Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспресс методика диагностики мотивации спортивной деятельности» Г.В. ЛозовойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
24 мотива объединены в 6 групп:на результат,на процесс, на самосовершенствование, На общение, вознаграждение, долженствование. 38) Методика "Соревновательная личностная тревожность " Ю.Л.Ханина Она представляет собою опросник, включающий 15 утверждений, из которых 10 (2, 3, 5, 6, 8, 9,11, 12, 14,15 - «работающие», а 5 других (1,4, 7, 10 и 13) - буферные, ответы на которые не учитываются. Отвечающий может дать один из трех ответов по каждому утверждению: почти никогда (А), иногда (Б) и часто (В). Текст опросника: 1. Соревноваться с другими интересно. 2. Перед соревнованиями я чувствую себя неспокойно. 3. Перед соревнованиями я боюсь, что не смогу выступить хорошо. 4. На соревнованиях я веду себя как настоящий спортсмен. 5. Соревнуясь, я беспокоюсь, что могу допустить ошибки. 6. Перед началом соревнований я бываю спокоен. 7. В соревнованиях важно поставить цель. 8. Перед началом соревнований у меня в животе возникает странное или неприятное ощущение. 9.Я замечаю, что перед самым началом соревнований сердце у меня начинает биться чаще, чем обычно. 10. Мне нравятся игры, требующие большого физического напряжения. 11. Перед соревнованием я чувствую себя свободно. 12. Перед началом соревнований я нервничаю. 13. Командные виды спорта интереснее индивидуальных. 14. Я начинаю нервничать из-за желания скорее начать соревнование. 15. Перед началом соревнований я бываю весь напряжен. Обработка ответов: Каждый ответ по «работающим» утверждениям оценивается в баллах: для утверждений 2, 3, 5,8, 9,12,14,15 А - 1 балл, Б - 2 балла, В - 3 балла. Ответы на утверждения 6 и 11 оцениваются в обратном порядке: А - 3 балла, Б - 2 балла, В - 1 балл. Итоговый показатель находится в диапазоне от 10 (очень низкая соревновательная тревожность) до 30 баллов (очень высокая соревновательная тревожность). 39) "Тест-опросник предстартовых состояний спортсменов" В.А.Алексеева На основе физического, эмоционального, когнитивного состояний. 30 суждений надо в каждом выбрать один из 3х вариантов, соответствующих состоянию спортсмена на данный момент.
Инструкция: Прочтите каждое суждение и отметьте тот вариант ответа (А, Б или В), который наиболее соответствует вашему состоянию в данный момент.
1. Насколько легко и свободно вы двигаетесь? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
2. Как вы оцениваете свое настроение? А. Лучше, чем обычно Б. Как обычно В. Хуже, чем обычно
3. Как вы представляете план своих тактических действий на предстоящих соревнованиях? А. Лучше, чем обычно Б. Как обычно В. Хуже, чем обычно
4. Насколько легко и свободно вы дышите? А. Лучше, чем обычно Б. Как обычно В. Хуже, чем обычно
5. Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние? А. Лучше, чем обычно Б. Как обычно В. Хуже, чем обычно
6. Насколько вас занимает мысль о том, каков будет ваш итог соревнований? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чет обычно
7. Как вы оцениваете стабильность своей спортивной техники? А. Выше, чем обычно Б. Как обычно В. Ниже, чем обычно
8. Насколько вы желаете участвовать в предстоящих соревнованиях? А. Больше, чет обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
9. Беспокоят ли вас мысли о вашем выступлении в соревнованиях? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
10. как вы оцениваете чувство равновесия в своих движениях? А. Лучше, чем обычно Б.Как обычно В. Хуже, чем обычно
11. Вы довольны взаимоотношениями со своим тренером? А.Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
12. Как вы оцениваете свои шансы на успех в предстоящих соревнованиях? А. Выше, чем обычно Б. Как обычно В. Ниже, чем обычно
13.Как вы ощущаете работу своего сердца? А. Меньше, чем обычно Б. Как обычно В. Больше, чем обычно
14. Удовлетворены ли вы взаимоотношениями с самыми близкими для вас людьми? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
15. Насколько вы способны подавить мысль о возможной неудаче на соревнованиях? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
16. Как вы ощущаете свой желудок и кишечник? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
17. Действуют ли окружающие вам на нервы? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
18. Много ли вы размышляете о предстоящих соревнованиях? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
19. Оцените чувство координации своих движений. А. Лучше, чем обычно Б. Как обычно В. Хуже, чем обычно
20. Вы уверены в себе? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
21. Думаете ли вы о своих соперниках? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
22. Насколько вы чувствуете себя в «спортивной форме»? А. Лучше, чем обычно Б. Как обычно В. Хуже, чем обычно
