ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ НОРМАТИВНОГО



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРАВОВАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ НОРМАТИВНОГО



РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В 1996 г. был введен в действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее — Закон) впервые в российской истории определил на государственном

уровне нормы для руководителей, бухгалтеров, аудиторов, иных должностных лиц, которыми они обязаны руководствоваться по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

Этот Закон содержит 19 статей, разбитых на четыре главы:

Глава 1. Общие положения

Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета

Глава III. Бухгалтерская отчетность

Глава IV. Заключительные положения

Глава I. Общие положения

В главе 1 раскрыты следующие положения:

>• бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи;

>• понятия, используемые в настоящем Законе;

>• законодательство РФ о бухгалтерском учете;

>• сфера действия настоящего Закона;

>• регулирование бухгалтерского учета;

> организация бухгалтерского учета в организациях;

>• главный бухгалтер.

Рассмотрим подробнее эти статьи.

Статья 1

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

В Законе выделены три основные задачи бухгалтерского учета:

>• формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

>• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;

>• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Содержание и последовательность изложения основных задач бухгалтерского учета совершенно определенно указывает приоритеты и назначение информации, формируемой в системе бухгалтерского учета.

В первую очередь бухгалтерский учет и отчетность призваны удовлетворять потребность в финансовой информации управляющих и собственников, инвесторов и кредиторов.

Составление налоговой отчетности с целью контроля за соблюдением налогового законодательства является вторичной задачей бухгалтерского учета. Задачи, которые решают бухгалтерская и налоговая отчетность, существенно различаются. Различны и показатели отчетности:

>• бухгалтерская отчетность формируется на базе обобщающей информации бухгалтерского учета;

> налоговая отчетность компонуется из данных, зафиксированных в регистрах бухгалтерского учета, путем специальных расчетов и корректировки показателей бухгалтерской отчетности.

Статья 2

В статье 2 раскрываются основные бухгалтерские понятия, применяемые в теории и практике бухгалтерского учета.

Синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность —- единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Статья 3

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит:

>• из Федерального закона «О бухгалтерском учете»;

>• других федеральных законов;

>• указов Президента РФ;

>• постановлений Правительства РФ.

Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете -обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Статья 4

Сфера действия Закона распространяется:

X на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации (кроме организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения);

>• на филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам нашей страны с другими государствами.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет своих доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26 Налогового кодекса РФ. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести учет основных средств и нематериальных активов в общеустановленном для бухгалтерского учета порядке.

Таким образом, все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с данным Законом.

Статья 5

Порядок регулирования бухгалтерского учета решен на самом высоком законодательном уровне, что исключает возможность вмешательства в бухгалтерский учет и направления по этому вопросу указаний и инструкций со стороны различных ведомств, не связанных с методологией бухгалтерского учета. Требование единообразия учета — основополагающее в Законе.

Закон предусматривает многоуровневую систему регулирования бухгалтерского учета (рассмотрена в предыдущем подразделе книги), которая органично вписывается в действующую систему нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, и Закон является основным нормативным актом в этой области.

Все другие нормативные документы, положения и инструкции остаются в силе в той части, в которой они не противоречат Закону. Частично сохраняет свое нормативное значение Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Сохраняет значение и Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное до издания Закона. Остаются в силе и инструкции, не противоречащие Закону.

Таким образом, федеральное законодательство о бухгалтерском учете является правовой основой создания системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Его должны изучать и применять на практике прежде всего руководители организаций, главные бухгалтеры, аудиторы и все, кто в той или иной мере имеет отношение к ведению бухгалтерского учета, составлению, контролю и использованию бухгалтерской отчетности.

Статьи 6 и 7

В этих статьях раскрываются нормы закона в области организации бухгалтерского учета и прав и обязанностей главного бухгалтера, что требует более подробного рассмотрения.

7.4. НОРМЫ ЗАКОНА В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Согласно Закону ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возлагается на руководителей организаций и упреждений.

В зависимости от объема учетной работы руководители организаций по своему усмотрению могут:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) поручить ведение бухгалтерского учета специализированной организации либо бухгалтеру-специалисту по договору;

4) лично вести бухгалтерский учет.

Понятно, что крупным организациям не обойтись без бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером, а небольшие организации имеют возможность выбора. Руководитель организации обязан создать:

>• необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета;

>• обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции в организации, по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений.

Главный бухгалтер (или бухгалтер, если в организации нет специальной бухгалтерской службы) организации, централизованной бухгалтерии назначается или освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю организации. Руководитель организации производит найм и увольнение главного бухгалтера по аналогии с другими руководителями отделов и цехов, в связи с чем у главного бухгалтера снижены права по своей защите.

По указанной причине и в соответствии с мировой практикой ответственность за состояние бухгалтерского учета несет в первую очередь руководитель организации. Это должно стимулировать стремление назначить на должность главного бухгалтера человека, имеющего опыт работы и необходимую квалификацию.

Рассмотрим права, обязанности и ответственность главного бухгалтера.

Главный бухгалтер (бухгалтер) организации, централизованной бухгалтерии руководствуется в своей деятельности:

1) законодательством;

2) ПБУ;

3) другими нормативными актами, утвержденными в установленном порядке (часть этих документов указана в подразд. 7.2);

4) внутренними документами организации, раскрывающими
ее учетную политику.

Главный бухгалтер (бухгалтер) организации несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил ведения бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер (бухгалтер) обязан обеспечить:

> ведение бухгалтерского учета в соответствии с вышеуказанными нормативными документами;

>• контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций;

>• предоставление оперативной информации;

>• составление бухгалтерской отчетности и предоставление ее в установленные сроки пользователям;

>• осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности;

>• сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Главный бухгалтер (бухгалтер) подписывает совместно с руководителем организации документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера (бухгалтера) считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Право подписи на данных документах может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.

Главному бухгалтеру (бухгалтеру) запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер (бухгалтер) письменно сообщает руководителю организации.

При получении от руководителя организации письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету главный бухгалтер (бухгалтер) исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций в этом случае несет руководитель организации.

С главным бухгалтером (бухгалтером) целесообразно согласовывать назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).

Часто возникает вопрос, может ли главный бухгалтер организации выполнять обязанности кассира? В ранее действовавшем Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации предусмотрено, что в организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате кассира обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя организации.

При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (бухгалтеру), а при отсутствии последнего — работнику, назначенному приказом руководителя организации. В процессе сдачи дел проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.

Особо следует остановиться на заключительных положениях Закона, изложенных в ст. 18, 19 гл. IV.

Статья 18

Этой статьей устанавливается ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете: руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Статья 19

В этой статье указывается на дату вступления Закона в силу — день его официального опубликования (28 ноября 1996 г.).

7.5. ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.012 с.)