Методика организации и проведения «огонька». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации и проведения «огонька».



МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ «ОГОНЬКА».

Огонек - откровенья святая пора,

Это такт, пониманье и друга слова.

Разговор по делам, по сердцам, по душам,

То, что редко судьба преподносит всем нам.

«Огонек» - уникальная форма отрядной работы. Это - откровенный разговор, коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня; взаимоотношений, складывающихся в коллективе.

Основная цель огонька — это рефлексия совместной деятельности отряда, событий происходящих с отрядом в целом и с каждым в отдельности. Огонек позволяет членам отряда лучше узнать друг друга, привить навыки самоанализа и анализа событий, происходящих в лагере и отряде. Огонек является важным средством в формировании личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим.

При организации вечерних огоньков особенно важно, чтобы ребята с первых дней приняли огонек, не как обязательный отрядный час, а как время для задушевного и искреннего общения. Вожатый должен владеть особым искусством — создавать теплую доброжелательную атмосферу, общаться со своими воспитанниками, как старший понимающий и поддерживающий друг.

Общие правила проведения «Огонька»

1. Во время подготовки к огоньку вожатый должен определить цель, форму, время, место проведения огонька.

2. При проведении огонька очень важен положительный эмоциональный настрой детей, их готовность к разговору.

3. Важно также расположение детей и взрослых. Все участники садятся в круг на одном уровне так, чтобы каждый участник видел всех остальных. Если в отряде присутствуют двое и более взрослых, то места взрослых должны разбивать круг на равные части. Это важно, чтобы внимание детей не сосредотачивалось только на взрослых, и еще потому, что взрослые задают свой образец общения.

4. В середине круга зажигается свеча или горит костер как символ теплоты взаимоотношений, света дружбы и взаимопонимания, как искорки заинтересованности всех делами, как отряда, так и каждого члена отряда отдельности.

5. В кругу нет посторонних разговоров, высказывает свои мысли только тот человек, у которого в руках находится талисман отряда, остальные в это время должны молчать и внимательно слушать рассказчика, не перебивая его, не высказывая своего мнения, даже если с ним не согласны. Талисманом может быть какая-либо игрушка, камешек, ракушка и т.д.; важно, чтобы талисман был красивым, приятным на ощупь, чтобы ребенку приятно было взять его в руки.

6. Не допускается пребывание на огоньке посторонних, Это может нарушить атмосферу доверия и искренности. Любой человек, который хочет посетить огонек, должен согласовать свой приход с ведущими огонька (вожатыми).

Место проведения.

Огонек проводится всегда в полумраке, при горящем огне (во многих лагерях запрещены свечки – найти альтернативу). Эти факторы способствуют созданию особой атмосферы доверительности и романтики.

Летом огонек может проводиться на отрядном месте или просто в лесу у костра. Костер не должен быть большим, обжигающим жаром; он должен быть маленьким, притягивающим к себе, и, соответственно, притягивающим ребят друг к другу. Ответственным за костер может быть дежурная группа (или костровой). Заранее следует приготовить костровое место, укрепить вокруг костра бревна, заготовить для костра сучья и ветки таким образом, чтобы во время проведения огонька не рубили и не ломали, так как эти звуки могут мешать проведению огонька и нарушать атмосферу. Также необходимо позаботиться о безопасности ребят около костра, а также о предотвращении случаев возгорания травы и веток ближайших деревьев.

В дождливую погоду или когда на улице достаточно прохладно, огонек можно проводить в помещении. Для его проведения выбирается замкнутое пространство. Важно, чтобы через комнату, или холл никто не ходил и не мешал ходу огонька. Вместо костра - зажигается свеча. О ней также приходится позаботиться заранее, ее свет должен быть достаточно ярким, чтобы видеть лица всех ребят; также свеча должна быть на какой-либо площадке из негорючего материала, либо в подсвечнике.

Законы огонька

Закон талисмана

Когда талисман в руках у другого, не пророни ни единого слова.

У нас в отряде закон един – слушают все, когда говорит один.