23. Насколько вам хочется соревноваться? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно .В. Меньше, чем обычно
24. Насколько вы внимательны? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
25. Как вы воспринимаете свое «спортивное чувство» (воды, мяча, дистанции)? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
26. Насколько вы спокойны? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
27. Много ли вы думаете о том, что ожидают от вас другие люди в предстоящих соревнованиях? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
28. Какой у вас сегодня был аппетит? А. Лучше, чем обычно Б. Как обычно В. Хуже, чем обычно
29. Насколько вы тревожитесь из-за предстоящих соревнований? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
30. Насколько вы считаете предстоящие соревнования важными для себя? А. Больше, чем обычно Б. Как обычно В. Меньше, чем обычно
40) Методика "Самооценка предсоревновательных эмоциональных состояний" Марищука и Киселева. "Градусник Киселёва" Инструкция: Сделайте отметку на предложенной десяти бальной шкале, того уровня состояния, которое вы испытываете в данный момент.
1. Самочувствие 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10
2. Настроение 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10
3. Желание тренироваться 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10
4. Удовлетворенность тренировочным процессом 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10
5. Отношение с товарищами 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10
6. Отношение с тренером 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10
7. Спортивные перспективы 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10
8. Готовность к соревнованиям 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10
41) Анкета "Оценка признаков лучшего и худшего предстартового состояния" И.П.Волкова Предстартовое состояние как системное образование (по А. В. Алексееву, 1982) включает три компонента: 1. физический (телесно-поведенческий) компонент, характеризующий мышечные ощущения, двигательную активность; 2. эмоциональный (энергетический компонент), характеризующий эмоциональное отношение к соревнованию; 3. когнитивный (мыслительный) компонент, характеризующий направленность мышления спортсмена.Субъективное состояние спортсмена на основе его оценки своих ощущений, чувств, мыслей важно знать как спортсмену, так и тренеру для коррекции того или иного компонента состояния. Для определения выраженности каждого составляющего компонента состояния и состояния в целом предлагается опросник сле- дующего содержания:
Инструкция. Прочтите каждое суждение и отметьте тот вариант ответа, который наиболее соответствует вашему состоянию на данный момент. 1. Насколько легко и свободно вы двигаетесь? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 2. Как вы оцениваете свое настроение? А) лучше, чем обычно Б) как обычно В) хуже, чем обычно 3. Как вы представляете план тактических действий на пред- стоящих соревнованиях? А) лучше, чем обычно Б) как обычно В) хуже, чем обычно 4. Насколько легко и свободно вы дышите? А) лучше, чем обычно Б) как обычно В) хуже, чем обычно 5. Как вы оценивает свое эмоциональное состояние? А) лучше, чем обычно Б) как обычно В) хуже, чем обычно 6. Насколько вас занимает мысль о том, каков будет итог со- ревнований? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 7. Как вы оценивает стабильность вашей техники? А) выше, чем обычно Б) как обычно В) ниже, чем обычно 8. Насколько вы желаете участвовать в будущем соревновании? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) ниже, чем обычно 9. Беспокоят ли вас мысли о выступлении в соревнованиях? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 10. Как вы оценивает чувство равновесия в своих движениях? А) лучше, чем обычно Б) как обычно В) хуже, чем обычно 11. Вы довольны взаимоотношениями со своим тренером? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 12. Как вы оцениваете свои шансы на успех в предстоящем со- ревновании? А) выше, чем обычно Б) как обычно В) ниже, чем обычно 13. Как вы ощущаете работу своего сердца? А) меньше, чем обычно Б) как обычно В) больше, чем обычно 14. Удовлетворены ли вы взаимоотношениями с самыми близ- кими для вас людьми? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 15. Насколько вы способны подавить мысль о возможной неу- даче на соревнованиях? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 16. Как вы ощущаете свой желудок и кишечник? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 17. Действуют ли окружающие вам на нервы? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 18. Много ли размышляете о предстоящих соревнованиях? