Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказы из жизни подвижников.

Поиск

Один брат говорил авве Пимену: меня смущают помыслы и не дают мне подумать о грехах моих, а заставляют меня замечать только -- недостатки брата моего.

Авва Пимен рассказал ему об авве Диоскоре, что он в келлии плакал о себе; а ученик его жил в другой келлии. Когда ученик приходил к старцу и заставал его плачущим, то спрашивал его: отец! о чем ты плачешь? -- Он отвечал ему: плачу о грехах своих, чадо. -- Ученик говорил ему: ты не имеешь грехов, отец! -- Но старец отвечал ему: уверяю тебя, сын мой! Если бы можно было мне видеть свои грехи, то мало было бы еще четырех человек, чтобы вместе со мной оплакать их.

При этом сказал авва Пимен: тот поистине человек, кто познал -- самого себя!

 

Авва Сисой сказал однажды с дерзновением: поверь, вот уже тридцать лет, как я не молюсь Богу о прочих Грехах своих, но, молясь, говорю Ему: Господи, Иисусе Христе, покрый мя от языка моего! Ибо даже доселе я падаю, согрешая чрез него.

 

Один из отцов рассказывал: когда был я в городе Оксиринхе пришли туда в субботу вечером нищие для прошения милостыни. Когда они спали, у одного из них была только рогожа -- половина ее была под ним, а половина над ним. Был же сильный мороз. Когда я вышел ночью, то слышал, как он дрожал от холода и утешал себя, говоря: благодарю Тебя, Господи! Сколько теперь находится в темницах богатых, отягченных железами, а у других и ноги забиты в дерево. А я, как царь, могу протянуть ноги мои и идти, куда мне угодно. Я стоял и слушал. Вошедши внутрь, я рассказал это братиям, и слышавшие получили пользу.

 

Авва Исаак Фивейский увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел, стал пред келлии его и говорил: не пущу тебя войти. -- Авва умолял его, говоря: какая сему причина? -- Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? -- Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, прости мне! -- Ангел сказал ему: встань, Бог простил тебе; но впредь -- БЕРЕГИСЬ осуждать кого-либо, прежде чем Бог осудит его.

 

Один из отцов, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими слезами: сей ныне пал, а я – завтра.

 

Говорили об авве Агафоне: пришли к нему некоторые, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его: ты Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец. -- Да, это правда, -- отвечал он. -- Они опять спрашивают его: ты Агафон -- клеветник и пустослов? -- Я, -- отвечал он. -- И еще говорят ему: ты Агафон -- еретик? -- Нет, я не еретик, -- отвечал он. -- Затем спросили его: скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес? -- Он отвечал им: первые пороки я признаю за собою; ибо это признание полезно душе моей. А признание себя еретиком -- значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от Бога моего. - Выслушав это, они подивились рассудительности его, и отошли, получив назидание.

 

Авва Пимен сказал: лучше человек согрешающий и СОЗНАЮЩИЙ -- грех свой и раскаивающийся, нежели человек – НЕ СОГРЕШАЮЩИЙ и не смиряющийся. Тот считает себя грешником и смиряется -- а этот представляет себя -- праведником, как будто он праведен, и возносится.

 

Авва Авраам спрашивал авву Пимена: отчего это демоны так нападают на меня? -- На тебя нападают демоны? -- сказал ему авва Пимен. -- Не демоны нападают на нас, если мы исполняем свои хотения; наши хотения для нас сделались демонами: они-то мучат нас, чтобы мы исполняли их. Если же хочешь знать, с кем воевали демоны, -- это с Моисеем и подобными ему.

 

Спрошен был старец одним воином: принимает ли Бог раскаяние? -- И старец, поучив его многими словами, говорит ему: скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его? -- Воин говорит ему: нет! но я зашью его, и опять буду носить его. -- Старец говорит ему: если ты щадишь свою одежду, то тем паче Бог -- не пощадит ли Свое творение? -- И воин, убедившись в этом. отошел с радостию.

 

Некий из отцов сказал: берегись хвалящих тебя братьев и помыслов людей, уничижающих ближнего; ибо мы ничего не знаем. Разбойник был на кресте, и за одно слово -- оправдался. Иуда был сопричтен апостолам, и в одну ночь -- погубил весь труд свой, и сошел с неба во ад. Посему, никто делающий добро да -- НЕ ХВАЛИТСЯ; ибо все надеявшиеся -- на самих себя ПАЛИ -- в одно мгновение.

 

Сказал авва Антоний: я видел все сети диавола, распростертые по земле и, вздохнувши, сказал: кто же обходит их? И услышал голос, говорящий: смиренномудрие.

 

Старец сказал: во всяком искушении – НЕ ОБВИНЯЙ человека, но только -- самого себя, говоря: сие случилось со мною -- за грехи мои.

