Процент людей, результаты которых превышают указанный уровень, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процент людей, результаты которых превышают указанный уровень,



Значение индекса оригинальности,

Значение индекса уникальности,

Количество ответов.

  0% 20% 40% 60% 80% 100%
  1,00 0,94 0,91 0,86 0,81 0,61
  19,00 6,00 4,00 3,00 2,00 0,00
  49,00 20,00 15,00 12,00 10,00 1,00

Так, если у испытуемого В. сумма оригинальностей ответов составила 20,75 и всего в его протоколе 25 ответов, то его индекс оригинальности равен 0,83. Количество уникальных ответов — 16.

Результаты такого протокола показывают, что данный человек находится между 60% и 80% процентилем, то есть от 60% до 80% людей в данной выборке обладают вербальной креативностью (по индексу оригинальности) выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше, и только 40% (даже меньше) имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса недостаточно велика, и поэтому часто используется индекс оригинальности. Количество ответов показывает прежде всего степень продуктивности и работоспособности. По нашим данным, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, то есть чем выше количество ответов, тем выше мотивация достижения.

Тест Медника

Инструкция испытуемому: Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляло некоторое словосочетание). Например, для тройки слов громкая правда медленно словом-ответом может служить слово говорить (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать необходимые предлоги. Например, для слов часы, скрипка, единство ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).

Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное. Попробуйте дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Ответы записывайте через запятую в бланк ответов на строку с соответствующим номером, то есть на первую строку ответы для первой тройки слов, на вторую — для второй и т. д.

1. случайная гора долгожданная 11. цвет заяц сахар
2. вечерняя бумага стенная 12. ласковая морщины сказка
3. обратно родина путь 13. детство случай хорошее
4. далеко слепой будущее 14. воздух быстрая свежее
5. народная страх мировая 15. певец Америка тонкий
6. деньги билет свободное 16. тяжелый рождение урожайный
7. человек погоны завод 17. много чепуха прямо
8. дверь доверие быстро 18. кривой очки острый
9. друг город круг 19. садовая мозг пустая
10. поезд купить бумажный 20 гость случайно вокзал

Бланк ответов для методики

  Слово Словосочетания   Слово Словосочетания
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Фамилия И.О._________________________________________

