Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей.

Поиск

¨ Обработка и интерпретация результатов:

Коммуникативные склонности:

(+) «ДА» - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) «НЕТ» - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские, склонности:

(+) «ДА» - 2, б, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) «НЕТ»- 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Коммуникативные склонности: умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение; умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера; умение психологически точно определить точку завершения общения; умение максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии; умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение; умение прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий; умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению; умение овладеть и удержать инициативу в общении; умение спровоцировать "желаемую реакцию" партнера по общению; умение формировать и "управлять" социально-психологическим настроением партнера в общении

Организаторские склонности: умение осуществлять мобилизацию, координацию и взаимосвязь совместно действующей группы людей; умение организовать совместную деятельность людей, рационально распределив обязанности между работниками и целесообразно используя их возможности, способности и опыт; умение рационально использовать рабочее время; умение рационально и целесообразно планировать и прогнозировать; умение обеспечить высокий уровень работоспособности работников и создать благоприятную здоровую атмосферу в коллективе.

 

Изучение самооценки с помощью методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан ☺☺☺

Цель: изучение особенностей самооценки личности с помощью процедуры шкалирования. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как уверенность в себе, способности, характер и т. д

Материал: бланк, на котором изображено семь линий, высоты каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Ход выполнения: Выполнение заключается в непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как ум, способности, характер и т. д. Испытуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция испытуемым: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1)здоровье;

2)ум, способности;

3)характер;

4)авторитету сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6)внешность;

Уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высоты каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с группой, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов: Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0»до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «О» до знака «-»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

В табл.1 даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).

Таблица 1. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ

Параметр Количественная характеристика (балл) (балл)
низкий (норма) средний высокий очень высокий
Уровень притязаний Уровень самооценки менее 60 менее 45 60-74 45-59 75-89 60-74 90-100 75-100

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

 

Изучение творческих способностей; диагностика вербальной креативности с помощью методики С.Медника в модификации А.Н.Воронина, Л.Г.Алексеевой, Т.В.Галкиной ☺☺

Цель: Диагностика вербальной креативности с помощью теста С.Медника. Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника RAT (тест отдаленных ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории психологии способностей Института психологии Российской академии наук на выборке школьников старших классов Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет — А. Н. Ворониным.

Материал: Опросные листы -карточки с40 словесными триадами, протокол.

Ход выполнения: Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад.

При разработке данного теста использовались принципы построения методики, не регламентирующей деятельность испытуемого. Так, тестовые задания были максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности.

Разработанная же методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, а не особенностей деятельности испытуемого в данных экспериментальных условиях.

Задания методики не были как-либо ограничены. Она была построена не по принципу теста или задачи, а как неограниченное поле деятельности в виде однотипных задач.

Испытуемого нельзя ограничивать временем решения тестовых заданий. Желательно работать с испытуемым индивидуально, хотя возможен и групповой вариант.

Проводя исследование, лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не следует сообщать о том, что изучаются творческие способности, творческое мышление. Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычной деятельности, ситуации. Время тестирования не нужно ограничивать, но ориентировочно испытуемые тратили на каждую тройку слов по 1-2 мин.

Вариант методики диагностики вербальной креативности для старших школьников

Методика состоит из разминки и двух серий заданий, предъявляемых испытуемому через определенный промежуток времени. При выполнении заданий испытуемому, как говорилось выше, не ставилось никаких временных ограничений. Медник придавал большое значение разминке (warm up).

Испытуемые, имеющие разминку перед основной серией, имели явное преимущество перед испытуемыми, лишенными ее. Разминка необходима для облегчения процесса вхождения испытуемого в деятельность и адаптацию к ней.

Разминка в русскоязычной модификации представляет собой вербальные задания, построенные по «принципу омонизма»: испытуемому предлагают два слова-качества двух разных значений омонима, необходимо подобрать соответствующее каждому общее слово. Таким образом, испытуемый только вводится в деятельность по решению вербальных задач, однако принцип решения основных заданий не дается.

Непосредственно после разминки дается первая серия основных заданий. Вторая серия проводится с испытуемым через определенный промежуток времени (3-5 дней) после первой серии. Характерной чертой первой серии является то, что дается инструкция, не содержащая установки на достижение оригинальных результатов, то есть испытуемому просто предлагается решать вербальные задачи,

Во второй серии испытуемому предлагаются тестовые задания с классической инструкцией, содержащей ориентацию на достижение, стимулирующей появление оригинальных и многочисленных ответов.

Работа проводится индивидуально, но можно работать и с небольшими группами (до 20 человек). Для проведения эксперимента выбирается тихое, хорошо освещенное помещение. Обязательно, чтобы испытуемый сидел за столом один (случай работы с группой) для исключения общения во время эксперимента. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых испытуемый записывает варианты своих ответов.

