Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метафизика символа. Мантра и янтраСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Путь и круг здесь суть символические архетипы, своего рода символические множества. Задумывались ли вы над
=== 254 ===
метафизикой символа? Внешне мы видим, что культура наделяет символ различными значениями. Та культура, которая у нас главенствовала в недалеком прошлом, т. е. советская, утверждала примат предметно-чувственных следствий разумно-духовной организации мира над символическим. Это верно в определенном смысле. Мы чувствуем, как культура наделяет символ смыслами. Например, символы ушедшей от нас культуры — "красное знамя" или "мавзолей" — наделялись культурой положительными этико-эстетическими значениями. После того как эта культура перестала существовать, для кого-то эти символы остались положительными, для кого-то они стали отрицательными, а для кого-то вообще никакими. Этот очень простой пример говорит нам о некоторой самостоятельной жизни символа, о том, что не только сама культура наделяет символ символическим. Дело, по всей видимости, в самом месте символа, в его внутреннем топосе, в самом качестве символического принимать значения символически. Это качество символического всегда предполагает наличие свойств множества и свойств истинности. Если так можно выразиться, символ множествен и истинен одновременно. Все мы много раз слышали такое выражение: "Сделайте это символически", например, "выпейте просто символически за мое здоровье". Это выражение как будто простое и понятное, и в то же время объяснить его очень трудно. Если расшифровать его абстрактно, то оно означает, что вы должны сделать нечто для видимости, сохранив при этом ритуал самого деланья, и тем самым ваши действия будут истинными, правильными. Ни материальный, ни разумный, ни духовный пласт культуры не может однозначно объяснить, зачем нужно выполнять эти действия. Они укладываются в символический архетип, подпадающий под более общие объяснения — "ритуал", "развлечение" и т. д., каждое из которых имеет свое собственное отдельное объяснение и свою отдельную истинность в культуре. Приведем для примера символ отчего дома. Этот символ всегда имеет положительные, истинные смыслы. "Отчий дом" — это всегда что-то положительное и истинное. В то же время подробное описание родного дома, его предметности, предметности событий, которые в нем происходили, никогда не могут исчерпать значения этого символа.
=== 255 ===
Символ отчего дома — всегда единично-положительного, единично-истинного и в то же время всегда множественного в своем предметно-чувственном, вещном выражении показывает нам одну из главных черт символического архетипа, а именно то, что конкретная знаковая символизация не может до конца определить, исчерпать значения символического архетипа. Символ или символический архетип всегда "выше" или "больше" своего символического описания, и эта черта символа говорит нам о том, что символ не только символ чего-то, а символ как таковой. В традиционной индийской философии есть два практически идеальных символа, имеющих максимально выраженное внутреннее качество символического, множественных и истинных одновременно. Это мантра и янтра. Именно по поводу мантры как символического архетипа Гегель писал с осуждением, что брахманы читают священные тексты, не понимая их смысла, каждое слово читая по отдельности или, наоборот, или произнося в беспорядке отдельные части фраз. Действительно, нелогично выглядит наставление "Брахмабинду-упанишады", трактующей о свойствах Брахмана или бытийствующего объекта восточной мысли, где говорится о том, что йогин должен приступать к йоге с помощью звука, пребывая при этом в высшем безмолвии, ибо благодаря пребыванию в безмолвии возникает бытие, а не небытие, т. е. возникает Брахман, не имеющий частей, неизменный, незапятнанный2. Нелогичность этих шлок устраняется тогда, когда мы понимаем, что под "высшим безмолвием" имеется в виду состояние глубокого медитативного сосредоточения, войти в которое помогает звук мантры "Аум". Последний — не только звук, но и пение, и безмолвное произнесение про себя этой мантры. Мантра "Аум", или "уддгиттха", является одной из наиболее почитаемых мантр. Уже в ранних упанишадах три звука этой мантры отождествляют как с главными богами — Брахмой, Вишну, Шивой, так и с тремя ведами. Символика мантры заключена и в несоответствии ее написания и произношения. Мантра пишется как один знак — долгое назализованное "у", а произносится протяжно в несколько долгих звуков: а-о-у-м. Религиозно-философская традиция трактует символику мантры как свернутую единичную истинность, заключающую в непроявленном виде проявления мира, т. е. как единичную множественность.
=== 256 ===
В изобразительном ряду символ представлен специальными медитативными диаграммами — мандалами и янтрами, которые сами по себе без расшифровки являются бессмысленными, хотя и строго упорядоченными геометрическими узорами. Так же как и мантра в звуковом ряду, они имеют свою множественную истинность и так же предназначены для вхождения в пространства, порождающие причинно-следственную и пространственно-временную парадигму. В современной математике есть понятие фрактальных, или самоподобных, множеств, которые при построении напоминают янтры. Например, кривая Коха строится путем самоподобия треугольников, вычерченных на предыдущем этапе. В пределе получается фигура с невероятно извилистой границей, длина которой практически бесконечна, хотя сама эта фигура занимает конечную площадь. Если создать компьютерную модель фрактального множества, то мы увидим, как такое множество воспроизводит себя в одних и тех же фигурах, повторяясь и не повторяясь одновременно. Это изображение позволит нам представить "работу" символа как такового. Вместе с тем, конечно же, символ — это не только и даже не столько символ как таковой. А.Ф. Лосев в статье "Логика символа" пишет, что "символ... есть такая конструкция, которая функционирует... обязательно как указатель на нечто иное, чем она сама"3. Я не совсем согласен с механистическим определением символа как конструкции, которая обязательно "функционирует", но сама мысль о том, что символ всегда указывает на нечто иное, чем он сам, представляется совершенно верной. Таким образом, вопрос заключается в том, чтобы понять: что это за "нечто", на которое указывает символ?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.011 с.) |