Роль науки в эпоху постиндустриального общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль науки в эпоху постиндустриального общества



Переход к постиндустриальной, информационной цивилизации – одна из ярко выраженных тенденций в развитии современного мира, которая неразрывно связана с достижениями науки и их внедрением в производство и человеческую жизнь. Основные функции науки в жизни современного общества:

1) познавательная (троякий корень познавательной деятельности: описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений);

2) культурно-мировоззренческая (формирование научной картины мира, стремление осмыслить общие принципы мироустройства);

3) инструментальная функция включает в себя два уровня:

- наука как непосредственная производительная сила общества (соединение науки с технологией и современным производством);

- наука как социальная сила (широкое применение науки в социальной сфере при решении глобальных проблем современного общества).

Фундаментальным направлением науки, которое во многом определяет приоритеты развития постиндустриального общества является общая ориентация мировой науки на глобальную проблематику, которая становиться ведущей стратегией развертывания научно-технологических разработок.

Стратегические приоритеты развития социума и его культуры, является информатизация и медиатизация общества, появление новых технологий (нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий, космических и др.), создание новых материалов с заданными свойствами (композитов) и др.

Информатизацией называют быстрый и всеобъемлимый процесс создания и рассмотрения информационно-телекоммуникационных технологий, который выступает объективной основой современных цивилизациионных изменений общества, культуры и человека. Информатизация – объективная предпосылка формирования информационного (постиндустриального) общества. Отметим основные тенденции, характеризующие процесс информатизации:

1. Формирование нового информационного окружения человека, которое проявляется в современном обществе повсеместно: реклама, радио, телевидение, газеты, журналы, персональные компьютеры и т.д.;

2. Информатизация деловой сферы, которая привела к тому, что сегодня профессиональная деятельность по своей организации и содержанию выполняемой работы все в большей мере связывается с различными процессами приема, передачи и анализа деловой информации с использованием средств современной информационной техники. Развитие информационных коммуникаций при помощи средств вычислительной техники повысило оперативность деловых контактов между людьми, что сказалось на эффективности их профессиональной деятельности. Современный специалист должен иметь достаточно полные представления о информатизационно-коммуникативных системах и практические навыки использования сети Интернет.

3. «Информационный взрыв», сопровождаемый новым витком укрепления «четвертой власти» или масс-медиа – средств массовой информации (СМИ) и коммуникации. Бесспорное преимущество новых информационных технологий – оперативность, высокая скорость коммуникаций, достаточно широкая база данных практически по всем сферы жизни и деятельности человечества и уникальная возможность построения бесцензурной культурной среды. Масс-медиа приобретают все более явный культуротворческий характер, становятся одним из факторов политической, экономической, социальной и культурной интеграции мирового сообщества.

Таким образом, сегодня возникает принципиально новая ситуация, когда информация становится важнейшим ресурсом общества, рациональное использование которого открывает возможности построения социальных отношений на научных основах. Пути и методы использования новых информационных технологий становятся одним из показателей уровня развития общества.

 

Тема 9. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы (детерминанты) спроса. Потребители как целевая аудитория

Функции рынка

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы.

Рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на схеме 1.

 

Схема 1.

 

 

· Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

· Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.

· Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

· Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.

· Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов

 

Спрос и предложение

Спрос в условиях рынка имеет важное значение. Интуитивное представление о спросе имеют все: это потребность в определенных благах. В экономической теории обычно рассматривают платежеспособный спрос.

Спрос - желание и способность людей приобретать товары на рынке при некоторых ценах. Нетрудно заметить, что между ценой и количеством покупок существует обратная или отрицательная зависимость, т.е. чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть куплено при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическое изображение кривой спроса есть кривая спроса D (от английского demand -спрос).

 

Схема 2.

Кривая спроса

 

 

Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой, например из A в B, показывает изменение величины спроса.

Величина спроса - это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных ценах при прочих равных условиях. Изменение величины спроса происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется.

Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов (cхема 3)

Cхема 3.

 

Таким образом, изменение спроса связано с изменением любой из переменных, подпадающих под допущение о "прочих равных условиях". Примером является реакция потребителей на определенные группы товаров.

Субституты (взаимозаменяемые) - это такие пары товаров, для которых рост цены одного из них вызывает рост спроса на другой товар (свинина и говядина, молоко и сливки и т.п.)

Комплементы (взаимодополняемые)- это такие пары товаров, для которых рост цены на один из них вызывает падение спроса на другой (автомобили и покрышки, магнитофоны и кассеты и т.п.).

Нормальные товары (высшей категории) - это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода.

Товары низшего качества (низшей категории) - это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Примером названных групп товаров могут служить торты (нормальный товар), обычная булка хлеба (товар низшего качества) и картофель (товар Гиффена).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.014 с.)