Значение индекса уникальности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение индекса уникальности



0% 20% 40% 60% 80% 100%
0,95 0,76 0,67 0,58 0,48 0,00
4,00 2,00 1,00 1,00 0,00 0,00

Атлас типичных рисунков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

Исследование социальной адаптации. Методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах».

Цель работы. Методика Е.Б. Фанталовой дает достаточно объективную информацию о построении человеком системы ценностей и оценки им своих жизненных перспектив с точки зрения соответствия желаемого и возможного; позволяет сформулировать предположения о наиболее вероятных вариантах социальной дезадаптации и выработать конкретные программы профилактики этих видов дезадаптации.

Предварительные замечания.Содержательную сторону жизненной перспективы составляют система ценностей и представления о доступности тех или иных ценностей в обозримом будущем. Если оценка человеком важности той или иной сферы жизни не совпадает с его представлением о доступности этой сферы для себя, то можно говорить о наличии у него психологических проблем, внутренних конфликтов, противоречий в этой области и как следствие данных причин у него возникают некоторые трудности социальной адаптации. Очевидно, расхождения между двумя «плоскостями» сознания, а именно: между плоскостью вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, легко достижимым, определяет степень выраженности внутренней гармония и соответственно, степень социальной адаптированности человека. Соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д), которые являются ключевыми в данной методике.

В данной методике использованы понятия, означающие в основном «терминальные ценности» (ценность – цель), выделенные в таком виде М. Рокичем и техника их попарного ранжирования.

Материал: текст опросника и бланк для ответов.

Способ выполнения: задание можно выполнять как индивидуально, так и с группой испытуемых.

Ход выполнения работы.

¨ Испытуемому на специальном бланке с инструкцией предлагается 12 понятий. Приложение 1), означающих различные жизненные ценности. В инструкции сказано, что испытуемый должен провести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах на регистрационном бланке дважды: первый раз – по «ценности» и второй раз – по «доступности».

Текст опросника.

Инструкция: Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей взрослой жизни. Просим Вас быть искренними. Перед Вами список из 12 ценностей:

Активная, деятельная жизнь

2. Здоровье

3. Интересная работа

4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

5. Любовь

6. Материально- обеспеченная жизнь

7. Наличие хороших и верных друзей

8. Уверенность в себе ( отсутствие сомнений)

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)

10. Свобода как независимость с поступках и действиях

11. Счастливая семейная жизнь

12.Творчество

Задание1

Выберите из двух ценностей ту, которая важнее для Вас.

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12  
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12    
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12      
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12        
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12          
1 8 2 9 3 10 4 11 5 12            
1 9 2 10 3 11 4 12              
1 10 2 11 3 12                
1 11 2 12                  
1 12                    

 

 

Задание 2

Выберите из двух ценностей ту, которая, как Вам кажется, может быть легче достигнута в будущем.

 

1 2 2 3 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 10 10 11 11 12
1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12  
1 4 2 5 3 6 4 7 5 8 6 9 7 10 8 11 9 12    
1 5 2 6 3 7 4 8 5 9 6 10 7 11 8 12      
1 6 2 7 3 8 4 9 5 10 6 11 7 12        
1 7 2 8 3 9 4 10 5 11 6 12          
1 8 2 9 3 10 4 11 5 12            
1 9 2 10 3 11 4 12              
1 10 2 11 3 12                
1 11 2 12                  
1 12                    

¨ Обработка результатов. Экспериментатор подсчитывает, сколько раз каждое понятие было выбрано по шкале «Ценности» (Ц) и сколько раз по шкале «Доступности» (Д).

В итоге подсчитывается интегральный показатель адаптированности (ИПА), равный сумме расхождений по модулю для всех 12 понятий:

R= E | Цi – Дi |, где i – номер понятия в регистрационном бланке и в инструкции.

Интерпретация результатов.

Можно выделить несколько типичных вариантов взаимосвязи Ц и Д:

Ц и Д полностью совпадают (индекс расхождения равен нулю); Ц и Д в значительной степени совпадают (индекс расхождения не более 3 единиц); Ц и Д не имеют значительных расхождений (индекс расхождения в диапазоне от 4 до 7 единиц); Ц и Д имеют значительные расхождения (индекс расхождения в диапазоне от 8 и более единиц); Ц и Д полностью не совпадают (индекс расхождения 11 единиц).

Применительно к конкретной жизненной сфере показатель расхождения Ц и Д имеет двухмерную характеристику в зависимости от того, какой параметр выше Ц или Д. Максимальное расхождение между Ц и Д в случае, когда Ц больше Д, будет означать стойкий, глубокий, необратимый (до настоящего времени) внутренний конфликт. Обратное соотношение, когда Д больше Ц, будет, напротив, означать состояние «внутреннего вакуума», душевной пустоты, отсутствия побуждений.

Минимально возможное значение ИПА равно 0 (в случае, если в среднем по всему набору жизненных сфер разница между желаемым и субъективно возможным отсутствует). Максимальное значение ИПА равно 72. Чем меньше степень расхождения между доступным и желаемым, тем в большей степени у человека выражена внутренняя гармония и социальная адаптированность.

Типология социальной адаптации (по И.В. Боязитовой).

1 -й уровень – пассивная адаптивность (Ц и Д полностью совпадают или Ц и Д в значительной степени совпадают; значение ИПА в диапазоне от 0 до 21.6 баллов). Этот уровень определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

2 -й уровень – активная адаптивность (Ц и Д в значительной степени совпадают или Ц и Д не имеют значительных расхождений; значение ИПА в диапазоне от 21.7 до 50.4 баллов). Этот уровень характеризуется активным воздействием субъекта на социальную среду.

3 – й уровень - неадаптивность (Ц и Д или имеют, или не имеют значительных расхождений; значение ИПА в диапазоне от 50.5 до 64.8 баллов). Этот уровень свидетельствует о существовании противоречивых отношений между целью и результатом, т.е. намерения не совпадают с деянием, замыслы - с воплощением, побуждения к действию – с его итогами.

4 – й уровень - дезадаптивность (Ц и Д имеют значительные расхождения или Ц и Д полностью не совпадают; значение ИПА в диапазоне от 64.9 до 72 баллов). Этот уровень является показателем постоянной неуспешности попыток реализовать значимые цели, дисгармонии в сфере принятия решений и может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях.

 

Методика Рене Жиля

Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.

Стимульный материал методики состоит из картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом

В тестовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях. Например:

- С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?

Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым).

2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка:

1) любознательность; 2)стремление к доминированию в группе; 3) стремление к общению с другими детьми в больших группах; 4) отгороженность от других, стремление к уединению; 5) социальная адекватность поведения. Помимо качественной оценки результатов все показатели получают свое количественное выражение. Несмотря на то, что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста.

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Простота и схематичность, отличающие методику Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

Инструкция



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.011 с.)