Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Порядок діяльності Верховної Ради Украини.
Похожие статьи вашей тематики
Сессия Верховной Рады Украины, порядок ведения пленарных заседаний Верховной Рады Украины; обсуждения вопросов повестки дня на заседании Верховной Рады Украины, порядок принятия решений Верховной Рады Украины. Порядок работы Верховной Рады Украины устанавливается Конституцией Украины и Законом о регламенте Верховной Рады Украины1. Согласно ч. 1 статьи 82 Конституции Украины Верховная Рада Украины работает сессионно. Сессия Верховной Рады Украины - срок, в течение которого Верховная Рада проводит пленарные заседания и принимает решения по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Украины. В перерыве между пленарными заседаниями проводятся заседания комитетов и других органов Верховной Рады. Сессии Верховной Рады делятся на очередные и внеочередные. Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются (без созыва) первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года (ч. 1 ст. 83 Конституции Украины). Внеочередные сессии Верховной Рады Украины с указанием повестки дня созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию не менее трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины или по требованию Президента Украины. При этом, мотивированные предложения о созыве внеочередной сессии Верховной Рады Украины, подписанные инициаторами, направляются Председателю Верховной Рады Украины с указанием вопросов и, при обычных обстоятельствах, с проектами документов, рассмотрение которых предлагается. Внеочередная сессия Верховной Рады Украины при обычных обстоятельствах созывается не позднее чем в десятидневный срок после поступления предложения о ее созыве. Распоряжение Председателя Верховной Рады Украины в созыве внеочередной сессии Верховной Рады Украины, согласно Регламенту Верховной Рады Украины, публикуется не позднее чем за три дня до ее открытия с указанием вопросов, которые предлагается вынести на рассмотрение внеочередной сессии. В случае введения военного или чрезвычайного положения в Украине Верховная Рада Украины собирается в двухдневный срок без созыва. В этом случае Председатель или Аппарат Верховной Рады Украины срочно сообщают народных депутатов Украины о месте заседаний Верховной Рады Украины, если они будут проходить не в здании Верховной Рады Украины, а в другом помещении. Отдельно Конституция Украины и Регламент Верховной Рады Украины регулируют процедуру первой сессии новоизбранной Верховной Рады. Так, Верховная Рада Украины собирается (без созыва) на первую сессию не позднее чем на 30-й день после официального объявления результатов выборов. При этом Верховная Рада Украины согласно ч. ст. 82 Конституции Украины является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава. Первое после выборов пленарное заседание Верховной Рады открывает старший по возрасту народный депутат Украины и ведет его до избрания Президиума сессии. Президиум сессии определяет председательствующего на каждое заседание Верховной Рады Украины, организует работу Верховной Рады Украины и подписывает принятые ею акты до избрания Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей. Далее заседание Верховной Рады Украины ведет Председатель Верховной Рады Украины или его заместители. В сессионный период еженедельная работа Верховной Рады Украины и ее комитетов начинается во вторник в 10-часов и заканчивается в пятницу в 14-часов. Понедельник каждого недели отводится для самостоятельной работы депутатов, связанной с осуществлением депутатских полномочий, для их работы в депутатских фракциях или в избирательных округах. Согласно Регламенту Верховная Рада Украины не может принимать решение об использовании рабочего времени депутатов в понедельник для других целей, кроме случаев, когда депутаты привлекаются к работе во время чрезвычайного или военного положения или для выполнения поручений по решению Верховной Рады Украины. Рабочий день Верховной Рады Украины и ее комитетов начинается в 10-часов и продолжается до 18-ти часов с перерывом с 12-ти часов до 12-ти часов 30 минут и с обеденным перерывом с 14-й до 16-и часов. Верховная Рада Украины, если она не