Закон «здесь и теперь»

Все, что происходит здесь, только нас касается информация во вне не распространяется.

Закон свободного микрофона

Как думаешь - так говори, без уступок; не обсуждай человека, а лишь поступок».

Закон Доверия

Абсолютно товарищу верю я, без всяких проверок - доверие».

«Все говорим на огоньке, а не в темном уголке».

Каждый этап развития временного коллективаимеет своиособенности и предполагает разнообразие форм проведения огоньков.

Виды:

ØОгонек знакомств

ØТематический огонек

ØОгонек – анализ (дня, дела,конфликтной ситуации )

ØОгонек – откровенный разговор

ØПрощальный огонек

Примерная схема проведения «Огонька»:

ØНастрой (Песня «Вечерняя»)

ØВступительное слово ведущего (о целях и традицияхогонька, либоо той проблеме, которая будет в центре обсуждения на огоньке)

ØРассказы детей, передача символа огонька (талисмана)

ØПаузы (песни, стихи, легенды, упражнения)

ØЗаключительное слово ведущего (подведение итогов, настрой на оптимистическое продолжение смены)

ØЗаключительная песня

ØПрощальный ритуал

Советы ведущему.

Вести огонек – очень и очень сложно, в этом заключается особое мастерство вожатого. Огонек - это общение взрослого с ребятами, когда прямо или косвенно происходит передача социального опыта от взрослого детям. Если у вожатого существует потребность к осмыслению жизни, осмыслению своих поступков, к рефлексии; если он сам умеет это делать, то, скорее всего, он сможет научить этому и ребят. Научит ребят размышлять, анализировать происходящие события и взаимоотношения. Перед проведением огонька ведущий должен ответить для себя на целый ряд вопросов:

ØЧто я хочу от сегодняшнего огонька? Его цель?

ØВ чем заключается основная его идея?

ØЧему он может научить моих ребят?

ØКакие я буду задавать вопросы?

ØКакова моя позиция по отношению к данной проблеме, теме или предстоящему разговору, к взаимоотношениям между ребятами в отряде?

ØКакие могут быть выводы из разговора на огоньке?

Ведущий должен словом и взглядом поддерживать любого ребенка. Каждый ребенок должен быть уверен, что его слова, его мнение будут услышаны, что его мысли не будут отвергнуты.

На «Огоньке» не должно быть:

ØНарушения законов огонька.

ØКриков, очень бурного выражения эмоций.

ØБеспричинного ускорения или замедления темпа ведения разговора на огоньке.

ØНельзя подменять огонек организационным сбором отряда (решать бытовые или организационные проблемы), пением песен или рассказыванием стихов, чаепитием и т.д., нельзя превращать его в собрание (с голосованием), в назидательное воспитательное выступление вожатых, либо просто в формальный разговор (в стиле: «День прошел нормально. Настроение моё хорошее»).

ØНе должно быть пессимизма, монотонности, любого проявления недоброжелательности.

«Огонек» организационного периода лагерной смены.

Характер адаптационного периода во многом зависит от того, как профессионально будут организованы и проведены "Огоньки знакомств".

Цель огоньков оргпериода — знакомство детей и вожатых друг с другом, формирование у подростков потребности в общении, в рефлексии совместной деятельности; организация процесса самопознания.

«Первый огонек»

Значение первого отрядного «огонька» очень велико. Первый огонек - это подарок ребятам от вожатых «традиции вечернего огонька».

Цель первого огонька: познакомить ребят с правилами и законами огонька; сформировать представление ребенка об отряде, создание положительного эмоционального настроя. При проведении первого огонька важно создать необычную атмосферу, например: вести ребят на огонек особой тропой, полной неожиданностей и опасностей, при этом все должны идти с закрытыми глазами, и держа друг друга за руки.

На огоньке вожатый рассказывает свои ребятам легенду об огоньке, правилах поведения и законах огонька, задает схему его проведения. На первом огоньке вожатый рассказывает о талисмане, можно предложить ребятам загадать желание, когда первый раз к ним попадает талисман их отряда, придумать легенду о талисмане.

