Средневековые арабы и персы о черных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековые арабы и персы о черных



В 410 году германский вестгот Аларих со своей армией разграбил Рим и уничтожил Западную Римскую империю. Восточная империя выстояла, но ее интеллектуальная жизнь иссякла в VI в., когда император Юстиниан закрыл афинские школы и ученые перебрались в Багдад. Европа погрузилась в Темные века, которые длились около 600 лет. В это время в Месопотамии (современный Ирак) и в Иране переживали свой расцвет мусульманские цивилизации. Эти цивилизации владели рабами, принадлежавшими к целому ряду этнических и расовых групп, включая черных, которых главным образом покупали на Занзибаре, острове у побережья Восточной Африки.

Поэтому арабы и персы были знакомы с черными и иногда подробно о них писали. Эти описания почти всегда были в отрицательном ключе, а многие жители Ближнего Востока и по сей день невысокого мнения о черных, иммиграция которых обычно не поощряется.

Американская ученая Мину Саутгейт своими словами подытожила характеристики черных, которые чаще всего отмечали ближневосточные писатели: “И в арабских, и в персидских письменных источниках черным вменяют в вину глупость, лживость, порочность, трусость, половую необузданность, уродливость и внешнее безобразие, чрезмерную веселость и страсть к еде и питью”. Она также приводит прямые цитаты из ряда источников.

Известно, что первым арабским ученым, отмечавшим низкий интеллект черных, был аль-Джахиз (ум. 868 г. н.э.), который писал: “Мы знаем, что зинджи [восточноафриканские черные] наименее умны и рассудительны из всех людей и менее всех способны осознавать последствия действий”. Аль-Джахиз также заявлял, что “несмотря на свою бестолковость и безграничную тупость и глупость, приземленность восприятия и порочные наклонности, они любят длинные речи”. Он делает такой вывод: “зинджи как вороны среди людей, ибо они худшие из людей и из всех тварей выделяются самым порочным характером и темпераментом”.

Веком позже Макдиси (известный также как Мукаддаси, расцвет творчества 966 г.) писал, что “африканцы – это чернокожий народ с плоскими носами, курчавыми волосами и малым разумением ”. Арабский географ XII в. Мухаммед аль-Идриси отзывался о черных как о “невеждах и умственно неполноценных”, прибавляя, что “они прославились своим невежеством; ученые и выдающиеся мужи почти не известны среди них, а их цари получают представление об управлении и правосудии только из рассказов образованных гостей с севера”.

Другой арабский ученый, Ибн аль-Факих аль-Хамадани (ок. 903 г.) писал: “люди Ирака … не рождаются словно передержанными во чреве и обугленными, так что дитя появляется на свет почти черным, зловонным, с вьющимися волосами, кривыми конечностями, ущербным умом и порочными страстями, как у восточных африканцев, сомалийцев и других черных, которые на них похожи. Иракцы не похожи на недовыпеченное тесто или на жженую корку, но находятся как бы посередине”.

В 1343 году неизвестный араб опубликовал героическую поэму об Александре Великом, озаглавленную “Искандер-наме”, в которой писал: “восточные африканцы неразумны, всевышний Господь сотворил их глупыми, невежественными и подлыми”.

Эти наблюдения относятся к черным Восточной Африки, с которыми арабы были лучше всего знакомы, но кое-что им было известно и о черных южной Африки. Прославленный эрудит Ибн Хальдун (1332-1406) писал: “К югу нет цивилизации в истинном значении этого слова. Там лишь живут люди, которые ближе к бессловесным животным, чем к разумным существам. Они обитают в чащах и пещерах, питаются травами и сырым зерном. Они часто поедают друг друга. Их нельзя считать человеческими существами”.

Ибн Хальдун также писал: “По этой причине негритянские народы, как правило, покорно отдаются в рабство, ведь у негров мало человеческого, а их качества очень сродни качествам бессловесных животных”. Хальдун словно цитировал Аристотеля, который писал, что “есть, очевидно, некоторые народы, которые по природе свободны, и другие народы, которые по природе рабы, и для них выгодно и справедливо пребывать в рабстве”. Аристотель также сравнивал рабов с животными, называя вола рабом бедняка.

Персы, которые видели черных, пришли к похожим выводам. Географ аль-Казвини (1203-1283) утверждал, что черные отличаются “слабостью ума”, а трактат “Худуд аль-Алам” (ок. 982 г.) отмечает: “Что же касается южных стран, все их обитатели черны по причине жаркого климата… Они в большинстве ходят нагими… Эти люди далеки от человеческих обычаев… По своей природе они дикие животные”.

