Методика изучения самооценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения самооценки



 

Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной, самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью. Уровень притязаний — это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступают внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Для исследования нами была применена методика изучения самооценки качеств личности С. Рубинштейна — Т. Дембо.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов исследования трудностей в общении; для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество, как общительность).

Материалом для исследования послужил ряд шкал (100 мм), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.).

Методика предполагает следующую процедуру проведения. Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу — самые больные люди, вверху — самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?»

На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

 

Пример шкалы: высокое

       
 
 
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 
   
 
   
 
 

 


низкое

 

Высота самооценки определяется с помощью условного деления шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «высокой» — со средним баллом 4–5; «низкой» — со средним баллом 0–2,5.

 

Модификация методики самооценки Рубинштейна—Дембо.

Мы применили методику в группе, адаптировав ее к тренинговым процедурам. Определяется предмет обсуждения в личностном плане. Это может быть качество человека, компетентного в общении, лидера, спасателя и т. д. каждый член группы пишет на пяти карточках существенные для него качества — по одному на карточке. Затем убирает два наименее подходящих. каждый участник подгруппы, на которые во время процедуры разбивается вся группа, выкладывает свои карточки на стол. вся подгруппа переворачивает те карточки, которые, по чьему-либо мнению, не подходят. Затем каждую перевернутую карточку обсуждают. Если подгруппа ее принимает, то она возвращается в общую стопку.

Все пакеты от групп раскладываются в центре большого круга. Процедура повторяется. Каждый участник переворачивает карточку с неподходящей, по его мнению, чертой. Затем проходит обсуждение отвергнутых черт на предмет их возвращения. В результате формируется диспозиционный комплекс. Это групповая оценка. Затем каждый участник на стандартном для всех бланке по вертикальным осям, по количеству соответствующим количеству черт, оценивает себя, делая отметку. Нижняя точка соответствует минимальной выраженности у себя данного качества. Середина — это уровень средней выраженности качества в группе (в этой или в более широкой по масштабу). Верхняя точка — наибольшая выраженность качества. Это лист субъективной оценки.

Вторым шагом будет оценка члена группы другими. Для этого по кругу передаются именные бланки (чистые, без субъективных оценок), в которых каждый участник отмечает свое видение качества в товарище по группе. В результате каждый участник получает проективно выраженную оценку обсуждаемого симптомокомплекса. Положение облака оценок соотносится со степенью выраженности качества. Его плотность дает возможность качественно оценить себя, учитывая при этом и положение собственных оценок. В принципе возможна и количественная оценка. Ее позволяет сделать стандартность бланков. В результате простого подсчета находится положение средней точки групповой оценки, которая сопоставляется с собственной.

Используя ситуацию тренинга, группа может продолжить в виде процедуры обратной связи упражнение «Подкова». Напомним, что оно заключается в рассаживании кем-то из участников всех членов группы так, чтобы в полукруге на одном краю был участник с наиболее выраженным данным качеством, соответственно на другом — с наименее выраженным.

 

 

3.3. Изучение отношений и предпочтений

в группе детей и подростков.

Метод социометрии

 

Для того чтобы использовать количественные характеристики при изучении социальных взаимодействий в группе, применяется так называемая социометрическая процедура, или социометрия (впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено).

Социометрия — это система некоторых приемов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета и власти в малых группах, при диагностике уровня деловой активности и т. д. Социометрический метод, как замечает К. К. Платонов, предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»; «…готовиться вместе к контрольной работе?» и т. д.

Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охватывают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общественными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т. д.

Различают сильные и слабые критерии выбора. Сильные критерии касаются наиболее важных и значимых для испытуемого сторон его жизни. Слабые критерии — это круг вопросов, связанных с сиюминутными, ситуативными факторами.

В работах современных психологов названы следующие сильные критерии:

1) ролевой («Представь себе, что ты капитан команды КВН и с позиции данной роли оцени или выбери себе партнеров»);

2) перцептивный («если группе будет предложено выбрать капитана КВН, как ты думаешь, кто назовет твое имя?»);

3) функциональный («Ваш класс будет участвовать в соревновании клуба веселых и находчивых. Кто из одноклассников, по твоему мнению, может быть капитаном команды КВН?»);

4) выбор «действием» («Положи эти открытки тем ребятам из своего класса, которых ты бы хотел обязательно поздравить с Новым годом»).

В практике социометрического эксперимента используется, как правило, 5–7 критериев (Н. Г. Валентинова, И. П. Волков, Е. С. Кузьмин), реже 2–3 (Е. Дженнингс, Д. Морено, Л. Фестингер).

Существенное значение для точности эксперимента имеет число выборов, которыми располагают испытуемые. Выборы могут быть свободными («Назови тех одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения») и фиксированными («Назови тех пять одноклассников, которых ты пригласил бы к себе на день рождения»).

