Некоторых методов психотренинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторых методов психотренинга



 

Групповые методы отличаются многообразием. Технология современного группового процесса интегративно включает методы, принадлежащие различным направлениям психотерапии: гештальт, психодрама, психосинтез, НЛП (Б. Д. Карвасарский, 1990).

Психолог во время ведения группы включает в работу различные методы в соответствии со своими личностными особенностями. Пациент (клиент) попадет в группу, которую ведет специалист, придерживающийся той или другой ориентации. Нахождение именно своего группового психотерапевта происходит эмпирическим путем, практически всегда методом проб и ошибок, которые могут быть травматичными. Существуют различные подходы к формированию групп: от отсутствия предварительного обследования до тщательной медико-психологической диагностики на предмет решения о включении в группу. Много исследований было посвящено выяснению показаний к групповой психотерапии (Б. Д. Карвасарский, 1985). Практически нет исследований о показании применения того или другого метода групповой психотерапии к участнику группы, который имеет определенные личностные особенности и индивидуальную историю развития. Применение техники осуществляется или механически, или интуитивно в зависимости от опыта ведущего.

Приведенные ниже наблюдения были сделаны в двух группах: семьи, принимающие участие в работе психокоррекционного семейного клуба, и группы массажисток одного из детских реабилитационных центров Санкт-Петербурга. Ниже приводятся результаты наблюдения применения методов психодрамы на занятиях семейного клуба и проективного рисунка при проведении динамического тренинга у массажисток.

В первом наблюдении проигрывалась история, которую сочинил мальчик 8 лет. В свое время его мама обратилась за психологической помощью по поводу сына — А. Отец оставил семью, когда А. было 6 лет. Кроме того, мать воспитывает еще младшего сына, состояние которого не внушает матери опасения. Отношения сиблингов носят конфликтный характер. Кратко сюжет заключался в следующем.

Кошка (роль которой А. дал матери) с котятами, одним из которых был его младший брат, спасаясь от дракона, пробиралась по скалам через реку, где жил крокодил. Но им это не удалось, и кошка с котятами погибли.

Сам А. долго не мог определить свою роль и, наконец, пристроился к тем, кто изображал горную гряду, сказав, что он будет обломком скалы. Занятие закончилось в соответствии с технологией психодрамы. Но на следующей встрече мать А. сообщила, что у ее сына на другой день после психодрамы произошел приступ. То есть эффект от проведения психодрамы оказался настолько сильным, что оказал психотравмирующее воздействие.

Известно, что при использовании метода психодрамы в работе со взрослыми психолог добивается возникновения катарсиса. Это цель психодрамы. Одним из негативных моментов при этом является возможное ухудшение состояния участника группы. Это обстоятельство не исключается, но до сих пор не исследовано, какому участнику и насколько может быть плохо, какие могут быть противопоказания. Нет критериев для предварительного диагностически обоснованного прогноза. Если явного ухудшения после проведения психодрамы не произошло, ведущий группы допускает возможность доработки пережитого участником группы, уже вне группы.

Как выяснилось, для ребенка это недопустимо по следующим причинам:

1. Отсутствие в его психике таких новообразований, как рефлексивность и аналитическое мышление (В. И. Аверин, 1992).

2. Эмоциональность, еще не опосредованная когнитивной переработкой (Л. И. Божович, 1992).

3. Психофизиологичность переживаний (В. В. Ковалев, 1985).

4. Генерализованный характер этих переживаний, т. е. вовлеченность всего организма.

5. Необходимость присутствия взрослого, дающего образец адекватного поведения (Д. Б. Эльконин, 1992).

Использование психодрамы в коррекционной работе с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста является наиболее эффективным способом решения проблем ребенка, так как позволяет через игру, которая имеет также лечебные функции (А. И. Захаров, 1979), воздействовать на ребенка через корригирующее эмоциональное переживание, конфронтацию, научение (Г. Л. Исурина, 1992), эмоциональное отреагирование (С. В. Кудрявцева, 1996).

Основной недостаток психодрамы — вероятность повторной, лабораторно вызванной психической травмы устраняется путем проведения психодрамы в режиме психосинтеза.