«Огонек» основного периода лагерной смены.

Цель: рефлексия деятельности отряда, взаимоотношений в отряде; фиксация и поддержка положительных изменений в каждом члене отряда. Обычная продолжительность - не более 1 часа. В ситуации кризиса или конфликта в отряде огонек может быть более продолжительным. Главное, создавать атмосферу непринужденного общения, а не превращать огонек в стандартную и формализованную форму.

«Огонек - анализ дела»

Цель: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности, самоанализа.

Схема анализа:

Ø Высказывание отношения к делу (фиксация эмоций) Обсуждение целей и задач дела, степени их достижения;

Ø Качество подготовки к делу;

Ø Удачные моменты (что особенно удалось при организации дела)

Ø Не очень удачные моменты (что можно исправить, предложения,как это сделать)

Ø Благодарность отличившихся ребят

«Тематический огонек»

Цель: организация разговора по актуальной для отряда теме. Такой огонек способствует самопознанию личности, ее духовному развитию.

Для проведения этого огонька вожатый должен заранее выяснить, какая проблема больше всего волнует ребят из его отряда (об этом можно узнать из анкет или опроса, проведенного в отряде), подготовить проблемные вопросы по выбранной теме, необходимые для того, чтобы активизировать разговор.

Тематический огонек - это философский разговор, во время его проведения могут находиться точки соприкосновения, и обнаруживаться полярные взгляды. Это разговор с элементами диспута. И этот разговор должен быть серьезным, глубоким, многогранным, он должен быть связан с жизнью самих ребят, быть действительно для них значимым, актуальным.

При его проведении важно соблюдать золотую середину: не превращать его в формальный разговор «скажу так, как хочет услышать от меня вожатый», и не допускать превращения его в яростный спор, столкновение противоположных мнений.

Возможные темы для разговора:

Ø «Белая ворона» (Огонек с элементами диспута). Быть как все, или «смешаться с толпой»? Как вести себя, если ты не похож на других людей, которые тебя окружают? Разговор об отверженных, изгоях в коллективе, о том, как может чувствовать себя человек, когда он не похож на других.

Ø «Дружба» (о том, какого человека можно назвать другом, какими качествами должен обладать друг, обсудить проблемные ситуации)

Ø «Любовь» (о том, что такое любовь, бывает ли «любовь с первого взгляда и т. п. и т. д., чем отличается любовь от влюбленности и т.п.)

Ø Обсуждение какого - либо фильма, спектакля, современного искусства

Ø «Встреча с Ассоль» (На огоньке звучит тема «Алых парусов» в стихах, песнях, и нашей жизни. Нужно ли верить в мечту? Надо ли ждать, когда мечта исполнится или уверенно идти ей навстречу?)

Ø Проблемы молодежи (жестокость и насилие, наркомания, нравственность и т.д.)

 

«Огонек – откровенный разговор»

«Откровенный разговор» - один из труднейших огоньков, как для детей, так и для вожатого. Для детей - потому что, у большинства из них не было опыта такого разговора, и ребятам бывает трудно оценить поступки другого человека, свои поступки и рассказать о том, что ты действительно думаешь о своем товарище и узнать правду о себе.

Вожатому трудно при откровенном разговоре создать такой настрой, такую атмосферу, чтобы разговор проходил в доброжелательном ключе и не превратился в место сведения счетов и взаимных обвинений. Здесь как никогда важно соблюдение «Закона свободного микрофона» - говорить откровенно, и обсуждать не личность человека, а только его поступки; говорить о своих чувствах по отношению к его поступкам.

Всегда обсуждая плохой поступок товарища, важно дать понять, что он все равно остается членом отрядного коллектива, выразить уверенность, что проступок его случаен; дать возможность реабилитировать себя в дальнейшем.

«Огонек» заключительного периода лагерной смены.

Цель: подведение итогов деятельности отряда; подготовка к последействию, определение зоны дальнейшего развития ребенка. Эти огоньки являются очень важными в формировании самопознания и самооценки.

