II. Из сочинений альберта великого и Роджера Бэкона (XIII век) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Из сочинений альберта великого и Роджера Бэкона (XIII век)



3. Альберт Великий [221]. О свойствах трав, камней и животных (вторая половина XIII века)

Из первой книги. Девятая трава... лилия. Если ты собе­решь эту траву при появлении солнца в знаке Льва и сме­шаешь с соком лавра и затем положишь этот сок под на­воз в любое время, то заведутся черви. Если из них сде­лать порошок и повесить его кому-нибудь на шею или в его одежду, он никогда не заснет или не сможет спать, пока этот порошок не будет вынут. И если вышеупомя­нутое положишь под навоз и намажешь кого-нибудь ро­дившимися оттуда червями, как тотчас его охватит лихо­радка. И если упомянутое положить в какой-нибудь сосуд, где находится молоко коровы, и закрыть шкурой коровы того же цвета, то все коровы потеряют молоко, как это было достоверно испытано в наше время...

Пятнадцатая трава... называется розой, и это трава, цветок которой наиболее известен. Возьми грамм ее и грамм горчицы и ножку мыши, повесь все это на дерево, и оно не будет давать плодов. И если упомянутое поло­жить около сети, то в нее соберутся рыбы...

И если упомянутый порошок положить в лампу, кото­рую после этого зажгут, то все будут казаться черными, подобно сатане.

И если упомянутый порошок смешать с оливковым маслом и натуральной серой и намазать этим при солнеч­ном свете дом, то он будет казаться объятым пламенем.

 

Из второй книги. Если ты хочешь одолеть врагов, возьми камень, который называется адамант, блестящего цвета, твердейший, так что нельзя разбить его, кроме как [помазав] кровью козла. Камень этот рождается в Аравии или на Кипре. И если привязать его с левой стороны, помогает он против врагов, и против нездоровья, и про­тив животных диких и ядовитых, и лихих людей, и про­тив ссоры и споров, и против яда, и от наваждения, и некоторые называют его диамантом...[222]

Если хочешь прибавить мудрости и избежать глупости, возьми камень, который называется хризолит, светло-зе­леный, оправленный в золото; он изгоняет глупость и при­носит мудрость.

Если хочешь одолеть зверей и истолковывать все сны и предсказывать будущее, возьми камень, который называ­ется эсмунд или асмад. Он бывает разных цветов, унич­тожает всякий яд, доставляет победу над противниками, дает дар пророчества и истолкование всех снов и делает понятным тайное.

 

Из третьей книги. Филин — птица достаточно извест­ная. Чудесны свойства этой птицы. Ибо, если ее сердце и правую ногу положить над спящим, тотчас он тебе рас­скажет все, что он делал и что ни спросишь у него, и это над нашими братьями в недавнее время было испытано,..

Крот — животное достаточно известное. У этого жи­вотного есть удивительное свойство, как говорят филосо­фы. Если завернуть его ножку в лавровый лист и поло­жить в рот лошади, она убежит от страха. А если поло­жить в гнездо какой-нибудь птицы, то никогда не вылу­пится из яиц приплод. А если хочешь изгнать кротов, то положи на дворе крота и горящую самородную серу, и все остальные кроты соберутся там, и от воды, в которой они варились, станет белою черная лошадь..

Если кто-нибудь будет носить слева сердце собаки, то все собаки онемеют перед ним.

Фрагменты из научных сочинений Роджера Бэкона (XIII век)

О науках и возможных открытиях и изобретениях

 

Все науки связаны одна с другой и взаимно друг друга поддерживают: успех одной помогает всем другим, как глаз, например, руководит движениями всего тела...

...Математику ошибочно считают наукой трудной, а иногда даже подозрительной — только потому, что она имела несчастье быть неизвестной отцам церкви. Между тем — как она важна, как полезна!..

...Можно построить приспособления для плавания без гребцов, так, чтобы самые большие корабли, морские и речные, приводились в движение силой одного человека, двигаясь притом с гораздо большей скоростью, чем если бы они были полны гребцами. Точно так же можно сде­лать повозки без всякой запряжки, могущие катиться с невообразимой быстротой; летательные машины, сидя в которых человек может приводить в движение крылья, ударяющие по воздуху, подобно птичьим.

...Медленно растут у западных христиан географические сведения... Надо производить измерения, определясь точно положение стран и городов, а для этого необходимо при­нять какой-нибудь определенный пункт за начало долго­ты; можно бы взять, например, на западе — западную оконечность Испании, на востоке — восточную границу Индии. География, помимо ее практических приложе­ний, важна и для других наук, нельзя знать людей, не зная климата и страны, в которой они живут, так как климат влияет на произведения растительного и живот­ного царства и еще более на нравы, характеры и учреж­дения...

...Прозрачные тела могут быть так отделаны, что отда­ленные тела покажутся близкими и наоборот. На неверо­ятном расстоянии можно будет читать малейшие буквы и различать мельчайшие вещи, рассматривать звезды, где пожелаем. Полагают, что Цезарь[223] с помощью больших зеркал с галльского берега мог видеть расположение лаге­рей и городов Британии... Можно так оформить прозрач­ные тела, что, наоборот, большое покажется малым, вы­сокое — низким, скрытое — станет видимым... Итак, вовсе не надо прибегать к магическим иллюзиям, когда сил науки достаточно, чтобы произвести действие.