Психолог (психотерапевт) проводит психокоррекционную работу с ребенком в три этапа:

1. Непосредственно психодрама, где ребенок выступает в ситуации страха как боящийся.

2. Ребенок в роли страха.

3. Ребенок в ситуации страха — уже как не боящийся.

Последние два этапа, которые в обязательном порядке проводятся на том же занятии, снимают травматические переживания от вторичного стресса. Заключительный этап этой, по сути, интегральной технологии при внушаемости ребенка проходит как кодирование. Таким образом, использование психодраматического подхода в коррекционной работе с детьми предполагает три обязательных условия:

1. Вовлеченность семьи, осознание того, что проблемы ребенка могут быть решены только совместными усилиями родителей и психолога.

2. Тщательное изучение анамнеза с целью дальнейшей проработки полученных психотравм (вывод из подсознания психотравмирующей ситуации, проигрывание ее до катарсиса).

3. Обязательность отработки каждой проблемы до конца на одном занятии по трем этапам, где на последнем этапе ребенок становится победителем. Закрепление полученного результата суггестивными методами.

Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных условий создает опасность нанесения вреда ребенку: усиление конфликтных отношений между родителями и ребенком, закрепление психотравмирующей ситуации в сознании ребенка, ухудшение психосоматического состояния ребенка, связанного с оживлением психотравмирующей ситуации.

Успешно проведенные психогигиенические, психопрофилактические или лечебные мероприятия в детском возрасте при нарушениях невротического регистра закладывают в ребенке первые элементы психологической культуры совладания со стрессом.

Проведение проективного рисунка в группе массажисток дало возможность сделать следующее заключение. Одна из участниц категорически отказывалась выполнять задание. Этот отказ в начале был интерпретирован как проявление негативного отношения к тренингу в целом, которое демонстрировала данная участница. Но, поскольку процедура была объявлена как обязательная, один из ведущих (мужчина) настойчиво просил участницу выполнить задание. Технология этой методики заключается, как известно, в том, что нужно выполнить три рисунка на одном листе: какой меня видят другие, какая я на самом деле, какая я в будущем. Участница со сдержанной агрессией провела на листе бумаги три отчетливые резкие линии — желтую, красную и синюю. При первой интерпретации ее поведение можно было рассматривать как истерическую реакцию — это была одинокая сорокалетняя женщина. Но затем, когда она в заключительной части тренинга говорила о том, как она будет жить после группы (это одна из групповых процедур), выяснилось, что она будет примерной двоюродной бабушкой и исправно посещать мечеть. Участница восприняла задание опосредованно своим социокультуральным нормам, которые с детства сформировали у нее приоритет мужского и неукоснительное следование религиозным предписаниям, которые запрещают рисовать человека. Таким образом, поведение участницы вскрывало в связи с этим более глубокий личностный конфликт, связанный с отношением к мужчине, религии и их иерархией.

На основании проведенных наблюдений можно сделать вывод о необходимости медико-социальной диагностики с обязательным учетом транскультуральных факторов до проведения психокоррекционной работы, с тем чтобы иметь «рецептуру» применения определенных методов психотренинга дифференцированно по отношению к отдельным ее участникам.

Таким образом, кроме показаний или противопоказаний к участию в групповой форме психокоррекционной работы возникает задача установления показаний и ее методов к каждому участнику. Это предъявляет повышенные требования к психологическому консультированию как непременному этапу перед включением в группу, к проведению тщательной функциональной диагностики.

 

 

4.4. Тренинг общения для детей дошкольного,

младшего школьного и подросткового возраста

 

Существенным позитивным моментом в групповых формах работы с детьми является возможность приобретения умений и навыков в общении со сверстниками, коррекция неэффективных и дезадаптивных форм поведения обязательно в условиях благоприятного эмоционального климата.

В основу разработки программ тренингов положен принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя.

Каждая встреча логически вытекает из предыдущей, в содержательном плане — это основа для следующей, обеспеченная определенным набором психотехнических процедур.

