Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторых проективных методик

Поиск

Исследование валидности

Некоторых проективных методик

Диагностика эмоционального состояния участников тренинга — необходимая процедура, дающая тренеру возможность в результате обратной связи сориентироваться на дальнейшую работу с группой. Кроме того, для участника тренинга самооценка своего состояния дает возможность развить в себе способность контроля эмоций (В. И. Гарбузов, 1994).

Наиболее часто для определения эмоционального состояния участников применяется методика, определяющая самочувствие, активность, настроение (САН). Процедура тестирования занимает достаточное количество времени и в условиях проведения тренинга при длительности одного занятия 1,5 или 3 часа сама по себе начинает нести эмоциональную нагрузку, поэтому в группах больных неврозом или в детских группах теряет смысл или просто невозможна.

Для оценки состояния участников помимо САН применяется опрос о предпочтительном цвете для каждого участника в данный момент или предлагается отметить уровень, соответствующий своему состоянию на полоске бумаги без нанесенной на нее шкалы. Предполагается, что вербально предъявленные цвета дают информацию об эмоциональном состоянии, аналогичную информации, полученной при использовании цветового ряда (А. М. Эткинд, 1983). Кроме того, сравнивание предъявленных цветов или отмеченных на полоске бумаги («градуснике») уровней в начале и в конце занятия дает представление о динамике состояний участников тренинга. Преимущество этих методик заключается в простоте проведения. Это дает возможность использовать их в группах, где затруднено или невозможно применение вербальных методик (группы больных неврозами, детские и др.). Но валидность вербального предъявления цвета и уровня состояния, отмеченного на «градуснике» не изучена.

Нами исследована взаимосвязь данных, полученных с помощью методики САН, при вербальном предъявлении цвета и при помощи «градусника». Всего было обследовано 103 женщины в возрасте 18–25 лет. Обследуемым было предложено заполнить САН, отметить на стандартных листках без нанесенной шкалы уровень, соответствующий своему состоянию и вербально обозначить это состояние цветом. Для статистической обработки уровню, соответствующему состоянию и цвету, были присвоены цифровые обозначения. Цвет кодировался в соответствии с цветовым тестом М. Люшера (В. Тимофеев, Ю. Филимоненко, 1995). В результате обработки были обнаружены следующие зависимости.

Уровень, соответствующий эмоциональному состоянию обследуемых, был положительно взаимосвязан с самочувствием (r = 0,65), настроением (r = 0,66), активностью (r = 0,56). Внутри шкал САН также были выявлены положительные зависимости — самочувствие и настроение (r = 0,68), самочувствие и активность (r = 0,67), настроение и активность (r = 0,47). Таким образом, определив уровень актуального состояния, можно иметь представление о самочувствии, активности, настроении участника тренинга. Состояние, соотнесенное с цветовым выбором, отрицательно взаимосвязано с уровнем, отмеченным на «градуснике» (r = –0,22), т. е. основные цвета (В. Тимофеев, Ю. Филимоненко, 1995) соответствовали более высокому уровню, отмеченному на «градуснике», дополнительные цвета — более низкому. Взаимосвязь вербально предъявленных цветов со значениями шкал САН обнаружена не была. Наличие положительных взаимосвязей значений «градусника» и шкал САН позволяет использовать самооценку своего состояния в группах, где проведение САН затруднено или невозможно. Вербальное предъявление цвета, субъективно соответствующего эмоциональному состоянию, также является информативным, но в меньшей степени, чем самооценка своего состояния посредством «градусника». Возможно, что при представлении цвета, соответствующего своему состоянию, возникают асссоциации, которые к эмоциональному состоянию не имеют непосредственного отношения.

Следует отметить, что наблюдения за четырьмя психокоррекционными группами детей дошкольного возраста, имеющих нервно-психические нарушения и проблемы в общении, показали, что изменение цвета, предъявленного ребенком в конце психокоррекционного занятия, подтверждало положительную динамику эмоционального состояния, раскрепощенности и спонтанного поведения. Применение диагностики в виде вербального предъявления цвета давало возможность отслеживать негативные состояния детей и осуществлять с ребенком индивидуальную работу.

Изучение взаимоотношений педагогов

И детей дошкольного возраста

Нами были разработаны и использованы анкеты, направленные на изучение особенностей взаимоотношений педагогов и детей и причин их нарушений. При разработке анкет мы исходили из того, что параметрами, характеризующими отношение детей к воспитателям и воспитателей к детям, являются их эмоциональные состояния.