принимает ad hoc иного решения, проводит в течение дня два заседания: утреннее с 10-ти до 14-ти часов и вечернее с 16-ти до 18-ти часов. Заседание Верховной Рады Украины или ее рабочего органа может быть продлен председательствующим на заседании сверх определенного рабочее время не более чем на 15 минут. Другие единовременные изменения времени работы могут осуществляться, если за это без обсуждения проголосовало большинство депутатов от их фактического количества. При обычных обстоятельствах решение о продлении пленарного заседания после 18-часов принимается Верховной Радой Украины не позднее на утреннем заседании того же дня. Повестку дня очередной сессии Верховной Рады Украины имеет два раздела: первый - вопросы, полностью подготовленные для внесения в расписание пленарных заседаний Верховной Рады Украины, второй - вопрос, подготовки и доработку которых Верховная Рада Украины поручает осуществить комитетам Верховной Рады Украины и соответствующим органам. Предложения в проект повестки дня сессии вносятся лицами и органами, которые согласно Конституции Украины имеют право законодательной инициативы, не позднее чем за месяц до открытия очередной сессии. Предложения в повестку дня сессии, внесены позже, чем за месяц до открытия очередной сессии или во время очередной сессии, выносятся на рассмотрение Верховной Рады Украины для включения в повестку дня сессии после их предварительного рассмотрения. Расписание заседаний Верховной Рады Украины должен содержать информацию о дне и времени проведения пленарных заседаний не менее чем на двухнедельный срок. Он принимается Верховной Радой Украины без обсуждения по предложению Председателя Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины в конце каждой недели пленарных заседаний уточняет расписание заседаний на следующий, не менее двухнедельный, срок. В повестку дня пленарного заседания вносятся вопросы из первой главы повестку дня сессии Верховной Рады Украины. В повестку дня заседаний Верховной Рады Украины еженедельно во время ее пленарной работы включается не менее двух часов для проведения обсуждения вопросов, которые могут быть не связаны с вопросами повестки дня сессии (разное). Ежедневно в начале первого пленарного заседания (без включения этого вопроса в повестку дня заседания) отводится до ЗО минут, для сжатых (до 3 минут) выступлений депутатов с внесением предложений (кроме тех, которые вносятся в специально установленном порядке), объявлением запросов, заявлений, сообщений. При этом обсуждение не открывается. *** Порядок ведения пленарных заседаний. Пленарные заседания Верховной Рады Украины проводятся согласно расписанию заседаний. их открывают, ведут и закрывают Председатель Верховной Рады Украины и его заместители, а на первой сессии новоизбранной Верховной Рады Украины - старший по возрасту народный депутат, а после избрания президиума сессии - члены президиума. Если эти лица по каким-либо причинам не осуществляют этого, то эти функции выполняет избран депутатами председательствующий на заседании. Председательствующий на заседании Верховной Рады Украины согласно Регламенту осуществляет следующие функции: 1) открывает, закрывает и беспристрастно ведет заседания, объявляет перерывы в заседаниях Верховной Рады Украины; 2) выносит на обсуждение проекты законов, постановлений, других актов Верховной Рады Украины, объявляет их полное название, редакцию и инициаторов внесения; информирует о материалах, поступивших в адрес Верховной Рады Украины; 3) организует рассмотрение вопросов; 4) сообщает списки лиц, записавшихся для выступления; 5) предоставляет слово для доклада (содоклада), выступления, объявляет следующего выступающего; 6) создает равные возможности депутатам для участия в обсуждении вопросов; 7) ставит вопрос на голосование, объявляет его результаты; 8) обеспечивает соблюдение настоящего Регламента всеми присутствующими на заседании; 9) делает официальные сообщения, а также те, которые считает необходимым объявить; 10) принимает меры к поддержанию порядка на заседании; 11) имеет право исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях на пленарном заседании; 12) осуществляет иные полномочия, вытекающие из Регламента.
