Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для коррекции взаимоотношений со сверстниками

Поиск

Детей разного возраста

В процессе проведения различных тренингов на каждом этапе и с учетом групповой динамики применяются различные психологические игры и упражнения (В. Прутченков, 1989; К. Фопель, 1999; Н. Хрящева, А. И. Захаров). Для повышения эффективности групповой коррекции целесообразно учитывать при использовании игр возраст детей. В связи с этим игры, которые используются в тренингах, целесообразно распределять по возрастам на каждом этапе тренинга. Ниже приводится разработка по применению различных игр для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста с учетом фаз тренинга.

Предлагаемые игры соответствуют фазам тренинга, которые присутствуют в детских группах:

– ориентировочно-зависимая, или фаза знакомства;

– агрессивно-негативная фаза;

– рабочая, или фаза групповой сплоченности.

Проведение описанных игр, как правило, составляет первую часть каждого занятия. В основной части в зависимости от фаз групповой динамики и возраста детей разыгрываются истории:

– начала которых предлагает ведущий, а продолжают дети (в фазе знакомства);

– народные сказки (в основном для детей младшего дошкольного возраста);

– страшные сны и условные истории (для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста);

– реальные проблемные истории, которые беспокоят детей.

Традиционно в начале и в конце каждого занятия проводится диагностика состояния детей.

В дошкольном возрасте (3–7 лет) детям задается вопрос: «Какого цвета воздушный шарик ты бы хотел держать у себя в руках?» При ответах детей необходимо реагировать на предъявление мрачных тонов. В этих случаях используют процедуру эмоциональной поддержки: в начале занятия ребенку предоставляется право выбирать и проводить подвижные игры, в конце занятия — игры, содержащие тактильные прикосновения (пожатие рук, покачивание, подбрасывание, вербальная положительная оценка тех достижений, которые удалось совершить ребенку). В младшем школьном возрасте используется «Градусник» — уровень настроения по воображаемому градуснику (выше и ниже нуля). Кроме «Градусника» можно использовать «радугу»: на одном листе каждый из детей рисует одну дугу радуги тем цветом, который ему сейчас больше нравится.

Ведущий имеет возможность оценить настроение детей по тому, кто в какой последовательности и рядом с кем расположил свою дугу в радуге. По изображению радуги можно видеть групповую динамику, это своеобразная социограмма. Кроме того, совместная процедура рисования способствует групповой сплоченности. Анализ группового настроения отображенного в рисунке радуги помогает ведущему корректировать программу занятия, делая акцент на эмоциональную поддержку детей с низким статусом и плохим самочувствием.

подростки говорят о своем самочувствии, активности и настроении. Кроме диагностики, эта процедура способствует развитию рефлексии подростка.

 

Ориентировочно-зависимая фаза включает игры на знакомство, установление взаимоотношений.

Младший дошкольный возраст (3–4 года)

1. Игра «брось мяч и скажи свое имя». Вариант этой игры: «Брось мяч и скажи свое имя тому, кому бросаешь мяч».

2. Следующая игра для этого возраста: «Ведущий говорит имя каждого ребенка по кругу с определенным движением, дети повторяют».

 

Старший дошкольный возраст (5–7 лет)

1. фигурное имя — каждый из детей по кругу называет свое имя с изображением какой-либо фигуры.

Эта игра имеет диагностическое значение. Показ фигуры отражает эмоциональное состояние и характерологические особенности человека. Например, закрытый характер фигуры говорит о тревожности, напряженности ребенка и проблемах во взаимоотношениях. Вычурные позы — о демостративности. Диагностически важным является неспособность ребенка спонтанно изобразить фигуры, что указывает на наличие неуверенности, страха сделать что-либо неправильно.

2. похвали себя — дети говорят о себе что-нибудь хорошее. Особенно важно это для детей в семьях с таким типом воспитания, как эмоциональное отвержение.

Младший школьный возраст

Игра на знакомство «Снежный ком».

Назвать имена всех, кто сидит по кругу, и свое собственное:

1) скажи, что хорошего есть в тебе;

2) назвать свое имя с прилагательным, которое начинается на начальную букву своего имени. Например: «Лена любимая». Прилагательное несет диагностику отношения к себе;

3) назвать себя с прилагательным, начинающимся на первую букву своего имени, и имя соседа с прилагательным на первую букву его имени. Это отражает характер взаимоотношений.

 

Подростковый возраст

1. Игра «Имя с признаками». Назови свое имя и признак, который тебя характеризует.

2. Игра «имя с ассоциацией». Назвать имя соседа и ассоциацию к имени.

3. Игра «Я великий мастер». По кругу участники говорят о своих умениях: «Я великий мастер делать…»

 

Для всех возрастов очень эффективна игра «Пересядь по признаку».

Ведущий убирает один стул, у дошкольников — одну из подушек, которые лежат на игровом ковре, ровно по количеству детей. Далее в зависимости от возраста дается следующая инструкция.

