Подготовительная работа перед составлением годового отчета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительная работа перед составлением годового отчета



Составлению годового отчета предшествует проверка правильности ведения бухгалтерского учета в организации, включающая следующие подготовительные работы:

1) сверку показателей аналитического и синтетического учета на дату составления бухгалтерской отчетности;

2) инвентаризацию имущества, расчетов и финансовых обязательств организации;

3) исправления в бухгалтерском учете по выявленным в ходе подготовки к отчету ошибкам;

4) уточнение оценки отраженных в бухгалтерском учете активов и пассивов;

5) отражение финансового результата деятельности организации (реформация баланса);

6) обеспечение сопоставимости отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года.

Сверка показателей аналитического и синтетического учета на дату составления бухгалтерской отчетности. Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются:

> равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;

>• равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.

Инвентаризация имущества, расчетов и финансовых обязательств организации. Соответствующие статьи бухгалтерского баланса должны подтверждаться данными инвентаризации имущества, расчетов и обязательств.

Инвентаризация проводится в порядке, установленном приказом Минфина России от ]3 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». При этом учитываются требования и нормы Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Подробно порядок проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете был изложен в гл. 5 данного учебного пособия.

Исправления в бухгалтерском учете по выявленным в ходе подготовки к отчету ошибкам. Порядок исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года определен в п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н:

>• в случае выявления организацией неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчетного года исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены; >• при выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность;

>• в случаях выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный период (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) не вносятся.

Указанный порядок исправления отчетных данных применяется при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирующими органами.

При проверке учетных записей порой могут быть вскрыты и ошибки, допущенные в исчислении налогов. При этом надо помнить, что в связи с разделением до недавнего времени бухгалтерского и налогового учета при их исправлении не всегда затрагиваются регистры бухгалтерского учета. В некоторых случаях исправления следует внести только в налоговые расчеты и регистры.

Уточнение оценки отраженных в бухгалтерском учете активов и пассивов. Некоторые виды активов и обязательств требуют уточнения их оценки для правильного отражения в бухгалтерской отчетности на дату ее составления.

Пересчет в рубли на дату составления отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. В бухгалтерском учете необходимо отразить возникшие курсовые разницы1 (положительные и отрицательные).

Пересчет стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по курсу Центрального банка Российской Федерации для этой иностранной валюты по отношению к рублю. Согласно п. 7 ПБУ 3/2000 пересчет

1 «Курсовая разница — разница между рублевой оценкой актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и их рублевой оценкой, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период» (п. 3 ПБУ 3/2000).

стоимости денежных знаков в кассе организации, средств на счетах в кредитных организациях, денежных и платежных документов, краткосрочных ценных бумаг, средств в расчетах (включая по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами, остатков средств целевого финансирования, полученных из бюджета или иностранных источников в рамках технической или иной помощи РФ в соответствии с заключенными соглашениями (договорами), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности.

Пример 9

У организации на валютном счете на отчетную дату числится 1000 дол. США. Движения денежных средств по счету за отчетный период не производилось. Курс Банка России на предыдущую отчетную дату (30 ноября) составлял 28,5 руб. за дол. США, на дату составления бухгалтерской отчетности (31 декабря) — 29 руб. за дол. США.

По состоянию на 31 декабря возникла положительная курсовая разница по валютному счету в следующем размере: (29 — 28,5) х 1000 = 500 (руб.).

В бухгалтерском учете положительные курсовые разницы рассматриваются как прочие доходы и отражаются следующей бухгалтерской записью: Д 52 К 91 500 руб.

Соответственно в бухгалтерском балансе по строке «Денежные средства» будет показана общая сумма денежных средств данной организации, включая рублевый эквивалент средств на валютном счете в следующем размере: 29x1000 = 29 000 (руб.).

Создание и корректировка оценочных резервов на дату составления бухгалтерской отчетности. Оценочные резервы создают:

>• под снижение стоимости материальных ценностей;

>• под обесценение вложений в ценные бумаги;

>• по сомнительным долгам.

Оценочные резервы учитывают на счетах 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений», 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Назначение и порядок образования резервов разберем на примере резерва под обесценение вложений в ценные бумаги.