Группы формируются после предварительной диагностики, выявляющей индивидуальные особенности ребенка и степень нарушения его системы отношений. Это необходимо для того, чтобы в процессе работы ведущий группу психолог мог осуществлять более дифференцированный подход к каждому из участников.

Группы формируются с учетом традиционных рекомендаций по составу и количеству. Не рекомендуется формировать группу, члены которой имеют одинаковые проблемы, включать в состав больше одного ребенка с гиперактивным синдромом, нескольких детей с истерическим неврозом или демонстративной акцентуацией. Эффективным считается включение в группу пар детей, имеющих сходные проблемы.

Работа группы проходит по определенным правилам, которые являются одним из основных факторов, обеспечивающих эффективность обучающего и психокоррекционного воздействия. Эти правила принимаются в группе по инициативе ведущего с учетом возрастных особенностей детей. Укажем основные: активность, искренность, доброжелательность, ответственность каждого за происходящее в группе.

Активность ведущего в поддерживании правил — наибольшая в дошкольных группах; количество правил у дошкольников наименьшее, сами правила доступны для понимания и выполнения.

В качестве основных задач тренинга общения, проводимого с детьми, назовем перестройку сложившихся неэффективных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, воссоздание полноценных контактов ребенка с социальным окружением.

 

Программа тренинга уверенности в себе

для старшего дошкольного и младшего школьного возраста

 

Цели:

Развитие более позитивной «Я-концепции»:

1. Совершенствование способности быть ответственным в своих действиях и поступках.

2. Развитие самоуправления.

3. Повышение способности полагаться на самого себя.

4. Повышение фрустрационной толерантности.

5. Обретение веры в себя.

Занятие проводится по одному часу один раз в неделю, всего шесть занятий.

Занятие 1

 

Цель: знакомство друг с другом. Дать понять разницу между агрессивным поведением и уверенностью в себе.

Понятия: уверенный — неуверенный; доброжелательный — злой. Замер самооценки.

 

1. Упражнение на знакомство: кинь мяч и назови имя. Назови свое имя и имена всех, кто кидал мяч до тебя.

2. Объяснение, для чего собрались: «Мы собрались для того, чтобы приобрести уверенность в себе, уметь общаться с ребятами в группе и во дворе, общаться на равных без страха, обид, без ссор и драк. Если кто-то боязлив, он может стать смелым, а если кто-то нерешителен, он может поверить в себя. Человек может все: слабый способен стать сильным». (Вспомнить примеры из сказок: хозяин Кота в сапогах, Чебурашка с крокодилом Геной, крошка Енот.)

3. Игра на умение спонтанно двигаться, возможность проявлять агрессию. Руководитель: «По сигналу соберитесь в пары, в тройки, в круг. Сесть всем на стулья, на один стул».

4. Проигрывание сказки «Теремок», где неуверенный заяц, агрессивный злой волк, доброжелательная уверенная лягушка пытаются проникнуть в теремок. Обсуждение: поведение какого зверя было более успешным? Что помогло лягушке попасть в теремок? Что не понравилось в поведении волка?

5. Игра на объединение «Селедка».

6. Замер самооценки «В гостях у трех поросят», «Лесенка». Обратить внимание на детей с заниженной самооценкой.

Домашнее задание: нарисовать рисунок «Семья».

 

Занятие 2

 

Цель: научить умениям выражать просьбу, требование, отказ; умению сказать «нет».

1. Игра «Вежливые слова»: поймай мяч и скажи вежливое слово. Обсудить: для чего нужны вежливые слова?

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Работа с эмоциями: «Сострой другому страшную рожицу, чтобы сосед испугался (по кругу)». «Теперь сделайте что-нибудь приятное друг другу».

4. Этюды: «Уверенный — неуверенный»; «Доброжелательный — злой». Игра на расширение наборов взаимодействия с использованием разных тактик, для того чтобы добиться цели. «Уступи место» — подойти, хлопнуть в ладоши. Тот, к кому подошли, уступает место. Без слов сделать что-то, чтобы тот, к кому ты подошел, уступил тебе место.

