Поняття виборчої системи та виборчого права. Види виборчих систем.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поняття виборчої системи та виборчого права. Види виборчих систем.



Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).[1]

Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.[1]

Виды избирательных систем:

Мажоритарная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной. Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.

Гибридная избирательная система

Использование мажоритарной системы допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением кандидатов исключительно партийным списком, которым каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система превращается в гибридную избирательную систему.

Пропорциональная избирательная система

Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

· Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии

· Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра)

· Определяется обычно путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.

· Если, скажем, 100 мандатов, значит, например, 60 млн. голосов делим на 100. Получается 600.000

· После этого от каждого партийного списка мандаты получают столько человек, сколько раз квота укладывается в собранное партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5 млн. голосов. Это делим на 600 тыс. Получается 2,5 места

· Остаток ! Весь вопрос, как учесть остатки.

 

Избира́тельное пра́во — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

· Объективное избирательное право — подотрасль конституционного права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти (или избирательное право в широком смысле);

· Субъективное избирательное право — право граждан страны избирать и быть избранными (или избирательное право в узком смысле).

Порядок формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов юридических лиц не регулируется нормами избирательного права, а входит в регулирования корпоративного права.

 

Принципи виборчого права в Україні. Поняття, види.

Принципы избирательного права — основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

• принцип всеобщности, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В Украине активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.

• принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;

• принцип тайного голосования касается процедуры выборов (голосование может проводиться только тайно);

• принцип состязательности предполагает проведение альтернативных

• принцип непосредственности выборов предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без института выборщиков

• принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;

• принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.

 

52. Правові акти про виборі та референдуми.
В Украине систему действующего избирательного законодательства составляют 4 группы законодательных актов:
1. Конституция Украины;
2. система специальных законов Украины о выборах: Закон "О выборах народных депутатов Украины", Закон "О выборах Президента Украины", Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов", Закон "О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым », Закон" О Центральной избирательной комиссии ", Закон" Об особенностях участия граждан Украины из числа депортированных из Крыма в выборах депутатов местных советов в Автономной Республике Крым ";
3. нормативно-правовые акты конституционного законодательства: Закон "О гражданстве Украины", Закон "Об объединении граждан", Закон "О языке" и др..;
4. положения нормативных актов смежных отраслей, которые регулируют избирательный процесс: нормы административного, трудового, жилищного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, пенсионного, финансового, хозяйственного, таможенного, информационного, семейного, экологического законодательства, законодательства о связи .
Правовая регламентация вопросов организации и проведения референдумов в Украине осуществляется Конституцией Украины (статьи 72-74) и Законом Украины «О всеукраинском и местных референдумах» от 3 июля 1991 г. Отдельные вопросы организации местных референдумов регламентируются также Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г. (ст. 7).

 

Виборчі комісії: порядок, формування, види.

Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

Формирование

Избирательные комиссии состоят из нескольких членов с правом решающего голоса, формируются представительными и исполнительными органами соответствующего уровня или вышестоящими избирательными комиссиями с учетом предложений политических партий и иных общественных объединений. Избирательные комиссии субъектов Украины формируются законодательным и исполнительным органами субъекта Украины. Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии формируются вышестоящими избирательными комиссиями. При формировании избирательных комиссий любого уровня обязательно должны учитываться предложения партий, представленных в Верховной раде по итогам предыдущих выборов.

В избирательные комиссии помимо членов с правом решающего голоса политическими партиями, общественными объединениями и кандидатами могут назначаться также члены комиссий с правом совещательного голоса, представляющих их интересы в комиссиях, они в меньшей степени задействованы в организации избирательного процесса.

Порядок работы

Должностные лица избирательной комиссии — председатель, заместитель председателя, секретарь. Председатели избирательных комиссий в зависимости от уровня комиссии назначаются вышестоящими комиссиями или избираются самими комиссиями по предложениям вышестоящих комиссий из состава комиссий. Заместители председателей и секретари комиссий избираются комиссиями из своего состава. Решения избирательных комиссий по всем вопросам принимаются на заседаниях, ключевые решения по вопросам организации избирательного процесса принимаются большинством от установленной численности комиссии. Протоколы об итогах голосования, о результатах выборов подписываются всеми членами избирательной комиссии.

Систему избирательных комиссии в Украине составляют:

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) - имеет полномочия на всей территории Украины и в заграничных избирательных участках;

Окружные избирательные комиссии (ОИК) - действуют в пределах одномандатного избирательного округа;

Участковые избирательные комиссии (УИК) - действуют в пределах избирательного участка.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.107.77 (0.011 с.)