Финансовые вложения в ценные бумаги — достаточно рискованная операция. С целью обеспечения надежности и полезности отчетной информации об этом виде активов первоначальная стоимость их может корректироваться. Это позволяет в отчетности полнее отражать риски, связанные с негативными тенденциями на фондовом рынке. Тем самым пользователи финансовой информации получают представление о реальной величине финансовых вложений организации.

Согласно ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы:

1) финансовые вложения, по которым их текущая рыночная
стоимость не определяется;

2) финансовые вложения, по которым можно определить те
кущую рыночную стоимость в установленном порядке.

Под текущей рыночной стоимостью ценных бумаг понимается их рыночная цена, рассчитанная в установленном порядке организатором торговли (биржей и др.) на рынке ценных бумаг.

Соответственно допускается два вида корректировок первоначальной стоимости финансовых вложений:

1) в связи с обесценением финансовых вложений,

2) в связи с изменением текущей рыночной стоимости.

Корректировка первого вида производится в отношении финансовых вложений (в частности, ценных бумаг), по которым не определяется текущая рыночная стоимость.

Под обесценением финансовых вложений понимается устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от этих финансовых вложений в обычных условиях деятельности.

Примерами ситуаций, в которых может происходить обесценение финансовых вложений, являются:

>• появление у организации-эмитента ценных бумаг признаков банкротства либо объявление ее банкротом;

>• совершение на рынке ценных бумаг значительного количества сделок с аналогичными ценными бумагами по цене существенно ниже их учетной стоимости; >• отсутствие или существенное снижение поступлений от финансовых вложений в виде процентов или дивидендов при высокой вероятности дальнейшего уменьшения таких поступлений в будущем.

При обесценении финансовых вложений организация по состоянию на 31 декабря отчетного года создает резерв под обесценение финансовых вложений. Он выполняет две функции:

1) покрытия возможных убытков от обесценения финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость;

2) регулирования оценки финансовых вложений в бухгалтерской отчетности.

При этом производится следующая бухгалтерская запись:

Д 91-2 «Прочие расходы»

К 59 «Резервы под обесценение финансовых вложении».

Организация имеет право на указанную проверку обесценения финансовых вложений также на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности. Если выявлено дальнейшее снижение расчетной стоимости финансовых вложений, то сумма созданного резерва увеличивается, а в противном случае уменьшается.

Пример 10

Во вступительном балансе организации на 2006 г. числилось 10 акций АО «XXX». Покупная стоимость этих акций составляла 10 000 руб. (по 1000 руб. за акцию).

По состоянию на 31 декабря 2006 г. в связи с появлением признаков банкротства АО «XXX» стоимость акций снизилась на 20%. В этом случае организация должна была создать резерв под обесценение акций в размере 2000 руб. (200 руб. х 10 акций): Д 91-2 К 592000 руб.

Соответственно в бухгалтерском балансе акции будут показаны по реальной стоимости в 8000 руб. (800 руб. х 10 акций), т.е. за минусом созданного под их обесценение резерва.

Уточнение оценки финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость. Финансовые вложения, текущую рыночную стоимость которых можно определить, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.

Когда текущая рыночная стоимость ценных бумаг на отчетную дату превышает текущую рыночную стоимость их на предыдущую отчетную дату, в бухгалтерском учете делается запись:

Д 58 «Финансовые вложения» К 91-1 «Прочие доходы».

Когда текущая рыночная стоимость ценных бумаг на отчетную дату оказывается ниже их текущей рыночной стоимости на предыдущую отчетную дату, в учете осуществляется следующая запись:

Д 91-2 «Прочие расходы» К 58 «Финансовые вложения».

Такую корректировку организация может проводить ежемесячно или ежеквартально.

Отражение в бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной деятельности (обязательств). Условный факт — это факт хозяйственной деятельности, уже совершившийся на отчетную дату, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность.

Неопределенность вызвана тем, что возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий.

Согласно ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» к ним, в частности, относятся:

>• не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком и решения по которым могут быть приняты лишь в последующие отчетные периоды;

X не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет; >• выданные до отчетной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспечения обязательств в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым не наступили; >• выданные организацией гарантийные обязательства в отношении проданных ею в отчетном периоде продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг; >• обязательства в отношении охраны окружающей среды; >• продажа или прекращение какого-либо направления деятельности организации, закрытие подразделений организации или их перемещение в другой географический регион.

