Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение причин личностных предпочтений в группе с помощью методики «Мотивационное ядро выбора» .

Поиск

Цель: изучить причины личностных предпочтений и отвержений, полученных в ходе социометрического исследования выборов.

Ход выполнения: Испытуемым предлагается примерный список личностных качеств и дается следующая инструкция.

Инструкция испытуемым: Вам предлагается оценить всех своих товарищей по следующим качествам: искренний, добрый, смелый, знающий, прямой, отзывчивый, выдержанный, сильный, аккуратный (или другим качествам и в другом количестве). Минимальная оценка -1 балл, максимальная — 7 баллов.

После выполнения этого задания испытуемым предлагается вторая инструкция.

Инструкция испытуемым: Теперь представьте, что группа подлежит расформированию и поэтому Вам необходимо выбрать 5 человек, с кем бы Вы обязательно хотели учиться дальше и 5 человек, с кем в случае необходимости Вы могли бы расстаться. При этом и в том, и в другом случае нужно указать порядок выбора (в первую очередь и т.д.).

Обработка и интерпретация результатов:

Данные заносятся в таблицу, где по столбцам располагаются качества, а по строкам — фамилии (верхние 5 — «положительный выбор», нижние 5 — «отрицательный выбор» — табл. 1).

Таблица 1. Образец заполнения бланка

 

Фамилии Качества  
Веселый Выдержанный Отзывчивый  
Петров        
       
Фёдоров        

Далее подсчитывается среднее арифметическое по каждому качеству отдельно для положительных (М) и отрицательных (Р) выборов. Затем отбирается группа качеств, составляющая мотивационное ядро выбора, в которую входят качества с М больше 5. Высокие оценки говорят о важности указанных качеств при выборе. Чтобы проверить это, остается вычислить коэффициент «определяющей силы выбора»:

Мотивационное ядро выбора включает качества с наиболее высокими коэффициентами.

 

Изучение индекса групповой сплоченности Сишора.

Цель: изучение групповой сплоченности.

Материал: бланк, состоящий из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ход выполнения: испытуемому предлагается бланк с вопросами. И инструкция:

Инструкция испытуемому: Вам предлагаются 5 вопросов, на которые Вам необходимо ответить, выбрав наиболее подходящий ответ из предложенных вариантов.

¨ Вопросы:

I. Как оценили бы Вы свою принадлежность к группе?

Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

Участвую в большинстве видов деятельности (4).

Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

Живу и существую отдельно от нее (1).

Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменений прочих условий)?

Да, очень хотел бы перейти (1).

Скорее перешел бы, чем остался (2).

Не вижу никакой разницы (3).

Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю, трудно сказать (1).

IV. Какие у Вас взаимоотношения с руководством?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю (1).

¨ Обработка и интерпретация результатов:

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям. В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Сплоченность группы – наличие такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации. Сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Сплоченность группы часто зависит от групповой совместимости.

Групповая совместимость – социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях совместной деятельности. В коллективе групповая совместимость образует иерархию уровней. Нижний уровень групповой совместимости составляют психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров челнов группы, сенсомоторная согласованность при выполнении ими совместных действий, сплоченность, выражающаяся в интенсивности коммуникативных внутригрупповых связей и во взаимности социометрических выборов. На более высоком уровне групповая совместимость выступает как согласованность функционально-ролевых ожиданий – представлений членов группы о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый при реализации общественно значимой и общей для всех цели. Высший уровень групповой совместимости, характерный только для коллектива, находит свое отражение в предметно-целевом и ценностно-ориентационном единстве, коллективной идентификации, адекватности возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи друг друга, во взаимной референтности членов группы.

Коллективистическое самоопределение (КС) – избирательное реагирование на воздействие группы, принятие мнений, соответствующих групповым целям, и отвержение мнений, которые этим целям не соответствуют. КС противостоит как полному соглашательству (конформизм), так и полному отрицанию (нонкмформизм) мнений участников группы.

Сходство функционально-ролевых ожиданий – совпадение мнений и действий по поводу распределения ролей и характера поведений в соответствии с этими ролями участников группы.

Ценностно-ориентационное единство – сходство мнений, оценок, позиций членов группы по поводу значимых для совместной деятельности событий, фактов, людей и т.п.

Коллективистическая идентификация – понимание, интерпретация другого человека путем отождествления с ним, выражается в признании за другим, как и за самим собой, равных прав и обязанностей, в оказании содействия и поддержки, а также в требовательном отношении к себе, равно, как и к товарищам по группе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.77 (0.007 с.)