Самый последний огонек, наиболее тяжелый в эмоциональном плане. Конечно, он должен быть лирически окрашен. Конечно, могут появиться слезы на глазах очень эмоциональных ребят, но их появление у вожатого просто недопустимо. Одна из задач прощального огонька - создание такого эмоционального настроя, при котором сдержанная грусть сочеталась с оптимизмом. У детей что-то должно остаться, со смены или огонька.

«Живой огонь»

Все собираются у костра, в руках каждого участника - свеча. Каждый участник говорит по кругу, передавая эстафету зажженным от костра огнем свечи. К окончанию разговора у всех участников «огонька» зажжены свечи. Это и красиво, и символично. У каждого появились новые друзья, новые идеи, новые впечатления.

Завершить такой разговор можно необычным совместным действием, например: расставить свечи в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плавание кораблики с зажженными свечами.

 

Приемы, которые позволят сделать огоньки разнообразными.

«Дом».

Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить "кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвета стен, которые выберут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.

«Паутинка».

Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

«Ниточки».

Перед началом "огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику

«Дерево».

В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего "огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам, и они ее за это благодарят и т.п.

Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.

«Орлятский круг»

«Орлятский круг» - эта и форма проведения огонька, и традиция. Вожатый дарит ребятам эту традицию, рассказывая легенду об орлятском круге. Ребята встают в круг, правую руку каждый кладет на плечо товарища справа; а левую - на талию того человека, кто стоит справа.

Так ребята стоят, тесно сомкнувши круг, плечо к плечу, поддерживая друг друга. Внутри орлятского круга создается мощное эмоциональное поле, наполненное искренностью, доброжелательностью, откровенностью. И бывает просто невозможно, сказать неправду, остаться равнодушным или кого-то обидеть словом.

Ребята могут выразить в орлятском кругу свое состояние, настроение, свои мысли и взгляды в форме разговора или в песне, а иногда и просто своим молчанием.

В Орлятский круг входят и выходят из него молча, не нарушая его атмосферу, не спрашивая разрешения, не прерывая песни или разговора. Просто отпуская руки и делая шаг назад, затем круг опять смыкается.

«ОГОНЕК» ОРГПЕРИОДА ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ.

«Расскажи мне о себе»

Цель огонька - углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение ребят друг к другу. Эта форма более приемлема для детей среднего и старшего школьного возраста, так как предполагает умение рассказать о себе, в какой-то мере оценить себя, свои качества.

Данный вид огонька целесообразно проводить на 3-5 день смены, после того, как у подростков сформировалась потребность в «вечернем общении». Ребята заранее должны знать, о чем предстоит разговор, чтобы подготовить свой рассказ.

При его проведении можно использовать не талисман отряда, а, например, клубок цветных ниток. Первый участник берет клубок в руки, рассказывает о себе, затем, разматывая нить, передает клубок любому другому человеку и так далее, пока весь отряд не будет связывать прочная цветная паутина - как символ связи и единства всего отряда.

«Мой идеал»

Каждый ребенок рассказывает о своем идеале. Это может быть герой фильма, или реальное лицо (учитель, отец, друг и т.д.) Ребятам предлагается рассказать о том, какие поступки, переживания, нравственные устои, личностные качества привлекают их в герое. Затем вожатый предлагает ребятам высказать мнение о том, какие качества ценит выступающий в людях, что можно сказать о нем, судя по его герою.

«Моя игрушка»

Цель огонька - познакомить ребят друг с другом. Этот огонек рекомендуется проводить с ребятами младшего и среднего школьного возраста.

Материалы: разнообразные игрушки, которые располагаются внутри круга, возле свечки.

На огоньке ребятам предлагается выбрать из расставленных в кругу игрушек ту, которая, по их мнению, чем-то похожа на них или просто понравилась с первого взгляда. Затем каждый ребенок по очереди берет понравившуюся игрушку и рассказывает о том, чем она ему понравилась, или что у него общего с выбранной игрушкой. Игрушка в данном случае помогает ребенку раскрыть свои качества.

