Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миф как внутренняя форма культуры
Возвращаясь к вышесказанному, мы можем еще раз уточнить: культура действительно передается от одной культурной общности к другой и в рамках общности в знаниях о ценностях объектов культуры, которые субъективно представлены в акте веры, выступающей в качестве основного композиционного контура культурной целостности. Культура как закрепленная способность организованного в разумное и духовное целое пространства должна быть объективно достоверна и объективно ценностна. Достоверность ценностей культуры основывается на первичном субъективном познавательном комплексе вера-знание-ценность. Всякий объект культуры, взятый в одномоментном гносеологическом единстве, есть такой комплекс. Это подтверждается аксиологической мыслью и, в частности, определением ценности, данным Г. Гурвичем. "Ценность, — писал Гурвич, — есть априорный момент количественно-качественной положительной бесконечности, которая через среду определяющего и антиципирующего ее идеала находится в вечном переходе в качественно-положительную бесконечность"6. В традиционной культуре момент качественно-положительной бесконечности представлен во всем универсуме рассуждения культуры, т. е. во всем множестве ее истин, маркировок, знаков и пр., классическим мифом, который в этом смысле является внутренней формой культуры. Эта внутренняя формалистика определяет культуру как некую целостность, не сводимую к отдельным ее проявлениям и объектам и в то же время проявляющую себя в каждом из них. Я хочу еще раз напомнить, что здесь мы понимаем миф не как иллюзию, легенду или аберрацию сознания, а расширительно, как существенную часть культурного целого, кодирующую ее внутреннее пространство.
=== 194 ===
Миф, производящий в сознании стяжение традиционного познавательного комплекса вера-знание-ценность в единые акты сознания, является практически идеальной матрицей для передачи культуры, так как представляет собой ценность ценности, сакральную, табуированную ценность. Это стяжение сознания в точечные единства веры, знания и ценостей не означает какую-то ненормальность или "отсталость" сознания. В нашем контексте необходимо заметить, что это мифомышление представляет собой абсолютно нормальную, общечеловеческую процедуру помысливания, в которой происходит необычное с рациональной точки зрения событие: укоренение ценностного трансцендирования бытия сущего в поведенческую модель.
При этой трансцендентной редукции бытия ее эмпирическая проверка элиминируется из культуры интуитивным контактом с миром объективных качеств, интуитивно-целостным, т. е. образным, метафорическим (вспомним то, что мы говорили о метафоре) доверием к универсуму рассуждения культуры. Для того чтобы это понять, я приведу простой пример. Традиционный крестьянин перед началом посевных или уборочных работ совершал жертвоприношение, в котором он воспроизводил первомиф и его эзотерическое ядро, возвращался как бы к началу времен, к своему "аграрному" пуруше и просил сакральные силы помощи в своей работе. Обрядность, ритуалы, процедура могли быть различными. Например, в русской культуре аграрные первомифы воспроизводили языческие жрецы, а после обращения в христианство священники служили специальные молебны о даровании крестьянам обильных урожаев. Еще раз напомню, что актуальность мифа была не самой важной; важным было то, что появившиеся на полях всходы каждый раз подтверждали общиннику правильность сведения процедуры посевов, ухода за полем или сбора урожая к запредельному мифоэзотерическому ритуалу. Рациональная традиция видит здесь два внешне связанных культурных такта: мифоритуал и уход за полем. Материалистическое мировоззрение не усматривает здесь связи и считает мифоритуал заблуждением, ненужной тратой времени. Традиционная культура отчетливо видела внутреннюю связь этих явлений и не мыслила себя вне правильного мифоритуала, правильного жертвоприношения.
=== 195 ===
Мы, как правило, рассматриваем это как "отсталость", "несовершенство" традиционной культуры. Безусловно, грубости и варварства в традиционной культуре хватало, вспомним наши примеры с мифами племен вакуф и мбаясы. И таких примеров мы можем привести десятки и сотни. Однако дело не в этом.
