Изучение сплоченности коллектива с помощью методики Р.О.Немова . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение сплоченности коллектива с помощью методики Р.О.Немова .



Цель: изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства) с помощью методики Р.О.Немова.

Материал: карточки для испытуемых, протокол.

Ход выполнения: Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенности своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т. д.). Затем на основе их ответов составляются два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним из членов группы.

Каждому члену группы предлагается выбрать из этих наборов по пять положительных и отрицательных характеристик, которые они считают наиболее положительными (ценными) и наиболее отрицательными (ненужными).

Обработка и интерпретация результатов: Подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую характеристику, и выделяются по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы, из каждого предложенного набора. (В силу того, что все участники делают только по пять выборов, это количество численно равно произведению величины группы на пять.)

Показатели ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), сплоченности отдельно по выборам положительных и отрицательных характеристик определяются по формуле:

где ЦОЕ — сплоченность группы в отношении данного объекта оценки, %; п — сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших максимальное количество выборов; т — сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших минимальное количество выборов; N — общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

Группы с максимально возможным ЦОЕ — все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально возможным ЦОЕ (полное отсутствие ценностно-ориентационного единства) — участники не отдают предпочтения ни одной из характеристик исходного набора, т. е. выбирают каждую из них одинаковое число раз. Итоговый показатель групповой сплоченности при помощи описанной методики определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам.

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) – показатель групповой сплоченности, характеризующий внутригрупповые связи и отношения, отражающий степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям и т.п.), наиболее значимым для группы в целом.

ЦОЕ отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций участников группы во всех отношениях, какой-либо нивелировки проявлений индивидуальности. У членов группы могут быть разнообразные вкусы, интересы, личные симпатии и т.п., но группа будет иметь высокую сплоченность, если мнения ее членов сходятся в главном (в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям, задачам и ценностям, связанным с содержанием совместной деятельности.)

7. Изучение удовлетворенности группой с помощью методики определения эталонности группы.

Цель: изучение удовлетворенности группой с помощью методики определения эталонности группы

Ход выполнения: В ходе совместного обсуждения выявляются характеристики эталонной группы. Разберем подробнее на примере изучения школьного класса. Исследователь, организуя такое обсуждение, задает вопрос ученикам класса: «Ребята, какой класс, на ваш взгляд, можно назвать хорошим, идеальным, эталонным?» Характеристики эталонной группы, поддерживаемые большинством класса, исследователь записывает на доску записывает на доску (желательно — 5-10).

Далее учащиеся совместно ранжируют (распределяют по степени значимости) эти характеристики и представляют на доске согласованное групповое мнение.

На следующем этапе выполнения методики школьники самостоятельно (на бланках) ранжируют эти же характеристики с точки зрения выраженности в своем классном коллективе.

Обработка результатов: Подсчитывается коэффициент ранговой корреляции Спирмена для двух рядов — эталонного (результат согласованного группового мнения) и реального (субъективного) по формуле:

где d — разность рангов характеристик группы в эталонном и реальном списке, n — количество характеристик в списке.

Чем ближе значение коэффициента к +1, тем более выражена связь между эталонным рядом и рядом субъективной оценки, следовательно, выше удовлетворенность классом со стороны конкретного школьника. Чем меньше коэффициент, тем ниже удовлетворенность группой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.005 с.)