Об отсутствии короля в парламенте



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об отсутствии короля в парламенте



 

Король во всех случаях [всегда] должен лично присут­ствовать в парламенте, если этому не препятствует какой-нибудь телесный недуг; и в последнем случае он может находиться в своей палате, не выезжая, однако, за пре­делы манора или, по крайней мере, того города, где заседает парламент; при этом он должен вызвать двенадцать лиц из наиболее значительных и достойных членов парла­мента, а именно двух епископов, двух графов, двух баро­нов, двух рыцарей графств, двух горожан, двух жителей бургов, чтобы они увидели его и засвидетельствовали бы его состояние, и в их присутствии он должен уполномо­чить архиепископа [той] провинции [в которой собрался парламент], сенешала[395] и своего главного судью на то, чтобы они, все вместе и раздельно, открыли бы парла­мент и продолжали бы его вести от имени короля. В этих полномочиях должны быть ясно указаны причины отсут­ствия короля, достаточно убедительные для прочих знат­ных людей и магнатов парламента, с приложением пись­менного свидетельства вышеуказанных двенадцати пэров короля. [Все это необходимо] по причине того, что в пар­ламенте из-за отсутствия короля нередко подымался шум и ропот, потому что весьма вредно и опасно для всей об­щины парламента и даже всего королевства, когда король отсутствует в парламенте; и он не должен и не может от­сутствовать там, кроме как по вышеуказанной причине.

О вспомоществовании королю

 

Король обычно просил у своего королевства вспомоще­ствование только в случае военной нужды, или когда нуж­но было возвести в рыцарское звание сыновей или выдать замуж дочерей; и в этих случаях такие вспомоществования должны испрашиваться в полном составе парламента, причем просьба об этом в письменном виде должна быть передана каждому рангу пэров парламента, и ответ на нее должен быть дан также в письменной форме. И пусть бу­дет известно, что разрешение такого вспомоществования [парламентом] требует, чтобы все пэры парламента дали на это согласие; и следует заметить, что два рыцаря, явив­шиеся в парламент от графства, имеют более веский го­лос в парламенте в согласии или в возражении [на сбор вспомоществования], чем самый могущественный граф Англии и точно так же прокторы духовенства каждого епископства, если все они согласны [между собой], имеют в парламенте более веский голос, чем сам епископ; и то же относится ко всем делам, которые должны утверж­даться, отклоняться или осуществляться парламентом. Из этого следует, что король может держать парламент с об­щиной своего королевства, в отсутствие епископов, гра­фов и баронов, если они были вызваны в парламент, хотя бы ни один епископ, граф или барон не явился на эти вызовы; потому что в прежние времена не было ни епис­копов, ни графов, ни баронов, и все же короли и тогда держали свои парламенты. Но совершенно по-иному [об­стоит дело] в противоположном случае: если общины — духовные и светские — с соблюдением всех правил были вызваны в парламент, но по каким-то причинам не захо­тели явиться [туда], считая, например, что король пра­вит ими не так, как нужно, и указывая в подробностях, в чем он управляет плохо, то парламент не может состо­яться вовсе, хотя бы архиепископы, епископы, графы, бароны и все их пэры находились бы вместе с королем. Отсюда ясно, что все то, что должно быть осуществлено, утверждено или отклонено, уступлено или отвергнуто пар­ламентом, должно получить согласие общины парламен­та, которая состоит из трех рангов или родов [членов] пар­ламента, а именно — из прокторов духовенства, рыцарей графств, представителей городов и бургов, которые [вме­сте] представляют всю общину Англии, но [никак] не из магнатов*, потому что каждый из них заседает в парламен­те за себя лично, а не за кого-нибудь другого.

ТЕМА 12

 

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ КОЛОНИАЛЬНЫХ ИМПЕРИЙ

План

 

1. Географические представления европейцев к концу XV века.

2. Направления и задачи экспедиций Колумба.

3. Методы колониального подчинения испанцами новых зе­мель.

4. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.

5. Складывание колониальных империй и начало колониаль­ного соперничества европейских стран.

 

Источники

 

1. Записки солдата Берналя Диаса / Публ. и пер. Д. Н. Егоро­ва. Л., 1924. Ч. 1; Л., 1925. Ч. 2.