Последствиями условного факта, определяемыми по состоянию на отчетную дату при формировании бухгалтерской отчетности, могут быть условные активы или условные обязательства.

Под условным активом понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности приведет к увеличению экономических выгод организации.

Под условным обязательством понимается такое последствие условного факта, которое в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности может привести к уменьшению экономических выгод организации.

Все существенные последствия условных фактов подлежат отражению в бухгалтерской отчетности организации за отчетный год независимо от того, являются ли они благоприятными или неблагоприятными для организации.

Существенность последствий условного факта определяется организацией исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.

Следуя принципу осмотрительности (осторожности), условные активы в бухгалтерском балансе за отчетный период не отражают, а в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода не делают никаких записей. Информация об условных активах раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. При этом она не должна содержать указания на степень вероятности или величину оценки условного актива.

Условные обязательства для целей отражения в бухгалтерской отчетности подразделяют на две группы:

1) существующие на отчетную дату обязательства, в связи с
которыми на счетах бухгалтерского учета создаются резервы;

2) возможные обязательства, информация о которых подле
жит раскрытию в пояснительной записке.

Организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами при одновременном наличии следующих условий:

>• существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации, т.е. у организации отсутствует возможность отказаться от исполнения обязательства;

>• величина обязательства может быть достаточно обоснованно оценена.

Если не выполняется хотя бы одно из этих условий, то резерв не создается, а информация об условном обязательстве раскрывается в пояснительной записке.

Создание резерва признается в бухгалтерском учете расходом и в зависимости от обязательства, согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы.

Пример 11

Торговая организация на отчетную дату (31 декабря 2006 г.) начислила резерв в сумме 500 000 руб. на гарантийное обслуживание проданной в отчетном году продукции.

Поскольку расходы на гарантийное обслуживание относятся к расходам по обычным видам деятельности данной организации, то в учете должна была быть сделана запись: Д 44 К 96 500 000 руб.

Пример 12

На отчетную дату (31 декабря 2006 г.) торговая организация из примера 11 была вовлечена в судебное разбирательство в связи с несвоевременным исполнением обязательств перед поставщиком товаров. По оценкам юристов, по итогам судебного разбирательства торговой организации с большой вероятностью предстоит уплатить требуемый в размере 100 000 руб. штраф за просрочку платежа.

Так как штрафы, пени и неустойки относятся к прочим расходам организации, следует выполнить бухгалтерскую запись: Д 91-2 К 96 100 000 руб.

Правильность расчета и обоснованность резерва подлежит инвентаризации в конце отчетного года в общем порядке, т.е. сумма резерва может быть:

> увеличена за счет тех расходов, по которым создавался ре
зерв (при получении дополнительной существенной ин
формации, позволяющей сделать уточнение расчета вели
чины резерва);

>• уменьшена с отнесением суммы корректировки на прочие внереализационные доходы организации (при получении дополнительной существенной информации, позволяющей сделать уточнение расчета величины резерва);

> остаться без изменения;

>• списана полностью на внереализационные доходы организации.

Отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты. Событие после отчетной даты — это факт хозяйственной деятельности, который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год и оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации.

Существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для организации. Существенность события после отчетной даты организация определяет самостоятельно исходя из требований положений нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Согласно ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» их можно разделить на два основных вида:

1) события, подтверждающие существовавшие на отчетную
дату хозяйственные условия деятельности организации;

2) события, свидетельствующие о возникших после отчетной
даты новых хозяйственных условиях ее деятельности.

