всего, не будут соблюдать эти правила.

Руководимый Э. де Сото Институт свободы и демократии в г. Лиме провел ряд экономических экспериментов для выясне­ния «цены законности» в Перу — тех затрат, которые вынуждены нести лица, желающие заняться обычным легальным бизнесом'. 'Э. де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N.Y., 1989.) – M.: Catallaxy, 1995. – c.25

Как правило в развивающихся странах существующая правовая система жестко требует чтобы частные компании соблюдали обременительные правила и нормативы, но при этом сама не способствует соблюдению законов со стороны предпринимателей, не выполняет возложенные на нее функции, например, государственные и коммунальные услуги за умеренную плату. Поэтому предприниматели «средней руки,» просто не имеют средств для того чтобы официально зарегистрироваться и продолжать работать легально, и уходят в тень из-за невозможности соблюдать установленные требования а не потому что хотят обойти закон или получить перед конкурентами преимущество.

Будучи исключенными из системы, позволяющей обогащаться законными путем, они занимаются неофициальными маломасштабными, краткосрочными, низкодоходными и не тре­бующими больших капиталовложений видами деятельности либо вообще не занимаются бизнесом. Это значительно тормозит экономическое развитие страны, препятствуя широкому во­влечению населения в политическую и экономическую жизнь государства. Таким образом, высокие затраты, связанные с организацией легального бизнеса, представляют своего рода «опасность» для укрепления демократии и осуществления эко­номических реформ.

Подобная ситуация характерна для стран как с развивающейся, так и с переходной экономикой, где высокие трансакционные издержки ведения легального бизнеса приводят к расширению теневого сектора.

 

 

8.7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности

Одним из важнейших прав, определяющих успех стран с ры­ночной экономикой, является эффективная система получения и защиты прав собственности. Эта система предусматривает правовые механизмы, способствующие формированию стиму­лов для предпринимательской активности и обеспечивающие исполнение трансакций с наименьшими издержками.

Р. Коуз1 указывает на то, что отсутствие хорошо спланиро­ванных, экономически эффективных, стабильно работающих институтов, защищающих права собственности и договорные отношения, заставляет предпринимателей сокращать затраты и снижать уровень риска путем вертикальной интеграции. Это ограничивает свободу действий частных компаний и «глушит сигнальные механизмы рынка». Более того, отсутствие таких институтов препятствует децентрализации и специализации компаний, не позволяет им заключать договоры с конкурен­тоспособными поставщиками, предлагать умеренные страховые взносы и привлекать инвесторов — как иностранных, так и отечественных. Это также затрудняет использование современных новаторских подходов к комбинированию активов, например, создание корпораций или гибких акционерных структур типа обмена долговых обязательств на акции, либо участие в долго­срочных инвестициях или контрактах, необходимых для эконо­мии, обусловленной ростом объема производства. В результате национальные экономики не получают достаточных средств для того, чтобы выдержать конкуренцию на мировой арене.

Высокие трансакционные издержки функционирования экономической системы и крупный теневой сектор приводят к разбазариванию экономического потенциала и ресурсов. Наличие серьезных препятствий к получению прав частной собственнос­ти приводит к тому, что многие предприниматели имеют незарегистрированные активы — то, что Э. де Сото называет «мертвым капиталом». По его расчетам', бедные слои населения в странах «третьего мира» и бывших коммунистических странах владеют незарегистрированным имуществом на сумму не менее 9,3 трлн. долл. Этот капитал лежит мертвым грузом, потому что лица, качестве «продуктивных экономи­ческих средств», например, в качестве залога для получения кредита, необходимого для того, чтобы открыть или расширить дело. Именно поэтому предприниматели теневого сектора не могут получить кредиты у официальных кредитно-финансовых институтов под умеренный ссудный процент, что лишает их крайне необходимых ресурсов. Отсутствие надежной, доступной и официальной системы защиты прав частной собственности лишает представителей теневого бизнеса возможности разделять и продавать часть своих активов (например, в форме паев) или изменять структуру активов для мобилизации дополнительных капиталов. Кроме того, отсутствие у них таких прав лишает их заинтересованности в обучении персонала, автоматизации, компьютеризации и т.д., то есть в осуществлении крупных долгосрочных капиталовложений и, соответственно, получе­нии прибыли от специализации и экономии, обусловленной масштабом производства. В дополнение ко всему невозмож­ность контроля над выполнением условий договоров заставляет предпринимателей, работающих в теневом секторе, иметь дело только с известными им партнерами или требовать предоплаты. В результате предприниматели теневого сектора склонны зани­маться операциями, дающими низкий прирост объема производства. Таким образом, в долгосрочном периоде существует отрицательная зависимость между величиной теневого сектора темпами экономического развития страны.

