Виды связи влаги с материалом. Критическая и равновесная влажность. Явление термовлагопроводности. Кривые сушки и скорости сушки.
Виды связи влаги с материалом можно классифицировать по величине энергии этой связи:химическую связь,физико-химическую связь,физико-механическую связь.
Химическая связь – влага связана с веществом в виде ионов и молекул (кристаллогидраты, например). В процессе сушки влага не удаляется.
Физико-химическая связь вызвана дисперсионными и индукционными силами. На поверхности твердого тела образуется прочный мономолекулярный слой влаги. Влага трудноудаляемая.
Капиллярная связь обусловлена адсорбционной связью полимолекулярных слоев со стенками капилляров.
Осмотическая связь наиболее сильно выражена в растворах. Осмотически связанная влага находится внутри клеток материала.
Физико-механическая связь определяет влагу, свободно удерживаемую в объеме пор тела. Она может быть удалена механическими способами. Причем процесс обезвоживания в этом случае лимитируется гидравлическим сопротивлением пор тела.
Термовлагопроводность - процесс влагопереноса в материале, обусловленный наличием градиента температуры. Происходит за счет перемещения влаги в виде пара, жидкости и пленок по механизму неизотермического скольжения пара, термодиффузии пара в капиллярах, термокапиллярного скольжения пленок. [2]
Скорость сушки – величина, изменяющаяся неравномерно во времени в течение всего процесса. Изменение скорости сушки характеризуется кривой сушки – зависимостью изменения влажности материала от времени при определенных постоянных (температуре, скорости движения потока агента сушки, относительной влажности его при входе в сушилку).
Процессы внутреннего и внешнего тепло- и массообмена между собой взаимосвязаны и приводят к изменению массы продукта в процессе сушки. По изменению массы продукта в процессе сушки нельзя сравнивать работу различных сушильных установок. Для этого пользуются графическим изображением изменения влагосодержания по времени , которое называется кривой скорости сушки. Кривая сушки представлена на рисунке 1
|