«Сладкий мешочек»

Цель: знакомство с ценностными установками каждого ребенка

Материалы: мешочек с конфетами и пустой мешочек Ведущий предлагает каждому ребенку достать из мешочка конфету. Когда ребенок разворачивает фантик, он должен сказать, что к жизни он любит больше всего. После съедения конфеты, он говорит, что больше всего он не любит и кладет фантик в пустой мешочек. После того, как высказались все дети. Фантики из пустого мешочка уничтожаются (выбрасываются или сжигаются). Ведущий говорит о том, что, таким образом, мы избавляемся от того, что нам не нравится, оставляем в своей жизни только то, что любим.

 

«ОГОНЕК» ОСНОВНОГО ПЕРИОДА ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ.

«Фонарщик»

Цель: выявление симпатий в отряде, микрогрупп

Материалы: подсвечник в форме фонарика (можно сделать из плотной бумаги)

В начале огонька ведущий рассказывает легенду о маленьком фонарщике. Затем предлагает детям обсудить ее содержание, передавая при этом свой «Фонарик» тому человеку, чье мнение он ценит.

 

«Шляпа»

Цель: обсуждение проблемных ситуаций в отряде. На листах бумаги можно написать вопросы к отряду, к детям, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших. Ведущий предлагает ребятам вытащить вопрос из шляпы. Каждый ребенок вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к данной проблеме.

«Зеркало»

Цель: формирование адекватной самооценки у детей, дать возможность узнать, что думают о тебе другие люди.

Перед началом огонька каждый ребенок заготавливает себе рамку «зеркала». Для этого берется лист бумаги и делится на две части. В левой части ребенок составляет список своих положительных и отрицательных качеств. Затем эта половинка закрывается. Листы подписываются и развешиваются или кладутся на горизонтальные поверхности по кругу. Затем всем ребятам предлагается ходить по кругу от одного «зеркала» к другому и вписывает на вторую половину листа те качества, какими, по его мнению, обладает хозяин «зеркала». Вернувшись к своему «зеркалу» ребенок может сравнитьсвоюсамооценку с той оценкой, которую дают ему его товарищи.

«Огонек одиночества»

Цель: дать ребятам возможность понять и прочувствовать состояние одиночества, остаться наедине со своими мыслями и чувствами, понять значимость и ценность общения

Человек - существо социальное, поэтому один из страхов каждого человека - страх перед одиночеством. В начале огонька вожатый рассказывает легенду об одиночестве. Затем ребята зажигают от большого костра или общей отрядной свечки свои маленькие личные свечки (или при возможности свои маленькие заранее приготовленные костерки). Им предлагается провести личный «огонек», подумать в одиночестве о себе, об окружающих людях, о своем отношении к миру. Таким образом, весь отряд расходится на личные «огоньки». При этом вожатый не отторгает всех от «большого огня», каждый может вернуться к общему огню, как только ему станет невыносимо одиноко. Когда ребята возвратятся, проводится анализ, каждый из вернувшихся может поделиться своими мыслями и чувствами.

«Вопрос - ответ»

Цель огонька - дать возможность ребенку показать себя с неожиданной стороны.

Материалы: листочки (лучше необычной яркой формы, из цветной бумаги или картона) с вопросами

Вожатый перед огоньком подготавливает листочки бумаги с вопросами, при ответе на которые можно лучше узнать другого человека, лучше понять его. Примерные вопросы:

Ø что мне не нравится в себе

Ø что мне нравится в себе

Ø чтобы я сделал, если бы выиграл в лотерею 1 000 000 рублей

Ø чего я боюсь

Ø самое смешное событие в моей жизни

Ø мой самый трудный жизненный выбор

Ø как я помог другу

Ø как я помог себе

Ø что я терпеть не могу в людях

Ø самая серьезная неприятность,которая случалась в моей жизни

Ø за что я сам себя ругаю

ЛЕГЕНДЫ.

