Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значения мифа и метафоры в текстеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Помимо своего обычного значения конкретного вопроса о конкретных действиях это вопрошание имеет и сакрально-мифологический коннотат. Как вы знаете, с этого вопроса начался современный период русской истории, принесший России невиданные страдания, катастрофы, падение в моральную пропасть. Положенный в начало этого периода вопрос "что делать?" означал потерю традиционных мифологических ориентиров целыми поколениями образованных людей в России. Необходимо подчеркнуть, что, совершая поступки, мы всегда полагаем что-то как ценностное знание и верим в это полагание, т. е. всегда полагаем что-то в мифе. Я, продолжая лекцию, полагаю, что я ее закончу. Я полагаю, что вы меня понимаете, и т. д. Куда я это "полагаю"? Я "полагаю" это в миф. Я верю в то, что я знаю, и это представляет для меня ценность. Можно сказать и так: я верю в ценность того, что я знаю. Из-за моей способности верить, знать и ценить происходят эти события, эти полагания, которые становятся действительными в тексте. В тексте традиционной культуры они удерживаются понимающей метафорой как формой традиционного текста. С этой точки зрения суждение "я — человек" уже, как это ни покажется странным, представляет собой мифометафорический текст. Его смысл с учетом того, что сказано выше, можно развернуть таким образом: я верю в то, что я живу как человек, я знаю то, что я живу как человек, я ценю то, что я живу как человек. "Жить как человек" — это понимающая метафора. Она включает многообразие коннотаций культуры, которые по существу и есть человеческая жизнь. Причем смысл этого мифометафорического текста может меняться существенным образом "внутри" того же текста в зависимости от того, что человек имеет в виду, с какой внутренней интонацией он это говорит. Можно сказать: "Я — человек" с оптимистической интонацией, т. е. зная, будучи уверенным в том, что я живу как нормальный, преуспевающий, всем довольный человек. Можно сказать то же самое с грустной интонацией, и это будет означать: я не верю в то, что я живу нормально; моя жизнь тяжела, и я не знаю, ради чего стоит жить. Такое высказывание может быть
=== 187 ===
началом трагического сюжета о крахе или, наоборот, о возрождении личности; началом рассказа о жизни человеческой общности, класса, нации или целой страны. И все это в "свернутом" виде может находиться в крохотном мифометафорическом тексте "я — человек". При этом я вовсе не утверждаю, что интерпретация суждения "я — человек" как мифометафорического текста единственно возможная. Это одна из возможных интерпретаций, которую мы можем включить в полисемию данного высказывания (вспомним Рикера). Она позволяет прояснить понимание мифа для нашего дискурса. Миф, как и метафора, проявляет себя в самой неожиданной ситуации. Миф может быть и точечным единством веры-знания-ценности для конкретного события конкретного дня человеческой жизни, как в нашем примере с чашкой кофе. И миф может быть единством веры, знания и ценностей целой культуры, как в нашем примере с законом кармы, позволяющем сохранять и передавать дух саттвы. Как мы уже говорили выше, принося жертву, идеальный деятель мифа, выступающий в текстуальности мифа как его конкретный протагонист, — Кришна, Арджуна, или, например Рама — устанавливает размерность бытия культуры, порядок ее долженствований, иерархию ее космоса. При этом имеются в виду не только трансцендентные или эзотерические события мифа, но и самые обычные и вместе с тем необходимые события, действия, поступки, создающие в мире порядок самого порядка, законы самих законов. Я хочу подчеркнуть, что любой человек действует в соответствии с тем мифом, в котором он живет как человек. Вот эта совокупность мифов в мире культуры и создает реально действующий порядок и реально действующие законы. Вы прекрасно знаете, что в реальной жизни действуют не совсем те или совсем не те законы, которые декларированы официально. "По жизни", как сейчас говорят, действует некая совокупность официально объявленного порядка и порядка, сложившегося стихийно. К тем примерам ложных высказываний, оценок и самооценок, которые приводились выше, я могу добавить, что лжец, мошенник, проститутка, убийца, поступая скверно, отвратительно, развратно, бесчеловечно, достаточно искренне счита-
=== 188 ===
ют себя неплохими людьми, вынужденными поступать плохо в силу ряда обстоятельств. В чем причина этой моральной слепоты? В социальной действительности? В пороках воспитания? В причинах душевного склада? Безусловно, и в этом тоже, но не только в этом. Трагедия сообщества людей состоит в том, что любой человек действует в соответствии с тем мифом, в котором он живет. Другими словами, в мифе человек всегда действует по совести. Как это понимать? И плохие, и хорошие люди действуют в соответствии с вестью, полученной от мифа. Человек как родовое существо является разумно-духовным существом всегда, но его разум и дух определяются мифом, символически оформляющим традиционный веровательный, знанческий и ценностный комплекс познающего субъекта. Существуя в мифе, человек живет по той духовно-разумной вести, которую он получает от мифа. Совершая свои действия разумно и духовно, человек сообразует их с теми знанием, ценностью и верой, которые дает ему миф. В этом заключен не только трагический, но и оптимистический момент человеческой общежительности, так как из мифа могут быть почерпнуты величайшие достижения духа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.007 с.) |