Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность инвентаризации, ее виды и порядок проведения

Поиск

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризации подлежат:

>• все имущество, принадлежащее организации, независимо от его местонахождения;

> все виды финансовых обязательств организации (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы);

>• другие виды имущества, не принадлежащие организации, но отраженные в бухгалтерском учете (обычно это имущество отражается на забалансовых счетах, например, 001, 004);

> имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Основные цели инвентаризации:

1) выявление фактического наличия имущества;

2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

3) проверка полноты отражения в учете обязательств.

Различают полную и частичную, плановую и внезапную инвентаризацию.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации.

Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества или обязательств (например, только денежные средства).

Плановые инвентаризации проводятся в заранее установленные сроки.

Внезапные инвентаризации проводятся неожиданно для материально ответственного лица, чтобы установить наличие ценностей (например, инвентаризацию кассы проводят внезапно).

Проведение инвентаризации обязательно:

1) при передаче имущества организации в аренду, выкупе,
продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

3) при смене материально ответственного лица (на день приема-передачи дел);

4) при установлении фактов хищения или злоупотребления,
а также порчи ценностей;

5) в случае стихийных бедствий, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

6) при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

7) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания), дополнили этот список еще одним пунктом:

8) при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Рассмотрим общие правила (порядок) проведения инвентаризации.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

1) представители администрации организации;

2) работники бухгалтерской службы;

3) другие специалисты (инженеры, экономисты и т.д.).

В состав комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации или независимых внешних аудиторов. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации, а документ о составе комиссии (приказ, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

До начала проверки материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности на приобретение (получение) имущества.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера при обязательном участии материально ответственных лиц. Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, т.е. обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может опреде-

ляться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии описи должны храниться в шкафу (сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от конкретных единиц измерения.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

В случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в его получении, а сдавший -в сдаче этого имущества.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости, в которых отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, составляются отдельные сличительные ведомости.

Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:

1) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетных организаций — на увеличение финансирования (фондов);

2) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов).

ГЛАВА 6

Формы бухгалтерского учета

Изложенный в этой главе материал и приведенные примеры помогут вам освоить виды учетных регистров и самые распространенные формы ведения бухгалтерского учета в организациях (упрощенную форму для субъектов малого предпринимательства; мемориально-ордерную и журнально-ордерную формы учета). Прочитав данную главу, вы сможете:

>• понять сущность и значение сводных учетных регистров;

>• разобраться в классификациях учетных регистров;

>• уяснить себе, как исправлять ошибки, допущенные при составлении и регистрации бухгалтерских документов;

>- выбрать наиболее подходящую форму упрощенного учета

для субъектов малого предпринимательства;

> понять состав учетных регистров и последовательность записей при использовании одной из двух разновидностей мемориально-ордерной формы учета;

>• освоить порядок заполнения основных регистров при

журнально-ордерной форме учета;

>• объяснить схемы разных форм бухгалтерского учета и выбрать для себя наиболее подходящую.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1030; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.007 с.)