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 19. Как вы оцениваете чувство координации своих движений? А) лучше, чем обычно Б) как обычно В) хуже, чем обычно 20. Вы уверены в себе? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 21. Думаете ли вы о своих соперниках? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 22. Насколько вы чувствуете себя в «спортивной форме»? А) лучше, чем обычно Б) как обычно В) хуже, чем обычно 23. Насколько вам хочется соревноваться? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 24. Насколько вы внимательны? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 25. Как вы воспринимаете свое «спортивное чувство» (воды, снаряда, дистанции и др.)? А) лучше, чем обычно Б) как обычно В) хуже, чем обычно 26. Насколько вы спокойны? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 27. Много ли вы думаете о том, что ожидают от вас другие люди в предстоящих соревнованиях? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 28. Какой у вас сегодня был аппетит? А) лучше, чем обычно Б) как обычно В) хуже, чем обычно 29. Насколько вы тревожитесь из-за предстоящих соревнований? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно 30. Насколько вы считаете предстоящие соревнования важными? А) больше, чем обычно Б) как обычно В) меньше, чем обычно
Обработка результатов: Физический компонент, вопросы: 1, 4, 7, 10, 13, 6, 19. 22, 25, 28; Эмоциональный компонент, вопросы: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29; Когнитивный компонент, вопросы: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30. Ответы А оцениваются в 3 балла; Ответы Б оцениваются в 2 балла: Ответы В оцениваются в 1 балл. Находится сумма баллов по каждому компоненту. Максималь- ная сумма каждого компонента 30 баллов, минимальная 10 баллов. Чем больше сумма балов, тем более сформирован компонент. ВОПРОС 44: Шкала показателей групповых взаимоотношений и ее применение в процессе наблюдения. Разработанная В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой шкала показателей групповых взаимоотношений представлена в табл. 8.3.3 Представленная шкала позволяет осуществлять наблюдение по таким критериям: характер взаимодействия; уровень взаимопонимания в группе; наличие одобрения или упреков; готовность к взаимопомощи. При подведении итогов наблюдения необходимо наблюдаемые признаки отменить, исходя из 5-балльной шкалы. Одним из важнейших факторов повышения эффективности психологического наблюдения за группой является использование различных приемов преодоления субъективизма в оценках и выводах наблюдателя. Таблица 8.3. Шкала показателей групповых взаимоотношений
ВОПРОС 45: Диагностическая шкала-опросник “Атмосфера в группе” Ф.Фидлера в адаптации Ю.Л.Ханина Для описания психологической атмосферы в группе существует Диагностическая шкала-опросник Фреда Фидлера (Fiedler Diagnostic Scale-inventory) в адаптации Ю. Л. Ханина. Она представляет собой набор биполярных шкал с признаками типа "удовлетворенность — неудовлетворенность", "дружелюбие — враждебность" и т.д., где задача испытуемого поместить значок па континууме ближе к правому или левому слову в паре, оценивая свою группу. Всего таких шкал десять. По итогам группового обследования можно обнаружить степень удовлетворенности отдельных членов группы, а также оценить общую ситуацию в коллективе. Кроме того, существует возможность сравнения данных рядовых членов группы друг с другом и с руководителем. В случае Ханина речь идет о спортсменах и тренере. Ханин предложил также дополнить процедуру Фидлера заполнением опросника об атмосфере "по отношению к себе лично". Это позволяет выявить спортсменов, которые будут иметь риск трудностей адаптации из-за повышенной неуверенности в себе и мнительности (те, кто оценивают атмосферу в коллективе как более благоприятную, чем отношение к себе) или же из-за повышенной самооценки и неудовлетворенности положением дел в команде (те, кто считают, что лично к ним отношение благоприятнее, чем вообще в коллективе). Опросник был адаптирован в ЛНИИФК в 1976 г. с проверкой эквивалентности его оригиналу. ВОПРОС 46: “Индекс групповой сплочёности” Сишора в адаптации и модификации Ю.Л.Ханина
47.Критерии межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом (Серовой, Марищука) В спортивной группе различают два вида взаимоотношений: «спортсмен – спортсмен» и «тренер – спортсмен. Каждый из этих видов взаимоотношений делится на формальный и неформальный. Формальные отношения в системах «спортсмен – спортсмен» и «спортсмен – тренер» заранее запрограммированы и обусловлены требованиями деятельности, подчинены её задачам. Отношения в неформальной сфере походят и развиваются спонтанно, поэтому их труднее предугадать. Такие взаимоотношения складываются на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений.