Эссенция и экзистенция мифа Несмотря на грубость, дикость, кровожадность многих мифоритуалов, кровавые жертвоприношения, фетишизм и многое другое традиционная культура обладала гениальной интуицией относительно парадоксальной фундаментальности мифа для культурной реплики, а именно относительно того, что существование мифа суть самоусловия его бытия.
Поясним это положение. Говоря обобщенно, основная функция мифа — поведенческая. Если человек начинает верить в миф, он начинает вести себя так, как предписывает мифоритуал и соответственно в той или иной форме воспроизводит первомиф. Парадоксально верно и обратное положение: если человек начинает выполнять ритуал в полном объеме, предписанном мифом, он начинает верить в миф, т. е. существование, или мифоритуал, и сущность, или первомиф, соединяются воедино. За эту странную с рациональной точки зрения взаимообусловленность эссенции и экзистенции мифа "отвечает" эзотерическое ядро мифа. Мы здесь абстрагируемся от двух моментов. Во-первых, мы не берем в расчет специально воспитанный теоретико-понятийный способ мышления. При помощи рационального подхода и рациональной критики мифа вы можете как бы "разорвать" естественную связь традиционного познавательного комплекса и выйти в теоретическое пространство помысливания, которое предполагает иную легитимность понимания, чем мифомышление. Здесь я хочу подчеркнуть то, что говорил раньше: такой "разрыв" с мифом возможен только теоретически, но не практически. В жизни мы все равно остаемся мифическими существами. Во-вторых, в нашем рассуждении мы опускаем возможную неадекватность мифа, т. е. существование такого мифа, в котором нарушена социальная валентность. Например, если я буду призывать вас следовать какому-нибудь мифоэзотерическому
=== 196 ===
ритуалу племени апачей или уже упоминавшегося племени вакуф, вряд ли вы воспримете мои слова серьезно да и вряд ли я найду в языке способ объяснить вам, что это за ритуал, даже если я его знаю. Таким образом, из живой культурной целостности мы выделяем обычный работающий миф и нормального обычного человека. Если вы поверите в Бога, то вы должны будете выполнять религиозный ритуал, ходить в церковь, соблюдать религиозные праздники, посты и т. д. Это понятно. Любая религия требует определенной поведенческой парадигмы. Но вот что особенно интересно: если вы, даже не веря в Бога или же сомневаясь в его существовании, начнете скрупулезно выполнять предписанный мифоритуал какой-либо из признанных конфессий, адекватных той культуре, в которой вы живете, допустим, православной, то через некоторое время вы почувствуете себя христианином. Вы можете проверить это не только на примере Русской Православной Церкви, что в России, конечно, проще всего, но и на примере любой устойчивой религиозной общины в нашей стране. Главное здесь — действительное вхождение в экзистенцию мифа, т. е. неотступное, скрупулезное следование предписанному сакральному закону и священным церемониям и ритуалам. В этом случае вам наверняка откроется и эссенция мифа, т. е. сама сущность религиозной конфессии. Как мы можем объяснить это с метафизической точки зрения? Философия полагает субъектность бытия сущего. Бытие сущего субъектно, т. е. действительное бытие, то, что действительно есть, представляет собой бытие мыслящего человека, а сущее есть мыслящее существо. Философская традиция проявляет сущее как хипокейменон, субъектум или когито.