 

Некоему из братьев явился диавол, преобразившись в ангела светла, и говорит ему: я архангел Гавриил и послан к тебе. -- Брат же сказал: смотри, не к другому ли ты послан? Ибо я НЕ ДОСТОИН -- видеть Ангела. -- И диавол тотчас стал – невидим.

 

Некоторый брат, обиженный от другого брата, пришел к авве Сисою и говорит ему: такой-то брат обидел меня; хочу и я отметить за себя. -- Старец же увещевал его: нет, чадо, оставь лучше Богу дело отмщения. -- Брат сказал: не успокоюсь до тех пор, пока не отмщу за себя. -- Тогда старец сказал: помолимся, брат! -- И вставши, старец сказал: Боже! Боже! Мы не имеем нужды в Твоем попечении о нас; ибо мы сами делаем отмщение наше. -- Брат, услышав сие, пал к ногам старца, сказав: не стану судиться с братом; прости меня!

 

Некий старец сказал: если кто будет помнить -- об оскорбившем его, или обесчестившем, или причиняющем вред ему, то должен помнить о нем, как -- о враче, посланном от Христа, и должен считать его -- за БЛАГОДЕТЕЛЯ; а оскорбляться сим есть признак болящей грешной души. Ибо, если бы ты не был болен, то -- не страдал бы.

 

Ты должен радоваться о таком брате, потому что через него узнаешь -- болезнь свою, должен молиться за него и принимать от него все, как целительное лекарство, посланное -- от Господа. Если же ты оскорбляешься против него, то с силою говоришь Христу: НЕ ХОЧУ -- принимать врачеваний Твоих, а хочу -- гнить в ранах моих.

 

Авва Антоний сказал: от ближнего нам -- жизнь и смерть. Ибо, если ПОМОЖЕМ -- брату к Богу прийти – то приобретем брата, и приобретаем Бога; если же СОБЛАЗНИМ и введём во грехи -- брата, то согрешим -- против Христа.

 

Два старца жили вместе и никогда не было у них распри. Сказал же один другому: сделаем и мы распрю, как другие люди. -- Он же, отвечая, сказал брату: не знаю, какая бывает распря. -- Тот же сказал ему: вот я кладу кирпич посередине и говорю: он мой, а ты говоришь: нет, он мой; это и будет началом. - И сделали так. И говорит один из них: это мой. -- Другой же сказал: нет, это мой. -- И сказал первый: да, да, он твой, возьми и ступай. -- И разошлись, и не могли вступить в распрю между собою.

ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ.

Страшное дело -- смерть ВНЕЗАПНАЯ. Она есть МЕЧ гне­ва Божия -- за наши грехи! Это мы ясно видим из притчи о богатом и Лазаре. Богатый был корыстолюбив, раб плоти и прихотей. Он ЗАБЫЛ -- о смерти, о безсмертии души и о Боге. Он привязался умом и сердцем к благам земным, к богатству и умер не как человек, верующий в Бога, но как нечестивый, потерявший всякую веру и душою умер­ший. За все эти грехи богатый и умер, по определению Божию, смертию ПРИНУЖДЕННОЙ -- Внезапной. Что он умер не естественно, а его скосила, по повелению Бо­жию, внезапная смерть, -- это мы видим из той же прит­чи.

 

В этой смерти Сам Бог обличает нечестивого грешника и объявляет ему страшную казнь ВНЕЗАПНОЙ -- смерти: Безум­ие, в сию нощь душу твою -- истяжут от тебе (Лк. 12, 20). При этом Господь открыл и причину такого страшного осуждения, -- порок лихоимства, жадности, эгоизма, безпечности, нерадения, о своей душе и о конце земной жизни.

 

Да, пагубна для души нашей смерть -- ВНЕЗАПНАЯ! Ибо в каком состоянии застанет нас момент смерти, в таком мы останемся и пребудем вечно. По смерти же ни Доброде­тельный -- не изменяется из добродетельного в порочного, ни грешник -- из порочного в добродетельного. Подтвер­ждает это и божественный Екклесиаст, говоря: И если падёт древо на юг, и или на север, то на месте, где падёт древо, там и останется. Это значит: ка­кого места достойным -- будет человек в час смерти своей, там и определяется и пребывает в безконечные ве­ки веков. Жил честно и по доброму человек, по Заповедям Божиим – к Богу пойдёт. Жил нечестиво, по дурному, зло и обман творил – в Ад пойдёт!