Тройка слов № 1  
Случайная гора долгожданная  
Варианты ответов и их оригинальность  
Беседа 0,99 Женщина 0,97 Путешествие 0,97 Победа 0,92
Вершина 0,98 Знакомство 0,98 Путь 0,98 Подарок 0,99
Восхождение 0,98 Лавина 0,99 Работа 0,98 Поездка 0,79
Встреча 0,00 Любовь 0,95 Радость 0,98 Покорение 0,99
Высота 0,97 Мечта 0,97 Снег 0,96 Помощь 0,98
Газета 0,99 Находка 0,99 Событие 0,99 Поход 0,98
Гроза 0,99 Обвал 0,99 Тропа 0,96 Привал 0,98
Деньги 0,99 Облако 0,99 Удача 0,96 Прогулка 0,98
Дождь 0,99 Отдых 0,98 Человек 0.99 Птица 0,99
Дорога 0,91 Отпуск 0,98 Падение 0,99 Путевка 0,98
            Письмо 0,99
Трока слов № 2 Вечерняя бумага стенная Варианты ответов и их оригинальность  
Афиша 0,99 Красивый 0,99 Реклама 0,96 Туалет 0,99
Газета 0,00 Объявление 0,99 Сенсация 0,99 фотография 0,99
картина 0,98 Печать 0,96 сообщение 0,99    
Тройка слов № 3 Обратно родина путь Варианты ответов и их оригинальность  
Будущее 0,91 Двинуться 0,98 Ностальгия 0,98 Сын 0,98
Вернуться 0,93 Дом 0,37 Отправиться 0,98 Тоска 0,98
Видеть 0,98 Дорога 0,67 Поезд 0,78 Хотеть 0,98
Возвращение 0,00 Ехать 0,85 Радость 0,91 Эмиграция 0,98
Граница 0,98 Зовет 0,98 Самолет 0,96 Направление 0,98
Далеко 0,87 Идти 0,83 Собираться 0,76 Стремление 0,98
    Мать 0,98 Солдат 0,98    
Тройка слов № 4 Далеко слепой будущее Варианты ответов и их оригинальность  
Беда 0,98 Видеть 0,00 Надежда 0,89 Предвидеть 0,86
Безнадежно 0,95 Движение 0,95 Перспектива 0,98 Путь 0,86
Вера 0,91 Дождь 0,89 План 0,98 Радость 0,98
Вести 0,98 Друг 0,98 Поводырь 0,98 Случай 0,98
Взгляд 0,61 Зрение 0,98 Счастье 0,95 Смотреть 0,82
Идти 0,98 Музыкант 0,98 Удача 0,98 Страх 0,91
Мечта 0,91 Мысль 0,98 Человек 0,89 Судьба 0,98
Тройка слов № 5 Народная страх мировая Варианты ответов и их оригинальность  
Битва 0,97 Война 0,00 Компания 0,99 Песня 0,99
Беда 0,99 Воля 0,99 Кризис 0,99 Победа 0,99
Сила 0,99 Единство 0,99 Легенда 0,99 Политика 0,99
Сказка 0,99 Жизнь 0,98 Медицина 0,92 Правда 0,99
Скорбь 0,99 История 0,98 Молва 0,99 Проблема 0,98
Слава 0,97 Катастрофа 0,97 Трагедия 0,98 Революция 0,93
Событие 0,99     Утрата 0,99    
Тройка слов № 6 Деньги билет свободная Варианты ответов и их оригинальность  
Большой 0,97 Лишний 0,97 Касса 0,86 Посещение 0,83
Взять 0,92 Место 0,00 Кино 0,97 Потерять 0,95
Время 0,03 Много 0,92 Купе 0,92 Приобрести 0,97
Вход 0,86 Находить 0,97 Купить 0,94 Продажа 0,92
Выигрыш 0,97 Обмен 0,94 Поезд 0,94 Проезд 0,94
Деньги 0,97 Отпуск 0,94 Поездка 0,81 Путешествие 0,78
Иметь 0,83 Отсутствие 0,97 Покупать 0,92 Самолет 0,94
Использовать 0,94 Подарить 0,94 Получить 0,89 Цена 0,97
Тройка слов № 7 Человек погоны завод Варианты ответов и их оригинальность  
        Старый 0,99 Ящик 0,99  
ВПК 0,99 Военпред 0,93 Солдат 0,99 Честь 0,98  
Конверсия 0,99 Армия 0,95 Оборонный 0,99 Дисциплина 0,99  
Красивый 0,94 Большой 0,91 Оружие 0,99 Долг 0,98  
Купить 0,99 Важный 0,99 Офицер 0,99 Золотой 0,95  
Начальник 0,99 Вахтер 0,97 Охрана 0,99 Идет 0,99  
Новый 0,97 Военный 0,00 Служить 0,88 Увидеть 0,99  
Тройка слов № 8 Дверь доверие быстро Варианты ответов и их оригинальность  
Автомобиль Большой Взаимопонимание Война Входить 0,97 0,97 0,97 0,00 0,00 Выходить Друг Завоевать Закрыть Испортить 0,89 0,97 0,94 0,94 0,97 Ломать Находить Открывать Поднять Получить Пользоваться 0,97 0,89 0,00 0,97 0,97 0,97 Потерять Приобрести Пройти Распахнуть Сломать 0,87 0,94 0,97 0,97 0,91  
Тройка слов № 9 Друг город круг Варианты ответов и их оригинальность  
билет 0,90 Войти 0,95 Друг 0,98 Идти 0,98  
Близкий 0,50 Встреча 0,98 Единственный 0,95 Интересный 0,98  
Большой 0,00 Дальний 0,95 Ехать 0,90 Красивый 0,90  
Важный 0,98 Дорогой 0,95 Забытый 0,95 Лучший 0,95  
Великолепный 0,98 Знакомый 0,71 Замкнутый 0,90 Любимый 0,74  
            Маленький 0,98  