Почему когито эрго сум? Потому что действительное существование означает мышление. Я существую постольку, поскольку я мыслю, только тогда, вспомним начало нашего разговора, мы можем назвать вещи своими именами. Но ведь я сам, являясь идеальным субъектом, будучи способным помыслить идеальное, не являюсь субъектом в чувственной реальности. Я мысленно могу перенестись куда угодно. Я могу изучать прошлое, предугадывать будущее и в то же время я ограничен пространственными, временными, физическими,
=== 197 ===
социокультурными и другими условиями своего существования и как психофизического тела, и как социального индивида. Выше мы уже затрагивали эту тему, сказав, что человек свободен и несвободен одновременно. Я могу добавить теперь, что человек может очень многое узнать, постичь, проникнуть в суть вещей, погрузиться в их причины, однако о себе самом как сущем того же рода, что и окружающая его среда, он не знает самого главного: когда он перестанет существовать, когда умрет. Человеку известно, когда он родился, но далеко не все знают, для чего они родились. Нужно прожить жизнь, чтобы понять: правильно ли мы живем? В чем смысловая причина нашей жизни? Большинство современных людей не может с уверенностью ответить на вопрос, в чем же состоит главный смысл их жизни? Заблуждения человека относительно своей жизни, а равно и относительно своей смерти понятны и, более того, допустимы. Хабермас прав, когда утверждает, что человечество вымрет, если восторжествует крайняя степень самообъективации. Немногие могут преодолеть страх смерти. Я не беру экстатические состояния, когда человек об этом просто не думает, например, в пылу боя. Лишь поистине героические личности могут спокойно продолжать жить, если знают, что через какое-то время они обязательно умрут. Большинство людей гонят от себя мысли о смерти, так же как сомнения в своем благополучии или благополучии своих родных и близких, а равным образом и в благополучном существовании всего, что дорого человеку. Именно поэтому теологический язык, как подчеркивает Хабермас, обладает метакоммуникативными и апеллятивными свойствами. В религии, т. е. в конкретном историческом мифе, развернутом в конкретном языке культуры, человек может поладить с фактом своей смерти. Субъектность и пространственно-временная ограниченность человека, парадоксальные в своем взаимоединстве, являются родовой человеческой характеристикой, выражающей трагедию субъекта. Первотрагедия утраты бесконечного сущего, укорененная в человеческом сознании, зафиксирована в мифе.
Поэтому древнегреческие мифы являются классическими примерами мифа. Любая традиционная культура создает мифы
=== 198 ===
в форме былин, легенд, баллад, саг, сказок и т. д., т. е. как отдельный мифический жанр. Но именно "мютос" создается древнегреческой культурой, которая также вырабатывает саму идею субъекта. Закономерно, что специфическая символизация мифа "по-гречески", его театрализация, порождает трагедию, сохранившуюся до сих пор. Мы испытываем интерес к трагедии, т. е. к театрализованному "мютосу" потому, что верим в свою субъектность и ее мифологическую разрешенность. Огрубленно говоря, мы ощущаем проблему Эсхила или Гамлета постольку, поскольку чувствуем себя мифическими субъектами. Таким образом, дополняя наблюдение Хюбнера, можно сказать, что в истоке мифа как кодокомпонента лежит не только идея начала, выраженная в священном законе, но и экзистенциальная драма осознания бесконечным сущим своей физической, ограниченной телесности и попытка преодолеть эту драму. Сущее, проживая экзистенцию мифа, решает онтологичес кое противоречие телесного индивида, создавая такую структуру сознания, экзистенциальная и эссенциальная стороны которой взаимообусловливают друг друга. Именно поэтому человек, начиная верить, входит в экзистенцию мифа и, "живя" в мифе, связывает себя с эссенцией мифа, т. е. с его сущностью. Значит, сущее создает миф, т. е. рассказ о богах? То есть как бы придумывает его? Или миф — это действительный рассказ о действительных событиях? Каждый из этих вопросов имеет и положительный, и отрицательный ответ. Здесь мы попадаем в ситуацию параконсистентной логики, которая, кстати говоря, имеет индийские корни. Известный прием умозаключения, называемый чатушкоти, гласит: "Мудрецы умирают после смерти, мудрецы не умирают после смерти, мудрецы не не умирают после смерти". Каков же ответ? Ответ содержится во всех трех позициях: "Да", "нет", "да и нет".
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.014 с.) |