Легенда о легендах»

Было это давным-давно. Несколько тысячелетий тому назад Вселенной правил тогда мудрый, строгий правитель Тартар. И была жизнь людей безоблачной и счастливой. Но люди не понимали своего счастья. Разгневался на них Тартар, решил наказать. Наказание было ужасным: он лишил их памяти. Тартар был неумолим, и тогда люди обратились к его жене – златовласой красавице Пюлике. Ее доброе сердце не могло смотреть на страдания людей, и она решила помочь им. Долго она уговаривала мужа простить людей, но он не хотел этого делать. Дни и ночи думала Пюлике, как помочь людям, и решила превратить людскую память в белоснежных лебедей, которых она собирала в своих заколдованных владениях. На закате Пюлике открывала окна своего замка и выпускала лебедей. Там, где они пролетели, на землю, мягко кружась, падали их белоснежные перья. Как только перо касалось земли, к людям возвращалась память. Так не прерывалась связь времени, люди знали и помнили о своем прошлом.

И с тех пор появились легенды, истории и сказки, которые люди много лет рассказывают друг другу из поколения в поколение, сохраняя память о своих предках. И если вы однажды на закате увидите стаю высоко летящих птиц, и к вашим ногам упадет белоснежное перо, то знайте, что память наших предков возвращается к нам. Значит, на земле стало одной легендой больше.

2. «Легенда о людях, рассказывающих легенды»

Давным-давно, а может быть и недавно... Кто мы такие, чтобы обсуждать бег времени, его течение. Мы видим только свою жизнь, чувствуем свои года... Время летит незаметно... И в мерках планетарного времени наша жизнь столь коротка и незаметна для общей истории. Однако история не создается сама по себе. Она складывается из многих и многих жизней, из поступков разных людей.

А тогда еще не было нас с вами, не было ваших родителей. Да что говорить... Даже ваши прапрабабушки и прапрадедушки еще не появились на белый свет. И люди жили в пещерах и грелись у костров. Ходили на охоту с копьями и луками, укрывались шкурами мамонтов и бурых медведей. Вот, в те давние - далекие времена жило на берегу моря племя. Обычное племя, каких много жило в те времена на нашей планете. Простые люди, которые жили, чтобы есть и охотились, чтобы быть сытыми. Каждый вечер они собирались у костра, чтобы похвалиться своей силой, ловкостью и умением, съесть очередную сладкую косточку, показать добытые шкуры и бивни. И был в том племени один мальчик. Родился он слабым и хилым. И только благодаря любви матери он остался в живых. Трудно ему было... Он не мог ходить вместе со всеми на охоту, не умел метко стрелять из лука, слаб был...

В племени над ним часто смеялись, щипали, пинали. Трудно было ему. И он часто убегал из стойбища в горы, разжигал свой маленький костерок и сидя около огня, любил смотреть в пламя, наблюдать за звездами, любоваться бегом реки. Сородичи очень часто ловили на себе его задумчивый взгляд, что бесило их все больше и больше. Все злее становились шутки, все более жестокими. И вот, однажды вечером мальчишка не выдержал очередных издевательств и ушел из племени. Долго шел по берегу моря, ночевал в ямах и на деревьях. Но каждый вечер он садился у огня и мечтательно смотрел на небо... В это время разные мысли посещали его голову, он видел различные картины, которые поначалу пугали его...

И вот однажды вечером, расположившись на ночлег, он увидел недалеко от себя горящий костер. Ему стало любопытно, что за люди расположились так смело под открытым небом. Потихоньку, крадучись, он приблизился к огню и увидел странную картину: вокруг огня сидят люди и внимательно слушают речь одного из старейшин. Приблизившись поближе, он прислушался и понял, что разговор идет не о бивнях и шкурах, не о еде... Старейшина рассказывал какие-то истории. Вот он закончил, и следующий человек принялся рассказывать свою историю. За ним следующий. Мальчишка тихонько подошел и сел у костра. Все были на столько увлечены рассказом, что даже не заметили, что в кругу появился чужой. И только когда вдруг прозвучал его голос - голос мальчишки: "А вот я расскажу...",- все встрепенулись, но, увидев, что никакой опасности им не грозит, позволили мальчишке говорить. А он? Он начал свой рассказ про звезды, как много их над головой и что каждая звезда имеет свое назначение... О море, в котором столько всего интересного, о будущем, которое ждет эту родную и любимую планету. Мальчишка рассказывал свои сны, свои фантазии...

