Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И О реликвиях, доставленных из греции» (XIII век)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В то время как пилигримы почти всю зиму пребывали в Задаре, светлейший король Филипп, знавший об их нужде и о том, что они поизрасходовались, и что из денег, которые [они] должны были венецианцам, большая часть еще осталась до сих пор [неуплаченной], и что уже миновал год, в течение которого венецианцы обязались служить им кораблями и своим войском, мудро приметил, что было бы весьма полезно для Святой земли, если бы его зять Алексей, царь греков, мог быть с их помощью восстановлен в своем царстве, [с престола] которого он был прогнан насильственным путем. Он [Филипп] направил своих послов к войску и высказал им [крестоносцам] свою волю, и [подал свой] совет: если бы они восстановили его зятя в его царстве, то он взял бы на себя обязательство выплатить им двести тысяч марок и доставлять пилигримам в течение года корабли и пропитание. Увидев, что по причинам, о которых уже сказано, это сулит немалую выгоду войску, они, склоненные как просьбами так и ценой[303], единодушно согласились на это дело, т. е. чтобы [выступить] за молодого человека, зятя короля Филиппа, и сразу же отпустили [с тем] упомянутых послов. Когда в майские иды[304] пришел срок отплытия и все пилигримы вышли из города, венецианцы до основания разрушили его со [всеми] стенами и башнями, а также дворцами и всеми строениями... Из «Истории» Никиты Хониата (XIII век)
...Благодаря необычайно счастливому плаванию (потому что на всем пути в море дули тихие и самые благоприятные для их кораблей ветры) латиняне появились у Константинополя[305], прежде чем в городе узнали об их приближении. Они подошли к Халкедону, а вскоре затем подступили к Перес[306], лежащей на противоположном, восточном, берегу залива чуть ниже Диплокиона[307] (военные корабли — на веслах, грузовые — на парусах) и встали там на якорь на таком расстоянии от суши, чтобы быть вне пределов досягаемости стрел. Дромоны[308] же причалили к Скутари[309]... ...Спустя несколько дней[310] прибыли во дворец военачальники латиняне, и не только они, но и знатные родом среди них. Принесли лавки, и все латиняне сели подле императоров, слушая, как их называют благодетелями и спасителями, охотно принимая и любое другое приятное обращение, так как они[311] наказали властолюбивого Алексея III за его ребячество и помогли бедствующим императорам. Но не только это: они пользовались всяческим расположением, им были выказаны обходительность, забота и ласка; а Исаак, если что и утаилось в императорской сокровищнице и что сам он приобрел, заключив императрицу Ефросинью[312] и ее родственников, все это он обеими руками вытаскивал и щедро преподносил латинянам. Но так как и это казалось получавшим каплей (ибо нет другого народа более корыстолюбивого, жадного до пиров и расточительного, чем это племя) и так как они всегда жаждали потоков Тирренского моря, император нечестиво схватился за неприкосновенное, и с этих пор, я думаю, дела ромеев вконец расстроились и пришли в упадок... ...19 августа, шестого индикта, шесть тысяч семьсот одиннадцатого года[313] какие-то французы (т. е. те, кого прежде называли фламионами), соединившись с частью пизанцев и венецианцев, переправляются через залив и набрасываются, словно на приготовленное угощение, или счастливую находку, на принадлежащее сарацинам[314] имущество. И вот эта грязная банда, добравшись до города на рыбачьих лодках (ведь никого не было, кто воспрепятствовал бы им плавать туда и сюда), тайно нападают на постой сынов Агари, в просторечье называемый Митатом[315], и, с мечом в руке, расхищают все, что там находят. ...Еще не погасло пламя пожаров, как сбор и переплавка церковных сокровищ возобновились с еще большим, чем прежде, размахом. Войско же латинян использовало поступавшее к нему таким образом золото и серебро, словно простой материал, на свои плоские потребности и беззаботно расточало его на рынках. И хотя они хорошо знали, откуда поступают выделенные им деньги, они уверяли себя в своей непогрешимости, так как берут причитающиеся им деньги, а на долю ромеев, заботящихся о своем и оскверняющих господнее, оставляли гнев всевышнего... ...Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей, не только имущество горожан, но и то, что посвящено Богу. Тому же, что нечестиво творили они в Великой Церкви[316], трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнем и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты, необыкновенный и вызывавший удивление у всех народов, был разбит и разделен на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметные количеством и бесконечно прекрасные. Когда же им понадобилось, словно добычу, вывезти пресвятые сосуды и церковную утварь непревзойденного искусства и изящества, созданные из редких материалов, а также чистейшее серебро, покрытое позолотой, которым была выложена решетка алтаря, амвон и врата и которое было вплавлено во многие другие украшения, в святая святых храма они ввели мулов и оседланный вьючный скот, но так как некоторые животные скользили и не могли стоять на ногах на до блеска отполированных камнях, латиняне закалывали их мечами, так что божественный пол был осквернен не только пометом, но и кровью зверей. ...Во всех отношениях трудно и почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих виршфов, настолько они были раздражительны, прямо-таки изрыгая желчную ненависть при всяком неугодном им слоне. Все могло разжечь их гнев, заслужить невежественную насмешку. Того же, кто хоть в чем-то возражал им или отказывал им в их желаниях, били за дерзость, а частенько обнажали против него и меч... ...В тот день, когда город был захвачен, грабители останавливались в любом доме, расхищали все, что находили внутри, допрашивали хозяев о припрятанном; некоторых они били, многих уговаривали добром, но угрожали всем. И даже тогда, когда одно они уже имели, другое выслеживали, одно лежало у них перед глазами и было принесено владельцами, а другое они отыскали сами, даже тогда не было от них никакой пощады.