5. Умеете ли вы просить так, чтобы ваша просьба была выполнена и на вас не обиделись? Проигрывание ситуаций: «Попроси понравившуюся игрушку»; «Откажи другу вежливо, чтобы он понял причину отказа».

6. Игра на внимание «Зайчики».

7. Рассказать и проиграть рассказ «Волшебное слово». Обсудить, какое поведение мальчика было более успешным.

Домашнее задание: нарисуй себя таким, каким ты хочешь стать.

 

Занятие 3

 

Цель: показать детям способы совладания с трудными ситуациями. Учить преодолевать внутреннее напряжение, чтобы не впасть в оцепенение, не стать пассивной жертвой, а действовать, стараясь избежать наказания и чувства страха.

1. Игра на умение преодолевать препятствие: проникновение с разбега в круг.

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Игра на умение действовать быстро и решительно «Выжимание сока».

4. Разыгрывание ситуации «Остался дома».

5. Детская аутогенная тренировка: «Слизывание мороженого».

6. Разыгрывание ситуации «Праздник». Расскажи, что хочешь.

Домашнее задание: нарисуй праздник.

 

Занятие 4

 

Цель: обучение умению противостоять обвинению.

1. Игра на умение быстро и правильно ответить на неожиданный вопрос: «Быстрые ответы».

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Разыгрывание ситуаций типа «Разбилась любимая мамина чашка», «Сломал чужого трансформера». Обсудить, что в ситуациях возможного наказания можно:

– не скрывать свои переживания («Мне страшно, мама, не надо так кричать»);

– предложить помощь в решении проблемы («Что мне делать, чтобы ты успокоилась?»);

– уйти из поля зрения разбушевавшегося взрослого.

4. Игра в футбол с угрозами и предостережениями («Не бери мяч» и т. п.).

5. Разыгрывание сказки о «золотой рыбке», где дед конструктивно реагирует на обвинение.

 

Занятие 5

 

Цель: умение высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения.

1. Игра на снятие напряжения «Камень, бумага, ножницы» в парах.

2. Разыгрывание сказки «Краденое солнце», где один крокодил, остальные — солнечные лучики, задача которых не быть съеденными.

3. Игра на умение противостоять: «Выйди из круга».

4. Разыгрывание сказки об упрямом Фоме. Обсуждение поведения Фомы.

Домашнее задание: нарисуй «Что мне снится страшное» или «чего я боюсь днем».

 

Занятия 6–8

Цель: отреагирование страха в играх. Способы совладания со страхом.

 

1. Игра на отреагирование страха темноты, неожиданного воздействия (жмурки с препятствиями).

2. Обсуждение домашнего задания. Выбор рисунков для проигрывания.

3. Сочинение истории про страхи и проигрывание ее.

4. Игра на отреагирование страха внезапности: «Кто быстрее».

5. Повторный замер самооценки «В гостях у трех поросят», «Лесенка».

6. Игра «Телевизор», где выступают по очереди в роли ведущего, рассказывая, чему научились во время занятий.

 

Программа тренинга для детей старшего дошкольного возраста

(с участием родителей)

 

Цель: коррекция внутрисемейных отношений.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1,5 часа. Количество семей 4–5.

 

Занятие 1

Цель: знакомство участников тренинга друг с другом; формирование быстроты реакции, умения внимательно слушать.

1. Диагностика настроения. Участники говорят, какого цвета майка, шапочка или шарик у них есть.

2. Игра «Снежный ком». Участники сидят по кругу. Один из них называет свое имя. Сосед повторяет имя товарища и называет свое. Следующий повторяет два предыдущих имени и добавляет свое. И так до тех пор, пока круг не замкнется.

3. Игра «Пересядут все, у кого…». Водящий стоит. Остальные играющие сидят по кругу (все места заняты). Водящий произносит слова: «Пересядут все, у кого…» и называет какой-либо признак (светлые волосы, кто добрый, кто часто хвалит других). Все, кто принадлежит к названной категории, должны быстро встать и пересесть на любое освободившееся место. Водящий также стремится сесть. Тот, кому не хватило места, начинает водить.