Среди всех взаимоотношений, складывающихся в процессе спортивной деятельности, наибольшее влияние на её результаты и на прогресс спортсмена оказывают его отношения с тренером. Связи между спортсменом и тренером во многом зависят от установочных отношений тренера к самому себе, к спортсмену и от установочных отношений спортсмена к тренеру и к самому себе. Уровень этих взаимоотношений, их качество и особенности оказывают как прямое, так и косвенное влияние на взаимодействие тренера и спортсмена и как следствие – на эффективность их деятельности, а затем и на спортивный результат. В свою очередь, на характер этих взаимоотношений значительное воздействие оказывают психологические особенности тренера и его манера поведения. Личность тренера, его поведение, отношение к спортсмену и их совместной деятельности способствуют не только спортивному совершенствованию ученика, но формированию и развитию его личности. Факторы, обусловливающие отношения «тренер – спортсмен»: – задачи деятельности; – система ценностей и потребности тренера; – представления тренера и спортсменов об их взаимных отношениях.
В.Л. Марищук и Л.К. Серова отмечают, что тренер и спортсмен связаны, прежде всего, субординационными взаимоотношениями, при которых тренер – руководитель наделён административной властью, а спортсмен исполнитель должен выполнять его приказы и распоряжения. Поэтому первым критерием высокого уровня взаимоотношений тренера и спортсмена выступает полное выполнение тренерских указаний спортсменом. Если между тренером и спортсменом существуют отношения уважения, взаимодоверия, то спортсмен не боится в чем-то не согласиться с тренером, взять на себя ответственность за новые решения в изменившейся ситуации. Исходя из этого, вторым критерием оценки коммуникативных отношений является наличие творческого компонента в деятельности спортсмена при выполнении им тренерских указаний. Если тренер служит для спортсмена примером, является для него большим авторитетом, привлекает своими человеческими качествами, спортсмен будет обязательно стремиться к всестороннему общению с ним. Такое стремление к общению с тренером – один из главных показателей благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменом. 48. Шкала тренер-спортсмен (Ханина, Стамбулова). Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применяется шкала «тренер – спортсмен», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуловым. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому. Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный параметр определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность. Поведенческий – показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то – «нет».
Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22 (номера со знаком «–» означают ответ «нет», остальные – «да»); эмоциональный компонент: вопросы –2, –5, 8, 11, 14, –17, –20; поведенческий: вопросы 3, 6, –9, 12, –15, 18, –21, –24.
Средняя арифметическая оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выражение стремления к общению с тренером. Оценка этих отношений может производиться также по пятибалльной шкале (составленную В.Л.Марищуком и Л.К.Серовой).