ТЕМА 10 Церковь и духовенство в XI-XIII вв.
План
1. Источники по истории церкви. 2. Понятие «церковь». Организационное строение католической церкви. Основные функции церкви в странах средневековой Европы. 3. Церковь в системе феодальных отношений. 4. Место духовенства в сословной структуре общества. 5. Усиление могущества церкви в XI—XIII вв. 6. Католическая церковь и процесс политической централизации в странах Западной Европы. 7. Историческая роль церкви в эпоху средневековья.
Источники
1. Борьба пап с императорами // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М, 1949. Т. 1. 2. Христианская церковь в XI—XIII вв. // История средних веков: Хрестоматия / Сост. В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. М., 1980. Ч. 1.
Литература
1. Аннаньель Тристан. Христианство: догмы и ереси. СПб., 1997. 2. Гергеи Е. История папства, М., 1996. 3. Герье В. И. Западное монашество и папство. М., 1913. 4. Герье В. И. Расцвет западной теократии. М., 1916. 5. Добиаш-Рождественская О. А. Церковное общество во Франции в XIII веке. Пг., 1914. Ч. 1. 6. Карсавин Л. П. Монашество в средние века. М., 1992. 226 7. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв. преимущественно в Италии. Пг., 1915. 8. Керов В. Л. Апокалипсис и еретики. М., 1994. 9. Керов В. Л. Католическая церковь в Западной Европе в XI— XV вв. // Ю. Е. Ивонин, М. М. Казаков, В. Л. Керов, Г. Л. Курбатов, В. А. Федосик. Очерки истории христианской церкви в Европе (Античность, Средние века, Реформация). Смоленск, 1999. 10. Ковальский Я. Папы и папство. М., 1991. 11. Корелин М. С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., 1901. 12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 13. Лозинский С. Г. История папства. М., 1986... 14. Омэнн Джорд а Н; Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994. 15. Репина Л. П. Церковь, христианство и ереси в средние века // Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1994. Ч. 2. 16. Рожков В. Очерки по истории римско-католической церк-ви.М., 1994. 17. Удальцова 3. В., Уколова В. И., Щапов Я. Н. Распространение христианства, церковь и ереси в период развитого феодализма // История Европы. М., 1992. Т. 2; Средневековая Европа. 18. Чайковская О. Г. Клюнийское движение X—XI вв., его социальный и политический характер // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1960. Вып. 8. 19. Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972. Методические рекомендации
Влияние церкви на все стороны жизни западноевропейского средневекового общества было настолько мощным и многогранным, что рассмотрение даже самых существенных аспектов ее истории в рамках одного занятия не представляется возможным. Предлагаемый вариант его проведения уделяет преимущественное внимание изучению проблемы места Западной церкви в социально-экономической и политической структуре средневекового общества, влияния церкви на процессы, разворачивавшиеся в этих сферах общественной жизни. Отметив многозначность понятия «церковь» и выявив характерные черты церковной организации в странах Западной Европы XI—XIII вв., кратко охарактеризовав многообразные (идеологические, нравственные, культурные, политико-правовые, экономические, социальные) функции церкви, следует более подробно остановиться на рассмотрении особенностей статуса церковного землевладения в системе феодальных отношений, а также своеобразия положения духовенства в рамках сословного строя. Особое внимание предлагается обратить на осмысление роли Западной церкви в политической жизни на различных этапах развития средневекового общества, выяснить содержание важнейших изменений ее структуры с учетом региональных особенностей. Многоплановость обозначенных вопросов обусловила разнообразие типов и видов прилагаемых источников. Если по вопросу о сословных привилегиях духовенства наиболее важные сведения содержат постановления церковных соборов различного ранга (в особенности IV Латеранского, состоявшегося в 1215 г.), то при анализе свидетельств источников о политических притязаниях папства в период усиления его