К первому виду можно отнести, например, следующие события после отчетной даты:

>• объявление в установленном порядке дебитора организации банкротом, если по состоянию на отчетную дату в отношении этого дебитора уже осуществлялась процедура банкротства;

>• произведенная после отчетной даты оценка активов, результаты которой свидетельствуют об устойчивом и существенном снижении их стоимости, определенной по состоянию на отчетную дату;

>• получение информации о финансовом состоянии и результатах деятельности дочернего или зависимого общества, ценные бумаги которого котируются на фондовых биржах, подтверждающей устойчивое и существенное снижение стоимости долгосрочных финансовых вложений организации;

>• продажа производственных запасов после отчетной даты, показывающая, что расчет цены возможной реализации этих запасов по состоянию на отчетную дату был необоснован;

>• обнаружение после отчетной даты существенной ошибки в бухгалтерском учете или нарушение законодательства,

которые ведут к искажению бухгалтерской отчетности за отчетный период;

> объявление дивидендов дочерними и зависимыми обществами за периоды, предшествовавшие отчетной дате.

Последствия этих событий отражаются в бухгалтерской отчетности путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах организации. Для их оценки организация делает соответствующий расчет. При этом события после отчетной даты отражаются в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годовой бухгалтерской отчетности в установленном порядке.

Пример 13

По состоянию на 31 декабря 2006 г. на основании данных синтетического и

аналитического учета в бухгалтерской отчетности организации числилась

дебиторская задолженность покупателей на общую сумму 900 000 руб., в том

числе за 000 «УУУ» — 200 000 руб.

В марте 2007 г. организация получила информацию о том, что 000 «УУУ»

признан в установленном порядке в конце февраля банкротом.

В данной ситуации организация должна уменьшить в бухгалтерском учете и

отчетности сумму дебиторской задолженности на 200 000 руб. и признать

убыток от списания:

Д 91 -2 К 62 200 000 руб.

К событиям второго вида можно отнести, например, следующие события после отчетной даты:

>• принятие решения о реорганизации, реконструкции или

эмиссии акций и иных ценных бумаг;

>• крупная сделка, связанная с приобретением и выбытием

основных средств и финансовых вложений;

> существенное снижение стоимости основных средств, ес
ли оно имело место после отчетной даты;

>• прекращение существенной части основной деятельности организации, если это нельзя было предвидеть по состоянию на отчетную дату;

>• пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожена значительная часть активов организации;

>• непрогнозируемое изменение курсов иностранных валют после отчетной даты;

>• объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год; >• действия органов государственной власти (национализация).

Информация о таких событиях подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом в отчетном периоде никакие записи в синтетическом и аналитическом учете не производятся.

Пример 14

В бухгалтерском балансе организации по состоянию на 31 декабря 2006 г. была отражена нераспределенная прибыль за отчетный год в размере 800 000 руб.

В марте 2007 г. было проведено собрание учредителей, на котором принято решение половину прибыли направить на выплату дивидендов. В данной ситуации организация должна раскрыть соответствующую информацию об использовании прибыли в пояснительной записке к годовому отчету.

Если организация планирует прекратить часть финансово-хозяйственной деятельности, то при составлении бухгалтерской отчетности такая информация должна быть раскрыта не только с учетом ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», но и ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».

Отражение финансового результата деятельности организации (реформация баланса). Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» в бухгалтерском учете доходы и расходы организации подразделяются на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы. К прочим доходам и расходам относятся операционные, внереализационные и чрезвычайные. При этом финансовый результат по обычным видам деятельности выявляется ежемесячно на активно-пассивном счете 90 «Продажи» и списывается на счет 99. Все прочие доходы и расходы с 2006 г. организация в течение года отражает на активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Таким образом, по установленному порядку ведения бухгалтерского учета в течение отчетного года все организации формируют финансовый результат своей деятельности нарастающим итогом на счете 99 «Прибыли и убытки». Этот счет является пас-

сивным, а его сальдо — кредитовым, если в течение отчетного периода по результатам хозяйственной деятельности организации получена прибыль. В обратной ситуации счет является активным, его сальдо — дебетовым и показывает полученный за отчетный период убыток.

При составлении годовой бухгалтерской отчетности заключительными проводками декабря счета 90, 91 и 99 закрываются. Сальдо по этим счетам по состоянию на начало каждого нового года должны равняться нулю, поэтому необходимо полностью списать остатки с данных счетов.

Эта процедура, называемая реформацией бухгалтерского баланса, проводится каждой организацией один раз в год на 31 декабря отчетного года.