4. Игра «Кролики». Играющие стоят по кругу, у одного — «кролика» (с него начинается игра) — руки согнуты в локтях, подняты вверх ладонями в центр круга. У его соседей таким же образом поднято по одной руке, которая ближе к «кролику». «Кролик» выбирает кого-либо из круга, называет по имени и опускает (вместе с соседями) руки. Выбранный «кролик» быстро поднимает обе «лапки», а его соседи — по одной. Игрок, совершивший ошибку, выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется три человека.

5. Игра «Мяч в кругу». Играющие стоят по кругу, дети — рядом с чужими родителями. Прежде чем кинуть мяч, нужно поймать взгляд другого участника игры и сказать какое-либо слово на определенную тему: вежливые слова, цветы, сказочные герои и т. д.

6. Диагностика настроения.

 

Занятие 2

Цель: разрядка агрессивности.

 

1. Диагностика настроения.

2. Игра «Пятнашки». На площадке, за которую нельзя выходить, водящий бегает за играющими и произносит шутливые угрозы («Вот я сейчас кому-то поддам» и т. п.).

3. Игра «Бездомный заяц». «Домиков» (стульев, обручей на полу) на один меньше, чем «зайцев». Все «зайцы» резвятся на лужайке. По команде водящего они должны быстро спрятаться в «домики». «Заяц», оставшийся без дома, начинает водить.

4. Игра «Кто первый». Играющие выстраиваются в шеренгу, на некотором расстоянии от них ставятся два стула так, чтобы между ними мог пройти только один человек. По сигналу, условленному заранее, играющие начинают движение (бег, прыжки на одной или двух ногах, ходьбу на четвереньках) к стульям. Необходимо пройти между ними и, обогнув один из них, вернуться обратно.

5. Игра «Снегопад». Играющие — снежинки. Они спокойно движутся по определенной площадке. Водящий говорит, какая стоит погода: спокойно, безветрие — снежинки едва двигаются; легкая поземка — движение быстрее; начинается метель — снежинки двигаются быстро, постоянно сталкиваясь друг с другом; вьюга — играющие бегают по площадке, постоянно меняя направление и мешая друг другу. Время от времени водящий дает команду снежинкам соединиться по несколько.

6. Игра «Щит и меч». Ведущий держит щит, дети бьют по нему мечами. Затем щит держит кто-то из родителей.

7. Игра «Восковая палочка». Группа стоит по кругу близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. В кругу — «восковая палочка». Ее ноги «приклеены» к полу, она, закрыв глаза, раскачивается, а группа мягко «перепасовывает» ее от одного члена группы к другому.

8. Диагностика настроения.

 

Занятие 3

Цель: сформировать умение распознавать невербальные проявления чувств; развить эмпатию, принятие другого человека.

1. Диагностика настроения.

2. Игра «Пересядут все, у кого…».

3. Игра «Дедушка Мазай и зайцы». Водящий — дедушка Мазай — «спит» в сторонке. Играющие («зайцы») договариваются между собой, что они будут «делать» (поливать, копать, рисовать, есть), и идут будить дедушку Мазая.

Зайцы: «Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай!»

Мазай: «Здравствуйте, зайцы. Где вы были, что вы делали?»

Зайцы:«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

После этого диалога «зайцы» молча демонстрируют придуманное действие. Мазай пытается отгадать. Как только он угадает, «зайцы» разбегаются, а Мазай ловит их. Пойманный «заяц» становится дедушкой Мазаем. Игра повторяется несколько раз.

4. Передача эмоциональных состояний невербальными средствами по очереди.Остальные участники должны разгадать это состояние.

5. Игра «Представь, что ты…» ( пень, мороженое и т. д.).

6. Игра «Море волнуется». Играющие свободно стоят на площадке, водящий — к ним спиной.

 

Играющие: «Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три».
Водящий: «Морская фигура На месте замри».

 

С этими словами играющие замирают, а водящий поворачивается и, по очереди «оживляя» фигуры, выбирает наиболее понравившуюся. Она и будет водить.

7. Игра по предложению детей.

8. Диагностика настроения.