1.Э. де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in the Third World. N. Y., 1989). - M.: Catallaxy, 1995. - C. 25.; Э. де Сото. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. — М.: Олимп-бизнес, 2001. — С. 40-44.

 

 

8.7.3.Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов

Система государственных институтов — правила и норма­тивы, которые регламентируют экономическую деятельность, определяет величину трансакционных издержек, стимулы и препятствия для соблюдения установленных требований, а также тех, кто выигрывает и кто проигрывает от этих ограничений. За­частую группы или отдельные лица заинтересованы в создании такой системы институтов, которая выгодна им самим, но может препятствовать общему экономическому развитию страны1.

Данная проблема получила развитие в теории прав собствен­ности на основе групповых интересов2. В этой теории фундамен­тальные социальные и политические институты общества вы­ступают как заданные, и ставится задача объяснения схемы прав собственности в различных отраслях в терминах взаимодействия между группами, преследующими свои особые интересы на политическом рынке. Сформированные таким образом права собственности приводят к чистым потерям общественного бла­госостояния и обычно трактуются в терминах трансакционных издержек, проблемы «безбилетника», рационального игнори­рования и асимметрии информации3.

Несмотря на огромное число данных, свидетельствующих о том, что такая система не может быть устойчивой и продуктив­ной в течение длительного времени, история показывает, что те, кто смог нажиться за ее счет или приспособиться к ней, а также те, кто вложил большие средства в такую систему, кровно заинте­ресованы в ней и часто даже имеют ресурсы для поддержки этой системы в течение достаточно продолжительного времени.

1.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — С. 23.

2Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. — M.: ДЕЛО, 2001. —С. 295.

3.Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. — М.: Фонд экономической инициативы, 1995. — С. 135.

Авторитарные режимы и страны с экономикой централи­зованного планирования, а также «кумовской» капитализм1, развившийся в ряде европейских стран после окончания Второй мировой войны, являются современными примерами этого явле­ния. В таких условиях влиятельные деловые круги, обладающие особыми правами и интересами, независимо от того, кем они представлены,— официально зарегистрированными предпри­нимателями, лицами, стремящимися заработать на чем-либо экономическими олигархами либо «кумовьями» — капиталис­тами, способны оказывать противодействие и даже «обратить вспять» реформы, грозящие им увеличением «трансакционных издержек», риска коммерческой деятельности, что ведет к со­кращению дохода.

Основная причина того, что многие граждане стран с раз­вивающейся демократией и рыночной экономикой не прини­мают участие в политической жизни страны или не занима­ются легальным бизнесом, состоит в том, что существующие государственные институты и «правила игры» не дают им этой возможности.

