Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О тех, кто нанимает барку на время сбора виноградаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Постановляем, что если кто-нибудь наймет баркузий, барку или лодку на все время сбора винограда, то следует знать, что тот, кто нанял те суда, имеет право использовать их при сборе винограда, и он имеет право дать их другим для той же цели; и он может пользоваться названными судами вплоть до праздника ев, Михаила. И после сбора винограда он может с теми судами совершить одно плавание для привоза воды и одно плавание для привоза дров. И если после этого срока суда или их снаряжение потерпят ущерб, весь ущерб падает на владельцев тех судов. LXVI О том, кто не сможет полностью загрузить судно во время сбора винограда
Если кто-нибудь возьмет судно для плавания во время сбора винограда и не сможет загрузить это судно своим вином и примет на указанное судно вино другого, следует знать, что вся плата за провоз, которую он получил за другое вино, должна принадлежать владельцу того судна.
LXVII Клятва писаря корабля
Клянусь на святом Господнем Евангелии, что добросовестно, без обмана и злого умысла буду вести запись всего товара, который купцы погрузят на корабль, как для владельца корабля, так и для собственника товара, и буду делать маркировку всего товара, который будет погружен [на корабль], а их марка будет записана в моем журнале. И на третий день после выхода из порта, где была совершена погрузка, или ранее, я дам каждому купцу список его товаров с маркой, которая будет помечена в моем журнале. И если владелец корабля или капитан заключат какой-то договор или соглашение с купцами или матросами, и если одна и другая сторона придут ко мне и захотят этот договор или соглашение записать в моем журнале, я запишу его без обмана, согласно закону.
ТЕМА 8 ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ План
1. Влияние города на культурные потребности общества. 2. Основные источники по истории городской культуры. 3. Возникновение городского рационализма (Петр Абеляр). 4. Начало опытного знания (Роджер Бэкон). 5. Городская литература: а) основные жанры и темы; б) сатирические мотивы; в) внимание к человеку, его способностям и чувствам; г) свободомыслие и жизнелюбие; д) отношение к труду, творчеству, знанию. 6. Городская архитектура (XIV—XV вв.). 7. Исторический вклад городской культуры средневековья в общечеловеческую.
Источники
1. Абеляр П. Введение в теологию // Памятники средневековой латинской литературы X—XII вв. М., 1972. 2. Абеляр П. Диалектика // Вопросы философии. 1992. № 3. 3. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959. 4. Завещание осла. Фиблио* // Зарубежная литература средних веков. М., 1974. 5. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974. 6. Роман о Лисе/М., 1987. 7. Штрикер. Поп Амис. (Невидимая картина). Шванк* // Зарубежная литература средних веков. М., 1975.
Литература
1. Голенищев-Кутузов И. Н. Бернард и Абеляр // Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М,, 1972. 2. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2: Жить города и деятельность горожан. М., 1999. 3. Городская культура. Средневековье и начало нового времени. Л., 1986. 4. Грацианский Н. П. Поэзия вагантов // Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1973. 5. Г у р е в и ч А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984, 6. Гуревич А. Я. Средневековый мир. Культура безмолству-ющего большинства. М., 1990. 7. Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М., 1988. 8. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.; Л., 1941. 9. Добиаш-Рождественская О. А. Коллизии во французском обществе 12—13 вв. по студенческой сатире этой эпохи // Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987. 10. История всемирной литературы. М., 1984. Т. 2. 11. Неретина С. С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания // Вопросы философии. 1993. № 3. 12. Рабинович В.Л. Урок Абеляра: текст и жизнь // Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992. 13. Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987. 14. Сидорова Н. А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953. Гл. 4, 5, 8. 15. С т а м С. М. Диалектика общности и личности в средние века // Вопросы истории. 1993. № 3. 16. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI—XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978. Методические рекомендации