Во время заседания Верховной Рады Украины председательствующий обязан воздержаться от комментариев и оценок в отношении ораторов и их выступлений. Заседание Верховной Рады Украины проводятся открыто. Закрытое заседание может быть проведено по решению большинства от конституционного состава Верховной Рады Украины (ч. 1 ст. 84 Конституции Украины). В начале каждого заседания Верховной Рады Украины председательствующий проводит с помощью электронных средств поименной регистрации народных депутатов Украины, присутствующих на заседании, сообщает Верховную Раду Украины о количестве депутатов, о которых известно, что они отсутствуют по уважительным причинам. В начале первого заседания каждого рабочего дня председательствующий объявляет повестку дня на весь день работы. Вопросы рассматриваются в той последовательности, в которой они включены в повестку дня заседания. *** Обсуждения вопросов повестки дня на заседании Верховной Рады Украины включает: 1) доклад, вопросы докладчику и ответы на них; 2) содоклада (в случае необходимости), вопрос содокладчикам и ответы на них; 3) выступления депутатов с оглашением и обоснованием особого мнения, если является приложением к выводам или предложений комитетов, по поводу которых выступали докладчик и содокладчики, при условии, что особое мнение не было распространено среди депутатов вместе с заключением соответствующего комитета; 4) выступление инициатора внесения предложения; 5) внесение, обсуждение и принятие решения по преюдициальных и откладывающих вопросам, о неприемлемости, если таковые имеются; 6) выступления по одному представителю от комитетов Верховной Рады Украины или временных специальных комиссий, если их выводы по обсуждаемому вопросу или предложения не было распространено среди депутатов по представлению комитета или комиссии; 7) выступления представителей от каждой зарегистрированной депутатской группы и фракции; 8) выступления депутатов; объявления председательствующим о прекращении обсуждения и сообщение о тех, которые выступили и записались на выступление; 9) внесение депутатами предложений, которые не были произнесены во время обсуждения (кроме вносятся в специально установленном порядке); 10) итоговое слово содокладчиков и докладчика; 11) уточнение и оглашение председательствующим на заседании предложений, которые поступили по обсуждаемому вопросу и будут ставиться на голосование; 12) выступление по мотивам голосования депутата - инициатора внесения предложения, рассматривается, если он не использовал права на выступление перед объявлением прекращении обсуждения, или депутата от депутатской группы (фракции) - инициатора внесения обсуждаемому вопросу; 13) выступления по мотивам голосования по одному представителю от каждой зарегистрированной депутатской группы (фракции); 14) выступления по мотивам голосования по одному депутату от каждой зарегистрированной депутатской группы (фракции), если они имеют противоположные взгляды по произнесенной на заседании Верховной Рады мнения депутатской группы (фракции); 15) выступления депутатов по мотивам голосования. Председательствующий на заседании предоставляет слово по заявлениям о предоставлении слова по этим перечнем. Если список желающих выступить исчерпан, или если никто не подал заявление о предоставлении слова, а также в случае окончания определенного для обсуждения времени или принятия решения о сокращении обсуждения председательствующий на заседании объявляет о прекращении обсуждения. По процедурным и некоторых других, прямо указанных в Регламенте, вопросов проводится сокращенное обсуждения, а именно: 1) выступления инициаторов с внесением и обоснованием предложений; 2) выступление председателя или представителя от головного комитета, если принимается решение по вопросу, который готовился этим комитетом; 3) выступления двух депутатов в поддержку каждого предложения и двух депутатов не на ее поддержку; 4) уточнение и оглашение председательствующим на заседании предложений, которые поступили и будут ставиться на голосование; 5) выступления по мотивам голосования по одному представителю от каждой зарегистрированной депутатской группы (фракции). Во время заседания Верховной Рады Украины депутаты не должны мешать выступающим и слушателям действиями, которые препятствуют изложению или восприятию выступления. В Регламенте Верховной Рады Украины значительное внимание уделяется вопросам дисциплины и этики пленарных заседаний. Так, если депутат своим поведением мешает проведению заседания Верховной Рады, председательствующий на заседании предупреждает его персонально и призывает к порядку. После повторного предупреждения в течение дня председательствующий с согласия большинства депутатов от их фактического количества, определенной без обсуждения голосованием, может предложить депутату покинуть