Мы, несчастные, постоянно согрешаем, и грех следует по пятам нашим. Одно время мы посвящаем многоядению и многопитию; другое -- проводим в покое, безпечности, прихотях, остальное -- жертвуем хищени­ям, неправдам, убийствам, враждам, притеснениям братии! Когда мы не согрешаем? Поношения, кле­веты, осуждение, ложь, сквернословие и празднословие не престают исходить из уст наших. Когда бываем мы не­причастными гордости, славолюбию, гнусной мстительно­сти и лукавому воображению? Почти что никогда! Грех всегда окружает нас, всегда представляет уды наши в ра­бы нечистоте и беззаконию в беззаконие (Рим. 6, 19). Когда прежде смерти Бог посылает на нас -- жестокую болезнь, тогда она, пришедши, возвещает нам, говоря: Сия глаголет Гос­подь: устрой о доме твоем, умиравши бо ты (Ис. 38, 1).

 

Как велегласная труба -- возглашает тогда тяжкая БОЛЕЗНЬ: «Человек! ГОТОВЬСЯ -- к будущей жизни. Время твоё пришло». Чувствует, тогда чело­век разлучение с миром, видит тогда, что безполезны и не нужны ему теперь и богатство, и слава, и премудрость, и вообще лю­бые любые земные блага. Родственники и друзья больно­го призывают -- тогда духовного отца его, чтобы он мог рас­каяться, плакать, обратиться к Богу, исповедать -- грехи свои и причаститься Святых Тайн. Без сомне­ния, тогда есть надежда, что таковой может -- спастись и остаться не на месте мучения, но на месте блаженства.

 

Но когда ВНЕЗАПНО, как налетевший ураган, как вихрь, -- СМЕРТЬ похитит Жизнь, когда человек, будучи в силах, здоров и предан греху, в одну минуту -- УМРЁТ и явится к Богу на Суд -- безгласен и безчувствен, какая тогда может быть надежда ко спасе­нию? Где тогда покаяние? Где исповедь? Ни сродник, ни друг, ни священник не смогут помочь то­гда, хотя бы и хотел кто, старался и усердно желал. То­гда вдруг придут немилосердные, истязующие душу несчастного. В сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20).

.

Когда же -- СЛУЧИТСЯ с нами смерть нечаянная, ВНЕЗАПНАЯ, когда она застанет нас среди – БЕЗЗАКОНИЙ наших, как она СТРАШНА будет для нас, как губительна! Увидим и по­чувствуем мы тогда, что повис над нами обнаженный меч её, и мы сейчас, в одну секунду, отойдем -- в Вечность. И как бы мы - не ЖЕЛАЛИ бы тогда всей душой своей -- ИЗБЕЖАТЬ этого, но побег уже невозможен.

 

Хотели бы мы сделать распоряжения предсмертные о доме своём, но мысли наши помутятся и исчезнут. Хотели бы -- покаяться, исповедать грехи свои пред священником, но язык наш не будет повиноваться нам, и наши уста сомкнутся, и мы горько почувствуем, что умираем во гре­хах и уготованы диаволу и бесам его. Это причинит нам страшные мучения, ужас и отчаяние. Бесы мрачные и немилостивые, обличая деяния наши, будут терзать нас. Наконец, душа наша в мучениях разлучит­ся с телом, -- похитится насильственно.

 

Горе тому чело­веку, который во грехах -- ОКОНЧИТ жизнь свою, ибо это и есть та самая смерть, о которой святой пророк Да­вид сказал: Смерть грешников – ЛЮТА. (Пс. 33, 22).

Страшная, МУЧИТЕЛЬНАЯ смерть – ЖДЁТ всех Грешников!

Мы, люди, не только не знаем о времени нашей смер­ти, но не знаем и о том, какова будет наша кончина: крот­кою ли она придет к нам, или лютою и звер­скою. Предупредит ли она нас какими-либо знамениями или настигнет, как тать в нощи. Даст ли она нам некото­рое время -- на раскаяние, или мгновенно похитит нас во всех беззакониях наших? Ничто не известно нам. Для че­го же такая неизвестность, такое неведение о часе смер­тном? Но так устроил человеколюбивый Бог, ради нашего спасения, потому, что незнание часа смертного рождает страх, страх -- воздержание, а воздержание -- пресекает случай ко греху.

 

Незнание о часе смертном производит ВНИМАНИЕ; а внимание – ЖЕЛАНИЕ и стремление жить -- по Заповедям Божиим, которое бывает при­чиною Добродетели. Оставлено для нас в неизвестно­сти, -- добрая или лютая будет кончина наша для того, чтобы СТРАШИТЬСЯ, чтобы -- ИЗБЕГАТЬ греха, и более и более преуспевать в Добродетели. По­этому, приготовимся к Вечности и к переходу в вечность, именуемому смертью, во время земной жизни.

 

Если оценим должным образом то краткое мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земле, сравнив его с величественною веч­ностью, то найдем, что только правильное употребление земной жизни, т.е. приготовление -- к вечности, будет для нас полезно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.168.153 (0.009 с.)