Перечень действующих международных стандартов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень действующих международных стандартов



№ п/п № международного стандарта Название международного стандарта финансовой отчетности Дата вступления в силу
            первая редакция последняя редакция
  МСФО (IAS) 1 Представление финансовой отчетности 01.07.1998 01.01.2005
  МСФО (IAS) 2 Запасы 01.01.1995 01.01.2005
  МСФО (IAS) 7 Отчет о движении денежных средств 01.01.1994  
  МСФО (IAS) 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки 01.01.1995 01.01.2005
  МСФО (IAS) 10 Условные события и события, произошедшие после отчетной даты 01.01.2000 01.01.2005
  МСФО(1А8) 11 Договоры подряда 01.01.1995  
  МСФО(1А5) 12 Налоги на прибыль 01.01.1998  
  МСФО (IAS) 14 Сегментная отчетность 01.07.1998  
  МСФО (IAS) 16 Основные средства 01.01.1995 01.01.2005
  МСФО (IAS) 17 Аренда 01.01.1999 01.01.2005
  МСФО (1AS) 18 Выручка 01.01.1999  
  МСФО (IAS) 19 Вознаграждения работникам 01.01.1999  
  МСФО (IAS) 20 Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи 01.01.1984  
  МСФО (1AS) 21 Влияние изменений валютных курсов 01.01.1995 01.01.2005
  МСФО (IAS) 23 Затраты по займам 01.01.1995  
  МСФО (IAS) 24 Раскрытие информации о связанных сторонах 01.01.1986 01.01.2005
  МСФО (IAS) 26 Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) 01.01.1998  
  МСФО (IAS) 27 Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность 01.01.1990 01.01.2005
  МСФО (IAS) 28 Учет инвестиций в ассоциированные компании 01.01.1990 01.01.2005
  МСФО (IAS) 29 Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции 01.01.1991  
  МСФО (IAS) 30 Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов 01.01.1991  
  МСФО(1А5) 31 Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности 01.01.1992 01.01.2005
  МСФО (1AS) 32 Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации 01.01.1996 01.01.2005
  МСФО (IAS) 33 Прибыль на акцию 01.01.1998 01.01.2005
  МСФО (IAS) 34 Промежуточная финансовая отчетность 01.01.1999  
  МСФО (1AS) 36 Обесценение активов 01.07.1999 01.04.2004
  МСФО (IAS) 37 Резервы, условные обязательства и условные активы 01.07.1999 01.04.2004
  МСФО (IAS) 38 Нематериальные активы 01.07.1999 01.04.2004
  МСФО (IAS) 39 Финансовые инструменты: признание и оценка 01.01.2001 01.01.2005
  МСФО (IAS) 40 Инвестиционная собственность 01.01.2001 01.01.2005
  МСФО (IAS) 41 Сельское хозяйство 01.01.2001  
  МСФО (IFRS) 1 Первоначальное применение МСФО 01.01.2004  
  МСФО (IFRS) 2 Расчеты долевыми инструментами 01.01.2005  
  МСФО (1FRS) 3 Объединение бизнеса 01.04.2004  
  МСФО (1FRS) 4 Договоры страхования 01.01.2005  
  МСФО (IFRS) 5 Выбытие внеоборотных активов, имеющихся на продажу, и прекращаемая деятельность 01.01.2005  
  МСФО (IFRS) 6 Геологоразведка и оценка минерально-сырьевых запасов 01.01.2006  
  МСФО (IFRS) 7 Финансовые инструменты: раскрытия 01.01.2007  
           

Как видно из табл. 23, в результате напряженной деятельности СМСФО за последние годы проделана значительная работа:

> по пересмотру действующих международных стандартов (внесены изменения в 12 существующих МСФО в рамках проекта по улучшению МСФО);

>• выходу в свет 7 новых стандартов с обозначением IFRS вместо прежнего IAS.

Большая часть принятых изменений вступила в силу для отчетности за периоды, начинающиеся с 1 января 2005 г., т.е. с момента официального перехода европейских компаний к составлению консолидированной отчетности по МСФО, хотя многие новые стандарты и изменения допускают применение для более ранних периодов. Так, МСФО (IFRS) 1 «Первоначальное применение МСФО», устанавливающий требования к компаниям, впервые применяющим МСФО в качестве основы составления отчетности, вступил в силу с 1 января 2004 г.