Вариант обработки данных по шкале «тренер-спортсмен» (Ханина, Стамбулова)
Критерии оценки межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом (обработка по Серовой, Марищуку)
Взаимоотношения между тренером и спортсменами - важный компонент тренировочного процесса - носят комплексный характер. И учет лишь одного компонента общения (чаще всего гностического) не позволяет выявить коммуникативную среду для оценки взаимодействия спортсмена и его тренера в ходе тренировочного процесса. 49. Методика оценочной биполяризации (Волкова) Биполярные измерения широко распространены в психологических исследованиях личности, качества которой описываются парными прилагательными — антонимами (сильный — слабый, трудолюбивый — ленивый, хороший — плохой и т. д.). Способность личности к биполярной оценке свидетельствует о двунаправленности ее отношений: человек вычленяет себя из окружающего мира с помощью оценки степени подобия себя окружающим и, как следствие, либо противопоставляет себя другим («Я» — «не Я»), либо включает их в систему своего внутриличностного общения («Я» — «другие Я»). Сравнение себя с другими с помощью биполярной оценки оказывается основным механизмом социальной перцепции. Поскольку оценка других производится не только на уровне реального, но и воображаемого общения, то степень осознаваемого подобия индивида другим выступает индикатором чувства тождественности, т. е. наличия у себя тех же качеств, которые он приписывает другим. Решающую роль в этом внутриличностном механизме играют особенности самосознания личности (наше «Я»), к которому мы обращаемся как к эталону и ориентиру для сравнения. Эта закономерность используется психологами для изучения качеств личности по тем оценкам или чертам, которые она дает (приписывает) другим. Сам же процесс приписывания оценок (черт) получил название персонификации. Оценочная биполяризация -как система оценки человека по степени подобия его окружающим или противопоставления себя другим.
И.П. Волков пишет: «Чем выше биполярность оценок, тем более категоричен субъект в своих решениях, выводах и суждениях о других людях, склонен к авторитарному влиянию, непримирим к недостаткам других»
И.П.Волкова. ПРАКТИКУМ ПО СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ. УЧЕБНИК 2002 года. Вводные замечания. Педагогическая цель задания состоит в ознакомлении студентов с методом оценочной биополяризации и в обучении их умениям исследовательской работы с помощью этого метода для измерения оценочных стереотипов восприятия и понимания тренером себя и других людей в совместной работе и в общении со спортсменами. Данный тест, как показывает исследовательская практика в сфере спорта, можно с успехом применять также и для психодиагностики предрасположенности тренера к тому или иному стилю руководства, а также для изучения особенностей структуры его самосознания по показателям самооценки.
Методика исследования. Для оперативной количественной обработки результатов группового эксперимента необходим электронный калькулятор. Тест состоит из набора биполярных качеств личности, значимых для тренера по его работе с точки зрения успешности влияния в общении с партнерами: а) как товарищами по межличностному общению (личностные качества); б) как сотрудниками по совместному делу — работе (деловые качества). Обычно набор биполярных качеств в одном опыте не превышает более 20 противоположных по смыслу качеств: отрицательное качество оттеняет значение положительного качества, что делает его оценку более точной (так называемые прилагательные антонимы, например «честный—лживый). Инструкция. «Перед вами набор биполярных качеств личности. Выраженность каждого биполярного качества оценивается с помощью 10-балльной шкалы: Пользуясь данной шкалой, выполните следующие три действия: 1) выберите из числа знакомых вам людей наиболее предпочитаемого человека как сотрудника по совместной работе и оцените его качества в столбце П протокола опыта; 2)выберите из числа знакомых вам людей наименее предпочитаемого человека как сотрудника и оцените его качества в столбце Н протокола опыта; 3)оцените самого себя в столбце С протокола опыта».
