Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постановление о канонических книгахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Святой вселенский Тридентский собор, законно собранный в Духе Святом, под председательством трех легатов апостольского престола, имея постоянно в виду, чтобы по исправлении ошибок сохранилась в Церкви чистота Евангелия, которое, после того как оно было обещано пророками в Священном Писании, Господь наш Иисус Христос Сын Божий сначала Сам объявил устно, а затем через Своих апостолов заповедал проповедовать всякому созданию, как источник всякой спасительной истины и нравственного наставления; находя, что эта истина и наставление содержатся в священных книгах и неписаном предании, которое, будучи принято апостолами из уст Самого Христа, или же от самих апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, дошло до нас, как бы записанным; следуя примерам православных отцов, собор с одинаковым благоговением и уважением принимает и почитает все книги, как Ветхого, так и Нового Завета, так как автором тех и других является один Бог, а также предания, относящиеся как к вере, так и к нравственности, как устно принятые от Христа, так и внушенные от Духа Святого и непрерывно сохранявшиеся в католической Церкви. Собор настоящим декретом постановил составить список священных книг, чтобы ни у кого не могло возникнуть сомнения относительно того, какие книги приняты самим собором. Таковы нижеследующие книги Ветхого Завета: Пятикнижие Моисеево (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Иосии, Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Ездры и вторая, называемая Неемии, Товия, Юдифь, Эсфирь, Иов, Псалмы Давида (150 псалмов), Притчи Соломоновы, Екклези-аст, Песни Песней, Премудрости, Екклезиастик, Исайи, Иеремии и Варуха, Иезекииля, Даниила; 12 младших пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии; первая и вторая книги Маккавеев. Нового Завета: четыре Евангелия (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяния святых Апостолов, написанные евангелистом Лукой; четырнадцать посланий апостола Павла к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Ко-лоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям; два послания апостола Петра, три апостола Иоанна, одно апостола Иакова, одно апостола Иуды и Апокалипсис* апостола Иоанна. Если же кто-либо не будет считать святыми и каноническими эти книги в целом и во всех их частях, как обычно они читаются в католической Церкви и имеются в древнем латинском издании Вульгаты, и если вполне сознательно будет относиться с презрением к вышеупомянутому преданию, да будет анафема*. Постановление о Таинствах
I. Если кто-либо скажет, что не все Таинства Нового Завета были установлены Господом нашим Иисусом Христом, или же, что Таинств больше или меньше, чем семы, т.е. крещение, миропомазание* (конфирмация*), причащение, покаяние, елеосвящение*, священство* и брак, или же, что какое-либо из этих семи Таинств не есть истинное и действенное Таинство, — да будет анафема. II. Если кто-либо скажет, что Таинства Нового Завета не отличаются от Таинств Ветхого Завета, а только церемонии и внешние обряды другие, — да будет анафема. III. Если кто-либо скажет, что эти семь Таинств настолько равны между собою, что ни в каком отношении одно не достойнее другого, — да будет анафема. IV. Если кто-либо скажет, что Таинства Нового Завета не являются необходимыми для спасения и излишни, и что без них или без исполнения их люди одной верой достигают от Бога милости оправдания, и каждому человеку все Таинства не являются необходимыми, — да будет анафема. >/* V. Если кто скажет, что Таинства были установлены только ради поддержания веры, — да будет анафема. VI. Если кто скажет, что Таинства Нового Завета не содержат в себе благодати, которую они обозначают, или же, что они не сообщают благодати и принимаются верой в благодать и правду только как внешние символы и внешние проявления христианского исповедания, которыми у людей верные отличаются от неверных, — да будет анафема. VII. Если кто скажет, что этими Таинствами не сообщается, насколько то зависит от Бога, благодать всегда и всем, если даже они принимаются согласно обрядовому чину, но лишь иногда и лишь некоторым, — да будет анафема. VIII. Если кто скажет, что эти Таинства Нового Завета сами по себе не сообщают благодати, но что для достижения благодати достаточно одной веры в Божественное обещание, — да будет анафема. IX. Если кто скажет, что в трех Таинствах — крещении, миропомазании и священстве — душа не получает особой печати, но что характер души представляет собой некий духовный и неизменяемый признак, которого Таинства не могут коренным образом преобразить, — да будет анафема. X. Если кто скажет, что все христиане имеют власть проповедовать и совершать все Таинства, — да будет анафема.