Обращаем внимание на то, что предпоследний стандарт новой категории — IFRS (МСФО) 6 предназначен для компаний добывающих отраслей и вступил в силу с периодов, начинающихся 1 января 2006 г. или позднее.

С целью гармонизации национальной системы учета и отчетности с моделями экономически развитых стран постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В результате ее частичного выполнения в настоящее время уже многое сделано для перехода на принятую в международной практике систему учета и отчетности. Выбор модели системы учета и отчетности не был случайным.

Международные стандарты (МСФО), использующиеся в качестве основы для реформирования бухгалтерского учета в России, имеют ряд преимуществ:

1) имеют международное признание;

2) специально разрабатывались для стандартизации и гармонизации учета и отчетности в разных странах;

3) менее сложны и поэтому их применение обходится дешевле, чем использование национальных стандартов развитых
стран;

4) создавались с целью обобщить накопленный международный опыт учета и представления отчетности;

5) отражают особенности рыночной экономики;

6) как показывает международная практика, составление от четности по МСФО обеспечивает прозрачность и надежность информации, представленной в отчетности.

С принятием комплекта стандартов новой категории и изменений к действующим МСФО, необходимых для перехода европейских стран на МСФО, работа над стандартами не заканчивается, хотя станет, по-видимому, менее интенсивной в ближайшие годы. Это даст возможность организациям, перешедшим на МСФО в 2005 г., не перенастраивать свои учетные системы непосредственно при первом применении стандартов.

Третий уровень - - методические указания (рекомендации, интерпретации) по бухгалтерскому учету и составлению отчетности, разрабатываемые соответствующими ведомствами по различным отраслям и в целом по стране.

Четвертый уровень — внутренние рабочие документы организации.

В России давно назрела потребность:

>• установления сопоставимой с международной практикой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

>• разработки отечественных стандартов бухгалтерского учета на базе МСФО.

Роль международных стандартов особенно выросла после заключения соглашения между СМСФО и Международной организацией комиссий по ценным бумагам о том, что акции компаний, отчетность которых будет составлена в соответствии с одобренным данной Международной организацией Перечнем международных стандартов, будет включаться в листинг всех фондовых бирж мира.

В основе разработки МСФО лежит представление о том, что бухгалтерский учет и составление отчетности осуществляются для управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора (собственника или кредитора) в отличие от традиционного учета, который ведется администратором, действующим в интересах собственника для отражения экономической деятельности хозяйствующего субъекта.

С этим различием связаны основные особенности, определяющие изменение МСФО:

>• приоритет баланса по сравнению с другими формами отчетности;

> отказ от исторической стоимости в пользу справедливой стоимости;

>• замена концепции собственности концепцией контроля;

>• переход от учета имущества к учету ресурсов, от брутто-оценок к нетто-оценкам;

>• отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчетности.

Приоритет баланса по сравнению с другими формами отчетности. С возникновением и развитием акционерного промышленного капитала, отделившего доходы от объекта собственности, центральное место в большинстве национальных учетных систем стал занимать отчет о прибылях и убытках. Именно с него, а не с бухгалтерского баланса начиналось рассмотрение отчетности.

В системе МСФО этот отчет играет меньшую роль, так как учет ведется в интересах инвестора, а его интересует в первую очередь изменение стоимости его имущества, рыночная стоимость объектов его инвестиций. В этом случае пользователь отчетности прежде всего нуждается в бухгалтерском балансе, так как баланс позволяет определить рост капитала (чистых активов) компании в целом.

Отказ от исторической стоимости в пользу справедливой стоимости. Постепенное вытеснение исторической стоимости, или себестоимости, оценками по справедливой стоимости (оценкой текущей доходности) вызвано также информационными потребностями инвесторов и логично вытекает из концепции приоритета баланса. Баланс представляет собой равенство имущества и его источников, поэтому у инвесторов возникает желание знать, сколько же это имущество стоит на балансовую дату.

Справедливая стоимость как новое понятие появилась в МСФО 32 «Финансовые инструменты» (1995) для оценки целого класса активов — финансовых инструментов. С широким распространением учета на базе МСФО по справедливой стоимости стали оцениваться другие балансовые статьи.