Перед началом работы у испытуемого должно быть серьезное и доброжелательное отношение к эксперименту, что можно достичь продуманными объяснениями, соответствующими возрасту и состоянию испытуемого. Закончив вступительную беседу, экспериментатор предлагает инструкцию к разминке. Разминка представляет собой своеобразное обсуждение возможностей решения тестовых задач.

Инструкция испытуемому: Сейчас я предложу вам небольшие словесные задания. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе механизм их решения. Я даю вам два слова. Вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло составить с ним словосочетание. Например, вам даются слова: деревянная, пионерская. Ответом могут служить слова: линейка, комната. Какие еще слова вы можете предложить?

Возьмем другую пару: горячая, кафельная. Ответ: плитка.

Вы можете менять слова-стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол.

Испытуемому предлагают карточки с заданиями разминки, которые он последовательно решает, записывая ответы на самих карточках.

Задания разминки: фирменные, рекордные; детская, чернильница; шахматная, изящная; бумажный, осенний; вкусный, английский.

С испытуемым постоянно обсуждается момент возможности—невозможности употребления определенных выражений. Экспериментатор в процессе обсуждения подводит испытуемого к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний. Если разминка представляет собой своеобразное обсуждение, то есть работу испытуемого в паре с экспериментатором, то подобное общение полностью исключается при проведении основных серий. Экспериментатор зачитывает инструкцию, затем предлагает задать возникшие вопросы. Для ответа на них экспериментатор вновь зачитывает вслух соответствующие места из инструкции. Чтобы не нарушить адекватность условий эксперимента, экспериментатор не должен пытаться разъяснять своими словами смысл заданий и примеры решений. Убедившись, что испытуемый понял сущность задания, экспериментатор разрешает взять первую карточку из первой основной серии.

Серия 1

Инструкция испытуемому: Итак, переходим к основной серии задач. Суть каждого задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например, быстрый, зеленый, полный, словом-ответом может быть слово поезд. Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например, часы, скрипка, единство. Ответом может служить: мас­тер: часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер, иливариант с предлогом — мастер по часам.

Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если вы изменяете слова-стимулы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Так как здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально.

Стимульный материал первой серии Наиболее типичные ответы
громкая холодная прошлое зоркий свежая кино комната трудное мундир неожиданно холодная умная прошлый дедушка долго плохо слон навсегда правда зелень море ресница английская экзамен положение истекло городок человек дым косы время очки вечер глаза облако домой медленно мутная друзья стеклянный новости проездной река золото билет улица жесткая свежая трудный добрая друзья море медведь назад Говорить Вода вспомнить глаз газета билет войти время военный встреча война голова год бабушка ждать видеть белый вернуться
       

Серия 2

Инструкция к данной серии дается другими словами:

Инструкция испытуемому: С егодня я даю вам задания, подобные прошлым, но цель наша становится более интересной, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарайтесь преодолеть ваши стереотипы мышления и создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: вы можете менять грамматическую основу слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.

Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления. Пусть ваши словосочетания будут яркими и необычными, быть может даже иногда странными. Новое и оригинальное всегда звучит непривычно и кажется лишенным смысла. Пусть это не пугает вас — сейчас вы творите!!! Дайте волю собственной фантазии. Позвольте себе забыть о речевых нормах, о нормах бытового языка каждого дня. И заговорите новым оригинальным красивым языком.

Постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов, оригинальных и необычных.

Стимульный материал второй серии Наиболее типичные ответы
случайная вечерняя обратно далеко народная деньги дверь человек друг поезд цвет ласковая детство воздух певец тяжелый много кривой садовая кость горы бумага родина слепой страх билет доверие погоны город купить заяц морщины случай быстрая Америка рождение чепуха очки мозг случайно долгожданная стенная путь будущее мировая свободное быстро завод круг бумажный сахар сказка хорошее свежая тонкий урожайный прямо острый пустая вокзал Встреча газета вернуться смотреть война время войти военный родной билет белый бабушка настроение струя голос год говорить глаз голова встреча
       

Таким образом, вторая серия основных задач практически не отличается по стимульному материалу от первой серии. Основное отличие заключается в инструкции, цель которой — максимально замотивировать испытуемого. В инструкции подчеркивается, что испытуемый должен «творить» и продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность мышления, причем таких ответов должно быть как можно больше.

Обработка результатов: Все результаты, полученные на определенной выборке, фиксируются и сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии испытуемых, а по горизонтали все предложенные испытуемым ответы на слова-стимулы. На каждую серию делается отдельная таблица.