Анкета для детей включает в себя как закрытые, так и открытые вопросы. Личные отношения детей к педагогам, по нашему мнению, в большей степени проявлялись в ответах детей: «нравится воспитательница». Страх перед воспитателем и наказания со стороны воспитателя, большое количество запретов, требований и ограничений, недостаток похвалы со стороны воспитателя отражают проблемы в личных взаимоотношениях детей и педагогов. Желание ребенка, чтобы работал тот или иной воспитатель, и желание рассказать о своих проблемах воспитателю также отражают личное отношение дошкольника (номера вопросов анкеты: 8, 9, 22, с 10 по 18). Деловые отношения детей и педагогов оценивались по ответам: «интересно на занятиях», «нравится на занятиях» и по предпочтению ребенком занятий с воспитателем и самого воспитателя (номера вопросов анкеты: 19, 23, 24, 25). Оценочные отношения отражались в ответах детей: «добрая», «кричит», «ругается», «она злится на нас в тихий час» и т. п.

 

Анкета для детей

 

1. Ты любишь ходить в детский сад или нет?

2. Если бы ты мог остаться дома и не ходить в детский сад, чтобы ты предпочел — ходить в детский сад или остаться дома?

3. Ты сильно скучаешь по маме, находясь в детском саду, или нет?

4. У тебя есть друзья в детском саду или нет?

5. Тебя обижают ребята в детском саду или нет?

6. Хочешь спать днем в детском саду или нет?

7. Нравится есть в детском саду или нет?

8. Тебе нравится твоя воспитательница (имя отчество воспитателя) или нет?

9. Ты бы захотел, чтобы вместо (И. О. воспитателя) у тебя был другой воспитатель или нет?

10. Ты боишься или не боишься (И. О. воспитателя)?

11. Ты боишься или не боишься, что тебя накажет (И. О. воспитателя)?

12. Много запрещает тебе (И. О. воспитателя) или нет?

13. Много ругает или нет (И. О. воспитателя)?

14. Часто кричит на тебя (И. О. воспитателя) или нет?

15. Наказывает тебя (И. О. воспитателя) или нет?

16. Может ударить тебя (И. О. воспитателя) или нет?

17. Много требует от тебя (И. О. воспитателя) или нет?

18. Часто или редко хвалит тебя (И. О. воспитателя)?

19. Интересно тебе или нет с (И. О. воспитателя)?

20. (И. О. воспитателя) не дает играть самому?

21. Если бы ты играл в игру «Детский сад», то кем бы ты стал в ней? Сам собой, воспитателем, другим мальчиком (девочкой)? (Несколько сочетаний).

22. Если бы с тобой произошло горе, беда, несчастье, обидел тебя кто-нибудь, то ты всегда бы рассказал об этом (И. О. воспитателя), поделился, или не всегда?

23. Нравится тебе или нет на занятиях, которые проводит (И. О. воспитателя)?

24. Хотел бы ты или нет, чтобы в школе тебя учила воспитательница (И. О. воспитателя)?

25. Какие занятия тебе нравятся больше всего: музыкальные, физкультурные … занятия с воспитателем?

Анкета для педагогов

 

1) со сколькими детьми в группе у Вас имеют место более или менее выраженные проблемы во взаимоотношениях?

2) со сколькими родителями Вы испытываете сложности в отношениях?

3) сколько коллег в детском саду у Вас вызывают симпатию?

4) можете ли Вы считать отношения с администрацией детского сада как вполне удовлетворительные или нет?

 

Отметьте особенности поведения детей в Вашей группе. При их выраженности ставьте знак +:

5) с нежеланием принимает участие в коллективных занятиях, играх;

6) излишне медлителен при одевании, принятии пищи, на занятиях; заторможен;

7) излишне подвижен, активен, все делает слишком быстро;

8) часто нарушает Ваши справедливые требования, правила поведения, хотя Вы постоянно ему (ей) о них напоминаете;

9) плохо засыпает, не может уснуть в тихий час;

10) испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками;

11) владеет необходимыми навыками самообслуживания;

12) испытывает (испытывал раньше) затруднения в период адаптации;

13) сильно привязан к матери;

14) часто волнуется, беспокоится;

15) нередко грустный;

16) с нетерпением ждет родителей;

17) обнаруживает патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца, онанизм, раскачивание перед сном, облизывание губ;

18) выявляются ли заикание, нервные тики, недержание мочи во время дневного сна, игры, недержание кала;

19) при переформировании группы или если бы группа формировалась по Вашему желанию, отметьте знаком + детей, которых Вы бы хотели оставить в своей группе.