зал до конца заседания. Если депутат отказывается покинуть зал, председательствующий на заседании прекращает заседание для выполнения депутатом его требования. В таких случаях по заключению комитета, в компетенцию которого входят вопросы депутатской этики, Верховная Рада без обсуждения может принять решение о лишении депутата права участвовать в пленарных заседаниях (до пяти заседаний). Это решение доводится до сведения избирателей через газету «Голос Украины». В случае грубого нарушения дисциплины или препятствий в проведении заседания председательствующий на заседании может объявить перерыв или закрыть заседание. Если во время заседания Верховной Рады Украины в здании Верховной Рады Украины депутат сделает действия, содержащие признаки преступления, обсуждение прекращается. Председательствующий на заседании сообщает Верховной Раде Украины о факте, закрывает заседание и немедленно обращается к Генеральному прокурору Украины с предложением принять соответствующие меры. В случае, когда указанные действия совершены до открытия пленарного заседания, во время его перерыва или после закрытия, председательствующий на заседании сообщает Верховной Раде Украины о них после перерыва или при открытии ближайшего заседания.
75. Акти Верховної Ради Украини: порядок опублікування та набрання чинності. Конституция Украины не содержит исчерпывающего перечня видов правовых актов Верховной Рады Украины, ограничиваясь в ст. 91 указанием, что таковы «законы, постановления и другие акты». В научной литературе указанный видовой перечень актов законодательной власти дополняют такими видами, как декларации, регламенты и нормативно-правовые договоры, а среди законов выделяют такие их разновидности, как Конституция (Основной Закон), конституционные, обычные, чрезвычайные законы, а также кодексы. Порядок подготовки, обсуждения, принятия правовых актов Верховной Рады Украины, а также порядок вступления в силу регламентируется Конституцией Украины, Регламентом Верховной Рады Украины от 27 июля 1994 г., Указом Президента Украины «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» от 4 декабря 1997 г. № 1327/97. Порядок прохождения проектов правовых актов через подразделения парламентского аппарата определяется Инструкцией по делопроизводству в аппарате Верховной Рады Украины, утвержденной распоряжением Руководителя аппарата Верховной Рады Украины от 19 февраля 1998 г. № 169. Проекты законодательных актов и законодательные предложения, которые вносятся на рассмотрение Верховной Рады Украины народными депутатами Украины и другими субъектами права законодательной инициативы, принимаются и регистрируются в секторе служебной корреспонденции Общего отдела Секретариата и передаются с их компьютерными копиями в сектор регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата. Законопроектам, оформленным в соответствии с требованиями Регламента Верховной Рады Украины, Положением о порядке работы с проектами законодательных актов и материалами, содержащими законодательные предложения, которые подаются на рассмотрение Верховной Рады Украины, сектор регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата присваивает регистрационный номер и представляет их на рассмотрение Председателю Верховной Рады Украины или его заместителям (по распределению обязанностей). Проекты законодательных актов после рассмотрения Председателем Верховной Рады Украины или его заместителями с резолюциями возвращаются в сектор регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата, который вместе с Отделом технической работы с документами Секретариата тиражирует и изготовляет копии документов и через сектор служебной корреспонденции Общего отдела Секретариата рассылает их указанным в резолюциях адресатам. Оригиналы этих проектов сохраняются в секторе регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата до принятия соответствующих законодательных актов, после чего они передаются в протокольного сектора Общего отдела Секретариата. По каждому законопроекту, зарегистрированному в установленном порядке, секретариат главного комитета Верховной Рады Украины, через который подавался законопроект, осуществляет ведение дела законопроекта. Законопроекты, оформленные с нарушением установленных требований, вместе с сопроводительным письмом, подписанным одним из руководителей Верховной Рады Украины, в котором обосновывается необходимость их доработки, возвращаются соответствующим субъектам права законодательной инициативы. Комитеты Верховной Рады Украины после рассмотрения проектов законодательных актов подают в справке них свои выводы и предложения о порядке рассмотрения законопроектов на заседаниях Верховной Рады Украины в первом чтении и списки лиц, которых нужно пригласить на рассмотрение соответствующего законопроекта. Секретариаты