О разуме и невежестве

 

Разум — вот вождь правой воли; он направляет ее к спасению. Чтобы делать добро, надо его знать; чтобы из­бегать зла, надо его различать. Пока длится невежество, человек не находит средств против зла... Нет опасности больше невежества. Знающий истину, если иногда и пре­небрегает долгом, имеет прибежище в совести, побужда­ющей его скорбеть о случившемся и остерегаться в буду­щем. Нет ничего достойнее изучения мудрости, про­гоняющей мрак невежества, — от этого зависит благосо­стояние всего мира. Каков человек в изучении мудрости, таков он и в жизни...

 

О значении сочинений античных философов-моралистов

Пусть [христиане] прочтут 10 книг аристотелевой эти­ки, многочисленные трактаты Сенеки, Туллия Цицерона[224] и многих других и тогда увидят, что мы погрязаем в без­дне пороков и что одна милость Божия может нас спас­ти. Как преданы были эти философы добродетели, как любили,ее! И всякий, конечно, отстал бы от своих недо­статков, если бы прочел их сочинения: так красноречивы их похвалы справедливой и чистой жизни и обличение ими пороков! Философы были преданы истине, добродетели, презирали богатство, удовольствия и почести, стремясь к будущему блаженству и являясь победителями человечес­кой природы.

О значении опыта

 

Есть три источника знания: авторитет, разум и опыт. Однако авторитет недостаточен, если у него нет разумно­го основания, без которого он вызывает непонимание, а лишь принятие [истины] на веру, —г мы верим авторите­ту, но не через авторитет понимаем. И разум [или отвле­ченное рассуждение] один не может отличить софизма от настоящего доказательства, если он не может оправдать свои выводы опытом...

...Доказательство умозаключает и нас заставляет умо­заключать относительно данного вопроса; но оно не удос­товеряет и не устраняет сомнений, не успокаивает духа в созерцании истины, если дух не найдет ее при помощи опыта... Человек, никогда не видавший огня, имел дос­таточное доказательство, что огонь жжет, портит и раз­рушает вещи; все же дух его не успокоился бы на таком знании, и он не стал бы избегать огня, пока не положил бы в огонь руку или какой-нибудь горючий предмет и не убедился бы через опыт в том, что он узнал из доказа­тельства. После же опыта сожжения чего-либо дух приоб­ретает уверенность и успокаивается в сиянии истины.

О помехах делу истины

 

Новые идеи встречают всегда возражения даже со сто­роны святых и хороших людей, мудрых в других отноше­ниях... Сорок лет тому назад богословы, парижский епис­коп и все тогдашние ученые осудили и предали отлучению физику и метафизику Аристотеля, ныне всеми признава­емые за здравое и полезное учение...[225]

Четыре в высшей степени заслуживающие порицания вещи составляют помеху делу истины... Они стоят на до­роге всякому мыслителю и едва позволяют кому бы то ни было достигнуть настоящей мудрости. Вот эти помехи: преклонение перед неосновательными и недостойными авторитетами, долговременная привычка [к известным мнениям], неосновательность суждений толпы и, нако­нец, скрывание [учеными] своего невежества, вместо ко­торого они выставляют напоказ свою призрачную мудрость... От этих язв происходит все зло человеческого рода: благодаря им люди не знакомятся с наиболее полезными, великими и прекрасными памятниками мудрости и тайна­ми всех наук и искусств.

Еще хуже то, что этот четвероякий призрак мешает людям понимать свое собственное невежество: они, наобо­рот, всячески прикрывают и отстаивают его и потому не находят от него лекарств. Самое же худшее — то, что, сидя во мраке заблуждений, они уверены в том, что жи­вут в полном свете истины... Поэтому саму чистую исти­ну они считают крайне ошибочной, самое превосходное — не имеющим никакой цены, самое великое — ничего не стоящим, а, напротив, прославляют решительно лож­ное, хвалят дурное, превозносят в своем ослеплении не­годное...

Где имеют силы три первые помехи знанию, там не действует ни разум, ни право, ни закон, там нет места для правды, там не имеют силы предписания природы, искажается порядок вещей, господствует порок, доброде­тель исчезает, там царствует ложь и гибнет истина.

О нравах церкви

 

Везде царит полнейшая испорченность, начиная с са­мого верха. Святой престол стал добычей обмана и лжи: справедливость гибнет, мир нарушается... Нравы там [в церкви] развращены; там царствует гордыня, процветает стяжательность, зависть гложет людей, роскошь позорит весь папский двор, там всеми овладела прожорливость... Вот уже несколько лет святой престол пустует из-за инт­риг, зависти и происков честолюбия... Если таково поло­жение главы церкви, то каковы же члены? Посмотрите на прелатов*, жадно собирающих богатства; не заботясь о вве­ренных им душах, они хлопочут за своих родственников и мирских друзей... или за коварных законников, смуща­ющих весь мир своими наветами.

Между тем труженики, всю жизнь занимающиеся фи­лософией и теологией, у всех в презрении!

Посмотрите далее на монахов всех орденов без исклю­чения! Как сильно отклонились все они от того, чем они должны быть! Как страшно упали, как много потеряли новые ордена из своего прежнего достоинства. Все духо­венство предано гордости, роскоши, жадности. Клири­ки*, где только они соберутся в большом числе — в Па­риже или в Оксфорде[226] смущают всех мирян побоищами, бесчинствами и прочими пороками...

...Так... в наше время исполнилась мера злобы челове­ческой, и нужно, чтобы справедливый папа со справед­ливым государем, меч материальный с мечом духовным, очистили церковь, иначе она будет наказана явлением антихриста, страшным возмущением, раздорами христи­анских государей, нашествием татар, сарацин* и других царей Востока...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.013 с.)