Поздно закончился его рассказ, но никто в племени не смел, шелохнуться, пока звучал его голос. Его прозвали "Сладкоголосым".

И с тех пор каждый вечер племя собиралось у костра, чтобы послушать его. Он приобрел друзей и товарищей, которые ценили его не за силу и ловкость, а за умение красиво говорить и придумывать.

Много времени пролетело с тех пор. Но почему-то люди до сих пор ценят писателей и поэтов - людей умеющих красиво рассказывать свои фантазии и мечты. В разное время их и называли по-разному: барды, гусляры и былинники... Но всегда люди собирались вокруг, чтобы послушать их. Услышать рассказы и былины, окунуться в мир фантазий и мечтаний.

 

Как появился огонек»

Эта история произошла давным-давно во Всероссийском лагере «Орленок». Лагерь был еще очень молодым. Первые отряды не были дружные, но прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что-то твориться. Все мальчики и девочки в отряде были не такими как другие. Они относились друг к другу не так как остальные; мальчики всегда брали на себя трудную работу, помогали девочкам, девочки всегда заботились о мальчиках, и никто не оставлял никого в беде.

Долго сначала не могли понять причины такой перемены, а потом стали замечать, что каждый вечер эти ребята приходят счастливыми и оживленными. И вожатые других отрядов решили проследить за ними, они шли по следам, и вдруг между темных стволов сосен перед ними блеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчики и девочки сидят вокруг костра плечом к плечу, поют песни, говорят о разных вещах: о любви, о дружбе, о беде и радости, о добре и зле – о том, что их волнует, и чем они хотят поделиться с другими.

И, как не странно, безмолвный огонь тоже был участником их разговора. Он освещал лицо говорящего, если разговор оживлялся, пламя тоже волновалось, костер часто вспыхивал, бросал в небо искры; если же разговор затихал или пелась не громкая песня, то костер горел плавно, чуть подрагивая языками пламени. А когда приходило время возвращаться, ребята брались за руки, и над лесом разносились тихие слова:

«День отшумел и, ночью объятый,

Лагерь зовет нас ко сну.

Доброй вам ночи, наши ребята.

Доброй вам ночи, наши девчата.

Доброй вам ночи, вожатые наши.

Завтра нам снова в путь.

Всем, всем спокойной ночи,

Смена стала днем короче».

И домой они возвращались, держась за руки. Вожатым было над чем задуматься. И с того самого дня все больше костров вспыхивало вокруг лагеря, и маленькие искорки от них селились в душах ребят.

Легенда об орлятском круге»

В былые времена, в старинные годы… Давным-давно… Жили на берегу моря люди. Это было племя красивых и сильных людей, любящих жизнь и красоту, любящих друг друга… но ничто не длится долго. Пришла война. Пришла необходимость всем мужчинам уйти воевать. А как же любимые женщины, матери, сестры, дочери. Не забрать их с собою… и тогда все мужчины, чтобы не мерзли их любимые, сложили посреди пещеры свои горящие сердца. И ушли… ушли воевать, защищать свой дом, свои семьи. Сердца горели ровным и теплым огнем. Но ворвался злой ветер, и начал тушить сердца мужские. И тогда женщины, дочери, матери, сестры встали в круг вокруг горящих сердец и загородили их от ветра. Много они простояли, но защитили сердца от ветра. А когда мужчины вернулись домой, то были встречены своими любимыми. И вот с тех пор повелась традиция – вставать в круг, который и назвали впоследствии «Орлятским». Встают в этот круг только самые близкие друзья. Встают не просто так. Встают, чтобы поговорить, пообщаться. Сказать друг другу что-то самое сокровенное, самое важное. В «Орлятском» кругу есть свои традиции и законы: правая рука лежит на плече соседа справа, чтобы ты знал, что в трудную минуту ты всегда можешь опереться на своего друга. Левая рука лежит на поясе соседа слева, чтобы твой друг всегда был уверен в твоей поддержке. Когда хочешь выйти из круга, или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы злой ветер не смог ворваться в круг и затушить горящие Орлятские сердца, лежащие в центре круга. Потому нельзя топтаться в центре – кто же ходит по сердцам. А когда уезжают друзья, то сумки и чемоданы ставятся в центр круга, чтобы увезти с собою частицу большого отрядного сердца, бьющегося ровно и горящего большим теплым огнем.