Персидский ученый Абу Рейхан аль-Бируни не касался интеллекта черных, но писал (ок. 1030 г.) об их, по его мнению, примитивной природе: “Зинджи [черные] настолько нецивилизованны, что не имеют представления о естественной смерти. Если человек умирает естественной смертью, они считают, что его отравили. Всякая смерть им подозрительна, если человек не был убит оружием”.

Макдиси так отзывался о черных: “Женитьбы у них не бывает, дети не знают своих отцов, и они едят людей”. Примерно три века спустя персидский ученый Насиреддин ат-Туси (1201-1274) пришел к выводу, что у человеческих рас разные уровни умственного развития и что восточные африканцы стоят на низшем уровне: “Если взять все человеческие типы и выстроить их друг за другом, то негр с Занзибара не будет отличаться от животного кроме как тем, что его руки более не касаются земли… Многие убеждены, что обезьяна более способна к обучению, нежели негр, и более разумна”.

В XIV веке некоторые арабские и персидские ученые писали, что черные отличаются сильным половым влечением, крупными половыми органами, маниакальным темпераментом и сильным чувством ритма. Д-р Саутгейт отмечает, что “представление о половой необузданности черных встречается во многих арабских и персидских мусульманских источниках, а некоторые из них обнаруживают страх белого человека перед сексуальным мастерством черных”.

Похожие представления мы находим и в “Тысячи и одной ночи”, сборнике историй IX века преимущественно персидского происхождения, рассказанных персидскому царю его юной женой Шехерезадой. В XIX веке эти рассказы были переведены британским арабистом Ричардом Бёртоном, который отмечал, что в сборнике есть несколько рассказов о персидских женах, искавших полового удовлетворения с черными рабами. Эти “растленные женщины”, писал он, “предпочитают негров из-за величины их органов” и потому что “акт длится гораздо дольше и доставляет женщинам огромное удовольствие”.

Наблюдения относительно сексуальности черных были подтверждены в наше время проф. Филиппом Раштоном, который привел документальные данные о крупных половых органах и сильном половом влечении у черных, что он объясняет высоким уровнем тестостерона.

Эти цитаты из древних авторов приведены здесь не для того, чтобы унизить черных, и, конечно, не стоит полагаться на правильность их представлений. Очевидно, что они ошибались, приравнивая черных к животным и утверждая, что обезьяны более умны. И все же эти свидетельства нельзя отмести как простые предрассудки или как желание польстить собственной группе, оскорбляя другие. Арабы и персы были, например, высокого мнения об интеллекте греков.

Европейцы, которые впервые проникли в те районы Африки, которые никогда не были исследованы арабами, возвращались с похожими рассказами об очень низком уровне культурного развития. Какие бы предрассудки ни были им свойственны, от их фактических наблюдений нельзя отмахнуться. Оксфордский ученый Джон Бейкер в своем классическом труде “Раса” подытожил наблюдения таких исследователей XIX века, как Джон Спик, Сэмюэл Бейкер, Генри Флинн, Поль дю Шайю, Давид Ливингстон и Георг Швейнфурт. Нигде на огромных территориях к югу от пустыни Сахары они не встретили ни письменного языка, ни календаря, ни многоэтажного здания, ни механического прибора, ни вьючного животного, ни примеров использования колеса.

Современные общества под управлением черных, будь то в Африке, на Гаити или в анклавах на Западе, служат еще одним свидетельством о расовых различиях и способности поддерживать цивилизацию. Несомненно, что некоторые черные способны к значительным достижениям, когда они могут воспользоваться возможностями, существующими в других обществах, но, даже если не принимать во внимание психометрические, генетические и физиологические данные, сложно расценить сегодняшний культ равноценности всех рас иначе, чем как подмену действительного желаемым и намеренный отказ соотноситься с фактами.

ИСТОЧНИКИ:

J.P. Rushton Race, Evolution and Behavior. Port Huron, MI: Charles Darwin Research Institute, 2000.

Minoo Southgate: Negative images of Blacks in some Medieval Persian writings. Persian Studies,1984, 17, 3-36.

John Baker Race. London: Oxford University Press, 1974.

Arab and Persians on the characteristics of blacks by Hippocrates, American Renaissance, май 2011

 


Томас Джексон



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 980; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.008 с.)