комитетов Верховной Рады Украины по согласованию с Юридическим управлением и Управлением организационной работы с комитетами Секретариата вносят предложения по тиражирование подготовленных к рассмотрению во втором и третьем чтениях проектов законодательных актов для народных депутатов Украины. Оригиналы сравнительных таблиц и справочных материалов после тиражирования секретариаты комитетов Верховной Рады Украины передают в протокольного сектора Общего отдела Секретариата в установленном порядке. Копии подготовленных к рассмотрению проектов законодательных актов секретариаты комитетов Верховной Рады Украины по согласованию с Научно-экспертным и Юридического управления Секретариата, а проекты наиболее важных законов, регулирующих экономическую, социальную и гуманитарную сферы - с Научно-аналитическим управлением Секретариата, передают в Управление организационной работы с комитетами Секретариата для контроля за прохождением законопроектов. Акты, принятые Верховной Радой Украины, обрабатываются соответствующими комитетами Верховной Рады Украины, визируются председателями или заместителями председателей этих комитетов, руководителями соответствующих подразделений аппарата и передаются в протокольного сектора Общего отдела Секретариата для их оформление на специальных бланках в установленном порядке. Приложения к законов и постановлений визируют головы или заместители председателей соответствующих комитетов Верховной Рады Украины и заведующие их секретариатами. Внесение в принятые акты или приложения к ним каких-либо изменений или дополнений, не зафиксированных в стенограммах заседаний Верховной Рады Украины, не допускается. Акты Верховной Рады Украины на подпись Председателю Верховной Рады Украины готовит протокольное сектор Общего отдела Секретариата. На оборотной стороне последнего листа их визируют председатели соответствующих комитетов Верховной Рады Украины и заведующие секретариатами этих комитетов, руководитель Юридического управления Секретариата, заведующий протокольным сектором Общего отдела Секретариата и руководитель аппарата Верховной Рады Украины. Акты Верховной Рады Украины на подпись Председателю Верховной Рады Украины подает Руководитель аппарата Верховной Рады Украины. Каждому акта Верховной Рады Украины протокольный сектор Общего отдела Секретариата присваивает порядковый номер с указанием даты принятия. Нумерация актов Верховной Рады начинается с начала каждого созыва. Подписаны Председателем Верховной Рады Украины законы Украины, кроме законов Украины о ратификации международных договоров Украины, протокольный сектор Общего отдела Секретариата направляет фельдсвязи на подпись Президенту Украины. Подписанные Президентом Украины законы Украины возвращаются в Верховную Раду Украины и передаются в протокольного сектора Общего отдела Секретариата, который через Отдел технической работы с документами Секретариата обеспечивает их тиражирование согласно указателями рассылок, представленных соответствующими комитетами Верховной Рады Украины и подписанным заведующий секретариатом Комитета, фельдсвязи рассылает копии законов. В случае, когда Президент Украины вернул закон с предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения, Общий отдел Секретариата сообщает об этом Руководителя аппарата Верховной Рады Украины и передает их для дальнейшей работы в сектор регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата. После рассмотрения предложений Президента Украины Председателем Верховной Рады Украины, а в случае его отсутствия - первым заместителем Председателя Верховной Рады Украины, копии закона и материалов к нему сектор регистрации законопроектов Управление организационной работы с комитетами Секретариата согласно резолюции направляет на обработку соответствующим комитетам Верховной Рады Украины и подразделениям аппарата, а оригиналы - передает с протокольным сектора Общего отдела Секретариата. Законы Украины о ратификации международных договоров Украины и постановления Верховной Рады Украины или выписки из них, рассылаемые протокольным сектором Общего отдела Секретариата, заверяются гербовой печатью Верховной Рады Украины, другие законы Украины - печатью Общего отдела Секретариата. Изготовление копий, оформление выписок, передача дополнительных экземпляров актов Верховной Рады Украины учреждениям, организациям, отдельным должностным лицам, замена ранее переданных экземпляров этих актов, а также изменения в указателе рассылки осуществляются протокольным сектором Общего отдела Секретариата по распоряжению руководства Секретариата Верховной Рады Украины. Протокольный сектор Общего отдела Секретариата формирует резервные экземпляры актов, которые выдаются только с разрешения руководства Секретариата Верховной Рады Украины. Изготовление копий решений, рекомендаций