 

Дайте характеристику детей Вашей группы. При выраженности качества ставьте знак +:

20) общительный;

21) уверенный в себе;

22) настойчивый, активный;

23) уступчивый;

24) эмоционально устойчивый, жизнерадостный;

25) неагрессивный (миролюбивый);

26) привязанный к Вам;

27) конфликтный, драчливый;

28) агрессивный;

29) неадекватно реагирует на замечания;

30) упрямый, несговорчивый;

31) обидчивый, капризный;

32) возбудимый, нетерпеливый;

33) легкоранимый, плаксивый;

34) замкнутый в себе, скрытный по характеру;

35) неконтактный, обособленный;

36) трудно понять то, что он хочет;

37) пассивный, инертный, вялый;

38) робкий, застенчивый;

39) недоверчивый, настороженный;

40) боязливый, неуверенный;

41) хорошо или плохо занимается на учебных занятиях в группе? (хорошо +; плохо –);

42) хорошо или плохо ведет себя в детском саду? (хорошо +; плохо –);

 

К концу дня кто из детей, по вашему мнению:

43) устает;

44) жалуется на головную боль;

45) испытывает боли в животе;

46) выглядит вялым;

47) становится возбужденным;

48) становится молчаливым;

49) без изменений в поведении;

50) рассказывает ли ребенок Вам, что происходит у него дома? (да +; нет –);

51) в детстве были ли у Вас трудности во взаимоотношениях с воспитателями в детском саду? (Если не посещали детский сад, то так и напишите.)

 

 

 

Глава 4

Психологическая коррекция

Психокоррекционной группы

Психокоррекционная группа проходит определенные стадии. Это определяет динамику группы, которая обусловлена рядом факторов.

Был проведен анализ работы одной из лечебных групп. Исследование проводилось методом невключенного наблюдения. В качестве объекта была выбрана группа больных неврозом. Данный выбор объекта исследования мотивирован тем, что больные неврозом представляют собой наиболее выраженную форму социально дезадаптированных личностей, чье поведение неадекватно ситуации и в то же время дезадаптация и неадекватность обратимы. Очевидно, что группа вместо субъектов с неврозами может состоять из акцентуантов различных форм или людей, переживающих хронический или острый стресс (в частности, после критических и чрезмерных спортивных нагрузок), т. е. наблюдаемые и изложенные ниже явления могут быть в любой группе с менее выраженными вариантами отклонений от нормы различной длительности течения.

Наблюдаемая группа работала в течение месяца ежедневно по 1,5 часа. Группа включала 8 человек: 4 человека с истерическим неврозом, 3 — с неврастенией, 1 — с обсессивным неврозом. Группу вели два ведущих — мужчина и женщина с демократическим и авторитарным стилями руководства. Наблюдение за группой вели 3 человека. Каждое занятие разбиралось ведущими и наблюдателями совместно.

В ходе занятий у членов группы выявились следующие типы темперамента: истерический невроз — 3 холерика и 1 сангвиник; неврастения — 2 сангвиника и 1 флегматик, обсессивный невроз — сангвиник. Средний возраст — 27 лет. Известно, что при формировании группы нежелательно включение в состав более двух лиц с истерическим радикалом. В данной группе было 4 человека с истерической формой невроза, в результате динамика группы имела свои особенности. Исследованиями установлено, что группы, в составе которых находятся пары с одинаковыми акцентуациями, более динамичны. В таких группах прохождение второй фазы осуществляется значительно быстрее, чем в группах, где парных акцентуаций нет. При наличии в группе 4 человек с истерическими акцентуациями групповой процесс развивался еще динамичнее.

