И сертификации пищевых продуктов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И сертификации пищевых продуктов



В течение 1993–1999 гг. в рамках

Codex были разработаны руководства

для правительств по организации систем

импортной и экспортной инспекции

и сертификации пищевых продуктов15.

Общие принципы призваны избежать

ненужных препятствий международной

торговле, которые могут создать системы

инспекции и сертификации.

Официально признанные системы

инспекции и сертификации являются

чрезвычайно важными средствами контроля

пищевых продуктов. Тем не менее

требования по осмотру и сертификации

пищевых продуктов могут в значитель-

15 CAC/GL 20-1995.

Е. В. Жиряева, Т. Д. Хайландт

ной мере препятствовать международной торговле. Следовательно,

желательно, чтобы построение и применение этих систем основывалось

на определенных принципах.

Инспекция пищевых продуктов может проводиться на любой

стадии в ходе сбора урожая, обработки, хранения, транспортировки,

на этапе розничной продажи. Инспекционные системы

могут быть ориентированы на пищевые продукты непосредственно,

на процедуры, используемые в цепи производства

и распределения, на вещества и материалы, которые могут быть

включены в состав продуктов или загрязнять их.

Инспекция должна гарантировать, что пищевые продукты

отвечают требованиям защиты потребителей:

_ от переносимых пищевыми продуктами болезней;

_ вводящих в заблуждение методов маркетинга.

Инспекционные системы должны основываться на объективной

оценке риска. Импортеры должны уделить должное внимание

заявлениям экспортирующих стран об отсутствии болезней,

переносимых пищевыми продуктами. При выборе системы

инспекции и сертификации следует ориентироваться на затраты,

которые понесут потребители, пищевая промышленность и

правительство. Такие системы должны ограничивать торговлю

в минимальной степени.

В системах инспекции и сертификации государства, по возможности,

должны использовать стандарты Codex. Действия по

осмотру и системы сертификации должны быть открыты для исследования

и оценки их фактической работы заинтересованными сторонами.

Импортирующие страны должны публиковать информацию

о своих требованиях. Разрабатывая системы инспекции и сертификации,

страны импорта должны принимать во внимание

возможности развивающихся стран.

Общепринятой является такая система, когда официальный

инспекционный орган экспортирующей стороны подтверждает,

что продукция отвечает установленным требованиям. Страна

импорта создает инспекционную систему в местах пропуска через

государственную границу и разрабатывает процедуры, которыми

подтверждается подлинность самих сертификатов.

В документе «Руководящие принципы для установления

эквивалентности систем инспекции и сертификации пищевых

продуктов при экспорте и импорте»16 приводится практическое

16 CAC/GL 34-1999.

Товароведение и экспертиза в таможенном деле

руководство для правительств, желающих вступить в двусторонние

или многосторонние соглашения по данным вопросам.

Отдельный документ Codex посвящен принципам обмена

информацией в ситуациях критического положения17.

Критическими считаются ситуации, когда явно идентифицируется

риск серьезного неблагоприятного воздействия на здоровье,

связанный с потреблением некоторых пищевых продуктов.

Таким риском может быть:

_ биологическое или микробиологическое загрязнение

(организм или токсин);

_ химическое загрязнение, например ядовитые уровни химикатов,

загрязнения окружающей среды;

_ загрязнение радионуклидами;

_ другие опасности (например, инородные тела).

Компетентные органы страны экспорта должны быстро уведомить

о чрезвычайной ситуации страны, которые импортировали

опасные пищевые продукты. При необходимости эта информация

доводится до сведения общественности. Если чрезвычайную

ситуацию зафиксировали компетентные власти в стране

импорта, они должны быстро информировать экспортирующую

страну. Важен быстрый обмен информацией. Копии информационных

писем отсылаются ФАО, ВОЗ, чтобы помочь в управлении

чрезвычайной ситуацией на международном уровне.

Характер опасности для здоровья должен быть описан ясно

и кратко. Если возможно, следует идентифицировать агент и

пищевой продукт — источник опасности. В сообщении должны

быть кратко описаны меры, предпринятые для снижения или

устранения опасности:

_ отзыв или уничтожение, запрещение продажи продуктов

из определенных источников;

_ меры, принятые с целью предотвратить их продажу;

_ меры, направленные на изоляцию источника;

_ меры по задержанию продукции;

_ окончательное размещение продукции.

В документе «Руководящие принципы обмена информацией

между странами по поводу отклонений в качестве импортированных

пищевых продуктов»18 речь идет об отклонениях, которые

делают невозможным исполнение требований страны ввоза.

17 CAC/GL 19-1995.

18 CAC/GL 25-1997.

Е. В. Жиряева, Т. Д. Хайландт

Возможные причины отклонения:

_ биологическое, химическое загрязнение, загрязнение

радионуклидами;

_ неправильная или вводящая в заблуждение маркировка;

_ нарушен состав;

_ не соблюдены требования к пищевым добавкам;

_ качество, недопустимое по органолептическим показателям;

_ технические или физические дефекты;

_ неполный или неправильный сертификат;

_ товар прибыл не от одобренной страны, региона или предприятия;

_ другие причины.

Пищевые продукты могут быть отклонены по результатам

органолептической экспертизы или из-за физических дефектов

(например, протекающие канистры, сломанные пломбы или поврежденные

коробки). Некоторые страны принимают мясо только

от определенных одобренных предприятий в стране экспорта.