и заключений комитетов Верховной Рады Украины организовывают секретариаты соответствующих комитетов по указанию председателей комитетов Верховной Рады Украины. Законы Украины о ратификации международных договоров Украины и постановления Верховной Рады Украины, подлежащих опубликованию, протокольный сектор Общего отдела Секретариата направляет редакциям газет «Голос Украины», «Правительственный курьер», Государственному информационному агентству Украины (ДИНАУ) и передает их Издательству Верховной Рады Украина для опубликования в "Ведомостях Верховной Рады Украины», а также Управлению компьютеризированных информационных систем и сетей Секретариата для введения их в систему информационного обеспечения законотворческого процесса. Проекты распоряжений Председателя Верховной Рады Украины, его заместителей по кадровым вопросам аппарата (назначения и перемещения по службе, поощрения и т.п.) готовятся Отделом кадров Секретариата по его инициативе или участием или по представлению руководителей соответствующих подразделений аппарата. Распоряжение по другим вопросам деятельности аппарата, а также народных депутатов Украины готовятся и визируются в соответствующих подразделениях аппарата. Проекты распоряжений подаются на подпись Руководителем аппарата Верховной Рады Украины. После подписания распоряжения регистрируются Отделом кадров Секретариата и направляются соответствующим подразделением по указателем рассылки через сектор служебной корреспонденции Общего отдела Секретариата.
76. Законодавчий процес в Україні: поняття, основні стадії. Право законодавчої иніціативы. Законодательный процесс - четко урегулирована Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины деятельность, которая заключается в создании законов. Эта деятельность осуществляется в несколько последовательных этапов или стадий. Обычно выделяют основные стадии законодательного процесса:
1) подготовка законопроекта (законодательного предложения) и внесения его в Верховную Раду Украины - законодательная инициатива; 2) предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах Верховной Рады Украины; 3) обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины с его последующим принятием или отклонением (полностью или частично); 4) подписания (санкционирование) и обнародования закону1. Помимо основных, может возникнуть потребность в дополнительной стадии - обсуждение мотивированных предложений Президента Украины в случае возврата им принятого закона в Верховную Раду Украины (повторное рассмотрение). Подготовка законопроекта и внесения его в Верховную Раду Украины. Согласно Регламенту Верховной Рады Украины разработки проектов законов осуществляется правом, определенным законом, по поручению Верховной Рады Украины, на заказ на договорной основе, а также в инициативном порядке. Верховная Рада Украины может поручить разработку проекта закона (его структурной части) комитета или временной специальной комиссии Верховной Рады Украины, а также Кабинета Министров Украины. Разработка законопроекта о государственном бюджете является обязанностью Кабинета Министров Украины, предусмотренным Конституцией Украины (п. 6 ст. 116), и осуществляется им по праву. В инициативном порядке законопроекты имеют право разрабатывать граждане и юридические лица. Законодательная инициатива - официальное внесение в Верховную Раду Украины уполномоченным субъектом законопроекта или законодательного предложения. Законопроект и законодательное предложение-две основные формы реализации права законодательной инициативы. При этом под законопроектом понимается текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, пунктами и т.д.), а под законодательной предложением - идея или концепция будущего закона. Регламент Верховной Рады предусматривает возможность применения еще и такой формы, как поправка. Поправкой считается предложение к другому предложению, дополняющий, изменяет или исключает часть основного предложения. Законопроекты и законодательные предложения, которые вносятся на имя Верховной Рады Украины, регистрируются в Аппарате Верховной Рады. Право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины имеют лица и органы, определенные ст. 93 Конституции Украины. К ним-лежат: - Президент Украины; - Народные депутаты Украины; - Кабинет Министров Украины; Этот перечень субъектов права законодательной инициативы является исчерпывающим. Это означает, что любая другая лицо или орган могут в инициативном порядке разрабатывать законопроекты или законодательные предложения, но вносятся они в Верховную Раду Украины лишь определенными Конституцией Украины субъектами права законодательной инициативы. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что Верховная Рада Украины обязана рассмотреть внесенный им законопроект или законодательное предложение.
