Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституційно-правовий статус народного депутата Украини.

Поиск

Народным депутатом может быть гражданин Украины, достигший на день выборов 21 года, имеет право голоса и проживает в Украине в течение последних 5 лет.
Установление возрастного ценза для депутатов (не моложе 21 года) обусловлено необходимостью вступления определенного жизненного опыта, нужного при решении сложных государственных вопросов во время работы в высшем представительном органе государства.
Ценз непрерывного пятилетнего проживания на территории Украины предусматривает наличие более глубокого понимания и осознания депутатом экономических, политических, социальных проблем государственного и общественного развития Украины и, соответственно, более компетентного выполнения своих обязанностей.
Не может быть депутатом гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята. Основания, сроки и порядок погашения и снятия судимости определяются Уголовным кодексом Украины (статьи 89, 90, 91 УК Украины). Народный депутат Украины осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Это означает, что для избранного народного депутата работа в парламенте является основной и постоянной на весь период его полномочий. Депутат не может иметь другого представительского мандата, состоять на государственной службе, заниматься другой деятельностью по совместительству с получением вознаграждения, кроме преподавательской, научной, литературной, художественной и творческой деятельности в свободное от работы время.
Перед вступлением в должность народные депутаты приносят перед Верховной Радой Украины присягу. Ее текст закреплен в ст. 79 Конституции Украины. Отказ принести присягу влечет потерю депутатского мандата.
Конституция Украины закрепляет гарантии, призванные обеспечить благоприятные условия для выполнения депутатами своих полномочий, а также защитить их от репрессий.
Одной из таких гарантий является депутатская неприкосновенность. Народные депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности или арестованы без согласия Верховной Рады Украины. Они также не несут ответственности за выступления в парламенте или его комитетах, за результаты голосования по тому или иному вопросу и т.д.. Однако народные депутаты несут юридическую ответственность за оскорбление или клевету. Эта норма призвана предотвратить злоупотребления народными депутатами своим статусом, дисциплинировать их.
Объем полномочий народных депутатов Украины определяется Конституцией Украины и законодательством. Эти полномочия начинаются с момента составления депутатом присяги и прекращаются одновременно с прекращением полномочий Верховной Рады Украины соответствующего созыва. И Конституция Украины (ст. 81) предусматривает и возможность досрочного прекращения депутатских полномочий в случае:

- Их составления по личному заявлению депутата (решение об этом принимается Верховной Радой Украины);
- Вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении депутата (со дня вступления в законную силу решения суда);
- Признание его судом недееспособным или безвестно отсутствующим (со дня вступления в законную силу решения суда);
- Прекращение гражданства депутата или его отъезда на постоянное место жительства за пределы Украины (решение об этом принимается Верховной Радой Украины);
- Невыполнения требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельно
сти (судом, по представлению Председателя Верховной Рады Украины или по инициативе не менее 25 народных депутатов Украины);
- Смерти депутата (со дня смерти, удостоверенной свидетельством о смерти).

Народный депутат Украины обязан участвовать в заседаниях Верховной Рады Украины, ее органов, в контроле за выполнением законов и других актов. Он имеет право решающего голоса в вопросах, которые рассматриваются Верховной Радой Украины и ее органами.
Народный депутат Украины имеет право избирать и быть избранным в органы Верховной Рады Украины, предлагать вопросы для рассмотрения, высказывать собственное мнение. Он имеет право законодательной инициативы, может вносить предложения и поправки к проектам законов, обращаться с вопросами, участвовать в дебатах, ставить вопрос о проверке деятельности предприятий, учреждений, организаций.
Народный депутат Украины имеет право на сессии Верховной Рады Украины обратиться с запросом в органы Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, руководителей других органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций обязаны сообщать народного депутата о результатах рассмотрения его запроса в десятидневный срок.
Основными формами деятельности народного депутата является его участие в работе парламента, его комитетов и комиссий, среди населения. Он имеет право принимать участие в рассмотрении в органах власти любых вопросов, касающихся интересов граждан и организаций, требовать прекращения нарушений закона, проводить собрания избирателей, получать необходимую информацию.
По истечении полномочий народному депутату предоставляется прежняя работа, а при невозможности этого - он зачисляется в резерв кадров государственной службы.

79. Вільний та імперативний мандат народного депутата: поняття, конституциійне оформлення.

Принцип свободного депутатского мандата прямо не закрепляется в Конституции Украины, но он вытекает из общего принципа парламентаризма, который получил признание в ст. 75 Конститу-ции Украины. Кроме того, Конституция Украины не предусматривает таких составляющих признаки императивного мандата, как наказы избирателей и отзыве народного депутата Украины избирателями. Этот принцип имеет определяющее значение и обусловливает характер мандата народного депутата Украины.
Конституции «советского» периода закрепляли императивный характер депутатского мандата, обосновывался на основе положений доктрины народного суверенитета, сформулированной Жан-Жаком Руссо в XVIII в. Доктрина Ж.-Ж. Руссо базируется на идее неделимости и непредставництва народного суверенитета: представлять можно не сам суверенитет, а только власть. По Ж.-Ж. Руссо депутаты не могут быть представителями народа, они являются лишь его уповноваженими1. Отсюда вытекали такие необходимые элементы императивного депутатского мандата, как связь депутата волей своих избирателей (наказы избирателей) и отзыва депутата избирателями. В практическом плане императивный мандат не имеет никакого смысла, поскольку обращение депутата к своим избирателям по каждому вопросу, который обсуждается парламентом, вследствие лишь чисто технических проблем, не говоря о других аспектах, может полностью дезорганизовать его работу.
Конституции демократических государств основном закрепляют принцип свободного депутатского мандата, сформулированный английским ученым и законодателем Эдмундом Бруком 1774 г.: «парламент не является собранием послов, имеющими различные и враждебные интересы, которые каждый член парламента должен защищать, действуя как агент и адвокат и борясь с другими агентами и адвокатами; парламент является специальной ассамблеей одной нации с одним интересом, интересом целого, - в котором руководящими принципами должны быть не местные цели, а польза для всех, которая является результатом защиты интересов всех как одного целого»1.
Суть этого принципа заключается в том, что парламентарий является представителем всего народа (нации), никто не может отозвать его или давать обязательные приказы. Участвуя в осуществлении функций парламента, он связан нормами Конституции, ответственностью перед Богом и своей совестью, которая должна подсказывать ему, какое решение принимать по тем или иным проблемам, которые обсуждаются в парламенте. К основным положениям свободного депутатского мандата, в частности, относятся:
1) мандат является общим (т.е. хотя депутаты и могут избираться по избирательным округам, они представляют всю нацию);
2) мандат-не императивный, а факультативный (его осуществление свободно - от принуждения, депутат не обязан делать что-то конкретное, в частности участвовать в парламентских заседаниях, не обязан учитывать мнение своих избирателей);
3) мандат не подлежит отзыву;
4) мандат на его осуществление не требует одобрения действий мандатария (презумпция соответствия воли депутатов воле народа не подлежит отрицанию).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.008 с.)