Методика работы. Испытуемые получают протокол опыта, заполняют его в соответствии с инструкцией и затем проводят первичную количественную обработку данных — подсчитывают суммы баллов по столбцам и высчитывают индексы оценочной биполяризации: АСО^ (общее); АСОл (личностное), АСОд (деловое). Обработка данных. Индекс оценочной биполяризации выводится как разность между суммами оценок по столбцам П и Н, т. е. разность между суммами оценок предпочитаемого и непредпочитаемого сотрудников. Рассчитываются три индекса оценочной биполяризации: 1) по набору биполярных личностных качеств (см. качества 1-5 в протоколе опыта): 2)по набору биполярных деловых качеств (см. качества 6-10 в протоколе опыта): 3)суммарный индекс: 4) оценки самого себя ОСС по данным столбца С: где УП — сумма оценок предпочитаемого сотрудника; УН — сумма оценок не предпочитаемого сотрудника. Анализ и интерпретация данных. Интерпретируя индексы оценочной биполяризации, следует иметь в виду, что они количественно характеризуют проявление оценочных стереотипов испытуемого при восприятии других людей в значимых ситуациях совместной деятельности. Чем выше индекс оценочной биполяризации (т. е. чем больше разность между суммой оценок предпочитаемого и не предпочитаемого сотрудников), тем критичнее, категоричнее оценочные суждения данного испытуемого о других людях, тем консервативнее и эмоциональнее его оценочные стереотипы, тем больше его склонность к доминированию, проявлению своего влияния на организацию общения в малой группе, применению авторитарных методов руководства другими людьми. Указанную тенденцию индивидуальных особенностей социальной перцепции характеризует прежде всего индекс АСО,^. Различия в величине АСОд и АСОд могут свидетельствовать о предпочтительности для испытуемого деловой или межличностной ситуации общения. Так, если у испытуемого АСОд равен 6 баллам, а АСОл 24 баллам, то это означает, что в ситуации совместной работы или общего дела данный испытуемый в 3-4 раза сильней склонен проявлять повышенную критичность и категоричность в своих оценочных суждениях при восприятии действий партнеров (своих спортсменов), нежели в ситуации межличностного неделового общения с ними (за пределами спортивной деятельности). Можно также обоснованно предположить, что данный испытуемый сильнее ориентирован на дело, чем на межличностные отношения. Индекс оценки самого себя принято обозначать ОСС. В интерпретации индекса ОСС важно учитывать знак итоговой суммы — минус (отрицательный индекс ОСС) или плюс (положительный индекс ОСС). Отрицательный индекс ОСС предполагает, что выше его величина в сравнении с суммой оценок предпочитаемого сотрудника, тем более эгоцентричен и автономен (независим) в своем поведении и в принимаемых решениях данный испытуемый, тем сильнее он может противопоставить себя коллективу, ориентирован в своей тренерской деятельности на самого себя. Наоборот, чем выше положительный индекс ОСС, тем более зависим испытуемый от влияния коллектива, мнений и ожиданий окружающих людей, тем более он ориентирован в своем самосознании («Я») на социум. Величины ОСС, близкие к нулю, могут свидетельствовать об адекватности его самооценки, величины со знаком минус — о завышенной самооценке, а величины со знаком плюс о заниженной самооценке. Следовательно, образы предпочитаемого и непредпочитаемого сотрудников могут служить для испытуемого своеобразными «социумными зеркалами», одновременно смотрясь в которые он получает возможность корректировать поток своего влияния на других и на самого себя с позиций социума, в котором он привык действовать как субъект совместной деятельности с другими людьми. Данные теста дают возможность определить склонность испытуемого к стилю руководства и сформулировать рекомендации по совершенствованию своей самооценки и самоконтроля в общении на работе и в быту. Завершение работы. Преподаватель организует групповое обсуждение полученных результатов исследования, предлагая студентам провести аналогичный эксперимент с другими людьми во внеурочное время, проанализировать и представить его результаты в групповой дискуссии на следующем занятии по методикам исследования в спортивной психологии.
51. МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗРЕЛИЩНЫХ ЭФФЕКТОВ НА ПСИХИКУ СОРЕВНУЮЩИХСЯ СПОРТСМЕНОВ» (И. П. Волков, А. Л. Меньшикова, 1989) В методике предлагается опросный лист и балльная шкала для оценок факторов публичности соревнований спортсменами. Опрос спортсменов проводится непосредственно за 1–2 ч до соревнований или ретроспективно после соревнований. Результаты обоих вариантов опроса помогают выявить меру субъективной реакции спортсмена на соревновательный стресс.
Первый вариант: «Вам предлагается участвовать в психологическом опыте с целью изучения установок спортсменов при восприятии различных факторов публичных соревнований. Отвечая на вопросы, выбирайте ответ А или Б и отмечайте свой ответ в протоколе опыта оценкой в баллах от 0 до 5». Второй вариант: «Воспользуйтесь своим спортивным опытом и заполните опросник, в котором в каждой паре утверждений вы можете выбрать либо один вариант (Аили Б), либо можете отвечать на оба варианта (Аи Б), отмечая свои ответы в баллах от 0 до 5». Инструкция для ретроспективной оценки: «Прежде всего вспомните свои старты и представьте себя на соревнованиях. Затем оцените степень значимости или влияния на вас предложенных в таблице суждений по биполярной шкале. Работайте самостоятельно» Опросник
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.35 (0.012 с.) |