Постановление о папском авторитете
В заключение святой собор объявляет, что во всем и в частности в том, что на этом святом соборе при папах Павле III, Юлие III и блаженнейшем Пие IV было постановлено во всех заключениях и словах относительно улучшения нравов и церковной дисциплины, было определено, что во всем этом всегда пребывает и подразумевается нерушимым авторитет апостольского престола. ТЕМА 14
КУЛЬТУРА ИТАЛИИ XV - СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА
План
1. "Культура Италии в эпоху Возрождения" Я. Буркхардта и основные направления в историографии итальянского Возрождения в XX веке. 2. Проблема истоков и социальных предпосылок итальянского Возрождения. 3. Итальянский гуманизм и гуманисты XV—XVI веков. 4. Обращенность к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения. 5. Человек в сочинениях итальянских гуманистов. Ренессансный индивидуализм. 6. История и политика в гуманистической мысли Италии. 7. Педагогические идеи итальянского Возрождения. 8. Интерес к научному знанию. Леонардо да Винчи. Джордано Бруно. Галилео Галилей. 9. Кризис итальянского Возрождения.
Источники
1. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984—1988. Ч. 1-2. 2. Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV—XVII вв.). М., 1999. 3. Опыт тысячелетия. Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. М., 1996. 4. Расцвет искусства в Италии // История средних веков (XV—XVII вв.): Хрестоматия / Сост. В. Е. Степанова и А. Я. Шевеленко. М., 1974. Ч. II; 2-е изд. М., 1981; 3-е изд. М., 1988. 5. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. 6. Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1—2.
Литература
1. Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. М., 1989. 2. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978. 3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. 4. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения X1V-XV вв. М., 1977. 5. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1986. 6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. 7. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. 8. Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Т. 1—2 (любое изд.). 9. История Европы. М., 1993. Т. 3: От средневековья к новому времени. 10. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996. 11. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. 12. Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV века. М., 1977. 13. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения (любое изд.). 14. Чиколини Л. С. Социальная утопия в Италии. XVI - начало XVII в. М., 1980. 15. Штекли А. Э. "Город солнца": утопия и наука. М., 1978. Методические рекомендации
XV—XVII вв. в Италии — это период расцвета и упадка культуры Возрождения. Представление об итальянском Возрождении как эпохе, знаменующей начало Нового времени, было впервые отчетливо сформулировано в знаменитом труде швейцарского историка Я. Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860). В основе концепции Буркхардта лежали идеи резкого разрыва ренессансной культуры со средневековой, зарождения в ней индивидуалистического сознания, пробуждения интереса к материальному миру и природе, открытия античного культурного наследия. На протяжении многих десятилетий эта концепция доминировала в историографии, в том числе и марксистской, особо подчеркивавшей революционный и прогрессивный характер эпохи. В настоящее время едва ли не все основные положения труда Буркхардта оспариваются историками самых разных направлений. Тем не менее "Возрождение" остается широко употребимым термином для обозначения культурных перемен, произошедших в Европе XV — начала XVII вв. Главным идейным течением, определившим эти культурные перемены, был итальянский гуманизм, который обычно характеризуют следующими основными чертами: 1) особым вниманием к человеку и различным проявлениям его природы; 2) верой в то, что различные философские и богословские системы и учения заключают в себе единую универсальную истину; 3) признанием достоинства человека и самоценности его земной жизни; 4) стремлением возродить ранее утраченную мудрость древних. Гуманизм способствовал разрыву с религиозной ортодоксией, развитию критического мышления и уверенности в возможностях человеческого разума. В настоящей теме представлены источники, позволяющие рассмотреть основной круг вопросов по культуре итальянского Возрождения, в том числе: итальянский гуманизм и гуманисты; обращенность к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения; человек в сочинениях итальянских гуманистов; ренессансный индивидуализм; политика в гуманистической мысли Италии; педагогические идеи итальянского Возрождения; интерес к научному знанию. Жизнеописание "Сократа ренессансной Флоренции" Никколо Никколи (1364—1437), составленное флорентийцем Веспасиано да Бистиччи (1421—1498), рисует яркую картину образа жизни и повседневной деятельности итальянского гуманиста XV в., одержимого идеей подражания древним (документ 1). Этот портрет, в котором нашли олицетворение культурные устремления и идеалы эпохи, представляет собой ценнейший источник по истории итальянского Возрождения. Он дает возможность проследить особенности гуманистического отношения к античности, представления гуманистов об идеале благочестивой жизни, о мирской добродетельности и др. (/"Речь о достоинстве человека" Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — одно из самых знаменитых сочинений итальянских гуманистов (документ 2). Написанная как вступительное слово к "900 тезисам по философии, каббалистике, богословию", которое Пико собирался защищать на диспуте в 1487 г., она развивает две главные идеи: особого положения человека в мироздании, дающего ему свободу самоопределения, и исходного единства всех великих философских и религиозных учений. Антропология Пико, обосновывавшая достоинство и свободу человека как творца собственного "Я", оказала огромное влияние на гуманистическую мысль ренессансной Италии^ Книга Бальдассаре Кастильоне (1478—1529) "О Придворном", развивающая идеи гуманистической антропологии XV в., также пользовалась большой популярностью у современников (документ 3). Главная задача сочинения, заимствованная у античных авторов (Платона, Ксенофонта, Цицерона), писавших об идеальных Государстве, Государе и Ораторе, состояла в том, чтобы "вылепить словами совершенного Придворного". По Кастильоне, однако, совершенство человека достигается не приобщением его к каким-то надличным нормам, как это считала античная традиция. В рассуждениях о "Грации" он заявляет, что Придворный сам должен выбирать образцы для подражания и таким образом явиться самостоятельным создателем собственного "Я". Богатый материал об основных принципах гуманистической педагогики содержится в трактате "О воспитании детей" (1450) поэта-гуманиста Энеа Сильвио Пикколомини (1405—1464), избранного в 1458 г. римским папой Пием II (документ 4). Основу содержания трактата составляют рассуждения о природных задатках человека и роли учителя в обучении и воспитании ребенка. Пикколомини подробно останавливается также на различных сторонах процесса воспитания (телесного, интеллектуального, нравственного), опираясь в своих рекомендациях на античные авторитеты. В данном разделе также приводится фрагмент знаменитого сочинения Никколо Макиавелли (1469—1527) "Государь" (документ 5), дающий возможность составить представление об основных вопросах политической теории великого флорентийца. "Рецепты" Макиавелли по укреплению государственной власти на протяжении столетий вызывали споры и в историографии, и в широком общественном мнении, породив понятие "макиавеллизм" — синоним моральной беспринципности в политике. Приводимый отрывок из сочинения гуманиста может стать предметом дискуссии на семинарском занятии. При анализе текста сочинения следует учитывать конкретные исторические обстоятельства, в которых оно появилось. Новое отношение к науке и опытному знанию в Италии эпохи Возрождения представлено отрывками из сочинений трех авторов: Леонардо да Винчи (1452—1519), Джордано Бруно (1548— 1600) и Галилее Галилея (1564—1642) — документы 6, 7, 8. Личность Леонардо да Винчи, величайшего художника эпохи, поражает своей разносторонностью. Помимо знаменитых произведений искусства он оставил также труды по механике, аэродинамике, фортификации, философии. Леонардо — ученый и гуманист, будучи убежден в безграничных возможностях человека, считал, что опыт является началом всякого знания, что механика — важнейшая из всех наук, и что законы математики применимы к познанию всего окружающего мира. Ниже приводится два фрагмента из его "Записных книжек", которые позволяют проследить новое ренессансное отношение к науке и к возможностям человеческого разума в целом. Итальянский философ-пантеист, астроном и математик Джордано Бруно, погибший на костре инквизиции, известен прежде всего своими теориями бесконечной вселенной и множественности миров. Фрагмент одного из его главных сочинений, диалога "О бесконечности, вселенной и мирах", позволяет составить представление о ключевых идеях и характере аргументации ученого. "Отречение" итальянского математика, физика и астронома Галилео Галилея, впервые доказавшего с использованием телескопа, что Земля вращается вокруг Солнца, представляет собой яркое свидетельство той борьбы, в которой утверждалось новое научное знание в условиях контрреформационной Европы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.01 с.) |