могущества первостепенное значение приобретает знаменитый трактат папы Григория VII (1073—1085) «Диктат папы». Это, разумеется, не означает, что рассмотрение того или иного вопроса может ограничиться ознакомлением с источниками какого-либо одного типа. Напротив, обращение к разным типам источников (там, где это возможно) позволяет, как правило, составить более полное представление об изучаемых событиях и явлениях. Примером такого рода могут, в частности, послужить приводимые ниже свидетельства о «Божьем мире» — попытке церкви в доступной ей мере ограничить достигший критического рубежа размах разбоев и опустошений в пору глубочайшего упадка королевской власти и нескончаемых феодальных усобиц. Нормативный (постановление Тулузского собора 1046 г.) и литературный (письмо Бернара, епископа Безье 1170г.) тексты, взаимно дополняя друг друга, дают возможность взглянуть на факты исторической действительности с различных точек зрения и прийти к более обоснованным выводам. В заключение отметим необходимость критического подхода к односторонне негативным суждениям об исторической роли Западной церкви в средние века, высказывавшимся в отечественной медиевистике вплоть до рубежа 80—90-х гг. I. ЮРИДИЧЕСКИЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ XI-XII ВЕКОВ О «БОЖЬЕМ МИРЕ* 1. Постановление Тулузского собора о «Божьем мире» (1046 год)
1. Вот мир, учрежденный епископами, аббатами*, графами, виконтами* и другими богобоязненными магнатами* всей епархии[317], именно: отныне и впредь да не дерзает никто силою врываться в церковь, церковную ограду, кладбище и жилище, кои есть и будут около церкви, на протяжении тридцати церковных шагов в окружности. 2. Мы не ставим под охрану этого [мира] церквей, в коих устроены или будут устроены замки; относительно же церквей, в коих грабители и тати сложили награбленное и похищенное и из коих отправляются они на преступное дело... повелеваем, чтобы и эти церкви были безопасны, доколе не поступят жалобы на преступное дело епископу или... каноникам*... Если же епископ или... каноники... разберут дело преступника и вынесут приговор, а он подчиниться этому приговору не пожелает, тогда... и самому ему, и имуществу его безопасностью в означенной церкви не пользоваться. Если же кто вторгнется в церковь по иному делу или учинит там какое-либо зло другим людям, помимо вышеназванных преступников, или же если нанесет ущерб тому, что отстоит от этой церкви на расстоянии 30 церковных шагов в окружности, повинен уплатить пени за святотатство и вдвойне истцу за учиненное преступление. 3. Определили также, чтобы никто не дерзал нападать на невооруженных клириков, монахов или монахинь и обиду им или какое-либо зло учинять. Никто да не дерзает причинять вред общинам каноников*; монахов или монахинь, а также землям и владениям, коими церкви нашей епархии, невооруженные клирики*, монахи и монахини пользуются... А если кто сделает это, вдвойне им обязан дать возмездие. 4. Равным образом утвердили, чтобы никто в сей епархии не дерзал захватывать в качестве добычи ни кобылиц с их жеребятами моложе шестимесячного возраста, ни быков, ни коров, ни ослов, ни ослиц, ни овец, ни баранов, ни ягнят, ни коз, ни козлов, ни молодняка их. 5. Никто да не дерзает сжигать или разрушать жилища крестьян или клириков, а также голубятни их и сараи. Крестьянина, крестьянку, невооруженных клириков, монахов или монахинь никто да не смеет убивать, ранить, увечить, схватывать и подвергать наказанию иначе, как за вину их... и, однако, лишь после судебного разбирательства... Одежд, плугов и кирок у крестьян не отнимать... Оливковых деревьев не сжигать и их плодов не губить. 6. Постановили еще, чтобы никто чужого имущества не присваивал ни в виде залога, ни по другой заключенной с кем-либо сделке, если должное будет уплачено. А кто этот установленный нами мир нарушит и в течение 15 дней не даст удовлетворения потерпевшему, по истечении 15 дней вдвойне причиненный ему вред возместит, и это второе возмещение пойдет епископу и графу, который распорядится воздать по справедливости. 