Больные с истерической формой сразу образовали подгруппу, постоянно отвлекающую внимание ведущих на себя. Если этого не удавалось, они демонстративно покидали группу. В результате ведущие вынуждены были работать сначала с проблемами истериков, используя группу как фон. И именно такая тактика в данном случае оказалась наиболее оптимальной. При включении в группу нескольких истериков может произойти попытка манипуляции психологом. При ведении группы двумя психологами эти попытки манипулирования заключались еще и в предпочтении одного ведущего и отвержении другого. Это привело к интересному явлению, проявившемуся у ведущих: у них началась конфронтация между собой, которая выразилась в борьбе за лидерство. Борьба за лидерство ведущих проходила параллельно борьбе за лидерство в самой группе, что в некоторых моментах работы приводило к неуловимой рассогласованности действий ведущих. Этот момент при обсуждении работы группы был выявлен, и после решения проблемы лидерства между руководителями и проблемы лидерства в самой группе она смогла перейти в следующую фазу работы.

С подгруппой истериков чаще работал психолог с авторитарной ориентацией, и в эти моменты группа работала по типу группового фона. При работе с другими членами группы чаще включался психолог, ориентированный на демократический стиль, и группа работала по типу психотерапии. Поэтому ведение группы двумя ведущими с разной ориентацией на стиль руководства оказалось в группе с увеличенным числом истерических форм эффективным.

При самонаблюдении за своим нервно-психическим состоянием оба ведущих к концу работы группы отметили рецидивы нейродермита. Не имея возможности выхода путем прямого эмоционального отреагирования, нервное напряжение канализировалось в психосоматическом направлении.

Существует ряд исследований динамики эмоционального состояния и уровня невротичности у членов групп. Динамика нервно-психического состояния психолога (психотерапевта) во время ведения тренинга, а также влияние этого состояния на динамику группы практически не исследованы.

Подводя итоги, можно отметить:

1. Своеобразный характер функционирования группы с большим количеством (4 человека) истерических радикалов.

2. На динамику группы кроме соотношения форм невроза (акцентуаций) влияет соотношение темпераментов.

3. Группы подобного состава эффективнее вести двум ведущим с разными ориентациями на стиль руководства.

4. Ведущие также в процессе работы группы образуют подгруппу, в которой происходит своя динамика, и данная группа после конфронтации вливается в общую группу.

5. Нервно-психическое состояние ведущих претерпевает изменение за время работы в группе (в частности, в виде психосоматических обострений).

Особенности применения

Занятие 1

 

Цель: знакомство друг с другом. Дать понять разницу между агрессивным поведением и уверенностью в себе.

Понятия: уверенный — неуверенный; доброжелательный — злой. Замер самооценки.

 

1. Упражнение на знакомство: кинь мяч и назови имя. Назови свое имя и имена всех, кто кидал мяч до тебя.

2. Объяснение, для чего собрались: «Мы собрались для того, чтобы приобрести уверенность в себе, уметь общаться с ребятами в группе и во дворе, общаться на равных без страха, обид, без ссор и драк. Если кто-то боязлив, он может стать смелым, а если кто-то нерешителен, он может поверить в себя. Человек может все: слабый способен стать сильным». (Вспомнить примеры из сказок: хозяин Кота в сапогах, Чебурашка с крокодилом Геной, крошка Енот.)

3. Игра на умение спонтанно двигаться, возможность проявлять агрессию. Руководитель: «По сигналу соберитесь в пары, в тройки, в круг. Сесть всем на стулья, на один стул».

4. Проигрывание сказки «Теремок», где неуверенный заяц, агрессивный злой волк, доброжелательная уверенная лягушка пытаются проникнуть в теремок. Обсуждение: поведение какого зверя было более успешным? Что помогло лягушке попасть в теремок? Что не понравилось в поведении волка?

5. Игра на объединение «Селедка».

6. Замер самооценки «В гостях у трех поросят», «Лесенка». Обратить внимание на детей с заниженной самооценкой.

Домашнее задание: нарисовать рисунок «Семья».

 

Занятие 2

 

Цель: научить умениям выражать просьбу, требование, отказ; умению сказать «нет».

1. Игра «Вежливые слова»: поймай мяч и скажи вежливое слово. Обсудить: для чего нужны вежливые слова?

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Работа с эмоциями: «Сострой другому страшную рожицу, чтобы сосед испугался (по кругу)». «Теперь сделайте что-нибудь приятное друг другу».

4. Этюды: «Уверенный — неуверенный»; «Доброжелательный — злой». Игра на расширение наборов взаимодействия с использованием разных тактик, для того чтобы добиться цели. «Уступи место» — подойти, хлопнуть в ладоши. Тот, к кому подошли, уступает место. Без слов сделать что-то, чтобы тот, к кому ты подошел, уступил тебе место.