Занятия 4–5

Цель: снятие напряжения при ответах, обучение умению противостоять обвинениям и запретам; для родителей — обучение умению отвечать на бесконечные детские «почему».

 

1. Диагностика настроения.

2. Футбол (регби). Играющие делятся на две команды (родители и их дети — в разных). Играющий, завладевший мячом, постоянно слышит шутливые угрозы, запреты типа: не трогай, зачем взял, ну-ка положи, отдай, не мешай (в регби, в отличие от футбола, играют на коленях; допустимы захваты, борьба «куча мала».)

3. Игра «Тропа индейцев». На расстоянии одного детского шага расставляются стулья, скамейки, столы, повернутые разными сторонами. Детям необходимо пройти «тропу», не оступившись. Взрослые и остальные дети стоят по обе стороны «тропы» и всячески драматизируют ситуацию, «нагнетают обстановку».

4. Игра «Быстрые ответы». Игровое пространство заранее разделяется на небольшие квадраты, по одну сторону которых находится ведущий, а по другую — стоящие рядом остальные участники. Водящий, сначала взрослый, задает поочередно каждому вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета «один — два — три». Вопросы носят доступный возрасту участников шутливый характер, часто с «подковыркой». При подходящем ответе производится перемещение участника игры вперед на один шаг (квадрат). Каждый вопрос начинается со слова «почему». Например: «Почему гремит гром?», «Почему крокодил зеленый?», «Почему лягушки живут в болоте?» и т. д.

5. Игра «Война». Играют две команды. Последовательность игры:

1) «бомбежка» — бросание мелких нетяжелых предметов (шарики, кегли и т. п.) друг в друга из-за укрытия (в качестве укрытия используются стулья, столы, кресла, поставленные напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов);

2) «танковая атака» — сближение под прикрытием стульев, столов;

3) рукопашная схватка;

4) перемирие.

6. Разыгрывание ситуаций:

1) диктор телевидения — придумать и провести передачу;

2) в школе на уроке (сначала роль учителя исполняет взрослый, затем ребенок);

3) поезд в страну «Негодников» проезжает станции «Неумейка», «Незнайка», «Неряха», «Непослушники», «Некультурники». Взрослые, которые стоят на этих станциях, предъявляют детям незаслуженные обвинения. Дети же должны отстоять свою правоту.

7. Диагностика настроения.

 

Занятия 6–8

Цель: отреагирование страхов при поддержке родителей.

1. Диагностика настроения.

2. Игра «Выжимание сока». Играющие становятся в круг, в центре — «лимон». Круг постепенно сужается, а «лимон» пытается устоять, отпихивая наступающих руками. Тот, до кого дотронулись, должен сначала отступить, а затем возобновить наступление.

3. Игра «Прятки».

4. Игра «Автобус». Несколько участников, держась друг за друга руками, образуют каркас автобуса с водителем впереди. «Автобус» подкатывает к остановке, в него набиваются пассажиры; «едут» по комнатам, коридорам, между мебелью.

5. Разыгрывание ситуации «Один дома». Ребенок остался дома один, и с ним случаются (или ему кажется) различные происшествия.

6. Сюжетная игра, направленная на отреагирование страхов недобрых людей (бандитов, воров и т. п.), животных (собака, волк, медведь и т. п.), сказочных персонажей. В сюжетных играх ребенок, чей сюжет будет проигрываться, распределяет роли. Ребенок играет сначала того, кого боится; затем того, кто пугает; и в третий раз того, кто побеждает пугающего.

7. Диагностика настроения.

Занятия 9–10

Цель: закрепление достигнутого.

1. Диагностика настроения.

2. Проигрывание понравившихся игр.

3. Игры по желанию детей.

4. Совместные поделки (рисунок, лепка, постройка).

5. Диагностика настроения.

 

Программа тренинга общения для подростков

 

Программа включает 15 занятий по 2 часа каждое. Количество участников — 15 человек.

 

Занятие 1

Цель: создание игровой атмосферы, начало диагностического этапа в групповом процессе.