Тройка слов № 10 Поезд купить бумажный Варианты ответов и их оригинальность  
Белый 0,99 Книга 0,99 Дом 0,99 Расписание 0,99  
Билет 0,00 Макет 0,99 Журнал 0,99 Салфетка 0,99  
Близкий 0,99 Пакет 0,93 Змей 0,98 Собака 0,99  
Проездной 0,99 Полотенце 0,98 игрушка 0,92 Стакан 0,93  
            Товар 0,98  
Тройка слов № 11 Цвет заяц сахар Варианты ответов и их оригинальность  
Белоснежка 0,99 Грязный 0,98 Морковь 0,97 Снежный 0,99  
Белоснежный 0,99 Конфета 0,98 Нежный 0,99 Хороший 0,99  
Белый 0,00 Леденец 0,97 Приятный 0,99 Шоколад 0,99  
Вредный 0,99 Любимый 0,97 Серый 0,90 Мокрый 0,99  
Тройка слов № 12 Ласковая морщины сказка Варианты ответов и их оригинальность  
Бабушка 0,00 Лицо 0,97 Детство 0,99 Старая 0,98  
Дед 0,99 Мама 0,62 Доброта 0,99 Старушка 0,97  
    Няня 0,92 Женщина 0,96 Улыбка 0,99  
Тройка слов № 13 Детство случай хорошее Варианты ответов и их оригинальность  
Будущее 0,97 Друг 0,89 Настроение 0,40 Радость 0,86  
Было 0,97 Знакомый 0,97 Отец 0,97 Ребенок 0,97  
Воспоминание 0,00 Игра 0,94 Пережить 0,97 Сад 0,97  
Впечатление 0,97 Любовь 0,97 Праздник 0,97 Счастье, счастливый 0,25  
Встреча 0,86 Море 0,94 Прекрасно 0,97 Удача 0,97  
    Мороженое 0,97 Происшествие 0,94 Чистый 0,97  
            Чувство 0,97  
Тройка слов № 14 Воздух быстрая свежая Варианты ответов и их оригинальность    
ветер 0,64 Вода 0,88 Ощущение 0,97 Струя 0,00  
веяние 0,97 Волна 0,94 Погода 0,97 Тепло 0,97  
Еда 0,97 Впечатление 0,94 Поездка 0,85 Течение 0,76  
Езда 0,82 Горы 0,91 Полет 0,94 Ум 0,97  
Завтрак 0,91 Гроза 0,97 Поток 0,55 Утро 0,94  
Идея 0,97 Девушка 0,97 Прогулка 0,97 Чистый 0,97  
Море 0,94 Дуновение 0,88 Прохлада 0,97 Шампанское 0,97  
Ночь 0,97 Дыхание 0,73 Разум 0,97 Шар 0,94  
Отдых 0,91 Река 0,73 Реакция 0,94      
Тройка слов № 15 Певец Америка тонкий Варианты ответов и их оригинальность  
Вкус 0,91 Джексон 0,54 Намек 0,98 Талант 0,98  
Галстук 0,97 Знаменитый 0,98 Негр 0,97 Тенор 0,98  
Голос 0,00 Знаток 0,95 Пластинка 0,98 Успех 0,98  
Джаз 0,98 Интеллект 0,98 Принц 0,97 Ценитель 0,92  
Стиль 0,98 Кантри 0,97 Рок 0,98 Чернокожий 0,98  
    Мужчина 0,98 Слух 0,98 Юмор 0,85  
Тройка слов № 16 Тяжелый рождение урожайный Варианты ответов и их оригинальность  
Большой 0,99 Колос 0,99 Осень 0,99 Сорт 0,99  
Время 0,95 Колосс 0,99 Период 0,99 Труд 0,99  
Год 0,00 Месяц 0,94 Писатель 0,99 Тяжелый 0,99  
День 0,91 Мысль 0,99 Сезон 0,99 Хлеб 0,99  
Закрома 0,99 Неделя 0,99 Случай 0,98 Час 0,99  
Тройка слов № 17 Много чепуха прямо Варианты ответов и их оригинальность  
Все 0,99 Думать 0,99 Нести 0,95 Сказать 0,96  
Глупость 0,98 Ерунда 0,98 Нос 0,99 Слово 0,96  
Говорить 0,00 Здесь 0,98 Писать 0,97 Смотреть 0,99  
Дело 0,97 Книга 0,99 Путь 0,99 Читать 0,99  
        Разговор 0,90 Шум 0,98  
Тройка слов № 18 Кривой очки острый Варианты ответов и их оригинальность  
Взгляд 0,06 Дужка 0,96 Нос 0,00 Рог 0,94  
Глаз 0,25 Зеркало 0,98 Носить 0,96 Старик 0,98  
    Зрение 0,80 Оправа 0,96 Стекло 0,65  
Тройка слов № 19 Садовая мозг пустая Варианты ответов и их оригинальность  
Банка 0,99 Капуста 0,99 Корзина 0,99 Скамейка 0,99  
Голова 0,00 Кладовая 0,99 Коробка 0,98 Трата 0,99  
Горох 0,97 Клетка 0,98 Кость 0,99 Усталость 0,97  
Грядка 0,99 Кольцо 0,98 Линия 0,99 Участок 0,97  
Извилина 0,97 Ячейка 0,99 Мысль 0,99 Центр 0,98  
        Работа 0,96 Человек 0,99  
Тройка слов № 20 Гость случайно вокзал Варианты ответов и их оригинальность  
Большой 0,97 Зайти 0,97 Поезд 0,98 Приезд. Приезжать 0,43  
Визит 0,97 Знакомство 0,93 Поездка 0,95 Прийти 0,92  
Войти 0,98 Идти 0,98 Попал 0,97 Путь 0,98  
Встреча, встретить 0,00 Нежданный 0,98 Попутчик 0,97 Случай 0,98  
Гость 0,97 Оказаться 0,96 Посетил 0,98 увидеть 0,98  
Долгожданный 0,98     Прибытие 0,98      
                                                     