5. Умеете ли вы просить так, чтобы ваша просьба была выполнена и на вас не обиделись? Проигрывание ситуаций: «Попроси понравившуюся игрушку»; «Откажи другу вежливо, чтобы он понял причину отказа».

6. Игра на внимание «Зайчики».

7. Рассказать и проиграть рассказ «Волшебное слово». Обсудить, какое поведение мальчика было более успешным.

Домашнее задание: нарисуй себя таким, каким ты хочешь стать.

 

Занятие 3

 

Цель: показать детям способы совладания с трудными ситуациями. Учить преодолевать внутреннее напряжение, чтобы не впасть в оцепенение, не стать пассивной жертвой, а действовать, стараясь избежать наказания и чувства страха.

1. Игра на умение преодолевать препятствие: проникновение с разбега в круг.

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Игра на умение действовать быстро и решительно «Выжимание сока».

4. Разыгрывание ситуации «Остался дома».

5. Детская аутогенная тренировка: «Слизывание мороженого».

6. Разыгрывание ситуации «Праздник». Расскажи, что хочешь.

Домашнее задание: нарисуй праздник.

 

Занятие 4

 

Цель: обучение умению противостоять обвинению.

1. Игра на умение быстро и правильно ответить на неожиданный вопрос: «Быстрые ответы».

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Разыгрывание ситуаций типа «Разбилась любимая мамина чашка», «Сломал чужого трансформера». Обсудить, что в ситуациях возможного наказания можно:

– не скрывать свои переживания («Мне страшно, мама, не надо так кричать»);

– предложить помощь в решении проблемы («Что мне делать, чтобы ты успокоилась?»);

– уйти из поля зрения разбушевавшегося взрослого.

4. Игра в футбол с угрозами и предостережениями («Не бери мяч» и т. п.).

5. Разыгрывание сказки о «золотой рыбке», где дед конструктивно реагирует на обвинение.

 

Занятие 5

 

Цель: умение высказать свое мнение, отстоять свою точку зрения.

1. Игра на снятие напряжения «Камень, бумага, ножницы» в парах.

2. Разыгрывание сказки «Краденое солнце», где один крокодил, остальные — солнечные лучики, задача которых не быть съеденными.

3. Игра на умение противостоять: «Выйди из круга».

4. Разыгрывание сказки об упрямом Фоме. Обсуждение поведения Фомы.

Домашнее задание: нарисуй «Что мне снится страшное» или «чего я боюсь днем».

 

Занятия 6–8

Цель: отреагирование страха в играх. Способы совладания со страхом.

 

1. Игра на отреагирование страха темноты, неожиданного воздействия (жмурки с препятствиями).

2. Обсуждение домашнего задания. Выбор рисунков для проигрывания.

3. Сочинение истории про страхи и проигрывание ее.

4. Игра на отреагирование страха внезапности: «Кто быстрее».

5. Повторный замер самооценки «В гостях у трех поросят», «Лесенка».

6. Игра «Телевизор», где выступают по очереди в роли ведущего, рассказывая, чему научились во время занятий.

 

Программа тренинга для детей старшего дошкольного возраста

(с участием родителей)

 

Цель: коррекция внутрисемейных отношений.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1,5 часа. Количество семей 4–5.

 

Занятие 1

Цель: знакомство участников тренинга друг с другом; формирование быстроты реакции, умения внимательно слушать.

1. Диагностика настроения. Участники говорят, какого цвета майка, шапочка или шарик у них есть.

2. Игра «Снежный ком». Участники сидят по кругу. Один из них называет свое имя. Сосед повторяет имя товарища и называет свое. Следующий повторяет два предыдущих имени и добавляет свое. И так до тех пор, пока круг не замкнется.

3. Игра «Пересядут все, у кого…». Водящий стоит. Остальные играющие сидят по кругу (все места заняты). Водящий произносит слова: «Пересядут все, у кого…» и называет какой-либо признак (светлые волосы, кто добрый, кто часто хвалит других). Все, кто принадлежит к названной категории, должны быстро встать и пересесть на любое освободившееся место. Водящий также стремится сесть. Тот, кому не хватило места, начинает водить.