77. Депутатські фракції (групи) в парламенті України: порядок, формування, статус. Значительный количественный состав и разнообразие политических убеждений народных депутатов требует их объединения в депутатские фракции и группы для формирования и выражения коллективной позиции по вопросам повестки дня. Правовой основой деятельности депутатских фракций и групп является Регламент Верховной Рады Украины. Депутатские фракции - это объединение депутатов, сформированные на основе партийной принадлежности. В состав депутатской фракции могут входить и беспартийные депутаты, которые поддерживают программные документы соответствующей партии. Депутатские группы формируются на внепартийной основе и объединяют депутатов, которые разделяют одинаковые или схожие взгляды по вопросам государственного и социально-экономического развития. Депутат может входить в состав только одной депутатской группы или фракции. Председатель Верховной Рады Украины и его заместители не входят в их состав. Объединение депутатов формируются на добровольной основе на первой сессии до избрания руководства Верховной Рады и создания других органов. Если этого не произошло, председательствующий на пленарном заседании объявляет перерыв на 2 рабочих дня. Согласно Постановлению Верховной Рады Украины «О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины» от 13 мая 1998 г. Условия создания фракции является вхождение в ее состав не менее 14 народных депутатов Украины (для сравнения, минимальное число членов фракции в Австрии и Швейцарии - 5, во Франции - 20, в России - 35). В деле об образовании парламентских фракций Конституционный Суд Украины в своем решении отметил, что требования относительно численного состава депутатских фракций распространяются и на депутатские группы Регламент Верховной Рады Украины предусматривает ряд ограничений по созданию депутатских групп и фракций. Объединение депутатов не могут формироваться для защиты личных, коммерческих, местных, профессиональных или религиозных интересов. Принципы деятельности фракций и групп не должны противоречить свободном характера депутатского мандата. Объединение депутатов не могут выступать от имени Верховной Рады Украины или украинского народа. Каждая депутатская группа или фракция должна быть зарегистрирована в Секретариате Верховной Рады, куда подается письменное уведомление с указанием его названия, цели, персонального состава и депутатов, уполномоченных ее представлять. После регистрации председательствующий на заседании парламента информирует депутатов о формировании депутатского объединения. Когда состав депутатской группы или фракции становится меньше установленного количества, она через 15 дней объявляется Председателем Верховной Рады распущенной (так, например, были расформированы фракции Верховной Рады 3 созыва, созданные по результатам выборов на первой сессии - Общество, фракции Селянской партии и Прогрессивной социалистической партии Украины). Однако, по Регламенту, после роспуска персональный состав органов Верховной Рады не пересматривается. Реорганизация и формирование новых депутатских фракций и групп могут проводиться в течение полномочий Верховной Рады Украины с сохранением их пропорционального представительства в органах Верховной Рады или с отступлением от него в соответствии с решением, принятым Верховной Радой по такого представительства. По состоянию на 1 сентября 2001 г. в Верховной Раде Украины существовало 11 фракций и 3 группы.