Изучение творческих способностей; диагностика невербальной креативности с помощью методики Торренса в модификации А.Н.Воронина ☺☺.

Цель: Изучение творческих способностей, невербальной креативности с помощью методики Торренса. Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая — невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья — для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников. В данной методике был адаптирован один из субтестов полного теста Торренса — субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) — на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами — вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Материал: Стимульный материал, атлас типичных рисунков, протокол

Ход выполнения: Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирования резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности. Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее показательный из них — оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, на наш взгляд, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка. Показатель «оригинальность» рисунка в нашем случае оценивался исходя из всего массива данных и подсчитывался по следующей формуле:

Or = 1 -

х - 1

Xmax- 1

где Ог — оригинальность данного типа рисунка; х — количество рисунков данного типа; Хmах — максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество уникальных картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса используется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий стимульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики в наших условиях данный показатель оказался малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям. Гораздо реже (1-2 случая) имело место непонимание инструкции В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприменима и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте(«Параллельные линии»), где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображения к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен ипри его определении как «количество различных категорий изображений» мало отличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т. д.», на наш взгляд, характеризует скорее некоторый «изобразительный опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, эпилептоидность, демонстративность), чем характеристики креативности. В данном варианте теста показатели не используются.

Инструкция испытуемому: Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

Обработка и интерпретация результатов: Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего контингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо анализировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях. В лаборатории диагностики способностей и ПВК имеется компьютерная программа ввода данных и обработки результатов для IBM PC.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить дорисованные с имеющимися в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех картинок.

Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность — 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность — 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (ни на что в атласе не похожим). Его оригинальность — 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и его оригинальность 0,67. Таким образом, суммарный балл для данного протокола — 2,41 / 5 = 0,48.

При оценке оригинальности данного рисунка следует принимать во внимание, что иногда «типичные» рисунки появляются в ответ на нетипичные для них стимулы. Так, для картинки 1 наиболее типичен рисунок, названный нами условно «облако». Такого же типа рисунок может появиться в ответ на стимульный материал картинки 2 или 3. В атласе такие случаи дублирования не приводятся и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. В нашем случае оригинальность рисунка «облако», появившегося на второй картинке, оценивается 0,00 баллами. Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола — 1.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов, можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности.

Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80 %. Это означает, что примерно у 80 % людей в данной выборке невербальная креативность (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше и только 20 % имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.

Процентильная шкала

1 – процент людей, результаты которых превышают указанный уровень;

2 – значение индекса оригинальности;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.043 с.)