5.«Легенда о солнце»

Однажды, сидя на берегу моря, юноша мечтал о счастье. Вдруг в бесконечной глади моря он увидел отражение девушки, совсем не похожей на всех других. Она пленила юношу своей красотой. Он оглянулся и ни кого не увидел. Тогда он обратился к отражению: "Кто ты?". Отражение молча выплыло из воды, взяв юношу за руку, взвилось к небу. Чем выше они летели - тем больше разгоралась любовь юноши. Наконец, эта любовь охватила юношу необъятным пламенем. Таким, что тепло его стало доставать далеко - далеко к земле. А девушка? Она превратилась в один из многочисленных лучей юноши и стала как раз тем лучом, что дает земле жизнь. Имя этого юноши - солнце.

Легенда о гитаре»

Жили на свете бездомные, но очень талантливые люди. Не было у них ни денег, ни крыши над головой. В один из хмурых осенних вечеров им надоело бродить по земле, и они решили отправиться в путешествие по морю. Построили корабль и отправились в путь. В море они ловили рыбу и продавали ее в портах. Теперь они могли безбедно жить и ни о чем не заботиться.

Но однажды они не заметили, как погрузились в прекрасный крепкий сон. Заснул и капитан, руки его разжались и выпустили штурвал. Внезапно налетела буря, огромная волна захлестнула суденышко. Его снесло на рифы и разбило в щепки. Путешественники очутились в воде и в панике начали спасаться. Один из потерпевших крушение оказался на суше раньше других и развел костер, чтобы высушить одежду. И вдруг увидел, как лазурная волна вынесла на берег непонятную деревянную штуковину с металлическими нитями. Человек хотел уже бросить ее в костер, но нечаянно задел за нити и был поражен удивительной чистоты звуком. Этот странный и необычный предмет, как бы отражал все стихии: корпус - землю, нити - струны - воду, звук - воздух, а руки, на нем играющие - сам огонь. Человек попробовал играть на этом инструменте, и у него получилось. Его игру услышали остальные путешественники, и тихая музыка помогла им найти дорогу к огню. В этот счастливейший вечер они решили назвать инструмент ласковым словом "гитара". И потом, через многие годы гитара помогала путешественникам открывать новые земли, страны, города. Влюбленным - встречаться, врагам - мириться, а пионерам - еще крепче дружить. Они сочинили различные легенды, песни, и гитара стала частью их жизни, их символом.

7. «Легенда о костре»

Один человек очень любил детей. Но дети ссорились, дрались между собой. И тогда человек решил собрать всех ребят вместе, чтобы они подружились и лучше узнали друг друга. И вот однажды вечером он зажег костер, и ребята стали сходиться к костру. Тогда дети поняли, что они люди, у них есть общие мысли, желания, беды и радости. С тех пор считается символом общения и дружбы.

На земле было темно. А люди хотели света и тепла. И вот однажды их постигло страшное бедствие: ожили вулканы земли. Много людей погибло в борьбе со стихией. На земле остались только самые молодые и выносливые. Но нет худа без добра. Эти люди сумели приручить огонь. Теперь они каждый вечер собирались у костра и вспоминали погибших братьев. И все-таки эти люди были первыми, кто смог приручить огонь.

8.«Легенда о добре и зле»

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голоден, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение на два человеческих лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища.

Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того, они постоянно ссорились. Так на свете появились добро и зло.

9. «Легенда о шуме моря»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.138 с.)