4. Игра «Кролики». Играющие стоят по кругу, у одного — «кролика» (с него начинается игра) — руки согнуты в локтях, подняты вверх ладонями в центр круга. У его соседей таким же образом поднято по одной руке, которая ближе к «кролику». «Кролик» выбирает кого-либо из круга, называет по имени и опускает (вместе с соседями) руки. Выбранный «кролик» быстро поднимает обе «лапки», а его соседи — по одной. Игрок, совершивший ошибку, выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется три человека.

5. Игра «Мяч в кругу». Играющие стоят по кругу, дети — рядом с чужими родителями. Прежде чем кинуть мяч, нужно поймать взгляд другого участника игры и сказать какое-либо слово на определенную тему: вежливые слова, цветы, сказочные герои и т. д.

6. Диагностика настроения.

 

Занятие 2

Цель: разрядка агрессивности.

 

1. Диагностика настроения.

2. Игра «Пятнашки». На площадке, за которую нельзя выходить, водящий бегает за играющими и произносит шутливые угрозы («Вот я сейчас кому-то поддам» и т. п.).

3. Игра «Бездомный заяц». «Домиков» (стульев, обручей на полу) на один меньше, чем «зайцев». Все «зайцы» резвятся на лужайке. По команде водящего они должны быстро спрятаться в «домики». «Заяц», оставшийся без дома, начинает водить.

4. Игра «Кто первый». Играющие выстраиваются в шеренгу, на некотором расстоянии от них ставятся два стула так, чтобы между ними мог пройти только один человек. По сигналу, условленному заранее, играющие начинают движение (бег, прыжки на одной или двух ногах, ходьбу на четвереньках) к стульям. Необходимо пройти между ними и, обогнув один из них, вернуться обратно.

5. Игра «Снегопад». Играющие — снежинки. Они спокойно движутся по определенной площадке. Водящий говорит, какая стоит погода: спокойно, безветрие — снежинки едва двигаются; легкая поземка — движение быстрее; начинается метель — снежинки двигаются быстро, постоянно сталкиваясь друг с другом; вьюга — играющие бегают по площадке, постоянно меняя направление и мешая друг другу. Время от времени водящий дает команду снежинкам соединиться по несколько.

6. Игра «Щит и меч». Ведущий держит щит, дети бьют по нему мечами. Затем щит держит кто-то из родителей.

7. Игра «Восковая палочка». Группа стоит по кругу близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. В кругу — «восковая палочка». Ее ноги «приклеены» к полу, она, закрыв глаза, раскачивается, а группа мягко «перепасовывает» ее от одного члена группы к другому.

8. Диагностика настроения.

 

Занятие 3

Цель: сформировать умение распознавать невербальные проявления чувств; развить эмпатию, принятие другого человека.

1. Диагностика настроения.

2. Игра «Пересядут все, у кого…».

3. Игра «Дедушка Мазай и зайцы». Водящий — дедушка Мазай — «спит» в сторонке. Играющие («зайцы») договариваются между собой, что они будут «делать» (поливать, копать, рисовать, есть), и идут будить дедушку Мазая.

Зайцы: «Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай!»

Мазай: «Здравствуйте, зайцы. Где вы были, что вы делали?»

Зайцы:«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

После этого диалога «зайцы» молча демонстрируют придуманное действие. Мазай пытается отгадать. Как только он угадает, «зайцы» разбегаются, а Мазай ловит их. Пойманный «заяц» становится дедушкой Мазаем. Игра повторяется несколько раз.

4. Передача эмоциональных состояний невербальными средствами по очереди.Остальные участники должны разгадать это состояние.

5. Игра «Представь, что ты…» ( пень, мороженое и т. д.).

6. Игра «Море волнуется». Играющие свободно стоят на площадке, водящий — к ним спиной.

 

Играющие: «Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три».
Водящий: «Морская фигура На месте замри».

 

С этими словами играющие замирают, а водящий поворачивается и, по очереди «оживляя» фигуры, выбирает наиболее понравившуюся. Она и будет водить.

7. Игра по предложению детей.

8. Диагностика настроения.

Занятия 4–5

Цель: снятие напряжения при ответах, обучение умению противостоять обвинениям и запретам; для родителей — обучение умению отвечать на бесконечные детские «почему».

 

1. Диагностика настроения.

2. Футбол (регби). Играющие делятся на две команды (родители и их дети — в разных). Играющий, завладевший мячом, постоянно слышит шутливые угрозы, запреты типа: не трогай, зачем взял, ну-ка положи, отдай, не мешай (в регби, в отличие от футбола, играют на коленях; допустимы захваты, борьба «куча мала».)

