Постановление о канонических книгах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановление о канонических книгах



 

Святой вселенский Тридентский собор, законно собран­ный в Духе Святом, под председательством трех легатов апостольского престола, имея постоянно в виду, чтобы по исправлении ошибок сохранилась в Церкви чистота Еван­гелия, которое, после того как оно было обещано проро­ками в Священном Писании, Господь наш Иисус Хрис­тос Сын Божий сначала Сам объявил устно, а затем че­рез Своих апостолов заповедал проповедовать всякому со­зданию, как источник всякой спасительной истины и нрав­ственного наставления; находя, что эта истина и настав­ление содержатся в священных книгах и неписаном преда­нии, которое, будучи принято апостолами из уст Самого Христа, или же от самих апостолов, говоривших по вну­шению Духа Святого, дошло до нас, как бы записанным; следуя примерам православных отцов, собор с одинаковым благоговением и уважением принимает и почитает все кни­ги, как Ветхого, так и Нового Завета, так как автором тех и других является один Бог, а также предания, относящи­еся как к вере, так и к нравственности, как устно при­нятые от Христа, так и внушенные от Духа Святого и не­прерывно сохранявшиеся в католической Церкви. Собор настоящим декретом постановил составить список священ­ных книг, чтобы ни у кого не могло возникнуть сомнения относительно того, какие книги приняты самим собором.

Таковы нижеследующие книги Ветхого Завета: Пятикни­жие Моисеево (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иосии, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Ездры и вторая, на­зываемая Неемии, Товия, Юдифь, Эсфирь, Иов, Псал­мы Давида (150 псалмов), Притчи Соломоновы, Екклези-аст, Песни Песней, Премудрости, Екклезиастик, Исайи, Иеремии и Варуха, Иезекииля, Даниила; 12 младших про­роков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея На­ума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии; пер­вая и вторая книги Маккавеев. Нового Завета: четыре Евангелия (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния свя­тых Апостолов, написанные евангелистом Лукой; четырнад­цать посланий апостола Павла к Римлянам, два к Корин­фянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Ко-лоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям; два послания апостола Пет­ра, три апостола Иоанна, одно апостола Иакова, одно апостола Иуды и Апокалипсис* апостола Иоанна. Если же кто-либо не будет считать святыми и каноническими эти книги в целом и во всех их частях, как обычно они чита­ются в католической Церкви и имеются в древнем латин­ском издании Вульгаты, и если вполне сознательно будет относиться с презрением к вышеупомянутому преданию, да будет анафема*.

Постановление о Таинствах

 

I. Если кто-либо скажет, что не все Таинства Нового Завета были установлены Господом нашим Иисусом Хри­стом, или же, что Таинств больше или меньше, чем семы, т.е. крещение, миропомазание* (конфирмация*), прича­щение, покаяние, елеосвящение*, священство* и брак, или же, что какое-либо из этих семи Таинств не есть ис­тинное и действенное Таинство, — да будет анафема.

II. Если кто-либо скажет, что Таинства Нового Завета не отличаются от Таинств Ветхого Завета, а только цере­монии и внешние обряды другие, — да будет анафема.

III. Если кто-либо скажет, что эти семь Таинств настолько равны между собою, что ни в каком отношении одно не достойнее другого, — да будет анафема.

IV. Если кто-либо скажет, что Таинства Нового Заве­та не являются необходимыми для спасения и излишни, и что без них или без исполнения их люди одной верой до­стигают от Бога милости оправдания, и каждому челове­ку все Таинства не являются необходимыми, — да будет анафема. >/*

V. Если кто скажет, что Таинства были установлены только ради поддержания веры, — да будет анафема.

VI. Если кто скажет, что Таинства Нового Завета не содержат в себе благодати, которую они обозначают, или же, что они не сообщают благодати и принимаются верой в благодать и правду только как внешние символы и вне­шние проявления христианского исповедания, которыми у людей верные отличаются от неверных, — да будет анафе­ма.

VII. Если кто скажет, что этими Таинствами не сооб­щается, насколько то зависит от Бога, благодать всегда и всем, если даже они принимаются согласно обрядовому чину, но лишь иногда и лишь некоторым, — да будет ана­фема.

VIII. Если кто скажет, что эти Таинства Нового Заве­та сами по себе не сообщают благодати, но что для дос­тижения благодати достаточно одной веры в Божественное обещание, — да будет анафема.

IX. Если кто скажет, что в трех Таинствах — креще­нии, миропомазании и священстве — душа не получает особой печати, но что характер души представляет собой некий духовный и неизменяемый признак, которого Таин­ства не могут коренным образом преобразить, — да будет анафема.