2. История средних веков: Хрестоматия / Сост. В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. М., 1988. Ч. 2 (XV-XVII века).

3. Лас-Касас Бартоломе де. История Индий. Л., 1968.

4. Путешествия Христофора Колумба. Дневники, письма, доку­менты. М., 1961.

5. Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М., 1950. Т. III.

6. Хроника открытия Америки. 500 лет. Антология. М., 1998.

 

Литература

 

1. Григулевич И. Р. Крест и меч. М., 1977.

2. Гуляев В. И. По следам конкистадоров. М., 1976.

3. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. М., 1988.

4. Ланге П. В. Великий скиталец. Жизнь Христофора Ко­лумба. М., 1984.

5. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. 3-е изд. М., 1983. Т. 2: Великие географические открытия (конец XV — середина XVII в.).

6. Свет Я. М. Колумб. М., 1973.

7. Тарле Е. В. Очерки истории колониальной политики за­падноевропейских государств (конец XV — начало XIX в.). М.; Л., 1965.

8. Три каравеллы на горизонте. К 500-летию открытия Америки. М., 1991.

9. Xарт Г. Морской путь в Индию. Рассказ о плаваниях и под­вигах португальских мореходов... М., 1959.

10. Яброва М. М. Очерки колониальной экспансии Англии в эпоху первоначального накопления. Саратов, 1966.

Методические рекомендации

 

Эпоха Великих географических открытий и первых колони­альных захватов начинается в Западной Европе с XV в. Преж­де чем рассматривать конкретные путешествия и этапы геогра­фических открытий, желательно познакомиться с существовав­шими в то время в Европе географическими представлениями. Для этого в практикуме приводится отрывок из письма, при­писываемого космографу Паоло Тосканелли, адресованного Фернандо Мартинесу, придворному португальского короля Аль­фонса V (документ 1). Документ показывает, как идеи Тоска­нелли способствовали поискам западного пути в Индию. Ин­тересно посмотреть, как отразились в письме представления европейцев о богатствах стран Востока.

Сведения Тосканелли об этом можно сравнить с перечнем тех товаров, которые обещал доставить из своего первого пу­тешествия Христофор Колумб. Указанный перечень можно найти в соглашении, заключенном между испанскими королями Фердинандом и Изабеллой и Христофором Колумбом в апре­ле 1492 г. — Капитуляция в Сайта Фе (документ 2). Документ знакомит с основными принципами и целями испанской коло­ниальной политики.

Необычайно важным в изучаемой теме является Тордесильясский договор 1494 г. (документ 3). Документ официально закреплял за Испанией и Португалией монопольное право на захват и ограбление всех земель, лежащих вне европейского континента. Необходимо отметить, что колониальная борьба началась еще до заключения Тордесильясского договора, а его заключение явилось официальным началом колониальных за­хватов европейских стран и колониального раздела мира.

Анализируя документ 4 — об экспедиции Васко да Гамы, важно помнить, что объектом покорения португальцами стал густонаселенный и высокоразвитый регион Азии.

Вопрос о том, знал ли Колумб, что он открыл новый ма­терик, до сих пор остается спорным. Некоторую информацию по этому вопросу можно получить из завещания Колумба, со­ставленного в мае 1506 г. (документ 5).

Ряд материалов, приведенных в практикуме, характеризует поведение европейцев во вновь открытых землях. Начать рас­смотрение этого вопроса можно с анализа Рекеремьенто — до­кумента о "добровольном" признании индейцами власти ис­панского короля, составленного испанскими юристами около 1508 г. (документ 6). При комментировании текста источника нужно отметить, что документ зачитывался индейцам на испаннском языке, поэтому они не понимали содержания тех требо-у ваний, которые обязаны были исполнять.

Методы колониального подчинения и ограбления можно рас­смотреть на примере фрагментов из нескольких нарративных источников — описания доминиканского монаха и гуманиста» Бартоломе де Лас-Касаса (1474—1566) завоевания Нового Света "История Индий" (документ 7), записок участника завоеватель­ной экспедиции Кортеса (1519—1521) солдата Берналя Диаса (документ 8) и "Истории открытия и завоевания Перу" Авгу­стина Сарате (документ 9).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.014 с.)