Метод: знакомство. Выбор имени в группе. Какое качество помогает, какое мешает в жизни.

1. Игра «Я великий мастер» проводится по кругу.

2. Игра «Кирпич» — по кругу передается мнимый кирпич, и каждый придумывает, что бы он с ним сделал. Вводятся правила, по которым будет жить группа.

 

Занятие 2

 

Цель: показать членам группы, что каждый из них индивидуален.

Метод: игры «Ассоциации», «Изобрази проблему».

 

1. Игра «Ассоциации». Каждый участник, начиная с ведущего, садится по очереди лицом к одному члену группы. Тот сообщает ему об ассоциациях, которые возникли у него в данный момент. Каждый участник выслушивает всех членов группы. Затем делится своими переживаниями. Игра продолжается, пока в центре не побывает каждый участник игры.

2. Игра «Изобрази проблему». Участник игры изображает без слов свою проблему. Остальные потом высказывают, что они поняли. Последним говорит тот, кто показывал. Игра помогает начать говорить о своих проблемах.

Занятие 3

 

Цель: выявить актуальные проблемы участников.

Метод: игры «Что тебе говорит кукла», «Запретный плод», «Волшебный магазин».

 

1. Игра «Что тебе говорит кукла». Тренер приносит с собой куклу. Обращаясь к члену кружка, он дает задание: «Возьми куклу так, чтобы она смотрела на тебя. Что она говорит?» Как правило, каждый вкладывает в то, что говорит кукла, свое наиболее актуальное переживание, поскольку кукла представлена тренером как «мудрец».

2. Игра «Запретный плод». На стул ставится предмет, изображающий запретный плод. Каждый с помощью пантомимы показывает то, что он сделал бы с ним. В конце каждый рассказывает, что он своими движениями представлял.

3. Игра «Волшебный магазин». Тренер, обращаясь ко всем, говорит, что сейчас можно походить по магазину, где есть все. Но чтобы купить, что понравится, нужно отдать ненужное качество, которое особенно мешает.

Занятие 4

 

Цель: способствовать выработке коммуникативных навыков психодиагностического характера.

Метод: игра «Разбор».

 

Выбирается «разбираемый». Участники делятся на две группы. Первая говорит о положительных качествах «разбираемого», вторая — об отрицательных; это осуществляется по очереди 4–5 раз. После «разбираемый» говорит, с чем он согласен, а с чем нет. Игра проводится, когда взаимоотношения между участниками уже известны. тренер подбирает группы так, что «+» указывают те, кто является на данный момент своего рода недругом «разбираемого», «–» высказывают друзья «разбираемого».

Занятие 5

 

Цель: творческая социометрия.

Метод: игра «Сочинение».

 

Участники должны дома написать сочинение друг о друге в виде сказки или фантастического рассказа. На следующем занятии каждый зачитывает сочинение, а остальные угадывают, о ком оно написано. Игра развивает психологическую наблюдательность. Умение наблюдать проверяется в группе по тому, как быстро группа отгадывает «героя» сочинения.

Может быть, что много сочинений будут об одном человеке. Это обсуждается. Почему об одном человеке пишут многие, что значит быть интересным человеком. Для тех, о ком сочинений не было, это тоже является хорошим тренингом.

 

Занятие 6

 

Цель: формирование сплоченности группы.

Метод: игра «Молчанка и большой разговор».

 

Группа совершает прогулку по улице, во время которой необходимо молчать. После возвращения тренер «вдруг» говорит, что сейчас можно поговорить. После долгого молчания возникает оживленная доверительная беседа, насыщенная воспоминаниями. Тренер должен обеспечить возможность высказаться всем.

 

Занятие 7

 

Цель: умение диагностировать свой характер (развитие рефлексии).

Метод: игра «Отверженный».

 

Выбирается «отверженный», который выходит за дверь. Остальные называют причины, по которым этот участник может быть отвергнут. Тренер записывает. Когда набирается 6–10 причин, «отверженного» приглашают. Ему предлагают отгадать три причины; когда он их отгадывает, его снова принимают в круг. Запись тренера прочитывается. Запасные причины указываются для того, чтобы облегчить «отверженному» возможность попасть в круг.