Реформацию бухгалтерского баланса можно условно разделить на три этапа:

1) закрытие субсчетов, открытых к счету 90 «Продажи»;

2) закрытие субсчетов, открытых к счету 91 «Прочие доходы
и расходы»;

3) списание чистой прибыли (убытка) отчетного года.
Рассмотрим поэтапно порядок действий бухгалтера и бухгал
терские записи на счетах.

1. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.11.2000 № 94н, к синтетическому счету 90 «Продажи» могут быть открыты следующие субсчета:

«Выручка»;

«Себестоимость продаж»;

«Налог на добавленную стоимость»;

«Акцизы»;

«Прибыль/убыток от продаж».

Записи по всем субсчетам производятся накопительно в течение отчетного года, что позволяет ускорить и облегчить процесс составления бухгалтерской отчетности (особенно формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»).

Каждый месяц бухгалтер, сопоставляя обороты по счету 90 «Продажи», определяет финансовый результат от обычных видов деятельности и списывает его на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, сальдо на синтетическом счете 90 «Продажи» в конце каждого месяца равно нулю. Однако на всех субсчетах, открытых к счету 90 «Продажи», имеются дебетовые или кредитовые сальдо. Списывать эти сальдо в течение года нельзя, а в конце года их следует закрыть на счет 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».

Таким образом, на начало нового года — на 1 января — сальдо как по синтетическому счету 90 «Продажи» в целом, так и по всем открытым к нему субсчетам будет равно нулю.

Пример 15

По состоянию на 31 декабря 2006 г. в учете 000 «Виктория» числятся следующие суммы: >• выручка от продажи продукции с учетом НДС (субсчет 90-1 «Выручка») —

1 770 000 руб.;

>• затраты на изготовление и продажу продукции (субсчет 90-2 «Себестоимость продаж») — 1100 000 руб.; >• НДС с выручки от продажи продукции (субсчет 90-3 «Налог на добавленную

стоимость») — 270 000 руб.;

>• прибыль от продажи продукции за отчетный год в размере 400 000 руб. (1 770 000 - 1100 000 - 270 000) отражена на субсчете 90-9 «Прибыль от продаж» и счете 99.

На первом этапе для закрытия субсчетов к счету 90 «Продажи» бухгалтер 000 «Виктория» должен был выполнить 31 декабря 2006 г. следующие записи:

Д 90-1 К 90-9 1 770 000 руб. — списаны суммы выручки (закрыт субсчет 90-1);

Д 90-9 К 90-2 1 100 000 руб. — списана себестоимость продукции (закрыт субсчет 90-2); Д 90-9 К 90-3 270 000 руб. — списаны суммы НДС (закрыт субсчет 90-3).

2. Как отмечалось ранее, с 2006 г. все прочие доходы и расходы организации в течение отчетного года отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов к синтетическому счету 91 «Прочие доходы и расходы» могут быть открыты следующие субсчета:

«Прочие доходы»;

«Прочие расходы»;

«Сальдо прочих доходов и расходов».

Записи по субсчетам производятся накопительно в течение отчетного года. При этом каждый месяц бухгалтер, сопоставляя

обороты по счету 91, должен был списывать финансовый результат от данных операций на счет 99 «Прибыли и убытки». Сальдо по синтетическому счету 91 при этом равно нулю.

В конце года бухгалтер должен закрыть субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы», внутренними записями на субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Пример 16

По состоянию на 31 декабря 2006 г. в учете 000 «Виктория» числятся следующие суммы:

>• прочие доходы с учетом НДС (субсчет 91-1 «Прочие доходы») — 25 000 руб.; >• прочие расходы, включая НДС (субсчет 91-2 «Прочие расходы»), — 30 000 руб.; X финансовый результат от прочей деятельности (убыток) за отчетный год 000 «Виктория» составил — 5000 руб. (25 000 - 30 000) и отражается на субсчете 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» и счете 99. На втором этапе бухгалтер 000 «Виктория» 31 декабря 2006 г. должен был закрыть субсчета к счету 91 «Прочие доходы и расходы», выполнив следующие записи:

Д 91-1 К 91-9 25 000 руб. — списаны суммы прочих доходов (закрыт субсчет 91-1);

Д 91-9 К 91-2 30 000 руб. — списаны суммы прочих расходов (закрыт субсчет 91-2).