Именно по этой причине так долго существует, казалось бы, неэффективная правовая база. Созданная в итоге законода­тельная система исключает большую часть предпринимателей из процесса принятия политических решений и законотворчества. В результате правительство не отвечает за соблюдение их инте­ресов, что наносит ущерб демократии. Это дает возможность небольшому числу политически активных олигархов контро­лировать национальную экономику путем создания системы законов и нормативов, принятых по политическим мотивам, санкционированных правительством и идущих вразрез с ин­тересами всего остального населения, которое зарабатывает средства на жизнь в теневом секторе1. Такая система ослабляет так называемый «механизм сдержек и противовесов», мешает установлению «status quo» в обществе, кроме того, отсутствие демократических, рыночных рычагов власти ставит под угрозу свободу конкуренции в экономической сфере.

«Кумовской» капитализм (crony capitalism) — распределение ролей в по­литической и экономической иерархии по родственному или приятельскому признаку, то есть в зависимости от принадлежности к тому или иному семей­ному клану или «закадычным друзьям».

В настоящее время как страны с переходной экономикой, развивающиеся, так и страны с рыночной экономикой пытаются решить проблему реформирования законодательной системы с целью сокращения непомерных издержек, связанных с нали­чием возможностей для извлечения выгоды отдельными груп­пами, что в долгосрочной перспективе препятствует общему экономическому росту и стимулирует теневую экономику.

 

Структура теневого бизнеса

Возвращаясь к исследованиям Э. де Сото, следует обратить внимание еще на одну проблему, рассмотренную им в книге «Иной путь». Перуанский экономист на примерах доказывает, что в теневом бизнесе, как и в легальном, действует «сила права» (конечно, права специфического, то есть нелегального). Мир теневого бизнеса во многом копирует мир бизнеса легального, заимствуя эффективные формы организации: во всех видах нелегальной деятельности (жилищное строительство, торгов­ля, транспорт) существуют устойчивые организации, которые координируют контакты теневиков друг с другом и с закон­ными государственными институтами. «Пиратские» комитеты водителей-нелегалов устанавливают плату за проезд, интервалы движения, регулируют куплю-продажу прав на участие в теневом бизнесе; федерации уличных торговцев защищают захваченные ими территории и организуют строительство нелегальных рын­ков; нелегальные организации застройщиков ведут регистр зе­мель и разрешают земельные споры. Складывается впечатление, что в «тени» живет параллельный мир со своими профсоюзами, судами, правовыми нормами, который во многом эффективнее официального мира. Даже процесс подкупа госудственных чиновников трансформируется здесь из эпизодического право нарушения в устойчивый порядок, с которым согласны все участники. Так, в нелегальных комитетах водителей существует должность секретаря по защите, который передает установленные суммы взяток чиновнику, регулярно совершающему обход комитетов1.

Данные примеры имеют свои аналоги и в России: например, монополизация отдельными, официально не оформленный группами таксистов перевозок в аэропортах, вблизи вокзалов, у отдельных станций метрополитена; официально не установленных торговых мест (периодически их разгоняет милиция); мест сбора милостыни («нищенский» бизнес также охвачен рыночной организацией) и т.д.

Описанный в книге Э. де Сото довольно сложный механизм самоорганизации теневого бизнеса убедительно доказывает несостоятельность упрощенных представлений о рынке, где каждый «сам за себя». Высокие трансакционные издержки легального биз­неса делают сугубо индивидуалистическую деятельность заведомо неэффективной, заставляя экономических агентов сплачиваться в нелегальные организации, существование которых приобретает устойчивый характер, причем происходит постепенная институционализация все большего числа неформальных норм.

1.Кучта-Хелблинг К.. Аналитический отчет «Теневой сектор в странах раз­вивающейся демократии» для семинара «Проблемы участия в легальной эко­номической и политической деятельности: теневой сектор экономики стран с развивающейся демократией», Сан-Паулу, Бразилия, 13 ноября 2000 г.

1.Э. де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. (Перевод выполнен с издания: de Soto Н. The Other Path. The Invisible Revolution in to Third World. N. Y., 1989). - M.: Catallaxy, 1995.

План семинарского занятия

1 занятие

Ненаблюдаемая экономика (определение, классификация по Э. Файгу).

