Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение индекса уникальностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Атлас типичных рисунков
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Исследование социальной адаптации. Методика Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах». Цель работы. Методика Е.Б. Фанталовой дает достаточно объективную информацию о построении человеком системы ценностей и оценки им своих жизненных перспектив с точки зрения соответствия желаемого и возможного; позволяет сформулировать предположения о наиболее вероятных вариантах социальной дезадаптации и выработать конкретные программы профилактики этих видов дезадаптации. Предварительные замечания. Содержательную сторону жизненной перспективы составляют система ценностей и представления о доступности тех или иных ценностей в обозримом будущем. Если оценка человеком важности той или иной сферы жизни не совпадает с его представлением о доступности этой сферы для себя, то можно говорить о наличии у него психологических проблем, внутренних конфликтов, противоречий в этой области и как следствие данных причин у него возникают некоторые трудности социальной адаптации. Очевидно, расхождения между двумя «плоскостями» сознания, а именно: между плоскостью вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, легко достижимым, определяет степень выраженности внутренней гармония и соответственно, степень социальной адаптированности человека. Соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д), которые являются ключевыми в данной методике. В данной методике использованы понятия, означающие в основном «терминальные ценности» (ценность – цель), выделенные в таком виде М. Рокичем и техника их попарного ранжирования. Материал: текст опросника и бланк для ответов. Способ выполнения: задание можно выполнять как индивидуально, так и с группой испытуемых. Ход выполнения работы. ¨ Испытуемому на специальном бланке с инструкцией предлагается 12 понятий. Приложение 1), означающих различные жизненные ценности. В инструкции сказано, что испытуемый должен провести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах на регистрационном бланке дважды: первый раз – по «ценности» и второй раз – по «доступности». Текст опросника. Инструкция: Мы просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей взрослой жизни. Просим Вас быть искренними. Перед Вами список из 12 ценностей: Активная, деятельная жизнь 2. Здоровье 3. Интересная работа 4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) 5. Любовь 6. Материально- обеспеченная жизнь 7. Наличие хороших и верных друзей 8. Уверенность в себе (отсутствие сомнений) 9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора) 10. Свобода как независимость с поступках и действиях 11. Счастливая семейная жизнь 12.Творчество Задание1 Выберите из двух ценностей ту, которая важнее для Вас.
Задание 2 Выберите из двух ценностей ту, которая, как Вам кажется, может быть легче достигнута в будущем.
¨ Обработка результатов. Экспериментатор подсчитывает, сколько раз каждое понятие было выбрано по шкале «Ценности» (Ц) и сколько раз по шкале «Доступности» (Д). В итоге подсчитывается интегральный показатель адаптированности (ИПА), равный сумме расхождений по модулю для всех 12 понятий: R= E | Цi – Дi |, где i – номер понятия в регистрационном бланке и в инструкции. Интерпретация результатов. Можно выделить несколько типичных вариантов взаимосвязи Ц и Д: Ц и Д полностью совпадают (индекс расхождения равен нулю); Ц и Д в значительной степени совпадают (индекс расхождения не более 3 единиц); Ц и Д не имеют значительных расхождений (индекс расхождения в диапазоне от 4 до 7 единиц); Ц и Д имеют значительные расхождения (индекс расхождения в диапазоне от 8 и более единиц); Ц и Д полностью не совпадают (индекс расхождения 11 единиц). Применительно к конкретной жизненной сфере показатель расхождения Ц и Д имеет двухмерную характеристику в зависимости от того, какой параметр выше Ц или Д. Максимальное расхождение между Ц и Д в случае, когда Ц больше Д, будет означать стойкий, глубокий, необратимый (до настоящего времени) внутренний конфликт. Обратное соотношение, когда Д больше Ц, будет, напротив, означать состояние «внутреннего вакуума», душевной пустоты, отсутствия побуждений. Минимально возможное значение ИПА равно 0 (в случае, если в среднем по всему набору жизненных сфер разница между желаемым и субъективно возможным отсутствует). Максимальное значение ИПА равно 72. Чем меньше степень расхождения между доступным и желаемым, тем в большей степени у человека выражена внутренняя гармония и социальная адаптированность. Типология социальной адаптации (по И.В. Боязитовой). 1 -й уровень – пассивная адаптивность (Ц и Д полностью совпадают или Ц и Д в значительной степени совпадают; значение ИПА в диапазоне от 0 до 21.6 баллов). Этот уровень определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы. 2 -й уровень – активная адаптивность (Ц и Д в значительной степени совпадают или Ц и Д не имеют значительных расхождений; значение ИПА в диапазоне от 21.7 до 50.4 баллов). Этот уровень характеризуется активным воздействием субъекта на социальную среду. 3 – й уровень - неадаптивность (Ц и Д или имеют, или не имеют значительных расхождений; значение ИПА в диапазоне от 50.5 до 64.8 баллов). Этот уровень свидетельствует о существовании противоречивых отношений между целью и результатом, т.е. намерения не совпадают с деянием, замыслы - с воплощением, побуждения к действию – с его итогами. 4 – й уровень - дезадаптивность (Ц и Д имеют значительные расхождения или Ц и Д полностью не совпадают; значение ИПА в диапазоне от 64.9 до 72 баллов). Этот уровень является показателем постоянной неуспешности попыток реализовать значимые цели, дисгармонии в сфере принятия решений и может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях.
Методика Рене Жиля Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей. Стимульный материал методики состоит из картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом В тестовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях. Например: - С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя? Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных: 1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым). 2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: 1) любознательность; 2)стремление к доминированию в группе; 3) стремление к общению с другими детьми в больших группах; 4) отгороженность от других, стремление к уединению; 5) социальная адекватность поведения. Помимо качественной оценки результатов все показатели получают свое количественное выражение. Несмотря на то, что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Простота и схематичность, отличающие методику Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных. 1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр. 2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. Инструкция
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.008 с.) |