Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жертва в традиционной индийской культуре
Человеческое существо было частью Земли, неба, звезд, Луны, Солнца, т. е. конститутивной частью макрокосма, так же как и космос, как это ни покажется нам странным, представлялся частью человека. Эта метафизическая посылка лежала в основе всей прикладной и жертвенной магии, астрологии, мантических практик, психотехник, традиционной медицины. В Ригведе есть один странный с нашей точки зрения гимн о возникновении мира из огромного первочеловека пуруши. Этот тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша, который закрыл собою всю Землю и возвышался над ней, был принесен в жертву богами, мудрецами и аскетами, и в результате этого жертвоприношения был создан мир во всем его многообразии:
Этого перворожденного пурушу освятили как жертву на жертвенной траве. Им приносили жертвы боги, (те) кто были садхъи и риши. Из него принесенного в жертву было получено жертвенное масло. (Его) обратили в те существа, которые (обитают) в воздухе, в лесу, в селениях. Когда разделили пурушу, на сколько частей он был разделен? Чем стали его уста, чем руки, чем бедра, ноги? Брахманом стали его уста, руки — кшатрием. Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра. Жертвой боги совершали жертвоприношение; эти дхармы были первыми И им, могущественным, досталось небо, где ранее возникшие боги-садхъя6.
=== 123 ===
Нетрудно заметить, что вся традиционная культура пронизана архетипом жертвы; жертвоприношение носило в ней не только прагматический характер, когда, например, жертвователь просил у жреца долголетия, счастья, умножения богатства. и не только характер праздника всей общины, когда соседей и сородичей охватывало чувство экстатического единения друг с другом, а также с миром и сверхъестественными силами, управляющими этим миром. Довольно скоро — на индийском материале уже в Брахманах, т. е. в следующих за Ведами священных текстах, — жертвоприношения, особенно массовые, превратились в обряд величайшего таинства, когда жрецы, используя его мифомагические и мистические компоненты, воспроизводили первожертву, в результате чего мир рождался заново, в нем восстанавливались закон и порядок. Ритуал жертвоприношения, его мифомагическая и мистическая матрицы были самой древней формой искусства, культуры в обычном узком смысле этого слова. Это-искусство было жизненно важным для традиционного человека, члена племени, рода, общины, так как именно жертва устанавливала природно-общественную коммуникацию, упорядочивала и гармонизировала мир.
Человек традиционной культуры был уверен, что без регулярных, строго табуированных жертвенных ритуалов Вселенная перестанет существовать, произойдет разрушение космоса и наступит первозданный хаос. Широкий мир превратится в "амхасу", т. е. в мир беспорядка, мир хаоса, о котором человек всегда думал с отвращением и страхом. Таким образом, ритуал жертвоприношения выполнял важнейшую общественную функцию: именно он позволял человеческой общности и миру в целом выжить в условиях постоянной опасности, в природной среде и обстоятельствах жизни, экстремальных с современной точки зрения. Огромные пласты человеческой культуры, так же как и все традиционные религиозно-философские системы, имели в своих истоках, а многие сохранили в своем развитии мифомагические техники жертвенных ритуалов. Жертвенная практика являлась и до сих пор является неотъемлемой частью жизни Востока. В современных восточных обществах глава правоверной семьи постоянно совершает небольшое домашнее жертвоп-
=== 124 ===
риношение, восстанавливая тем самым гармонию и порядок в мире. В заключительной главе "Гиты" Кришна, имея в виду жертву как важнейший инструмент поддержания гармонии и справедливости в мире, говорит Арджуне: "И когда человек повторяет этот наш разговор о дхарме, жертву знаньем он мне приносит..."7. Шанкара считает, что из всех видов жертв жертва знанием — джнана яджна — является наивысшей. Почему? Потому что жертва знанием означает правильное знание священного закона и правильное его выполнение. В контексте "Гиты" это правильное знание означает правильное знание чудесного рождения и дела Кришны. (Вспомним: "Рождение и дело мое дивное, кто так знает доподлинно". Шлока 4.8).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.005 с.) |