Теневая экономика (определение, классификация). Теневая и неформальная экономика.

Проблема измерения теневого сектора экономики. Методо­логия Ф. Шнайдера.

Ненаблюдаемая экономика в развитых и развивающихся странах (структура, масштабы, проблемы измерения).

Ненаблюдаемый сектор в командной и переходной эконо­мике (структура, масштабы и причины).

2 занятие

Институциональный подход к проблеме теневой экономики (Э.де Сото).

Институциональные причины появления теневой экономики (отсутствие эффективной системы государственных институтов, подчинение системы государственных институтов определенной группе интересов, высокие трансакционные издержки легаль­ного бизнеса).

 

Темы докладов

1.Классификация видов теневой экономики в зарубежной и российской литературе

2.Методы измерения теневого сектора экономики и проблемы связанные с получением данных.

3.Неформальный сектор экономики и специфические инсти­туты, формирующиеся в этом секторе.

4.Различие теневой и неформальной экономик на основе ана­лиза поведенческих моделей.

5.Э. де Сото и его книга «Иной путь: Невидимая революция в третьем мире» в изменении взглядов на неформальную экономику и методы, способствующие сокращению этого сектора.

6.Институциональный подход к оценке теневой экономики.

7.Меры борьбы с теневым сектором экономики, применяемые в российской и в мировой практике.

 

Рекомендуемая литература

1.Э. де Сото. Иной путь: Невидимая революция в третьем мире. / Э. де Сото. - М.: Catallaxy, 1995.

2.Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия: Экономико-со­циологическое исследование. — М.: РГГУ, 2000.

3.Файг Э. Определение и оценка подпольной и неформальной экономики: неоинституциональный подход// Экономичес­кая теория преступления и наказаний. Реферативный журнал. - 2000. - Выпуск 2.

4.Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. — М.: Финансы и статистика, 2003.

5.Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Ша­нина-М.: Логос, 1999.

6.Экономическая теория преступлений и наказаний // Рефера­тивный журнал. Выпуск 2. Неформальный сектор экономики за рубежом: Под ред. Л.М. Тимофеева и Ю.В. Латова. — М.: РГГУ, 2000.

 

 

Тесты

1.В соответствии с классификацией Э. Файга подпольная (те­невая) экономика подразделяется на:

а) теневую, неформальную, нелегальную, криминальную;

б) неформальную, незаконную, неучтенную, теневую;

в) нелегальную, неучтенную, незарегистрированную, неформальную;

г) незарегистрированную, нелегальную, теневую, нефор­мальную.

2.Неформальная экономика включает:

а) крупное промышленное производство:

б) деятельность домашних хозяйств:

в) «серые» и «черные» рынки;

г) неучтенную и не зарегистрированную деятельность

 

3.Какой из подходов к изучению теневой экономики используется в рамках неоинституциональной теории:

а) Т. Веблена;

б) О. Уильямсона;

в) Р. Коуза;

г) Э.деСото.

4.Поведение участников теневого сектора экономики описы­вается моделью:

а) homo economicus;

б) homo adaptans;

в) homo institutional;

г) homo soveticus.

5.Какой из терминов менее всего подходит для характеристики неформальной экономики:

а) экономика выживания;

б) экономика нищеты;

в) моральная экономика;

г) равновесная экономика.

6.В соответствии с институциональным подходом критерием для участия в неформальном секторе экономики являются:

а) высокие производственные издержки;

б) низкие предельные издержки;

в) высокие издержки ведения легальной деятельности;

г) низкие трансакционные издержки легального бизнеса.

7.К институциональным причинам роста масштабов теневой экономики не относятся:

а) отсутствие эффективной системы защиты прав собствен­ности;

б) высокие трансакционные издержки легального бизнеса;

в) подчинение системы государственных институтов определенной группе интересов;

г) высокие производственные издержки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.21.139 (0.01 с.)