В обоих случаях опрашиваемого обычно просят установить последовательность своего выбора, следуя порядку предпочтения. Порядок выборов имеет место при анализе характера и закономерностей межличностного общения. В группах до 10–15 человек более целесообразно количество выборов не ограничивать, в группах же до 30–40 человек лучше позволить делать 3–5 выборов.

Социометрическая процедура требует от экспериментатора четкого определения критериев выборов и их количества, исходя из целей и задач исследования. Результатом этого является карточка опроса. Она содержит обращение к испытуемому, объяснение смысла опроса, инструкцию по заполнению, перечень вопросов, гарантию сохранения тайны ответов, благодарность, шифр.

Ход социометрических исследований зависит также в значительной мере от личности экспериментатора, от его умения войти в контакт с членами группы, объяснить им смысл и важность предстоящих измерений. Вначале необходимо потратить определенное время на знакомство с группой. Этот период называется социометрической разминкой.

Результаты ответов переносят на так называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора является основой для социометрического анализа. Для удобства обработки данных каждый член группы получает свой номер, который сохраняется за ним на протяжении всех этапов эксперимента. При исследовании школьного класса номера учащимся присваиваются согласно алфавитному списку.

Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:

 

 

где — положительные выборы, полученные i -членом; R i- — отрицательные выборы.

Индекс групповой «сплоченности», согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.

Результаты отношений испытуемых друг к другу при ответе по данному критерию могут быть изображены на социограмме, т. е. в виде схемы, которая более наглядно, чем матрица выбора, показывает суть структуры общения данной группы. Для передачи содержания взаимодействий выбирающих друг друга членов принята следующая символика:

       
 
   
 


А В А выбирает В

       
   
 


А В А отвергает В

 

       
   


А В А выбирает В в первую очередь и С — во вторую

С

       
   
 
 


А В взаимный выбор

 
 


А Изолированный член

А В А выбирает В, но В не выбирает А

       
   


А В триада, «ядро»


С

 

Цепь при сотрудничестве и при опре-

А В С D Е деленных формах передачи информа-

ции; при изоляции или выпадении С

цепь прерывается

 
 


С

А В Е расщепленная цепь

D

       
 
   
 

 


В С Структура типа «звезда»: при изоляции А

А группа перестает функционировать,

D Е распадается

           
   
 
   
 
 

 

 


Социограмма наглядно показывает картину эмоциональных тяготений внутри группы, для обнаружения которой путем наблюдений потребовалось бы длительное время.

Имеется около 30 индексов, которые, как следует из социометрической литературы, могут характеризовать уровень межличностного общения в группе и некоторые групповые характеристики (сплоченность, интегративность, конфликтность и т. д.).

Упомянутые индексы выводятся исключительно на основе анализа коммуникативных связей в группе, и это не может не вызвать к ним настороженного отношения, так как количество выборов, полученное тем или иным индивидом, еще ничего не говорит о природе этих выборов — в стороне остается мотивационная сторона выбора. Конечно, каждую группу надо рассматривать и как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия и общения ее членов.

Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзя использовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группы другими. Лежащая в основе социометрических исследований модель группы как эмоционально-психологического феномена не дает возможности осуществлять анализ межличностных отношений людей на основе определенных общественных норм, ценностных ориентаций и оценок, сводя все к регистрации взаимодействий и взаимных эмоциональных оценок и влечений. При таком сугубо специфическом подходе целенаправленная деятельность группы и ее членов просто не принимается во внимание, не являясь объектом исследования и изучения.

Внешняя картина внутригруппового взаимодействия может рассматриваться как следствие невидимых глубинных отношений между членами группы, но социометрия не приближает нас к выяснению причин предпочтения и изоляции.

В связи с этим возникает важная социально-психологическая задача, которая должна быть включена в социометрическое изучение — выявление мотивационного ядра выбора в межличностных отношениях, т. е. выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный (а также и любой другой) контакт с одними членами группы и отвергать других.

Благодаря введению методической процедуры выделения мотивационного ядра возникает возможность перейти от исследования поверхностного слоя общения к исследованию более глубинных его пластов. Под мотивационным ядром здесь понимается система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости, проявляемой индивидами в социометрическом исследовании. Выявление мотивационного ядра предпочтительности оказывается полезным всякий раз, когда возникает вопрос, почему социометрическая картина в данной группе именно такова; почему такой-то член группы предпочитает такого-то; почему некоторая часть группы числится в категории «звезд», а другая — в категории «отверженных». Содержание мотивационного ядра выбора партнера в структуре межличностных отношений может служить показателем того уровня, которого достигла данная группа как коллектив. На первых, начальных этапах развития вновь созданных групп при выборе партнера члены группы исходят из эмоционально-личностных симпатий, но затем по мере становления коллектива содержание мотивационного ядра изменяется — выборы обусловлены ориентацией не на внешние достоинства личности, а на ее моральные и деловые качества.

Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляется следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком, и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем. Далее результаты экспериментов оформляем графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева — девочек. Мальчиков изобразим в виде треугольников, девочек — в виде кружков. Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов, — 1 группа; второй круг — 2 группа — 3–4 выбора; третий круг — 1–2 выбора; четвертый круг — ни одного выбора.

