О тех, кто нанимает барку на время сбора винограда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О тех, кто нанимает барку на время сбора винограда



 

Постановляем, что если кто-нибудь наймет баркузий, барку или лодку на все время сбора винограда, то следу­ет знать, что тот, кто нанял те суда, имеет право исполь­зовать их при сборе винограда, и он имеет право дать их другим для той же цели; и он может пользоваться назван­ными судами вплоть до праздника ев, Михаила. И после сбора винограда он может с теми судами совершить одно плавание для привоза воды и одно плавание для привоза дров. И если после этого срока суда или их снаряжение потерпят ущерб, весь ущерб падает на владельцев тех су­дов.

LXVI

О том, кто не сможет полностью загрузить судно во время сбора винограда

 

Если кто-нибудь возьмет судно для плавания во время сбора винограда и не сможет загрузить это судно своим вином и примет на указанное судно вино другого, следу­ет знать, что вся плата за провоз, которую он получил за другое вино, должна принадлежать владельцу того судна.

 

LXVII

Клятва писаря корабля

 

Клянусь на святом Господнем Евангелии, что добросо­вестно, без обмана и злого умысла буду вести запись все­го товара, который купцы погрузят на корабль, как для владельца корабля, так и для собственника товара, и буду делать маркировку всего товара, который будет погружен [на корабль], а их марка будет записана в моем журнале. И на третий день после выхода из порта, где была совер­шена погрузка, или ранее, я дам каждому купцу список его товаров с маркой, которая будет помечена в моем журнале. И если владелец корабля или капитан заключат какой-то договор или соглашение с купцами или матро­сами, и если одна и другая сторона придут ко мне и за­хотят этот договор или соглашение записать в моем жур­нале, я запишу его без обмана, согласно закону.

 

ТЕМА 8

ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

План

 

1. Влияние города на культурные потребности общества.

2. Основные источники по истории городской культуры.

3. Возникновение городского рационализма (Петр Абеляр).

4. Начало опытного знания (Роджер Бэкон).

5. Городская литература:

а) основные жанры и темы;

б) сатирические мотивы;

в) внимание к человеку, его способностям и чувствам;

г) свободомыслие и жизнелюбие;

д) отношение к труду, творчеству, знанию.

6. Городская архитектура (XIV—XV вв.).

7. Исторический вклад городской культуры средневековья в общечеловеческую.

 

Источники

 

1. Абеляр П. Введение в теологию // Памятники средневеко­вой латинской литературы X—XII вв. М., 1972.

2. Абеляр П. Диалектика // Вопросы философии. 1992. № 3.

3. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

4. Завещание осла. Фиблио* // Зарубежная литература средних ве­ков. М., 1974.

5. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974.

6. Роман о Лисе/М., 1987.

7. Штрикер. Поп Амис. (Невидимая картина). Шванк* // Зару­бежная литература средних веков. М., 1975.

 

Литература

 

1. Голенищев-Кутузов И. Н. Бернард и Абеляр // Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М,, 1972.

2. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2: Жить города и деятельность горожан. М., 1999.

3. Городская культура. Средневековье и начало нового времени. Л., 1986.

4. Грацианский Н. П. Поэзия вагантов // Вопросы лите­ратуры и фольклора. Воронеж, 1973.

5. Г у р е в и ч А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984,

6. Гуревич А. Я. Средневековый мир. Культура безмолству-ющего большинства. М., 1990.

7. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988.

8. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западно­европейского театра от возникновения до 1789 года. М.; Л., 1941.

9. Добиаш-Рождественская О. А. Коллизии во французском обществе 12—13 вв. по студенческой сатире этой эпо­хи // Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейско­го средневековья. М., 1987.

10. История всемирной литературы. М., 1984. Т. 2.

11. Неретина С. С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания // Вопросы философии. 1993. № 3.

12. Рабинович В.Л. Урок Абеляра: текст и жизнь // Авгус­тин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992.

13. Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего средне­вековья до Возрождения. Л., 1987.

14. Сидорова Н. А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953. Гл. 4, 5, 8.

15. С т а м С. М. Диалектика общности и личности в средние века // Вопросы истории. 1993. № 3.

16. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI—XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

Методические рекомендации

 

Возникновение средневековых городов изменило не только экономическую и социальную, но и культурную жизнь феодаль­ной Европы. Новое сословие, горожане, создало свою культу­ру, во многом отличавшуюся от традиционной феодальной. Условия городской жизни оказывали сильное воздействие на мироощущение горожан: новые отношения собственности, при которых ремесленник и купец были одновременно и собствен­никами, и тружениками, выпадая из надельной системы; ремес­ленная и торговая деятельность будила мысль, любознательность и расчет; постоянная связь с рынком заставляла общаться с ши­роким кругом людей, раздвигала жизненные горизонты, требо­вала элементарной грамотности; участие в борьбе с сеньорами порождало чувство собственного достоинства. Все это, вместе взятое, вырабатывало новые черты ума, характера и поведения, которые и отразились в городской литературе.

Публикуемые в этом разделе источники позволят познако­миться с основными чертами городской культуры.

Первый документ — это отрывок из автобиографии Петра Абеляра (1079—1142 гг.), которую он весьма выразительно оза­главил «История моих бедствий». Одна из самых ярких и ода­ренных личностей XII в., Абеляр был убежден в безграничных способностях человеческого разума, ставил разум выше веры, более того, считал, что истинная вера не может существовать без разумных обоснований и доказательств. Тезис Абеляра «По­нимаю, чтобы верить» был прямо противоположен ортодоксаль­ному церковному «верую, чтобы понимать». Католические ор­тодоксы учинили расправу над Абеляром на Суассонском собо­ре (1121 г.) и на Сансском соборе (1142 г.); его учение было объявлено еретическим, книги подлежали уничтожению. Неза­долго до судилища в Сансе Абеляр и написал свое жизнеописа­ние. Приведенный здесь фрагмент позволит оценить популяр­ность Абеляра — учителя, к которому ученики стекались изда­лека, «покидая города и замки», готовые жить в предельной бед­ности, лишь бы слушать лекции знаменитого магистра. Следу­ет обратить внимание на то, как Абеляр объясняет, почему он «взял на себя руководство школой»: преподавание было его един­ственной профессией, единственным способом добывать сред­ства для существования. Можно здесь вспомнить и Архипиита Кельнского, для которого «книжный труд» был единственно возможным. В городах уже в XII в. стала формироваться про­слойка из людей умственного труда.

Фрагмент из трактата «Диалог между философом, иудеем и христианином» позволит выявить рациональный подход Абеля­ра к познанию, в том числе и к познанию истин христианско­го вероучения. «Разум предпочитается авторитету», — убежден Абеляр.

Небольшой фрагмент из трудов Альберта Великого (1193— 1280) знакомит с «естественнонаучным» представлением той эпо­хи. Представления эти можно назвать невежественными, фан­тастическими, суеверными, некритическими, однако появление средневековых энциклопедий свидетельствовало о растущем ин­тересе к миру.

Основы новой, опытной науки заложил выдающийся ученый XIII в., англичанин Роджер Бэкон (1214—1294). Фрагменты из его научных произведений позволяют представить широкий круг интересов и поисков ученого, который получил у современни­ков почетное прозвище «Доктор Мирабилис» — т.е. «Доктор Необыкновенный».

Внешний облик средневекового города XIV—XV вв. нашел отражение в ряде историко-литературных произведений этого и более позднего периодов. Отрывки из «Описания Дубровника» (1440 г.) итальянца Филиппа де Диверсиса и стихотворения дал­матинского поэта середины XVI в. Ивана Болицы «Описание града Аскривия» (древнее название Котора) позволяют увидеть глазами современников красоту городских общественных постро­ек, улиц и площадей, массивность крепостных стен, роскош­ное убранство католических соборов.

Уже с XII—XIII вв. неотъемлемой частью городской культу­ры становится площадной театр. Наиболее реалистическим жан­ром светской средневековой драматургии был фарс — сатири­ческое произведение, переносившее из жизни на сцену те или иные забавные происшествия. В фарсе «Господин Пателен» (XV в.) изображены типичные горожане в типичных обстоятель­ствах — пройдоха Пателен, судья-крючкотворец, тупой сукон­щик.

В последней части темы публикуется небольшая подборка вагантских произведений XII столетия. «Орден вагантов» — зна­менитый гимн бродячих студентов. Он не знает автора, и по­тому полнее других отражает дух всего средневекового студенче­ства в целом. Еще два стихотворения — авторские. Это «Испо­ведь» Архипиита Кельнского середины XII в., в полной мере позволяющая уловить дух вольномыслия и жизнелюбия. Архи­пиит — прозвище, вероятно, значившее «Сверхталант».

В поэзии Вальтера Шатильонского (1135—1200), одного из самых образованных авторов века, особенно важно выявить ха­рактер обличений церкви и монашества, папской курии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.27.122 (0.017 с.)