Определение справедливой стоимости появилось в МСФО 39. Согласно п. 8 МСФО 39 «справедливая стоимость — сумма денежных средств, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательства при совершении сделки между хорошо осведомленными, действительно желающими совершить такую сделку, не зависящими друг от друга сторонами».

Замена концепции собственности концепцией контроля. Порядок оценок в МСФО тесно связан с концепцией контроля за активами. Концепция контроля заключается в том, что имуществом компании следует считать не то, что принадлежит ей на правах собственности, а то, что она может контролировать.

Согласно названной концепции активы принимаются на учет не в соответствии с получением компанией права собственности на них, а согласно намерениям сторон относительно будущего этих активов. В таком случае взятое в лизинг имущество, арендованные на длительный срок основные средства могут быть включены в активы компании. Соответственно и выбывшие, в частности проданные, активы подлежат списанию с баланса только в случае утери контроля над ними.

Переход от учета имущества к учету ресурсов, от брутто-оценок к нетто-оценкам. В МСФО понятие «ресурсы» (активы) не тождественно понятию «имущество»:

1) в состав активов включаются не все средства компании, а только средства, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем (справедливая стоимость средств, не приносящих доход, будет стремиться к нулю);не имеет решающего значения юридическая принадлежность данных средств (наличие права собственности на них), так как чужое имущество (например, арендованное) также способно приносить выгоды в будущем;

2) ресурс — то, что имеется в наличии как в материальной,
так и в нематериальной форме.

Оцениваться ресурсы должны по справедливой стоимости. Ресурсы, оцененные по исторической стоимости, подлежат переоценке, также обязательно снижение их стоимости при обесценении активов. При этом статьи баланса превращаются в нетто-показатели, которые рассчитываются вычитанием амортизации, резервов или обесценения либо путем прямого пересчета стоимости до справедливой величины. Частично подобный подход при составлении российской отчетности можно наблюдать при заполнении разд. III действующего бухгалтерского баланса, когда на номинальную стоимость выкупленных у акционеров акций уменьшается уставный капитал. Это уже сегодня означает преодоление классического правила фиксирования первоначально инвестированного капитала.

Отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчетности. В МСФО не рассматриваются вопросы ведения учетных записей, порядок заполнения учетных регистров. Эти вопросы выводятся из сферы регулирования МСФО, компании должны решать их самостоятельно. Отметим, что сами международные стандарты переименованы, как мы уже говорили, из стандартов бухгалтерского учета (IAS) в стандарты финансовой отчетности (IFRS). Это подчеркивает их направленность на регламентацию вопросов составления финансовой отчетности.

Практика экономически развитых стран показала, что соблюдение требований всех принятых на настоящий момент времени международных стандартов финансовой отчетности при подготовке финансовой отчетности позволяет предоставить

пользователям наиболее полную, достоверную и объективную информацию о деятельности компании за отчетный период.

Кроме того, МСФО построены на принципе прозрачности, их основная цель — обеспечить предоставление достаточного объема финансовой информации, полезной разным пользователям.

Практика показала, что перед странами мирового сообщества возникает два варианта развития национального бухгалтерского учета.

Первый вариант предусматривает использование МСФО наряду с национальными стандартами. Такой вариант составления финансовой отчетности начиная с отчета за 2005 г. выбрали, в частности, члены Евросоюза: Германия, Франция, Голландия, Австрия, Швеция.

Они будут использовать комбинированный подход:

> по национальным стандартам, не противоречащим принципам МСФО, будет формироваться финансовая отчетность юридических лиц;

>• по международным стандартам будет подготавливаться сводная (консолидированная) финансовая отчетность групп взаимосвязанных организаций.

Второй вариант предполагает полный переход на МСФО. По данным СМСФО, о переходе на МСФО заявили Барбадос, Бахрейн, Гаити, Гондурас, Ямайка, Малави, Мальта, Мьянма, Тринидад и Тобаго, Зимбабве.

На заседании Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, состоявшемся 6 марта 2003 г., также были рассмотрены оба варианта внедрения МСФО в российскую практику. Наиболее целесообразным при сложившейся национальной практике учета был признан первый (комбинированный) подход.

7.2. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введением Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» была закреплена четырехуровневая структура системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в нашей стране (табл. 24).

Таблица 24



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.027 с.)