Потом, соединив линиями выборы детей, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

Следующий этап работы — определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

1. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий:

1 — «звезды»: 5 и более выборов,

2 — «предпочитаемые» — 3–4 выбора,

3 — «принятые» — 1–2 выбора,

4 — «не принятые» — 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого мы можем знать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию, или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

2. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении — как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом — как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

3. Коэффициент взаимности (КВ).

КВ выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ группу можно отнести к одному из 4-х уровней взаимности: 1 — КВ = 15–20% (низкий), 2 — КВ = 21–30% (средний), 3 — КВ = 31–40% (высокий), 4 — КВ = 40% и выше (сверхвысокий).

4. Индекс изолированности (ИИ).

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5–6%, менее благополучной, если ИИ = 15–25%.

5. Мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам.

6. Половая дифференциация взаимоотношений.

В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего подросткового возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели.

Статусные категории каждого ребенка: «звезды» — 3 человека, это 2, 9 и 11-й члены группы; «предпочитаемые» — 6 человек, это 3, 6, 8, 10, 14 и 18-й члены группы; «принятые» — 7 человек, это 4, 7, 12, 13, 15, 16 и 17-й члены группы; «не принятые» — 2 человека, это 1-й и 5-й члены группы.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) — 50%. Мы получили средний уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество детей, имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными), равно количеству детей, имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Средний же уровень говорит о некотором равновесии в групповых отношениях.

Коэффициент взаимности (КВ) — индекс групповой сплоченности — выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ — 34% (из 32 возможных 11 взаимных выборов), из чего следует, что данная группа относится к третьему уровню взаимности (высокий уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает представление о характере отношений, существующих в группе, т. е. свидетельствует о достаточной сплоченности группы: в группе практически нет деления на разобщенные группировки. В группе существует несколько лидеров и все взаимоотношения «завязаны» именно на них, причем существуют достаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кроме последнего (тех ребят, которые не получили ни одного выбора, хотя и их выборы находят своего адресата во всех статусных уровнях). Причем мы заметили, что девочки и мальчики создают свои группировки обособленно друг от друга, т. е. наблюдается высокая половая дифференциация в группе (нет ни одного выбора, который бы проходил из левой части карты групповой дифференциации к правой, или наоборот).

Из условного распределения детей на группы мы видим, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) — менее 10%, т. е. данную группу можно считать благополучной, статусную категорию «не принятые» имеют два ребенка.

Выяснили, каким образом дети мотивировали свои выборы. При проведении социометрического исследования ребятам было предложено обозначить свои выборы одним или несколькими из предложенных мотивов. В результате преобладающими мотивами являются «Потому что он веселый и с ним можно общаться» и «Потому что мне нужен такой друг (подруга)», их называли соответственно 23 и 20 раз. Такая мотивация очень характерна для подросткового возраста — межличностные отношения постепенно выходят на первый план. Ни разу не были названы мотивы «Потому что мы вместе ходим на одну секцию» и «Потому что мы вместе отдыхали летом», хотя это просто могло не иметь места. Большой процент имеет мотив на наличие определенных высоко ценимых качеств у ребенка, к примеру, мотив «Потому что он не жадный» был назван 16 раз и находится на третьем месте «по популярности». Причем определение мотивов выборов практически не зависит от статуса ребенка (конечно, ребенок не знает своего статуса). Всеми участниками опроса — и теми, которые не получили выборов, и теми, которые получили большее количество выборов, предпочтение было отдано мотиву «потому что он много знает». Этот мотив был назван как представителем «звезд», так и представителем «отверженных». Практически не была замечена какая-либо дифференциация выбора мотивов в зависимости от половой принадлежности опрошенных, т. е. мотивы мальчиков и девочек практически ничем не отличаются. В результате можно сделать следующие выводы: в основе мотива выбора в основном находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком.

При исследовании половой дифференциации межличностных отношений дошкольников данной группы отмечены тенденции достаточно благоприятного положения как в группе девочек, так и в группе мальчиков. Единственное, что вызывает беспокойство, так это отсутствие каких-либо выявленных связей между мальчиками и девочками в данной группе. Явления «неразделенной любви» отсутствуют, так как в группе вообще не было выявлено никаких связей между мальчиками и девочками. В «группе» мальчиков наблюдаются довольно тесные взаимосвязи, первые три статусные группы переплетены взаимными выборами и составляют как бы единую «паутину», в которую не входит только один член группы (5-й), находящийся в категории «отверженных». В «группе» девочек было выявлено две «группировки»: одна из них представлена участниками 11, 12, 16, 18 с центром 11, другая — участниками 11 и 4, причем вторую группировку можно считать более «тесной». Так же как и в группе мальчиков, в группе девочек существует свой «отверженный» — это член группы под номером 1, который не получил выборов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.143 (0.063 с.)