3. Игра «Тропа индейцев». На расстоянии одного детского шага расставляются стулья, скамейки, столы, повернутые разными сторонами. Детям необходимо пройти «тропу», не оступившись. Взрослые и остальные дети стоят по обе стороны «тропы» и всячески драматизируют ситуацию, «нагнетают обстановку».

4. Игра «Быстрые ответы». Игровое пространство заранее разделяется на небольшие квадраты, по одну сторону которых находится ведущий, а по другую — стоящие рядом остальные участники. Водящий, сначала взрослый, задает поочередно каждому вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета «один — два — три». Вопросы носят доступный возрасту участников шутливый характер, часто с «подковыркой». При подходящем ответе производится перемещение участника игры вперед на один шаг (квадрат). Каждый вопрос начинается со слова «почему». Например: «Почему гремит гром?», «Почему крокодил зеленый?», «Почему лягушки живут в болоте?» и т. д.

5. Игра «Война». Играют две команды. Последовательность игры:

1) «бомбежка» — бросание мелких нетяжелых предметов (шарики, кегли и т. п.) друг в друга из-за укрытия (в качестве укрытия используются стулья, столы, кресла, поставленные напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов);

2) «танковая атака» — сближение под прикрытием стульев, столов;

3) рукопашная схватка;

4) перемирие.

6. Разыгрывание ситуаций:

1) диктор телевидения — придумать и провести передачу;

2) в школе на уроке (сначала роль учителя исполняет взрослый, затем ребенок);

3) поезд в страну «Негодников» проезжает станции «Неумейка», «Незнайка», «Неряха», «Непослушники», «Некультурники». Взрослые, которые стоят на этих станциях, предъявляют детям незаслуженные обвинения. Дети же должны отстоять свою правоту.

7. Диагностика настроения.

 

Занятия 6–8

Цель: отреагирование страхов при поддержке родителей.

1. Диагностика настроения.

2. Игра «Выжимание сока». Играющие становятся в круг, в центре — «лимон». Круг постепенно сужается, а «лимон» пытается устоять, отпихивая наступающих руками. Тот, до кого дотронулись, должен сначала отступить, а затем возобновить наступление.

3. Игра «Прятки».

4. Игра «Автобус». Несколько участников, держась друг за друга руками, образуют каркас автобуса с водителем впереди. «Автобус» подкатывает к остановке, в него набиваются пассажиры; «едут» по комнатам, коридорам, между мебелью.

5. Разыгрывание ситуации «Один дома». Ребенок остался дома один, и с ним случаются (или ему кажется) различные происшествия.

6. Сюжетная игра, направленная на отреагирование страхов недобрых людей (бандитов, воров и т. п.), животных (собака, волк, медведь и т. п.), сказочных персонажей. В сюжетных играх ребенок, чей сюжет будет проигрываться, распределяет роли. Ребенок играет сначала того, кого боится; затем того, кто пугает; и в третий раз того, кто побеждает пугающего.

7. Диагностика настроения.

Занятия 9–10

Цель: закрепление достигнутого.

1. Диагностика настроения.

2. Проигрывание понравившихся игр.

3. Игры по желанию детей.

4. Совместные поделки (рисунок, лепка, постройка).

5. Диагностика настроения.

 

Программа тренинга общения для подростков

 

Программа включает 15 занятий по 2 часа каждое. Количество участников — 15 человек.

 

Занятие 1

Цель: создание игровой атмосферы, начало диагностического этапа в групповом процессе.

Метод: знакомство. Выбор имени в группе. Какое качество помогает, какое мешает в жизни.

1. Игра «Я великий мастер» проводится по кругу.

2. Игра «Кирпич» — по кругу передается мнимый кирпич, и каждый придумывает, что бы он с ним сделал. Вводятся правила, по которым будет жить группа.

 

Занятие 2

 

Цель: показать членам группы, что каждый из них индивидуален.

Метод: игры «Ассоциации», «Изобрази проблему».

 

1. Игра «Ассоциации». Каждый участник, начиная с ведущего, садится по очереди лицом к одному члену группы. Тот сообщает ему об ассоциациях, которые возникли у него в данный момент. Каждый участник выслушивает всех членов группы. Затем делится своими переживаниями. Игра продолжается, пока в центре не побывает каждый участник игры.