7. Утвердили также накрепко поименованные епископы Господне перемирие, именно — чтобы непрерывно соблюдалось оно всеми христианами от заката солнца четвертого дня, т.е. среды, до восхода солнца второго дня, т.е. понедельника. Непрерывно соблюдать его также с первого дня Адвента Господня[318] до восьмого дня после Богоявления[319], когда празднуется день св. Илария[320]. Соблюдать его также непрерывно с понедельника перед Beликим Постом[321] до первого понедельника после Пятидесятницы[322]. Также в кануны и праздники Обретения и Воздвижения креста Господня, в три кануна и праздника св. Марий, в кануны и праздники всех апостолов и в канун и праздник св. Лаврентия. Постановили еще отнести сюда кануны и праздники св. Павла Нарбонского, св. Иоанна Крестителя, св. апостолов, св. архангела Михаила, св. Мартина Исповедника и Всех Святых[323]. Сюда же отнесли посты четырех времен года[324]. Означенные дни перемирия Господня поименованные епископы постановили соблюдать со включением предшествующих и последующих ночей, именно — от заката солнца, когда начинается это перемирие Господне, до восхода солнца, когда оно кончается. Если же кто во время этого Божьего перемирия учинит кому-либо какое-либо зло, вдвойне ему вред возместит, а потом подвергнется испытанию холодной водой[325]... Если же кто во время этого перемирия по своей воле, без всякого повода человека умертвит... определили тому быть во все дни его жизни в изгнании. Если же совершит это по какому-либо поводу, быть ему в изгнании на срок, какой положит епископ с канониками*... Запретили также воздвигать в течение этих непрерывных перемирий, именно — Адвента Господня и Великого Поста, всякие замки и укрепления, если постройка их не начата за 15 дней до наступления этих непрерывных перемирий... Тех же, по отношению к которым епископ и каноники означенной кафедры произнесут приговоры для восстановления мира и перемирия Господня, а также их поручителей и заложников в соблюдении мира..., в случае недобросовестности их..., отлучать от церкви... вместе с их покровителями и помощниками... В таком случае и их самих, и имущество их не считать состоящими под покровительством мира и перемирия Господня. 2. Письмо Бернара, епископа Безье, о соблюдении «Божьего мира» (1170 год)
Бернар, Божией милостью епископ Безье, возлюбленному своему Видуину, архипресвитеру Безье, мир и привет. Полагаю я, дражайший [брат мой], что по справедливости за множество прегрешений наших — не только в прошлом, но и в настоящем — ниспосланы нам бедствия, кои мы терпим... Но хотя и утеснены мы великими войнами и опасностями, все же, возлагая упование на милосердие Божие, блага и мира для земли жаждем достигнуть. Призвали мы посему Раймонда, виконта* [Безье] и рыцарей земли [сей] и заставили их принести клятву [о соблюдении] мира. Под охрану мира поставили: всех монахов с имуществом их, всех клириков* с имуществом их, всех крестьян с имуществом их, всех рыбаков, охотников, женщин и тех, кои сопровождают их без оружия; участников похоронных процессий, всех неподкованных кобылиц, всех вьючных животных с вьюками их, всех путников и купцов со всем имуществом, какое везут или несут они, быков, коров, овец, свиней, коз, мельницы и оливковые насаждения. Посему по долгу нашему в обязанность вам вменяем: увещевайте прихожан своих, чтобы до последнего воскресенья перед Вознесением Господним принесли клятву о соблюдении мира и о принуждении всех, кто нарушит его, являться по нашему вызову в Сарзак для судебного разбирательства. Если же кто из сеньоров, владеющих замками, клятвы о соблюдении мира до названного воскресенья не принесет, да не совершается во всем приходе божественная служба, пока не даст клятвы. Все прочие с 15-летнего возраста, буде принести клятвы не пожелают, да будут отвержены от церкви... постановили мы также, чтобы от заката солнца среды до восхода солнца понедельника все безоружные были под охраною Божьего перемирия, дабы никто не смел брать кого-либо в плен, истязать и зло ему учинять.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.158 (0.01 с.) |