Когда компетентная власть отклоняет груз, представленный

для импорта, она должна информировать импортера о причинах

своего решения. Если отклонение груза связано:

_ с серьезной опасностью для здоровья населения страны;

_ с дезинформацией или мошенничеством по отношению к

потребителю;

_ с серьезной ошибкой, допущенной при осмотре в стране

экспорта контролирующие службы страны импорта должны

в обязательном порядке уведомить об этом службы

страны экспорта.

После получения такой информации, службы контроля качества

пищевых продуктов в стране экспорта должны определить

причину проблемы, которая привела к отклонению груза.

Возможны двусторонние обсуждения.

В других обстоятельствах, например:

_ если имеют место ошибки маркировки, утеря документов;

_ если были нарушены правила хранения или транспортировки

после того, как груз был осмотрен в стране экспорта

контролирующие службы страны импорта должны уведомить

об этом соответствующие службы в стране экспорта

по запросу. Насколько возможно, страны должны свести

к минимуму ограничения на раскрытие информации.

Товароведение и экспертиза в таможенном деле

После того как груз задержан, возможны следующие действия:

_ уничтожение;

_ грузы задержаны для исправления дефектов или для

приведения в порядок документов;

_ задержаны до принятия окончательного решения;

_ импорт разрешен для использования, отличного от потребления

человеком;

_ реэкспорт разрешен при определенных условиях, например

в определенные информированные страны;

_ импортер уведомлен;

_ уведомлено посольство страны экспорта;

_ власти других стран возможного назначения уведомлены.

Политика ЕС в области

Безопасности пищи

Каждый гражданин Европы имеет право на разнообразное,

полезное и здоровое питание. Вся информация о составе, производственных

процессах и использовании пищевых продуктов

должна быть ясна и точна.

Концепция безопасности пищевых продуктов является целью,

которая включена во всю политику ЕС. В первую очередь это

касается общей сельскохозяйственной политики, создания внутреннего

рынка, защиты потребителей, здравоохранения и защиты

окружающей среды.

Принятое в 2002 г. Регулирование (ЕС) № 178/2002 — основа

законодательства ЕС.

Общие цели политики безопасности пищевых продуктов:

_ гарантировать высокий уровень защиты здоровья человека

и животных путем увеличения контроля повсюду в

цепи поставки пищевых продуктов.

_ восстановить доверие потребителей;

_ поставить качество в центр внимания.

Концепция качества как существенный элемент безопасности

пищевых продуктов включает два аспекта:

1) не-договорное качество в терминах безопасности продуктов,

которые мы едим с минимальными требованиями защиты

окружающей среды и разновидностей растений и животных;

Е. В. Жиряева, Т. Д. Хайландт

2) относительное, или субъективное качество, которое делает

пищевые продукты воистину уникальными в результате

сочетания их вкуса, внешнего вида, запаха, методов

производства и простоты использования.

Безопасность пищевых продуктов увеличивается путем более

строгого мониторинга и контрольных процедур. Потребители

должны получать ясную и точную информацию обо всех

аспектах безопасности пищевых продуктов. Среди тех инициатив,

которые ставят в центр внимания качество, защиту потребителя

и защиту традиционных методов производства, — маркировка

соответствия ЕС, эко-марка и маркировка, защищающая

географические указания и указания на происхождение.

Источники

1. WHO global strategy for food safety: safer food for better

health // foodsafety@who.int

2. Всемирная организация здравоохранения, Исполнительное

правление EB105/10, 105-я сессия, пункт повестки дня 3.1,

сообщение Генерального директора, 2 декабря 1999.

3. Codex Alimentarius: Principles for Food Import and Export

Inspection and Certification (CAC/GL 20-1995).

4. Codex Alimentarius: Guidelines for the Design, Operation,

Assessment and Accreditation of Food Import and Export

Inspection and Certification Systems (CAC/GL 26-1997).

5. Codex Guidelines for the Exchange of Information in Food

Control Emergency Situations (CAC/GL 19-1995).

6. Глунцев Н. М., Дмитриева Л. В., Макарова С. О. Как снизить

содержание нитратов в продукции // Картофель и овощи.

1990. № 1. С. 24–28.

7. Юфит С. С. Диоксины: основные понятия и проблемы. —

М., 1996.

8. cdc.gov.

9. zrpress.ru.

Глава 7.

Ветеринарные меры

Ветеринария является областью научных знаний и практической

деятельности, направленных на предупреждение болезней

животных и их лечение; на выпуск полноценных и безопасных

в ветеринарном отношении продуктов животноводства; и

на защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Ветеринария охватывает ту же область биологических наук

и прикладных знаний, что и медицина.

Состояние животных и растений на первичном уровне производства

(и даже корм) может посягать на безопасность конечного

продукта. В данный момент существуют широко расходящиеся

законодательные базы Codex, OIE и IPPC, которые развивают

сотрудничество в следующих областях:

_ анализ риска;

_ сертификация экспортируемых продуктов животного

происхождения;

_ безопасность корма;

_ инспекция продуктов животного происхождения;

_ безопасность продуктов животного происхождения в отношении

остатков ветеринарных препаратов;

_ тепловые методы обработки молока с целью уменьшения

патогенности;

_ применение биотехнологий: вакцины, ветеринарные препараты

и биологические тесты;

_ отслеживание продукции животного происхождения.

Е. В. Жиряева, Т. Д. Хайландт

Болезни животных

Зоонозы

Риск, связанный с зоонотическими болезнями, является

частью общего риска, который несут пищевые продукты. Зооноз

отличается тем, что это инфекция живущего животного.

Некоторые зоонозы возникают, когда микроорганизмы животных

загрязняют овощи или фрукты через загрязненные ирригационные

воды, биологические удобрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.056 с.)