Возникновение средневековых городов изменило не только экономическую и социальную, но и культурную жизнь феодальной Европы. Новое сословие, горожане, создало свою культуру, во многом отличавшуюся от традиционной феодальной. Условия городской жизни оказывали сильное воздействие на мироощущение горожан: новые отношения собственности, при которых ремесленник и купец были одновременно и собственниками, и тружениками, выпадая из надельной системы; ремесленная и торговая деятельность будила мысль, любознательность и расчет; постоянная связь с рынком заставляла общаться с широким кругом людей, раздвигала жизненные горизонты, требовала элементарной грамотности; участие в борьбе с сеньорами порождало чувство собственного достоинства. Все это, вместе взятое, вырабатывало новые черты ума, характера и поведения, которые и отразились в городской литературе. Публикуемые в этом разделе источники позволят познакомиться с основными чертами городской культуры. Первый документ — это отрывок из автобиографии Петра Абеляра (1079—1142 гг.), которую он весьма выразительно озаглавил «История моих бедствий». Одна из самых ярких и одаренных личностей XII в., Абеляр был убежден в безграничных способностях человеческого разума, ставил разум выше веры, более того, считал, что истинная вера не может существовать без разумных обоснований и доказательств. Тезис Абеляра «Понимаю, чтобы верить» был прямо противоположен ортодоксальному церковному «верую, чтобы понимать». Католические ортодоксы учинили расправу над Абеляром на Суассонском соборе (1121 г.) и на Сансском соборе (1142 г.); его учение было объявлено еретическим, книги подлежали уничтожению. Незадолго до судилища в Сансе Абеляр и написал свое жизнеописание. Приведенный здесь фрагмент позволит оценить популярность Абеляра — учителя, к которому ученики стекались издалека, «покидая города и замки», готовые жить в предельной бедности, лишь бы слушать лекции знаменитого магистра. Следует обратить внимание на то, как Абеляр объясняет, почему он «взял на себя руководство школой»: преподавание было его единственной профессией, единственным способом добывать средства для существования. Можно здесь вспомнить и Архипиита Кельнского, для которого «книжный труд» был единственно возможным. В городах уже в XII в. стала формироваться прослойка из людей умственного труда. Фрагмент из трактата «Диалог между философом, иудеем и христианином» позволит выявить рациональный подход Абеляра к познанию, в том числе и к познанию истин христианского вероучения. «Разум предпочитается авторитету», — убежден Абеляр. Небольшой фрагмент из трудов Альберта Великого (1193— 1280) знакомит с «естественнонаучным» представлением той эпохи. Представления эти можно назвать невежественными, фантастическими, суеверными, некритическими, однако появление средневековых энциклопедий свидетельствовало о растущем интересе к миру. Основы новой, опытной науки заложил выдающийся ученый XIII в., англичанин Роджер Бэкон (1214—1294). Фрагменты из его научных произведений позволяют представить широкий круг интересов и поисков ученого, который получил у современников почетное прозвище «Доктор Мирабилис» — т.е. «Доктор Необыкновенный». Внешний облик средневекового города XIV—XV вв. нашел отражение в ряде историко-литературных произведений этого и более позднего периодов. Отрывки из «Описания Дубровника» (1440 г.) итальянца Филиппа де Диверсиса и стихотворения далматинского поэта середины XVI в. Ивана Болицы «Описание града Аскривия» (древнее название Котора) позволяют увидеть глазами современников красоту городских общественных построек, улиц и площадей, массивность крепостных стен, роскошное убранство католических соборов. Уже с XII—XIII вв. неотъемлемой частью городской культуры становится площадной театр. Наиболее реалистическим жанром светской средневековой драматургии был фарс — сатирическое произведение, переносившее из жизни на сцену те или иные забавные происшествия. В фарсе «Господин Пателен» (XV в.) изображены типичные горожане в типичных обстоятельствах — пройдоха Пателен, судья-крючкотворец, тупой суконщик. В последней части темы публикуется небольшая подборка вагантских произведений XII столетия. «Орден вагантов» — знаменитый гимн бродячих студентов. Он не знает автора, и потому полнее других отражает дух всего средневекового студенчества в целом. Еще два стихотворения — авторские. Это «Исповедь» Архипиита Кельнского середины XII в., в полной мере позволяющая уловить дух вольномыслия и жизнелюбия. Архипиит — прозвище, вероятно, значившее «Сверхталант». В поэзии Вальтера Шатильонского (1135—1200), одного из самых образованных авторов века, особенно важно выявить характер обличений церкви и монашества, папской курии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.10.68 (0.01 с.) |