Депутатские фракции: 1. «Батькивщина»; 2. «Демократический союз»; 3. Коммунистической партии Украины; 4. Народного руха Украины; 5. Народно-демократические партии; 6. Партии зеленых Украины; 7. «Реформы и Порядок» - «Реформы - Конгресс»; 8. Социалистической партии (Левый Центр); 9. Социально-демократической партии Украины (объединенной); 10. Украинского Народного Руха; 11. «Яблоко». Депутатские группы: 1. «Регионы Украины»; 2. «Солидарность»; 3. «Трудовая Украина».
Руководители депутатских групп и фракций избираются на их заседаниях. Они составляют расписание заседаний, обеспечивают посещение заседаний и сессий Верховного Совета членами объединения, следят за тем, чтобы члены были проинформированы и голосовали согласно линии фракции, представляющие объединения в отношениях с органами публичной власти, средствами массовой информации и гражданами.
Фракции и группы имеют право на пропорциональное представительство во всех органах Верховной Рады Украины и официальных парламентских делегациях. В частности, комитеты Верховной Рады Украины формируются депутатскими фракциями и группами по принципу пропорциональности, с учетом профессиональной подготовки народных депутатов и договоренности между предприимчивых депутатскими объединениями. Каждая депутатская группа (фракция) имеет гарантированное право на выступление своего представителя по всем вопросам повестки дня на заседаниях Верховной Рады Украины и ее органов. Они участвуют в пропорциональном распределении должностей председателей комитетов, имеют право делегировать своих представителей во временные комиссии, предварительно обсуждать кандидатов на должности Председателя Верховной Рады и его заместителей. Фракции и группы могут свободно сотрудничать между собой путем образования депутатских объединений и неформальных групп, которые не подлежат регистрации и не имеют прав, установленных Регламентом.
Депутатские группы и фракции выступают необходимым элементом эффективности работы комитетов и депутатов, средством сбора и обмена информацией, основным органом для согласования законопроектов. Кроме того, они исследовательскими структурами, которые оказывают влияние на результаты законотворческой работы, а также существенным средством воздействия на организации работы Верховной Рады Украины (могут влиять на повестку дня парламента и на выборы председателей комитетов).
Материально-техническое обеспечение деятельности депутатских групп и фракций осуществляет Председатель Верховной Рады Украины и административно-технический персонал, закрепляется за ними для оказания помощи в осуществлении их функций в Верховной Раде. Количество консультантов по организационно-технического обслуживания депутатских групп (фракций) определяется Верховной Радой Украины, они зачисляются в штат Секретариата Верховной Рады Украины. С согласия народных депутатов Украины зарегистрированы депутатские группы (фракции) могут иметь дополнительное количество консультантов, содержание которых осуществляется за счет экономии средств в рамках фонда, предусмотренного на содержание референтов-консультантов народных депутатов Украины. Консультант депутатской группы (фракции) в своей работе руководствуется законодательством Украины, а также Регламентом Верховной Рады Украины и Положением о консультанте депутатской группы (фракции) Верховной Рады Украины, утвержденным Постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 г. № 378/95-ВР.
Консультант депутатской группы (фракции) обязан:
1) по поручению депутатской группы (фракции) готовить материалы по вопросам, которые вносятся на рассмотрение Верховной Рады Украины, комитетов, депутатских групп (фракций), других органов и организаций, предоставлять членам группы (фракции) помощь в осуществлении контроля за исполнением принятых ими решений; 2) помогать народным депутатам Украины, входящих в состав депутатской группы (фракции), в рассмотрении и решении поднятых ими вопросов; 3) принимать участие в организации изучения общественного мнения, потребностей и запросов избирателей, вносить предложения по решению данных вопросов; 4) в
|