Критерии оценки.

1. Количество ассоциаций. Na=x/у, где х — общее количество ответов; у — общее количество заданий.

(В данном варианте теста в каждой серии предлагалось по двадцать заданий. Если на 20 заданий испытуемый предложил 36 ответов, его индекс оригинальности будет равен 36/20 = 1,8).

2. Индекс оригинальности. Сначала считается индекс оригинальности каждого ответа, а затем индекс оригинальности всех ответов испытуемого, то есть индекс оригинальности его работы.

Работа проводилась следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный в данном выборе, и подсчитывается частота встречаемости каждого ответа. Z= i/ г, где Z — индекс оригинальности каждого ответа; i — номер задания; г — частота встречаемости конкретного ответа у каждого испытуемого относительно данной однородной выборки.

Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются , где N — индекс оригинальности работы испытуемого; X — общее количество ответов.

Например, на стимул «быстрый, зеленый, полный», из 50 испытуемых 46 дали ответ «поезд», индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Таким образом, просчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и получается сумма индексов испытуемого: 1/5 + 1/6 + 1/7 + 1/24 = 9,8.

Индекс оригинальности данного испытуемого будет равен 9,8/20 = 0,49.

3. Индекс уникальности ответов.

Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности

Zi =1; N ун =L/х, где N ун — индекс уникальности ответов (относительно данной выборки); L— количество уникальных ответов (ZL =1)

4. Индекс селективного процесса.

Для получения этого индекса требуется дополнительная процедура, которая заключается в следующем: все предложенные в данной выборке на каждый сти­мул ответы сводятся в общую таблицу и затем предлагаются испытуемому. Ис­пытуемый из всех зафиксированных ответов должен выбрать наиболее ориги­нальный и яркий.

Подобный выбор проводится и группой экспертов. Затем выборы сравниваются.

Индекс селективного процесса вычисляется по следующей формуле:

Nсп =Р/У, где Р — число совпадений выборов; У — общее количество заданий.

При анализе результатов более информативными являются качественные показатели (Non, N ум). Количественный показатель (Na) важен лишь с точки зрения, высказанной Медником, что среди большого количества ответов с большей вероятностью может быть получен оригинальный ответ.

Испытуемые упорядочиваются по шкале креативности по показателю оригинальности, затем корректируются по показателю уникальности. И лишь затем происходит коррекция по количественному показателю. Индекс селективного процесса является наименее объективным, так как зависит от мнения экспертов, и учитывается в последнюю очередь.

Вариант методики диагностики вербальной креативности для менеджеров

Ход выполнения: Предлагаемый вариант методики разработан и адаптирован на основе теста Медника А. Н. Ворониным. Это групповой сокращенный вариант методики, состоящий из одной серии (20 триад) и не предполагающий разминки, поскольку разминка у взрослых людей в ситуации дефицита времени для выполнения задания (предприниматели — обычно занятые люди) дает систематический сдвиг в результатах тестирования, определяемый заданиями разминки. Стимульным материлом для сокращенного группового варианта методики взят из второй серии вышеописанной методики.

Инструкция к сокращенному варианту: Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляю некоторое словосочетание).

Например, для тройки слов громкая, правда, медленно словом-ответом может служить слово говорить (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать предлоги. Например, для слов часы, скрипка, единство ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).

Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное. Попробуйте дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов. Подробнее стимульный материал и протоколы ответов приведены ниже.

Обработка результатов в сокращенном групповом варианте: Оригинальность ответов оценивалась исходя из всего массива данных и подсчитывалась по формуле:

Or = 1 -

х - 1

Xmax- 1

где Or — оригинальность данного типа ответа; X — количество ответов данно­го типа; Хмах — максимальное количество ответов в типе.

При этом под типом ответа подразумевались однокоренные слова, несущие примерно одинаковую смысловую нагрузку. Так, слова стремление, стремиться, устремление, стремлюсь рассматривались как слова однотипные и объединялись в один тип ответов: стремление.

Интерпретация результатов: Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и списки типичных ответов для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать вербальную креативность людей такого или схожего контингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то анализируют результаты по всей новой выборке и только тогда дают заключения об отдельных людях. В лаборатории диагностики способностей и ПВК имеется компьютерная программа ввода данных и обработки результатов для IBM PC.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа ответа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого типа ответов, то оригинальность данного ответа считается 1. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех ответов, то есть сумма оригинальностей по всем ответам делится на количество ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством «троек слов». На некоторые тройки слов испытуемые дают два, три ответа, на некоторые — ответы отсутствуют. Индекс уникальности, по Меднику, равен количеству уникальных ответов.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов и для показателя «количество ответов», можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.013 с.)