X. Если кто скажет, что все христиане имеют власть проповедовать и совершать все Таинства, — да будет ана­фема.

 

Постановление о папском авторитете

 

В заключение святой собор объявляет, что во всем и в частности в том, что на этом святом соборе при папах Павле III, Юлие III и блаженнейшем Пие IV было поста­новлено во всех заключениях и словах относительно улуч­шения нравов и церковной дисциплины, было определе­но, что во всем этом всегда пребывает и подразумевается нерушимым авторитет апостольского престола.


ТЕМА 14

 

КУЛЬТУРА ИТАЛИИ XV - СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА

 

План

 

1. "Культура Италии в эпоху Возрождения" Я. Буркхардта и основные направления в историографии итальянского Воз­рождения в XX веке.

2. Проблема истоков и социальных предпосылок итальян­ского Возрождения.

3. Итальянский гуманизм и гуманисты XV—XVI веков.

4. Обращенность к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения.

5. Человек в сочинениях итальянских гуманистов. Ренессансный индивидуализм.

6. История и политика в гуманистической мысли Италии.

7. Педагогические идеи итальянского Возрождения.

8. Интерес к научному знанию. Леонардо да Винчи. Джор­дано Бруно. Галилео Галилей.

9. Кризис итальянского Возрождения.

 

Источники

 

1. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984—1988. Ч. 1-2.

2. Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV—XVII вв.). М., 1999.

3. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996.

4. Расцвет искусства в Италии // История средних веков (XV—XVII вв.): Хрестоматия / Сост. В. Е. Степанова и А. Я. Шевеленко. М., 1974. Ч. II; 2-е изд. М., 1981; 3-е изд. М., 1988.

5. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.

6. Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1—2.

 

Литература

 

1. Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. М., 1989.

2. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978.

3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках ин­дивидуальности. М., 1989.

4. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические уче­ния X1V-XV вв. М., 1977.

5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1986.

6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.

7. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

8. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Т. 1—2 (любое изд.).

9. История Европы. М., 1993. Т. 3: От средневековья к новому времени.

10. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996.

11. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

12. Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гу­манизме второй половины XIV — первой половины XV века. М., 1977.

13. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения (любое изд.).

14. Чиколини Л. С. Социальная утопия в Италии. XVI - начало XVII в. М., 1980.

15. Штекли А. Э. "Город солнца": утопия и наука. М., 1978.

Методические рекомендации

 

XV—XVII вв. в Италии — это период расцвета и упадка культуры Возрождения. Представление об итальянском Возрож­дении как эпохе, знаменующей начало Нового времени, было впервые отчетливо сформулировано в знаменитом труде швей­царского историка Я. Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860). В основе концепции Буркхардта лежа­ли идеи резкого разрыва ренессансной культуры со средневе­ковой, зарождения в ней индивидуалистического сознания, пробуждения интереса к материальному миру и природе, от­крытия античного культурного наследия. На протяжении мно­гих десятилетий эта концепция доминировала в историографии, в том числе и марксистской, особо подчеркивавшей револю­ционный и прогрессивный характер эпохи. В настоящее вре­мя едва ли не все основные положения труда Буркхардта оспа­риваются историками самых разных направлений. Тем не ме­нее "Возрождение" остается широко употребимым термином для обозначения культурных перемен, произошедших в Европе XV — начала XVII вв.

Главным идейным течением, определившим эти культурные перемены, был итальянский гуманизм, который обычно харак­теризуют следующими основными чертами: 1) особым внима­нием к человеку и различным проявлениям его природы; 2) ве­рой в то, что различные философские и богословские систе­мы и учения заключают в себе единую универсальную истину; 3) признанием достоинства человека и самоценности его зем­ной жизни; 4) стремлением возродить ранее утраченную муд­рость древних. Гуманизм способствовал разрыву с религиозной ортодоксией, развитию критического мышления и увереннос­ти в возможностях человеческого разума.

В настоящей теме представлены источники, позволяющие рассмотреть основной круг вопросов по культуре итальянского Возрождения, в том числе: итальянский гуманизм и гуманисты; обращенность к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения; человек в со­чинениях итальянских гуманистов; ренессансный индивидуализм; политика в гуманистической мысли Италии; педагогические идеи итальянского Возрождения; интерес к научному знанию.