Дошкольный возраст. Ведущий предупреждает, что должны пересесть те, у кого есть то, о чем будет сказано. Далее он говорит: «Я люблю вас всех, но особенно тех, у кого в одежде красный цвет». Дети должны быстро поменяться местами. Игра может носить психокоррекционный характер, если ведущий будет предлагать пересесть детям, имеющим сходную проблему. Например, детям, имеющим младших братьев или сестер, с которыми у них конфликт из-за перенесения родительской любви на младшего. Тогда фраза: «Я люблю особенно тех, у кого есть младший брат» — может нести внушающий характер, утверждающий, что ребенок любим и этому помог младший. Варианты могут быть со страхами, с проблемами в поведении, в которых, как выяснил ведущий-психолог у группы, больше повинны родители, и т. д. Это требует, во-первых, предварительной диагностики и семейной консультации, во-вторых, достаточной подготовленности самого ведущего. В связи с этим игра может проводиться и в фазе групповой сплоченности*.

Младший школьный и подростковый возраст. Ведущий просит пересесть тех, у кого есть называемый им признак. Сам он тоже пытается занять один из стульев. Оставшийся без места становится водящим и, в свою очередь, называет признак, игра продолжается. Для детей этого возраста развивается перцептивная сторона общения.

 

Агрессивно-негативная фаза

 

Занятия включают игры, предлагаемые взрослым. Проигрываются игры, дающие детям возможность более глубоко узнать себя и других. Кроме того, на этой фазе дети, как правило, уже привыкают друг к другу, к ведущему, к стилю. это способствует разрядке накопившегося у детей в повседневном общении напряжения в виде агрессивных действий, направленных в основном на ведущего как представителя взрослых. Это благоприятный показатель в тренинге, и ведущему необходимо его использовать, применяя соответствующие игры.

1. Игра для дошкольников, младших школьников «Снежки» или «вьюга», для подростков «Броуновское движение».

В ходе игры все хаотично двигаются. По сигналу ведущего, который тоже принимает участие, все объединяются по двое, трое и т. д., прижавшись друг к другу локтями. Важно не остаться одному. Скорость движения задается ведущим: «Вьюга все сильнее и сильнее» или «Температура воды все выше и выше, молекулы движутся все быстрее», затем неожиданно: «А теперь соединитесь по две (три и т. д.) снежинки (молекулы)».

2. Игра для дошкольников и младших школьников «Войди и выйди из царства злодеев».

Дети надевают страшные маски, а ребенок должен войти и выйти из круга. Как второй вариант — ребенок в страшной маске входит и выходит из доброго царства-государства (дети в кругу без масок). В обоих случаях стоящие в кругу должны всячески препятствовать попыткам прорыва. для подростков эта игра заключается в том, чтобы ворваться или вырваться из круга. Это способствует отреагированию эмоционального напряжения.

3. Игра для всех возрастов — сжатие с угрожающими репликами находящегося в кругу (им может быть также ведущий).

дети сужают пространство, чтобы стиснуть, раздавить, разделаться с тем, кто стоит в центре круга. Стоящий посредине обороняется, отталкиваясь от надвигающихся руками. Кого он успеет оттолкнуть, должны отойти назад. Если это не удается, то его сталкивают в круг надвинувшихся ребят.

4. Игра для дошкольного и младшего школьного возраста «Замри».

По одному сигналу можно делать все, что вздумается (бить в ладоши, кричать, топать ногами, визжать). По другому сигналу — замереть на месте. Водящий ходит между детьми и пытается спровоцировать ребенка на движение. Ребенок должен во что бы то ни стало удержаться. Водящий может использовать как угрожающие образы, так и смешные. Не выдержавший ребенок выходит из игры.

5. Игра.

– Для дошкольников. Передать по кругу друг другу страшное выражение лица без слов. Затем по второму кругу невербально передать что-то приятное.

– Для младших школьников. передать по кругу ругательное слово. Затем по второму кругу сказать хорошее слово.

– для подростков. бросить мяч и сказать при этом плохое, страшное, неприятное слово. Затем бросить мяч и сказать доброе, ласковое, приятное слово.

 

6. Игра для младших школьников «Уступи место без слов».

Ребенок подходит к кому-то из сидящих в круг ребят и, используя только невербальные средства общения, пытается добиться, чтобы ему уступили место.

Для дошкольников (5–7 лет): игра заключается в том, что ребенок невербально просит кого-то из своих товарищей, сидящих в круг, дать ему поиграть с игрушкой.

Игры расширяют тактики невербального взаимодействия.

7. Игра для всех возрастов.

Одна пара становится и играет роль ворот, говоря фразу: «Золотые ворота, проходите, господа!» Остальные проходят через ворота. С окончанием фразы ворота закрываются, об этом знают и стараются пройти побыстрее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.209 (0.011 с.)