3. На счет 99 «Прибыли и убытки» в течение года каждый месяц списывается финансовый результат от обычных видов деятельности и от прочих доходов и расходов. Кроме того, на счете 99 «Прибыли и убытки» организации учитывают задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль, а также штрафы за налоговые правонарушения.

Таким образом, сальдо счета 99 «Прибыли и убытки» равно нераспределенной (чистой) прибыли (или непокрытому убытку) текущего года. Сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки» 31 декабря отчетного года необходимо перенести на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Какие именно субсчета должен открывать бухгалтер организации к счету 84, в Инструкции по применению Плана счетов не сказано, поэтому организация может решить этот вопрос самостоятельно. Рекомендуется открыть два субсчета к счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:

1 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года»;

2 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет».

На субсчете 1 бухгалтер 31 декабря отчетного года учтет нераспределенную прибыль или непокрытый убыток отчетного года, а 1 января следующего за отчетным года указанные прибыль или убыток необходимо будет перенести на субсчет 2.

Пример 17

Бухгалтер 000 «Виктория» 31 декабря 2006 г. должен был закрыть счет 99 «Прибыли и убытки». Прибыль по обычным видам деятельности составила 400 000 руб., убыток от прочей деятельности — 5000 руб. За 2006 г. 000 «Виктория» начислило налог на прибыль в сумме 94 800 руб. (395 000 х 24%) и штрафные санкции в бюджет за несвоевременную уплату налога в размере — 3000 руб.

Задолженность 000 «Виктория» перед бюджетом по налогу на прибыль (94 800 руб.) и штрафы в бюджет (3000 руб.) бухгалтер отразил записью: Д 99 «Прибыли и убытки» К 68 «Расчеты по налогам и сборам» 97 800 руб. Таким образом, финансовый результат (нераспределенная прибыль) равен 297 200 руб. (400 000 - 5000 - 97 800). Списание данной суммы 31 декабря 2006 г. бухгалтер 000 «Виктория» отразил записью: Д 84-1 «Нераспределенная прибыль отчетного года» К 99 «Прибыли и убытки» 297 200 руб. — списана чистая прибыль по результатам деятельности за 2006 г.

Перенести указанную прибыль в состав нераспределенной прибыли прошлых лет и принять решение о ее распределении 000 «Виктория» должно уже в 2007 г.

Обеспечение сопоставимости отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые подлежат корректировке по правилам, установленным нормативными актами.

Каждая корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием ее причин (переоценка основных средств, изменение рыночной стоимости акций, изменение учетной политики в части учета продаж и др.).

После окончания подготовки к составлению годового отчета можно переходить к расчетам и заполнению форм бухгалтерской отчетности.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС: СОДЕРЖАНИЕ АКТИВА, ОЦЕНКА ЕГО СТАТЕЙ

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности, как уже отмечалось, установлены ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». При этом показатели отдельных форм отчетности организация должна определять в соответствии с Указанием о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности организации, утвержденным приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н (далее — Указания).

Бухгалтерскую отчетность организации могут составлять по формам, приведенным в приложении к названному приказу (в редакции приказов Минфина России от 31 декабря 2004 г. № 135н и от 18 сентября 2006 г. № 115н).

Проанализируем общий порядок составления бухгалтерского баланса — основной и самой сложной части годовой отчетности.

Бухгалтерский баланс должен характеризовать имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату путем представления данных о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив).

Существуют определенные правила составления баланса: X данные бухгалтерского баланса на начало года должны соответствовать данным на конец прошлого года; >• не допускается зачета между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету;

>• отдельные показатели отражаются в нетто-оценке, т.е. за минусом регулирующих величин (амортизации, оценочных резервов и др.);

>• активы и пассивы показываются в зависимости от срока их обращения с подразделением на задолженности со сроком платежа в течение 12 месяцев включительно (краткосрочные) и со сроком платежа более чем через 12 месяцев (долгосрочные);

> организация вправе изменять и дополнять рекомендованную Минфином России форму бухгалтерского баланса, а

именно — можно удалить строки, которые остаются незаполненными, и наоборот, в рекомендованную форму можно вернуть старые построчные расшифровки. Рассмотрим разделы, основные группы статей и статьи актива баланса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.132 с.)