Жизнеописание "Сократа ренессансной Флоренции" Никколо Никколи (1364—1437), составленное флорентийцем Веспасиано да Бистиччи (1421—1498), рисует яркую картину об­раза жизни и повседневной деятельности итальянского гуманиста XV в., одержимого идеей подражания древним (документ 1). Этот портрет, в котором нашли олицетворение культурные ус­тремления и идеалы эпохи, представляет собой ценнейший ис­точник по истории итальянского Возрождения. Он дает воз­можность проследить особенности гуманистического отношения к античности, представления гуманистов об идеале благочести­вой жизни, о мирской добродетельности и др. (/"Речь о достоинстве человека" Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — одно из самых знаменитых сочинений итальянских гуманистов (документ 2). Написанная как вступи­тельное слово к "900 тезисам по философии, каббалистике, богословию", которое Пико собирался защищать на диспуте в 1487 г., она развивает две главные идеи: особого положения человека в мироздании, дающего ему свободу самоопределения, и исходного единства всех великих философских и религиозных учений. Антропология Пико, обосновывавшая достоинство и свободу человека как творца собственного "Я", оказала огром­ное влияние на гуманистическую мысль ренессансной Италии^

Книга Бальдассаре Кастильоне (1478—1529) "О Придвор­ном", развивающая идеи гуманистической антропологии XV в., также пользовалась большой популярностью у современников (документ 3). Главная задача сочинения, заимствованная у ан­тичных авторов (Платона, Ксенофонта, Цицерона), писавших об идеальных Государстве, Государе и Ораторе, состояла в том, чтобы "вылепить словами совершенного Придворного". По Кастильоне, однако, совершенство человека достигается не приобщением его к каким-то надличным нормам, как это счи­тала античная традиция. В рассуждениях о "Грации" он заяв­ляет, что Придворный сам должен выбирать образцы для под­ражания и таким образом явиться самостоятельным создателем собственного "Я".

Богатый материал об основных принципах гуманистической педагогики содержится в трактате "О воспитании детей" (1450) поэта-гуманиста Энеа Сильвио Пикколомини (1405—1464), из­бранного в 1458 г. римским папой Пием II (документ 4). Ос­нову содержания трактата составляют рассуждения о природных задатках человека и роли учителя в обучении и воспитании ре­бенка. Пикколомини подробно останавливается также на различных сторонах процесса воспитания (телесного, интеллекту­ального, нравственного), опираясь в своих рекомендациях на античные авторитеты.

В данном разделе также приводится фрагмент знаменитого сочинения Никколо Макиавелли (1469—1527) "Государь" (до­кумент 5), дающий возможность составить представление об основных вопросах политической теории великого флорентий­ца. "Рецепты" Макиавелли по укреплению государственной власти на протяжении столетий вызывали споры и в историо­графии, и в широком общественном мнении, породив поня­тие "макиавеллизм" — синоним моральной беспринципности в политике. Приводимый отрывок из сочинения гуманиста мо­жет стать предметом дискуссии на семинарском занятии. При анализе текста сочинения следует учитывать конкретные исто­рические обстоятельства, в которых оно появилось.

Новое отношение к науке и опытному знанию в Италии эпо­хи Возрождения представлено отрывками из сочинений трех ав­торов: Леонардо да Винчи (1452—1519), Джордано Бруно (1548— 1600) и Галилее Галилея (1564—1642) — документы 6, 7, 8.

Личность Леонардо да Винчи, величайшего художника эпо­хи, поражает своей разносторонностью. Помимо знаменитых произведений искусства он оставил также труды по механике, аэродинамике, фортификации, философии. Леонардо — уче­ный и гуманист, будучи убежден в безграничных возможнос­тях человека, считал, что опыт является началом всякого зна­ния, что механика — важнейшая из всех наук, и что законы математики применимы к познанию всего окружающего мира. Ниже приводится два фрагмента из его "Записных книжек", которые позволяют проследить новое ренессансное отношение к науке и к возможностям человеческого разума в целом.

Итальянский философ-пантеист, астроном и математик Джордано Бруно, погибший на костре инквизиции, известен прежде всего своими теориями бесконечной вселенной и мно­жественности миров. Фрагмент одного из его главных сочине­ний, диалога "О бесконечности, вселенной и мирах", позво­ляет составить представление о ключевых идеях и характере ар­гументации ученого.

"Отречение" итальянского математика, физика и астронома


Галилео Галилея, впервые доказавшего с использованием теле­скопа, что Земля вращается вокруг Солнца, представляет собой яркое свидетельство той борьбы, в которой утверждалось новое научное знание в условиях контрреформационной Европы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.203.87 (0.013 с.)