 

Занятие 8

 

Цель: формировать коммуникативные умения, показать неприглядность некоторых форм общения, которые можно наблюдать в подростковой среде.

Метод: игра «День рождения».

 

Перед началом игры тренер дает каждому билет, в котором указано, как себя вести в этой игре. Билет хранится в тайне до конца игры, только во время обсуждения можно сказать, что кому нужно было делать.

Задания на билетах:

1. Именинник — старается развлекать гостей общей беседой.

2. Всезнайка — старается «влезть» в любой разговор.

3. Спорщик — со всеми спорит.

4. Миротворец — старается погасить конфликты.

5. Человек, недовольный всем и всеми.

6. Тамада — помощник именинника.

7. Оригинал — старается любую беседу повернуть в другое русло.

8. Бестактный человек.

После игры проводится обсуждение. Возможно, что день рождения закончится конфликтом. Но это даже лучше для обсуждения, так как даст большой поведенческий опыт.

 

Занятие 9

 

Цель: развить у участников умение сотрудничать, оказывать друг другу эмоциональную поддержку.

Метод: РТИ (ролевые творческие игры).

 

Занятие 10

 

РТИ (на умение сопереживать).

 

Занятие 11

 

Цель: дальнейшее совершенствование умения решать диагностические задачи.

Метод: игра «Мнения».

 

Участник выходит за дверь, остальные высказывают свои мнения о нем и записывают их. Затем вошедший зачитывает этот список и старается отгадать, кому принадлежит то или другое мнение. Это проделывают все участники. Список с мнениями остается у каждого.

 

Занятие 12

 

РТИ (на умение оказывать эмоциональную поддержку).

 

Занятие 13

 

Цель: формировать умение находить нужный тон в общении.

Метод: игра «Подари цветочек».

Одному из участников игры дают цветок. Он может подарить цветок, кому захочет. Остальные стараются получить цветок, обращаясь к хозяину с соответствующей просьбой. Владелец выслушивает все просьбы, затем делает выбор.

 

Занятие 14

 

Цель: с помощью ассоциаций диагностировать характеры, а также научить нестандартному, творческому отношению к товарищам.

Метод: игра «Кто это?»

 

Один из участников выходит. Другие загадывают кого-то из круга. Вошедший с помощью вопросов «Если это дерево, то какое?» или «Если это стихия, то какая?» и т. п. к каждому из играющих пытается определить загаданного участника. Если это ему удается, то отгаданный уходит из круга. И игра продолжается.

 

Занятие 15

 

Цель: смоделировать экстремальную ситуацию. Проанализировать поведение группы.

Метод: РТИ «Необитаемый остров».

Инструкция. Тренер сообщает группе: «Мы на необитаемом острове». Через две минуты каждый сообщает, кто он: как зовут и чем занимается.

 

Примечания:

1. РТИ разрабатываются накануне, их количество может быть меньше, чем в предлагаемой программе. Методически оптимально идти от РТИ с жестко закрепленными ролями и сюжетом к РТИ типа «Необитаемый остров».

2. Проведение РТИ. Тренер раздает членам группы роли, называя отличительные черты персонажей, описывает место, где происходит действие, задает первую проблемную ситуацию. Дальнейший сюжет придумывается участниками по ходу игры. Тренер не должен продумывать всю игру до конца. Он должен заготовить только первую проблемную ситуацию и роли. Роли распределяются, исходя из того, какое качество тренер хочет скорректировать в участнике. Если нужно подкрепить положительное качество, то подростку дается роль, обладающая этим качеством. Если нужно обратить внимание подростка на какой-то недостаток, то ему дается роль человека, имеющего этот недостаток в гипертрофированном виде. Если роль не нравится, то можно попытаться убедить подростка, показывая и положительные стороны этого персонажа, или же предложить ему самому придумать себе роль.

РТИ начинается с ситуации, придуманной тренером, и длится, пока сюжет не будет исчерпанным, т. е. добро не победит зло. После этого проводится обсуждение.

Использование игр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.192 с.)