Изучение социально-психологической адаптированности с помощью шкалы СПА, разработанной К.Роджерсом и Р. Даймондом и адаптированной Т.В. Снегиревой.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение социально-психологической адаптированности с помощью шкалы СПА, разработанной К.Роджерсом и Р. Даймондом и адаптированной Т.В. Снегиревой.



Цель: исследовать социально-психологические качества индивидуальности, обеспечивающие отношения с социальным окружением и самим собой.

Материал: шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА), протокол. Шкала состоит из 101 суждения, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности (в каком-то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.). Следующие 37 - критериям дезадаптированности (неприятия себя и других, наличие защитных барьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов); 28 высказываний нейтральны, в число последних включена контрольная шкала («шкала лжи»).

Ход выполнения: предъявляется бланк с высказываниями, под каждым из которых напечатана 7-ступенчатая шкала (для одноразового использования).

Инструкция испытуемым:Обратите внимание на высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях.

При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к Вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 – в зависимости от того, в какой степени оно характерно для Вас.

Если содержание высказывания совершенно к Вам не относится – обведите кружком цифру 1. Если то, о чем в нем говорится, не похоже на Вас, - обведите цифру 2. Если Вам кажется, что Вы не можете отнести высказывание к себе, но сомневаетесь в этом, - обведите цифру 3. В тех случаях, когда Вы не можете решить, относится ли к Вам то, о чём говорится в высказывании, или нет – обведите цифру 4. Если Вы считаете, что это похоже на Вас, но Вы не уверены, - обведите цифру 5. Если то, о чем говорится в высказывании похоже на Вас, - обведите цифру 6. И, наконец, в тех случаях, когда, прочитав высказывание, Вы можете сказать: «Это точно про меня. Очень на меня похоже» - обведите цифру 7.

¨ Значения ступеней шкалы:

Совершенно ко мне не относится – 1 Пожалуй, похоже на меня – 5
Не похоже на меня – 2 Похоже на меня - 6
Пожалуй, не похоже на меня – 3 Точно про меня - 7
Не знаю – 4  

¨ Вопросы:

Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.

Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.

Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.

4. Я предъявляю к себе большие требования.

Я часто сам ругаю себя за то, что делаю.

Я часто чувствую себя униженным.

7. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из девочек (мальчиков).

Я всегда сдерживаю свои обещания.

У меня теплые, хорошие отношения с окружающими.

Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.

Я сам виноват в своих неудачах.

Я ответственный человек. На меня можно положиться.

У меня чувство безнадежности. Все напрасно.

Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями моих сверстников.

15. Я принимаю большую часть тех правил и требований, которыми должны следовать люди.

У меня мало своих собственных убеждений и правил.

Я люблю мечтать – иногда прямо среди дня. Трудно возвращаться от мечты к действительности.

18. У меня такое чувство, будто я зол на весь мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никому не даю спуску. А то вдруг «застряну» на какой-нибудь обиде и мысленно мщу обидчику… Трудно сдерживать себя в таких вещах.

Я умею управлять собой и своими поступками – заставлять себя, разрешать себе, запрещать. Самоконтроль для меня – не проблема.

У меня часто портится настроение: вдруг находит уныние, хандра.

Меня не очень волнует то, что касается других. Я сосредоточен на себе, занят самим собой.

Люди, как правило, нравятся мне.

Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую.

Если я оказываюсь среди большого количества людей, мне бывает немножко одиноко.

Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

Обычно я легко лажу с окружающими.

Мои самые тяжелые битвы – с самим собой.

Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мною более приятельски, чем я ожидаю.

В душе я оптимист и верю в лучшее.

Я неподатливый, упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.

Я критичен к людям и всегда сужу их, если, с моей точки зрения, они этого заслуживают.

32. Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им.

Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем не хотел бы делиться.

35. У меня красивая фигура. Я привлекателен (привлекательна).

Я чувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.

Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.

38. Мои решения – не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей.

Я часто испытываю чувство вины – даже тогда, когда как будто ни в чем не виноват.

Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что окружает меня.

Я доволен.

Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться, организовать себя.

Я чувствую вялость, апатию: все, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным.

Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.

Разозлившись, я нередко выхожу из себя.

Я часто чувствую себя обиженным.

Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.

Бывает, что я сплетничаю.

Я не очень доверяю своим чувствам, они подводят меня иногда.

Это довольно трудно – быть самим собой.

51. У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-либо сделать, я обдумываю свои поступки.

52. Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того чтобы здраво взглянуть фактам в лицо, толкую их на свой лад… Словом, не отличаюсь реалистичностью.

Я терпим в своем отношении к людям, и принимаю каждого таким, каков он есть.

Я стараюсь не думать о своих проблемах.

Я считаю себя интересным человеком – заметным, привлекательным как личность.

Я стеснительный, легко тушуюсь.

Мне обязательно нужны какие-то напоминания, подталкивания со стороны, чтобы довести дело до конца.

Я чувствую внутреннее превосходство над другими.

Я никто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».

Я боюсь того, что подумают обо мне другие.

Я честолюбивый. Я неравнодушен к успехам, похвале. В том, что я считаю существенным, мне важно быть в числе лучших.

Я презираю себя сейчас.

Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.

Мне не хватает духу встретить в лицо трудности или ситуацию, которая грозит осложнениями, неприятными переживаниями.

Я просто не уважаю себя.

Я по натуре вожак и умею влиять на других.

В целом я хорошо отношусь к себе.

Я настойчивый, напористый, уверенный к себе.

Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными.

Я долго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в его правильности.

Я в какой-то растерянности, у меня все спуталось, смешалось.

Я удовлетворен собой.

Я неудачник. Мне не везет.

Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.

Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как личность.

Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девчонками. (Я не люблю мальчишек. Презираю всякое общение с ними).

Когда я должен что-то осуществить, меня охватывает страх перед провалом: а вдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится?

У меня легко, спокойно на душе. Нет ничего, что сильно бы тревожило меня.

Я умею упорно работать.

Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающему становятся более зрелыми.

Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.

Я всегда говорю только правду.

Я встревожен, обеспокоен, напряжен.

Чтобы заставить меня что-либо сделать, надо как следует настоять, и я соглашусь, уступлю.

Я чувствую неуверенность в себе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.014 с.)