2. Игра «Изобрази проблему». Участник игры изображает без слов свою проблему. Остальные потом высказывают, что они поняли. Последним говорит тот, кто показывал. Игра помогает начать говорить о своих проблемах.

Занятие 3

 

Цель: выявить актуальные проблемы участников.

Метод: игры «Что тебе говорит кукла», «Запретный плод», «Волшебный магазин».

 

1. Игра «Что тебе говорит кукла». Тренер приносит с собой куклу. Обращаясь к члену кружка, он дает задание: «Возьми куклу так, чтобы она смотрела на тебя. Что она говорит?» Как правило, каждый вкладывает в то, что говорит кукла, свое наиболее актуальное переживание, поскольку кукла представлена тренером как «мудрец».

2. Игра «Запретный плод». На стул ставится предмет, изображающий запретный плод. Каждый с помощью пантомимы показывает то, что он сделал бы с ним. В конце каждый рассказывает, что он своими движениями представлял.

3. Игра «Волшебный магазин». Тренер, обращаясь ко всем, говорит, что сейчас можно походить по магазину, где есть все. Но чтобы купить, что понравится, нужно отдать ненужное качество, которое особенно мешает.

Занятие 4

 

Цель: способствовать выработке коммуникативных навыков психодиагностического характера.

Метод: игра «Разбор».

 

Выбирается «разбираемый». Участники делятся на две группы. Первая говорит о положительных качествах «разбираемого», вторая — об отрицательных; это осуществляется по очереди 4–5 раз. После «разбираемый» говорит, с чем он согласен, а с чем нет. Игра проводится, когда взаимоотношения между участниками уже известны. тренер подбирает группы так, что «+» указывают те, кто является на данный момент своего рода недругом «разбираемого», «–» высказывают друзья «разбираемого».

Занятие 5

 

Цель: творческая социометрия.

Метод: игра «Сочинение».

 

Участники должны дома написать сочинение друг о друге в виде сказки или фантастического рассказа. На следующем занятии каждый зачитывает сочинение, а остальные угадывают, о ком оно написано. Игра развивает психологическую наблюдательность. Умение наблюдать проверяется в группе по тому, как быстро группа отгадывает «героя» сочинения.

Может быть, что много сочинений будут об одном человеке. Это обсуждается. Почему об одном человеке пишут многие, что значит быть интересным человеком. Для тех, о ком сочинений не было, это тоже является хорошим тренингом.

 

Занятие 6

 

Цель: формирование сплоченности группы.

Метод: игра «Молчанка и большой разговор».

 

Группа совершает прогулку по улице, во время которой необходимо молчать. После возвращения тренер «вдруг» говорит, что сейчас можно поговорить. После долгого молчания возникает оживленная доверительная беседа, насыщенная воспоминаниями. Тренер должен обеспечить возможность высказаться всем.

 

Занятие 7

 

Цель: умение диагностировать свой характер (развитие рефлексии).

Метод: игра «Отверженный».

 

Выбирается «отверженный», который выходит за дверь. Остальные называют причины, по которым этот участник может быть отвергнут. Тренер записывает. Когда набирается 6–10 причин, «отверженного» приглашают. Ему предлагают отгадать три причины; когда он их отгадывает, его снова принимают в круг. Запись тренера прочитывается. Запасные причины указываются для того, чтобы облегчить «отверженному» возможность попасть в круг.

 

Занятие 8

 

Цель: формировать коммуникативные умения, показать неприглядность некоторых форм общения, которые можно наблюдать в подростковой среде.

Метод: игра «День рождения».

 

Перед началом игры тренер дает каждому билет, в котором указано, как себя вести в этой игре. Билет хранится в тайне до конца игры, только во время обсуждения можно сказать, что кому нужно было делать.

Задания на билетах:

1. Именинник — старается развлекать гостей общей беседой.

2. Всезнайка — старается «влезть» в любой разговор.

3. Спорщик — со всеми спорит.

4. Миротворец — старается погасить конфликты.

5. Человек, недовольный всем и всеми.

6. Тамада — помощник именинника.

7. Оригинал — старается любую беседу повернуть в другое русло.

8. Бестактный человек.

После игры проводится обсуждение. Возможно, что день рождения закончится конфликтом. Но это даже лучше для обсуждения, так как даст большой поведенческий опыт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.213 (0.022 с.)